Сочинения по наблюдению.




Сочинения по наблюдениям могут быть разного типа:

1. Описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению:

«Яблоко», «Часы», «Кукла», «Наша Мурка»,

2. Описание по прошлым наблюдениям:

«Липа весной и осенью». (Дополнительная, осложняющая задача-элемент сравнения)

3. Описание трудового процесса:

«Как сделать скворечник», «Как мы сажали деревья».

4. Описание картин природы, сложных предметов, явлений:

«Наша улица утром», «В магазине игрушек».

Виды подготовительных упражнений (запишите):

1) составление отдельных фрагментов, зарисовок;

2) устные описания предметов по наблюдению;

3) устные зарисовки (фрагменты сочинений);

5) слова-опоры;

6) свободные высказывания детей;

7) составление плана.

Подготовительная работа может проводиться на уроках чтения,

природоведения, музыки, изо (после коллективного обсуждения выписывают отдельные предложения, словосочетания, небольшие отрывки, в которых красочно и образно описаны изменения в природе, занятия людей, их настроение, деревья и т. д.).

Примерные этапы урока сочинения по наблюдению (запишите)

1. Обсуждение темы и целей сочинения.

2. Беседа о том, что учащиеся наблюдали во время экскурсии, что им особенно запомнилось.

3. Составление плана и запись его в тетради.

4. Речевая подготовка.

5. Составление учащимися фрагментов текста по пунктам плана. Построение отдельных предложений.

6. Оформление текста в тетради. Индивидуальная помощь учителя.
7. Проверка учащимися своих работ, исправление ошибок, редактирование текста.

8. Анализ урока

Тема: «Пришла, рассыпалась…»

Цель:

- систематизировать наблюдения о красоте зимних явлений;

- создать условия для развития умения в изложении мыслей по теме;

- воспитывать чувство прекрасного.

Средства обучения: толковый словарь, орфографические словари

П.И. Грушникова, репродукции картин «Зимняя сказка», «Московский дворик» Д.Я.Александрова, «Зимний пейзаж» И.Э. Грабаря, музыкальный фрагмент из цикла «Времена года».И.Чайковского, опорные слова, памятки, тетради-помощницы.

І. Актуализация знаний

- Какое время года нас всех приятно удивило и порадовало?

II. Беседа в целях упорядочения и накопления материала

1. Работа над стихотворениями

Послушайте отрывок из стихотворения и подумайте, кто из поэтов так просто и в то же время необычно сказал о зиме:

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

- Какие образные выражения использовал А.С.Пушкин в стихотворении?

- Какие вы подобрали отрывки о зиме? Есть ли в них образные выражения?

1) Под голубыми небесами 2) Поет зима – аукает,

Великолепными коврами, Мохнатый лес баюкает

Блестя на солнце снег лежит; Стозвоном сосняка. (С.Есенин)

Прозрачный лес один чернеет, 3) Снег летает и сверкает

И ель сквозь иней зеленеет, В золотом сиянье дня,

И речка подо льдом блестит. (А.С.Пушкин) Словно пухом устилает

Все долины и поля. (С.Дрожжин)

-Так кого же собой олицетворяет зима?

- В образе кого вы бы представили зиму? (в образе невесты, нежной королевы).

- Почему? Объясните.

- Эти образные выражения украсят ваше сочинение.

2. Беседа по репродукциям картин

- Кто может без слов показать красоту природы?

- Предлагаю вашему вниманию репродукции картин двух художников Д. Я.Александрова и И. Э. Грабаря.

И.Э.Грабарь. Зимний пейзаж Д. Александров. Зимняя сказка

- Какая тема объединяет эти репродукции?

-Какими красками изобразили художники небо?

- На первой репродукции – холодными. Небо в тучах. Оно пасмурное. А на второй

более теплыми красками, а по цвету оно бирюзовое. Небо высокое.

- А на третьей репродукции? (Небо голубое. Немного облачное. Теплое.)

- Так что же можно сказать о красках неба, сравнивая эти репродукции?

- А кто из вас наблюдал за небом? Что вы заметили?

3. Слушание музыкального фрагмента

- Поэты и писатели передают своё отношение к природе при помощи слова,

художники рисуют картины, а композиторы – при помощи музыки.

Послушайте фрагмент из цикла “Времена года” П. И. Чайковского. Во время

Слушания можно пофантазировать и встретиться с зимой. А вот где и как вы

решите сами (в лесу, на улице, в парке…).

III. Составление плана

1. Небо.

2. Солнце.

3. Снег.

4. Настроение.

ІV. Речевая и орфографическая подготовка

- Какое небо зимой?

(На доске появляется цепочка слов - небо - голубое, бирюзовое, ясное, холодное…)

- А солнце? Какое оно бывает зимой? Вспомните, что вы наблюдали?

(На доске появляется цепочка слов – солнце – яркое, ослепительное, тусклое…)

(2-3 человека зачитывают свои наблюдения).

- А что же самое главное в зимней красоте? (снег)

- А как нам толкует это слово словарь?

- Снег – это атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой. Какого он цвета?

- А встречались ли вам стихи, в которых поэты тоже увидели снег не только белым?

- А снежинки? Какие они? Кто наблюдал? Деревья?

(На доске появляется цепочка слов: снежинки – хрупкие, ажурные, нежные, красивые)

- Расскажите свои наблюдения.

- А теперь, внимание. Какая же изученная часть речи обогащает наш язык, делает выразительным?

- Эти слова вам помогут в сочинении. Как их можно назвать? ( опорными).

Есть предложение пополнить нашу лексическую кладовую словосочетаниями, которые могут быть использованы в сочинении и украсят ваш текст. А что нужно помнить при составлении словосочетаний?

- Правильно. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетаниями.

Самостоятельная работа в группах.

1 группа – составьте словосочетания с использованием опорных слов.

2 группа – выпишите из словаря словарные слова по теме “Зима”.

3 группа – работа с толковым словарем Е. Леоновича со словом снег, подбор синонимов к слову метель.

4 группа – используя личные наблюдения, составить устно текст по теме урока «Пришла, рассыпалась…», отметив необычное, самое интересное в зимней природе.

Предполагаемые словосочетания: снежное кружево Словарные слова: февраль январь
падает хлопьями лисица
искрится на солнце медведь
кружились вихрем заяц
опускаются медленно вороны
белое покрывало воробьи
пушистый снег сороки
большие сугробы снегири
наряд невесты декабрь

Написание сочинения

- Вы фиксировали свои наблюдения о состоянии природы зимой, увидели ее необычные краски, слушали музыку, рассматривали репродукции картин, читали отрывки из стихов и нашли образные выражения, составляли словосочетания и вспоминали словарные слова. Надеюсь, что вся проделанная работа вызвала у вас творческий интерес, создала хорошее настроение и поможет написать сочинение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: