ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Уважаемые родители и воспитатели очень важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности, так как любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
Среди причин можно выделить:
• ухудшение экологической обстановки;
• увеличение числа патологий беременности;
• увеличение количества родовых травм;
• ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
• различные социальные причины.
Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи.

Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте, то она складывается в основном из таких двух моментов:

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов;

2. Забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:

1. предупреждение ушибов головы;

2. предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);

3. охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадения инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное "долечивание" ушных заболеваний;

4. охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
а)предупрежде6ние и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
б)исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);
в)раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
г)своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка;
д)своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
е)охрана голосового аппарата от простуды, попадения пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженна речь и т.п.);

5. охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания, борьба с аскаридами и т.п.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь - заикания;

6. воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни;

7. медленно и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а так же отчётливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно "приступить" к овладению речью;

8. отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;

9. приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;

10. систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться "понимать его с полуслова", и тем более с одного только жеста или взгляда);

11. необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения, включая "разговор" с животными, игрушками и пр.;

12. полное исключение случаев "сюсюкание" с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;

13. занятие ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

14. развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Таким образом, все члены педагогического коллектива детского сада и родители должны следить за речью ребенка, развивать у него мелкую моторику, слуховую память и другие психические процессы, связанные с речью, а также сами говорить правильно и красиво.


 

Приложение 15а


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: