Традиционная музыкальная культура чувашского народа




Во многих исследовательских работах отмечалась особая наклонность чувашей к пению. "Слух у них по большей части хорош… Голос редко бывает сильный, но почта всегда пригодный для пения". "Среди чувашей нередко можно встретить лиц с очень хорошей музыкальной памятью, знающих не один десяток народных песен".

Песня в жизни чувашей занимает огромное место. Чуваш нар музыка звучала во времена всех важных событий жизни семьи, на языческих и христианских праздниках, во время разл обрядов и увеселений.В песнях отражаются вековые ожидания и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима.космонавт Андриян Николаев сказал: «Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет быть его настоящим сыном. Пусть даже возникнут трудности с материнским языком. Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в их памяти».Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве.песни впитали высшие ценности, ориентированные на добро, счастье человека.Песне присуща высокая поэтизация всех сторон жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.

Первыми собирателями и исследователями чувашской песни были А.Риттих и В.Мошков. Они публикуют первые чувашские мелодии, записанные ими, в конце 19 в. Настоящая же работа по записыванию и исследованию чувашского фольклора началась в 20в. когда это стало делом чувашских исследователей В.Воробьева, Г.Лискова, композиторов и музыковедов — Ф.Васильева, Ю.Илюхина, М.Кондратьева.

Основная масса чувашского населения до ХХ в – крестьяне смноговековым укладом, представлениями, традициями. Исследователи выявили такие черты, как:особое трудолюбие и прилежность. Чуваши считали, что человек не может существовать не работая.отличались неприхотливостью, не стремились к роскоши.Вот выдержки из трудов этнографов, которые писали о жизни чуваш. «Кто бывал в чувашской стороне, тот не мог не заметить, что чуваши смышленые, усердные, отличные земледельцы… И хлеба, и скота, и пива, и меду всегда было вдоволь. Одними остатками годового запаса доброй семьи можно бы, целый год прокормить два немецких крестьянских семейства. Тот, у кого съестной провизии заготовлено всего на один год, считался уже недостаточным крестьянином. А совершенно бедных людей, между ними не было и нет. Никогда, ни в деревне, ни в городе, не увидите вы нищего» (В. А. Сбоев).

Чувашское население проживало в древности племенами. с 10 в в составе Волжской Булгарии. В 14 – сер. 16 века в составе Золотой Орды и Казанского ханства. В дальнейшем в составе Казанской губернии и соседних губерний Российской империи. У них не было своей особой территории, своего государства, тем не менее, исследователи отмечали их особую привязанность к родным местам, своей семье.Чуваши всегда ценили свои обычаи, музыку, языкЭта преданность проявлялась в патриотизме чувашей.Когда наступали общенародные бедствия (война, голод, повальные болезни), в чувашских деревнях прекращались увеселения не только в среде взрослых, но и подростков и детей.

Сдержанность присущи чувашскому менталитету и языку. Даже самые сильные чувства старались не проявлять, не беспокоить окружающих. Обычно чувства выражались в песнях.Человек, единственный из всех живых существ обладающий речью, должен беречь язык и не допускать туда плохие слова, Есть особенная деликатность в отношениях.избегают сказать кому-либо грубость, что-либо обидное, унижающее, оскорбительное. В чувашских песнях нет никогда ничего циничного, грубого, неприличного. Они глубоко религиозны, целомудренны, нравственны.Многие исследователи отмечали высокий художественный вкус чувашей, их музыкальность, способности к искусствам и творчеству.

«Из числа инородцев чуваши, как кажется, самый музыкальный наиболее любящий музыку народ. Из других инородцев, кроме татар, редкий мог пропеть песни своей родины: большинство или не знало их вовсе, или забыло, тогда как среди чувашей мне не доводилось еще встретить ни одного, который не пел бы своих родных песен» (В.Мошков, ученый этнограф, конец XIX века).«…В 90х годах XIX в. в ресторанах Нижегородской ярмарки чувашские гусляры выступали с неизменным успехом. Им заказывали популярные русские мелодии, а они их моментально воспроизводили. Многие поражались тонкому слуху чувашских гусляров» (В.Егоров, ученый филолог).«Утонченность подготовки хора и оркестра такова, что слух чувствует ее сразу… Удивительный слух у чувашей!» (Газета «Симбирянин», 1913).«…летом, проезжая ночью, я видел чувашский хоровод, следя за ним незаметно, спрятавшись за ветряную мельницу, с 11 часов ночи до 3 часов утра. Молодежь (парни и девушки), построившись в две колонны, одна побольше, другая поменьше, стройно, красиво, с одушевленными песнями водили хороводы. Пение было прекрасное, танцы изящные.я без слез не мог видеть эту картину.(И. Яковлев).Все, что было неестественным, не сообразным природе, чуваши считали безнравственным. Человек должен уметь управлять собой и не покоряться дурным привычкам — пьянству, курению,. Сильно осуждалось распущенное поведение, как мужчин, так и женщин. Поведение девиц и женщин чувашских может назваться примерным» (П.Аноров, 1838).

К страшным и недопустимым чувашским традициям относили тип шар — самоубийство из-за сильной обиды. Человек не сам решает, когда ему приходить в этот мир, и он по своему решению не имеет права уходить из этого мира.

Создание мира по представлениям предков чуваш. Вселенная вечна, всегда существовала и будет существовать.Вселенная имеет создателей — одно или несколько божеств. Например, как и у многих древних народов, великая богиня-мать.В некоторых мифах первоначальный мир представлялся в виде хаоса, абсолютного беспорядка, смеси воды и огня, тьмы и света, времени и пространства... Затем божества приводили мир в порядок — сначала создавали огонь и воду, землю и воздух-небо, потом — светила, звезды, растения, животных, людей, разные вещи, обычаи и т.д.Во многих мифах рассказывается, что сначала в мире ничего не было, кроме воды в виде бескрайнего океана. Затем из него выделилась земля. Утка или другое существо достало изпод воды кусочек ила, и из этого образовалась земная твердь. Следующим этапом созидания мира было отделение неба от земли. По древним представлениям чувашей, небо было очень низкое, и его рукой можно было достать с крыши дома. Но люди запачкали небо, и оно, обидевшись, поднялось наверх.

Устройство мира. По древнейшим представлениям чувашей, вселенная состоит из трех миров (слоев):

1. Верхний мир. Состоит из трех или семи слоев, на которых обитают верховные боги и добрые духи, небесные светила — солнце, луна, звезды.

2. Светлый мир. В этом мире живут люди и животные. В центре мировая гора. На ней растет дерево мира. Крона дерева достигает верхнего мира, корни уходят в нижний мир. Своими ветвями, упирающимися во все углы мира, оно поддерживает небесный свод.

3. Нижний мир. Он состоял из трех или семи слоев и представлялся как остаток хаоса, где в нижних слоях обитали злые духи, чудовища.

В древней религии чувашей существовало множество божеств и духов. (около 2000.) Среди них выделялись главные божества.Главным божеством был бог неба и создатель вселенной — Турă=Тенгри. По представлениям чувашей, сразу после рождения у человека появлялись два пирĕшти (ангела). Один записывал все добрые дела человека, другой — злые.

Главным злым духом был Шуйттан=шайтан, его помощниками — дух смерти, разные змеи —и др. чудовища. Все эти существа могли проникать в светлый мир и творить зло. Во многих народных сказках существует сюжет о битвах богатырей и драконов.

Многие существа-духи становились героями сказок и песен.

Чтобы вернуть в мир порядок или отблагодарить божества за благополучную жизнь, чуваши проводили обряды чÿк. —обряд моления с жертвоприношением. Чÿк обычно проводили всем родом, целой деревней или несколькими деревнями.Самым многолюдным был обряд Аслăчÿк. Обычно он проходил раз в 9 л. На него собирались жители близлежащих деревень, могли прийти несколько тыс чел. Обряд чÿк представлял собой торжественное и возвышенное действо, а в глубокой древности во время таких обрядов звучала специальная сакральная музыка.В каждой народнойпесне отражались представления людей о мире, событиях.

В старинной народной культуре, как и в природе, соблюдался принцип единства эстетического и утилитарного — что удобно, то и красиво, что красиво, то и удобно. У многих народов в древности новый год начинался весной. Большинство тюркских народов до сих пор справляет праздник нового года в день весеннего равноденствия. По чувашским поверьям, как и по традициям многих народов, весной наступал новый год. Но перед его наступлением обязательно нужно было вспомнить, почтить своих предков. Этому посвящался обряд калăм. Вечером собирались в доме старшего родственника. В молениях приглашали предков за стол. После начинался пир и веселье с песнями и танцами. В последний день калăм проводили специальный обряд изгнания злых духов, болезней, всей нечистой силы. Сс музыкой, танцами, песнями, криками, шумом обходили всю деревню. На следующий день молодежь, дети и старики собирались на краю деревни встречать первый восход нового года. В момент восхода старики призносили молитвы.Затем дети ходили с песнями и добрыми пожеланиями по домам, Весь день дети веселились, играли.Взрослые ходили в гости к родственникам и соседям: пели, танцевали.

Одним из древнейших весенне-летних обрядов чувашей, в измененном виде сохранившийся до наших дней, был Акатуй.Его проводили всей деревней или несколькими деревнями сразу, и в каждой местности были свои особенности.

Один из самых торжественных обрядов-праздников древних чувашей был осенний праздник чÿклеме (сăрачÿк). На чÿклеме пели знаменитую песню «Алран кайми» — гимн чувашского образа жизни.

После торжественной и долгой молитвы начиналось веселье с музыкой, песнями, танцами. Венгерский ученый Д.Месарош писал: «Они целыми ночами поют одна другой прекрасней пирушечные гостевые песни, самые душевные и самые милые произведения чувашской народной поэзии. Само пение тут не только дело естественное, но даже является долгом каждого. Хозяин бы обиделся, если кто-нибудь из гостей ушел, не исполнив ни одной песни.

Праздником, связанным с зимним солнцеворотом (когда самые короткие дни в году — 21—22 декабря), был сурхури,.Дети ходили по домам с песнями и пожеланиями. Обойдя деревню, ребята собирались у кого-нибудь дома, угощались, рассказывали сказки, пели, плясали.

Исследователи отмечают очень развитую народную музыкальную культуру чувашей. В древности ни одно обрядовое действие, праздник, какое-нибудь событие, часто даже игры детей не проходили без музыки.Среди всех поволжских народов чуваши выделялись большим количеством муз инструментов. Ученые считают, что мн инструменты, бытующие в Поволжье, были привнесены предками чувашей. Тем более, что с принятием мировых религий — ислама и христианства — мн нар рус, татар башк инструменты были утеряны. Всего их более 50. По способу извлечения звука 4 группы:1. Духовые которые звучат при помощи выдуваемого воздуха.

2. Струнные— звук создается дребезжанием струн.

3. Мембранные— у этой группы деталью, с помощью которой извлекают звук, является мембрана — натянутая пленка, обычно из кожи.

4. Самозвучащие— эти инструменты звучат, когда их приводят в движение: трясут, вертят и т. п.

Духовые подразделяются на три подгруппы: язычковые, флейтовые и мундштучные.

1. Язычковые, например, надрезанный на трубке из гусиного пера. Воздух вдувается в трубку — язычок дребезжит, и получается звук.Шăпăр — особенный обрядовый инструмент, обязательно использовавшийся на свадьбах. Этому инструменту и музыканту приписывали волшебные свойства. Таким же обрядовым инструментом был сăрнай. Его воздушный резервуар изготавливали из цельной шкурки козленка или теленка. В инструменте сĕрен также использовали пузырь животного.Из глины лепили тăмсăрнай. Своеобразной губной гармошкой был тута купăсĕ, звучащими язычками служили полоски бересты.В летнее время из трав, стеблей и стручков растений дети мастерили для себя музыкальные игрушки

2. Флейтовые. Нăй, шăхлич, изготавливали из трубчатых растений или из древесины. Для палнай использовали несколько таких трубок. Любимой детской музыкальной игрушкой был забавный тăмшăхлич в виде птиц, коней и т. п.

3. Мундштучные Военным музыкальным инструментом, изготовлявшимся из металла, был кавал. Похожий инструмент, но из рога,. Древняя металлическая нахра использовалась в особо торжественных случаях. Ее длина могла быть до 2—3 метров. Более длинной могла быть труба из древесины и коры,.

Струнные музыкальные инструменты подразделяются на две подгруппы:

1. Смычковые. Для игры на этих инструментах необходим смычок.Самым известным и широко применяемым инструментом на всех чувашских праздниках был купăс и его разновидности.

2. Щипковые. На этих инструментах играют, перебирая струны, «щипая» их.Самый мелодичный инструмент, на котором с удовольствием играли девушки — чувашские гусли кĕсле. Меньшим размером отличались тăваткалкĕсле. Инструментом, подобным гуслям, был трĕнчел. Широко известный у тюркских народов инструмент — тăмра.

Мембранные музыкальные инструменты делятся на две подгруппы:

1. Ударные. К ним относятся разные барабаны и бубны (тункăр). Для барабанов обычно использовали шкуры собак.

2. Мирлитонные. К этой группе относится тура купăс — расческа с полоской бересты.

Самозвучащие музыкальные инструменты делятся на две подгруплы:1. Щипковые. Единственный представитель этой группы, широко распространенный в Азии и Сибири — купас - кубыз.2. Ударные. К ним относятся разные колотушки, трещетки, колокольчики, бубенцы и т. п.

Ближе к XX в в обиходе мн нар Поволжья появилась гармоника,. Название наиболее распространенного среди чувашей музыкального инструмента — скрипки (купăс) перешло в название гармоники. В первые десятилетия советской власти на изготовление некоторых нар муз инструментов требовалось специальное разрешение властей. Поэтому стали использовать ложки, вальки, бутылки с водой, печные заслонки и т. п.

Самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.

Свадьба была большим праздником.И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы. Обязательно приглашали несколько музыкантов, которые порой составляли целый оркестр.Во время одевания невеста пела песни-причитания.Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Затем невеста вместе со своими родными, подругами под музыку скрипок, барабанов с песнями и танцами отправлялись в гости к родственникам. Они сажали гостей за стол, вместе с ними пели, плясали, напутствовали девушку, прощались с ней.

В доме жениха звучали барабаны, скрипки: все пели и плясали, угощались. Жених навещал своих родственников. Вместе с музыкантами, объезжали всю деревню и другие деревни. У каждого родственника угощались, пели, плясали, К невесте вместе с женихом ехал шумный, веселый, музыкальный и нарядный свадебный поезд — нескольких десятков подвод и множество всадников, несколько сот чел.Перед воротами дома невесты могли петь песню-диалог. Вперед выступал солист и произносил длинную своеобразную песню-речь. После такого приветствия гостей приглашали в дом. Во дворе звучала музыка.В это время невеста с подругами сидела в амбаре или в доме родственника. Там тоже звучала музыка, пели и плясали. Затем, невесту приводили в дом, где ее благословляли родители. Невеста прощалась с родными и родиной — исполняла печальную песню-плач. Обычно во время исполнения этой песни даже мужчины с трудом удерживались от слез. Слова этой песни-плача каждая девушка слагала по-своему.Почти вся деревня провожала невесту за околицу. Все эти события проходили при обязательном звучании муз.инструментов.

После свадьбы породнившиеся семьи несколько раз ездили друг к другу в гости. На этом веселье (или через 40 дней) молодожены впервые после свадьбы могли петь и плясать. «Это было такое оригинальное и пение, и зрелище, какого я никогда не видел. То есть видел на сцене, в балете, в опере, но это не был ни балет, ни опера, а жизнь. Большой круг плавно и медленно двигался; девушки шли одна за другой.был естественен и непередаваемо красив этот хоровод молодых. Что опера, что романсы?! Разве передадут они этот аромат вечно молодой весны и нежной тоски о проносящихся веках? Разве передадут эту песнь народа две тысячи лет сквозь всю тоску проносящего с собой яркий образ прежней жизни? Разве можно выдумать такую песнь?» - писал Н.Г. Гарин-Михайловский

"Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров", - сказал в конце XIX в патриарх духовного возрождения чуваш И.Я.Яковлев. Фраза эта стала крылатой, потому что отразила любовь и гордость, которыми окружал народ свои духовные ценности. Примером архаики может послужить чувашская народная музыка. Попав в поле зрения европейски образованных ценителей в XIX в., она сразу же предстала как "песнь народа, две тысячи лет сквозь всю ломку пронесшего с собой яркий образ прежней жизни".венгерского музыканта 3. Кодая. Сравнивая старинные венгерские и чувашские напевы, пришел к выводу, что чувашская музыка весьма важна для познания древних истоков его родной музыкальной культуры, ибо она "углубляет наши знания о самих себе. У нас общие предки, от которых мы отошли дальше вследствие того, что развивались под влиянием большего числа и сильнее отличавшихся факторов. Чувашская музыка тоже не могла сохраниться без изменений на протяжении почти полутора тысячелетий, но она осталась больше похожей на древнюю"Отношения чуваш к музыке и пению ярко раскрывается в легендах, сказках, преданиях и пословицах. В них говориться, например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она была неразлучна с ним в труде, и на отдыхе, что она делила с народом и горе, и радость: "Люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня грустит…"В образной форме рассказывается о том, как добрая песня сопутствовала народу в тяжелые, беспросветные годы его существования, как помогала она бороться против зла и несправедливости, против угнетения и произвола, как окрыляла народ, вселяя в его душу непобедимую силу и вечную молодость.И как бы в благодарность этому чувашский народ сложил немало песен о песне, в которых люди обращаются к ней, как к своему лучшему другу - вечному спутнику жизни. Без нее жизнь чувашина пуста, бесцветна, для него песня - язык души



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: