РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – ПРАКТИКУМ
«Родителям о внимании и внимательности»
Учитель- Волкова Л.Н. МАОУ «Кичменгско – Городецкая средняя школа»
Цели:
1. познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами;
2. изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания
Подготовка:
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Подготовка совместно со школьным библиотекарем и психологом выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
3. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1. Выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребёнка;
2. Оборудованные игровые места для трёх родительских групп (стол с прикреплённым к нему альбомным листом синего, красного и зелёного цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);
3. Листы с описанием игр;
4. Реквизит для игр: мячи, кубики, повязки для глаз, различные мелкие предметы;
ПОВЕСТКА
1. Выступление кл. рук-ля «Внимание и его основные свойства»
2. Работа в группах. Демонстрация игр на развитие внимания группами.
3. Заключительный этап.
· Решение;
· Оценка.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ.
1. Родители занимают места за синим, красным и зелёным столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
2. Классный руководитель открывает собрание:
Уважаемые родители, тема сегодняшнего нашего собрания «Родителям о внимании и внимательности». Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Сегодня, я предлагаю вам более глубоко и детально разобраться в том, что такое внимание и как его развивать.
Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение (на доске).
Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов, для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребёнка недостаточный объём внимания ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей и явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдение за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ему могут стать папа и мама.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения.
С заданиями, которые вы можете использовать дома для занятий с вашими детьми, я предлагаю вам познакомиться.
3. Группам родителей раздаются листы с описанием трёх игр для развития внимания.
- В течение 15-20 минут вам надо познакомиться с содержанием игр и подготовить выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр группе надо продемонстрировать. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.
Игровое упражнение «Кто внимательный?»
Необходимо внимательно послушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».
В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберёт глины и сидит, лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он что ли) приходил, всё ломал, да ещё и дразнился.
- Зеленее всех зелёнок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисёнок не вырос.
Пришёл он однажды к к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
Игра «сколько чего?»
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «к» или «т», или «с». Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем – квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом - металлические, затем - предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: чёрные, серые, синие, зелёные и т.п.
Игра «Повтори быстро»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идёт быстрый диалог – «перестрелка»
- Ну, начали! Повторите – «стол».
Играющие говорят: «Стол».
- Повторите – «окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите – «улица». Быстро – «кошка»и т.д.