Сочинения по наблюдениям могут быть разного типа:
1. Описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению:
«Яблоко», «Часы», «Кукла», «Наша Мурка»,
2. Описание по прошлым наблюдениям:
«Липа весной и осенью». (Дополнительная, осложняющая задача-элемент сравнения)
3. Описание трудового процесса:
«Как сделать скворечник», «Как мы сажали деревья».
4. Описание картин природы, сложных предметов, явлений:
«Наша улица утром», «В магазине игрушек».
Виды подготовительных упражнений (запишите):
1) составление отдельных фрагментов, зарисовок;
2) устные описания предметов по наблюдению;
3) устные зарисовки (фрагменты сочинений);
5) слова-опоры;
6) свободные высказывания детей;
7) составление плана.
Подготовительная работа может проводиться на уроках чтения,
природоведения, музыки, изо (после коллективного обсуждения выписывают отдельные предложения, словосочетания, небольшие отрывки, в которых красочно и образно описаны изменения в природе, занятия людей, их настроение, деревья и т. д.).
Примерные этапы урока сочинения по наблюдению (запишите)
1. Обсуждение темы и целей сочинения.
2. Беседа о том, что учащиеся наблюдали во время экскурсии, что им особенно запомнилось.
3. Составление плана и запись его в тетради.
4. Речевая подготовка.
5. Составление учащимися фрагментов текста по пунктам плана. Построение отдельных предложений.
6. Оформление текста в тетради. Индивидуальная помощь учителя.
7. Проверка учащимися своих работ, исправление ошибок, редактирование текста.
8. Анализ урока
Тема: «Пришла, рассыпалась…»
Цель:
- систематизировать наблюдения о красоте зимних явлений;
- создать условия для развития умения в изложении мыслей по теме;
- воспитывать чувство прекрасного.
Средства обучения: толковый словарь, орфографические словари
П.И. Грушникова, репродукции картин «Зимняя сказка», «Московский дворик» Д.Я.Александрова, «Зимний пейзаж» И.Э. Грабаря, музыкальный фрагмент из цикла «Времена года».И.Чайковского, опорные слова, памятки, тетради-помощницы.
І. Актуализация знаний
- Какое время года нас всех приятно удивило и порадовало?
II. Беседа в целях упорядочения и накопления материала
1. Работа над стихотворениями
Послушайте отрывок из стихотворения и подумайте, кто из поэтов так просто и в то же время необычно сказал о зиме:
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
- Какие образные выражения использовал А.С.Пушкин в стихотворении?
- Какие вы подобрали отрывки о зиме? Есть ли в них образные выражения?
1) Под голубыми небесами 2) Поет зима – аукает,
Великолепными коврами, Мохнатый лес баюкает
Блестя на солнце снег лежит; Стозвоном сосняка. (С.Есенин)
Прозрачный лес один чернеет, 3) Снег летает и сверкает
И ель сквозь иней зеленеет, В золотом сиянье дня,
И речка подо льдом блестит. (А.С.Пушкин) Словно пухом устилает
Все долины и поля. (С.Дрожжин)
-Так кого же собой олицетворяет зима?
- В образе кого вы бы представили зиму? (в образе невесты, нежной королевы).
- Почему? Объясните.
- Эти образные выражения украсят ваше сочинение.
2. Беседа по репродукциям картин
- Кто может без слов показать красоту природы?
- Предлагаю вашему вниманию репродукции картин двух художников Д. Я.Александрова и И. Э. Грабаря.
И.Э.Грабарь. Зимний пейзаж Д. Александров. Зимняя сказка
- Какая тема объединяет эти репродукции?
-Какими красками изобразили художники небо?
- На первой репродукции – холодными. Небо в тучах. Оно пасмурное. А на второй
более теплыми красками, а по цвету оно бирюзовое. Небо высокое.
- А на третьей репродукции? (Небо голубое. Немного облачное. Теплое.)
- Так что же можно сказать о красках неба, сравнивая эти репродукции?
- А кто из вас наблюдал за небом? Что вы заметили?
3. Слушание музыкального фрагмента
- Поэты и писатели передают своё отношение к природе при помощи слова,
художники рисуют картины, а композиторы – при помощи музыки.
Послушайте фрагмент из цикла “Времена года” П. И. Чайковского. Во время
Слушания можно пофантазировать и встретиться с зимой. А вот где и как вы
решите сами (в лесу, на улице, в парке…).
III. Составление плана
1. Небо.
2. Солнце.
3. Снег.
4. Настроение.
ІV. Речевая и орфографическая подготовка
- Какое небо зимой?
(На доске появляется цепочка слов - небо - голубое, бирюзовое, ясное, холодное…)
- А солнце? Какое оно бывает зимой? Вспомните, что вы наблюдали?
(На доске появляется цепочка слов – солнце – яркое, ослепительное, тусклое…)
(2-3 человека зачитывают свои наблюдения).
- А что же самое главное в зимней красоте? (снег)
- А как нам толкует это слово словарь?
- Снег – это атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой. Какого он цвета?
- А встречались ли вам стихи, в которых поэты тоже увидели снег не только белым?
- А снежинки? Какие они? Кто наблюдал? Деревья?
(На доске появляется цепочка слов: снежинки – хрупкие, ажурные, нежные, красивые)
- Расскажите свои наблюдения.
- А теперь, внимание. Какая же изученная часть речи обогащает наш язык, делает выразительным?
- Эти слова вам помогут в сочинении. Как их можно назвать? ( опорными).
Есть предложение пополнить нашу лексическую кладовую словосочетаниями, которые могут быть использованы в сочинении и украсят ваш текст. А что нужно помнить при составлении словосочетаний?
- Правильно. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетаниями.
Самостоятельная работа в группах.
1 группа – составьте словосочетания с использованием опорных слов.
2 группа – выпишите из словаря словарные слова по теме “Зима”.
3 группа – работа с толковым словарем Е. Леоновича со словом снег, подбор синонимов к слову метель.
4 группа – используя личные наблюдения, составить устно текст по теме урока «Пришла, рассыпалась…», отметив необычное, самое интересное в зимней природе.
Предполагаемые словосочетания: снежное кружево | Словарные слова: февраль январь |
падает хлопьями | лисица |
искрится на солнце | медведь |
кружились вихрем | заяц |
опускаются медленно | вороны |
белое покрывало | воробьи |
пушистый снег | сороки |
большие сугробы | снегири |
наряд невесты | декабрь |
Написание сочинения
- Вы фиксировали свои наблюдения о состоянии природы зимой, увидели ее необычные краски, слушали музыку, рассматривали репродукции картин, читали отрывки из стихов и нашли образные выражения, составляли словосочетания и вспоминали словарные слова. Надеюсь, что вся проделанная работа вызвала у вас творческий интерес, создала хорошее настроение и поможет написать сочинение.