Роль супервизии в помогающих профессиях




Супервизия — это: один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов помогающих профессий, неотъемлемая часть их подготовки;

· одно из обязательных условий эффективной работы любого практика;

· сотрудничество двух профессионалов (более опытно и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности;

· получение компетентной информационной поддержки, развитие профессиональной рефлексии своей практики, осознание ресурсов своего индивидуального стиля профессионального деятельности;

· процесс, побуждающий к самообучению, самопознанию и личностному росту, направленный на развитие рефлексии аффективного переживания конфликтов в профессиональной деятельности;

· создание пространства возможностей исследования терапевтической практики;

· запланированный регулярный период времени, которое специалист и супервизор использует для обсуждения проделанной работы, а также для обучения и развития специалиста;

· научно-обоснованная и практико-ориентированная программа для ведения в профессиональном сообществе консультационной деятельности с отдельными лицами или организациями.

Обращаясь теперь к той роли, которую играет профессиональная супервизия в организации практических психологов и на основании сущности супервизорской деятельности, возможно, выделить несколько крайне необходимых функций, которые адекватно может выполнять лишь профессиональный супервизор. Прежде всего, мощная супервизорская поддержка это практически единственная гарантия возможности постоянного профессионального роста практических психологов. При этом дополнительное обучение является важным, но не может заменить супервизию, т.к.: во-первых, в работе практического психолога участвует его личность, возможности его осознавания - работа с ними является прямой задачей супервизора; во-вторых, затруднения практического психолога в ходе выполнения его профессиональной деятельности чаще всего связаны с индивидуальными случаями (хороший специалист наизусть знает все стандартные случаи, к тому же стандарт в такой работе скорее самый уникальный нестандарт, чем правило), обучение без включения в него обширной работы под супервизией – это расширение общих представлений и не более.

Одновременно с первой указанной функцией супервизии в организации практических психологов: обеспечение постоянного профессионального роста ее членов, супервизия позволяет получить хотя бы относительные гарантии достаточного качества работы. Т.к. лишь грамотный супервизор может оценить это качество, основываясь на профессиональных критериях. При этом появляется возможность развивать представления заказчиков психологических услуг о должном уровне этих услуг, который должен отвечать не только коммерческим или иным непрофессиональным критериям, но и быть сугубо профессионально соответствующим. В противном случае происходит не развитие, а регрессия рынка, что и приводит к указанной ранее противоречивости в оценках деятельности практических психологов.

Третья и, на взгляд многих авторов, наиболее существенная функция супервизии способствующая организации эффективного сообщества состоит в том, что супервизор имеет возможность отслеживать эффективность деятельности психолога в конкретной ситуации, что способствует установлению более эффективных отношений между психологом и другими сторонами отношений. Супервизор не является арбитром, он не судит действия психолога, но дает обратную связь. Это позволяет профессионалу изменять что-либо в своем поведении в ситуации, опираясь на собственную индивидуальность и учитывая то, как его особенности и особенности его действий отражаются во вне. По мнению автора, принципиально единственный способ, позволяющий сохранить уникальность взгляда практического психолога на ситуацию и, при этом, постепенно усовершенствовать свои действия. Т.о. обеспечивается профессионально необходимая независимость практического психолога и, одновременно, он может сам изменять что-то в себе и своей работе. Соблюдается принцип невмешательства в профессиональную деятельность практических психологов, который является одной из наиболее важных этических норм профессии.

Е.А. Климов указывал, что в организации помогающих профессий, которая функционирует достаточно эффективно, имеется две принципиальные функции: внешняя – работа с клиентурой, и внутренняя: работа по поддержанию психологического и др. статуса самих психологов. При этом львиная доля внутренних функций должно быть отведено грамотной и развитой системе профессиональной супервизии, которая является залогом успешного установления всех необходимых си отношений как внутри самого сообщества психологов, так и с окружающей его средой.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. Мерами профилактики профессионального выгорания могут быть следующие условия организации деятельности:

— сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, супервизору;

— важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе;

— организация супервизии как метода мониторинга душевного состояния и равновесия сотрудника, для своевременной корректировки отношения к работе;— необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом;

— выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств, постоянная рефлексия и концептуализация своего опыта переживаний, связанных с общением с клиентами;

— общение с профессиональным сообществом;

— создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности.

Однако, существенная роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания отводится самому сотруднику. Представляется целесообразным для профилактики профессионального выгорания необходимость:

— использование «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

— освоения путей управления профессиональным стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; построение «мостов» между работой и домом;

— освоение приёмов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования;

— стремление профессионально развиваться и самосовершенствоваться (обмен профессиональной информацией за пределами собственного коллектива чрез общение на курсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах);

— уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания);

— изменение установки по отношению к жизни, к ее смыслу, восприятие ситуации выгорания как возможности пересмотреть и переоценить свою жизнь, сделать ее более продуктивной для себя;

— поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: