Схема самоанализа логопедического занятия.




Анализ и самоанализ логопедического занятия.

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.
Предлагаемые схемы предназначены для логопедов, работающих в ДОУ.
Схема анализа логопедического занятия
ФИО логопеда
Город (район) ДОУ № дата
Анализирующий
Цель посещения
Этап работы
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема
Возраст, количество детей
1 Место данного занятия в системе занятия по теме.
2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.
3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
4. Анализ целей и задач занятия:
правильность постановки;
соответствие содержанию занятия;
единство коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задач;
способы постановки и доведения до детей (ребенка);
степень достижения.
5. Анализ структуры и организации занятия:
— соответствие теме, цели, задачам;
— основные этапы, их логопедическая последовательность и взаимосвязь,
—четкость перехода от одного этапа к другому,
— целесообразность распределения времени между этапами занятия,
— наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом,
—продолжительность занятия и его этапов,
— соответствие фактического кода занятия запланированному,
— отступления от конспекта, их причины
6 Анализ этапов занятия
— содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу,
— соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей),
— адекватность выбора речевого материала задачам занятия;
— методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия,
— реализация дидактических принципов обучения,
— эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО,
— степень усвоения нового материала,
— подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка)
7 Оценка коррекционной направленности занятия
— смена видов деятельности.
— своевременное и качественное проведение физкультурных пауз,
— посильность речевого и дидактического материала,
— разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и
приемов обучения,
— соответствие использованных методов и приемов возможностям детей (ребенка),
— включение заданий с опорой на несколько анализаторов,
— индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми,
— доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда,
— упражнения на развитие - общей и тонкой моторики
8 Анализ работы и поведения детей на занятии
— общая оценка работы группы (ребенка),
— активность детей (ребенка) в процессе занятия,
— устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах,
— особенности речевой и неречевой деятельности детей (ребенка),
— формирование у детей (ребенка) общеучебных и специальных умений и навыков,
— степень сформированное™ структуры деятельности,
— выполнение единых требований,
— качество выполнения заданий детьми (ребенком),
— умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях,
— степень овладения практическими навыками
9. Личность логопеда:
знание материала занятия;
владение методами и приемами работы на занятии;
осуществление коррекционных приемов обучения;
умение использовать методические пособия;
речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
— мастерство педагогического общения.
Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные
проверяющим.
Результаты занятия:
достижение цели, задач занятия;
оптимальность обучающих действий логопеда;
тенденции в речевом развитии и коррекции детей (ребенка);
оценка занятия в соответствии с возможностями детей (ребенка);
— качество знаний, умений,
навыков, полученных детьми (ребенком).
Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов;
Недостатки занятия:
диагностика причин;
предложения по их устранению;
14. Общие выводы и предложения;

Схема самоанализа логопедического занятия.

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.
2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
3. Характеристика логопедом ребенка (группы).
4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.
5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданийи упражнений, выполненных
детьми на занятии.
6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.
7. Удовлетворенность или не удовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).
8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.
9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.
Этот перечень вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. На наш взгляд, возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: