Притча «Помоги стать лучше»




Размышляя об этом, вспоминается «Притча об учителе и учениках».

Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми.

Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения- томата.

Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай.

Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал:

«через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть на труды своих учеников.

Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.

-Где плоды твоего труда? - спросил учитель.

-Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.

- Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать. И у второго ученика не было растения.

-Слишком рано, учитель, я посеял семечко, смерзло оно.

-Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, - ответил учитель.

И третий ученик оказался нерадивым.

-Прошу прощения, учитель, посеял я семя, но забыл прорастить.

- Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.

И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:

-Забыл я, учитель, посеять семя.

-Запомни: что посеешь, то и пожнешь.

И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло оно, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.

-«Все должно иметь свои корни», - сказал учитель.

Вид шестого ученика был печальным.

-Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.

-Запомни, ничто не может жить без питания.

И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.

-«Пришел сосед, поглядел, и погибло растение»,- сказал ученик учителю.

-Береги впредь свое чадо от дурного глаза.

Нечем было хвастаться и восьмому ученику.

-Послушался я, учитель, чужих советов.

-Не слушай тех, кто не знает.

Не мог похвастаться и девятый ученик.

-Учитель, слишком поздно я поселял семя.

- Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.

У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.

-Забыл я удобрить землю, учитель.

-«Не жди плодов без плодородной почвы», - наставлял учитель.

Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.

-Учитель, я выполнил все твои советы.

-Ты хороший ученик, я горжусь тобой.

Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.

-О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.

Прочитав эту притчу, я хотела сказать, что «все начинается с любви». Мы должны отдавать себя своей выбранной профессии со всей душой, самозабвенно…

Однажды, Кучерук Ирина Ивановна (учитель МОУ СОШ № 1 г. Карталы) сказала «Движение – это жизнь, суета – это радость. В окружении любимых хочется жить и творить!»

Так вот, суета – это радость! А дети - это суета сует!

Пусть же все содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.

Счастья вам, человеческого тепла, мира в душе!

Притча «Помоги стать лучше»

Однажды луч сказал солнцу:
- Каждый день я летаю на Землю и согреваю всё живое, но я хотел бы согреть сердце человека.
- Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, - разрешило солнце. - Этот огонь поможет человеку стать великим творцом. Только выбери лучшего из людей.
Луч прилетел на Землю и подумал: «Как же узнать, кто из людей лучше?»
Тут он услышал грустный голос человека:
- Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит.
- У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! - засверкал луч и подарил человеку солнечный огонь.
Вспыхнул огонь в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Человек взял краски и нарисовал для любимой прекрасный букет. «Это чудо!» - обрадовалась девушка.
Потом человек так покрасил дом, что заказчик сказал: «Я думал, вы маляр, а вы настоящий художник. Мой дом превратился в произведение искусства».
Луч вернулся к солнцу и виновато сказал:
- Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому человеку, которого встретил.
- Ты поверил в человека, и твоя вера помогла ему стать лучшим, - просияло солнце.


Ребёнок – это хрупкий цветок на тоненьком стебельке, который тянется к Солнцу,
Сломать его нетрудно, он беззащитен в мире взрослых. Тонко чувствующий педагог должен понимать ребёнка, видеть его реальные возможности, вовремя суметь подсказать, а также указать правильный путь.
Удачи Вам, педагоги, в вашем нелёгком труде!
Не забывайте: «Если план «А» не сработал, у вас есть ещё 32 буквы, чтобы попробовать.»

 

В наше время все по-разному понимают роль педагога. Некоторые видят в нём просто «подателя информации» по предмету. Я же вижу педагога воспитателем и наставником человека, способствующим становлению личности ученика. Слово «школа» восходит к латинскому «скале» - лестница. Речь идёт прежде всего о лестнице восхождения – физического, интеллектуального, духовного в человеке, поэтому на своих занятиях я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими их душами. Учить и воспитывать… Как много сказано в разные времена моими коллегами об этих двух понятиях, которые, кажется, так различны и одновременно так сходны между собой. Можно ли научить, не воспитывая? А воспитывать, не обучая? С моей точки зрения, учение и воспитание – две стороны одной медали. И медаль эта, думается, - процесс обучения, то есть обучение – это «процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду». А как можно подготовить человека к жизни и труду, не воспитывая его? Сегодня много говорят о системно - деятельностном подходе в образовательном процессе, когда современные педагоги работают под девизом: «Обучаюсь – делая, делаю – обучаясь». Что необходимо развивать у учащихся? К чему готовить? Конечно, готовить надо к сложной и противоречивой жизни, в которой каждый день нужно 15 доказывать, что ты чего-то стоишь как личность. А формировать в ученике нужно не только знания, умения и навыки, не просто «набивать» голову школьника информацией, а вырабатывать необходимые в сегодняшнем непростом мире компетентности. А это возможно только, когда учение и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Немецкий философ и психолог Эрих Фромм справедливо отмечал: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека, человека, умеющего жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации». Я считаю себя современным педагогом, а потому, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как понимаю, что должен быть образцом для своих учеников. Педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, становится неинтересным для учащихся. Я следую заповеди: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь даже самым незначительным успехам моих учеников. Для меня, как учителя, важно создавать на каждом моем занятии ситуацию успеха для каждого ученика. Я счастлив, когда ребята с интересом идут ко мне на занятия, но для меня важно и то, что я иду к ним с удовольствием и жду встречи с ними. Здоровье нации - «визитная карточка» государства, показатель его культуры. Я убежден, что выполняю государственное дело. И в этом плане мой предмет уникален, он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, его развитии, решает задачи воспитания необходимых ему двигательных навыков. Поэтому для меня урок - это не погоня за результатами, а кропотливая работа над укреплением здоровья детей. Не навредить здоровью детей. Именно этот принцип считаю самым важным. Ребенка лучше «не догрузить» физическими упражнениями, чем «перезагрузить». Нельзя давать ребенку чувствовать, будто он хуже других, нельзя унижать его достоинство. А вот согреть каждого, не оставить никого в тени, быть мудрым, очень осторожно и бережно помочь раскрыться, вселить в каждого ребенка уверенность, помочь в преодолении трудностей и гордиться его успехом – задача каждого учителя и лично моя. Думаю, что многим моим ученикам пригодится в жизни умение преодолевать трудности, способность радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться. Считаю, что наполняю их жизнь радостью, помогаю ощущать ее ценность и полноту. Еще А.С. Макаренко сказал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно". Это и есть мое учительское счастье. Я не хочу стать для своих учеников «лучшим», «замечательным» или просто «хорошим» учителем. Я боюсь быть плохим. Ведь, как сказал Ричард Олдингтон: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это 16 указать дорожки». Плохой учитель укажет неверную дорожку, и сместится вектор развития личности человека. Плохой учитель – это омраченные воспоминания детства, это судьба человека, свернувшая вкось… Самой высокой оценкой моего труда я считаю не дипломы и грамоты, не благодарности руководства, а то, что в конце урока на мои слова: «Урок окончен. Спасибо», - вдруг услышу: «Спасибо Вам!». Это значит, моего урока ждали, и он не обманул ожиданий. Я здесь НУЖЕН. Я – УЧИТЕЛЬ

 

Тихий зимний вечер. Ветерок слегка качает ветки деревьев. А с неба спускаются мягкие, пушистые снежинки. Они падают мне на варежку, и вместе с маленьким сыном мы рассматриваем, какие они разные, не похожи одна на другую. Совсем как дети в классе. Одни ершистые, колкие, как в мелких иголочках, а тронешь теплой нежной рукой, и иголочки тают – ребенок успокаивается; другие резные, кажется не разобрать узора, - это самые интересные, те, что обо всем имеют собственное суждение. Какие же они разные? И как часто я думаю о них, об их будущем. Когда-то, сидя за партой, я мечтала, что стану учителем, что и меня будут слушать ученики, внимая каждому слову и выполняя все мои задания. Но в этом ли счастье учителя? Сейчас я уже понимаю, что учитель лишь направляет, указывает путь, освещает его. А вот следует по этому пути ученик самостоятельно, продвигается к поставленным целям путем проб и ошибок. Цели растут вместе с учениками, меняются и методы решения жизненных задач. И видеть своего ученика в процессе работы – вот оно, счастье. Задачей учителя становится не просто учить, поучать, а воспитывать в ребенке желание учиться самому, находить свой инструментарий и владеть им все профессиональней. К сожалению, в современном образовании иногда слово «учить» становится синонимом «дрессировать». Но это не так! И учитель не дрессировщик, а дети не звери. Под словом «научить» теряется индивидуальность ребенка, его собственное «Я». Учить – заставлять действовать по шаблону, идти по уже проторенной дороге, поступать, как предписано. Так можно загубить и саму человеческую сущность. Безусловно, правила и основы нужны, но к их необходимости ребенок должен прийти сам, своим путем, сделать свои выводы. А это уже не учить, а воспитывать. Воспитывать сложнее, чем учить. Воспитывать самосознание, мировосприятие, чувства собственного достоинства и долга… Этот список можно продолжать бесконечно. Но всему этому нельзя научить. Нельзя научить любить, и неважно что: предмет в школе или Родину; нельзя научить ставить перед собой реальные цели, а можно лишь воспитать в маленьком человеке чувство реальности, чувство необходимости двигаться все время только вперед. Это подтверждают слова А. Сент-Экзюпери: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание». Учитель с древних времен – это духовный наставник, который никогда не скажет, что и как именно необходимо сделать. Он расскажет притчу, заставит 28 задуматься, представит множество примеров, но в итоге ученик сам ставит цель и идет к ней, выбирая свой путь. Научить – никогда не было самоцелью, наставить на путь обучения, на путь самообразования – вот задача сложная, требующая самоотречения и полной самоотдачи. Если и учить чему-то, то только «учить учиться, учить познавать мир, учить видеть все его многообразие». Но и здесь учить звучит очень относительно. Так значит, учить не просто нельзя, а невозможно, это «безжалостно» к будущему тех детей, которые доверились учителю. Воспитывать каждого в отдельности, учитывая его потребности, особенности и индивидуальность, - вот задача учителя. Как много усилий необходимо приложить к этому процессу. Но счастье увидеть верный, достойный выбор, поступок своих учеников стоит всех усилий учителя, наставника, воспитателя. И пусть снежинки исчезнут, зима сменится весной, рождающей новые ассоциации и новые идеи, но мое представление об индивидуальности детей не изменится. Сынишка тянет меня домой, весело улыбаясь и что-то щебеча, он счастлив и желает постигать этот многообразный мир, который начинается с родного порога. Именно здесь и зарождается настоящее, истинное воспитание, а не учение.

Существует притча от Шалвы Амонашвили. Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает ребенок. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов. - Что ты тут делаешь, старик? – спросил человек. - Жду тебя! – ответил старик, – тебе доверили этого ребенка на воспитание? - Верно! – удивился человек. - Так бери с собой мудрость: если захочешь посадить кому-либо дерево, посади плодовое дерево; если захочешь подарить человеку лошадь, то дари лучшего скакуна; если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым. - Как я это сделаю, если сам не умею летать? - А ты попробуй! – сказал старик и воззрел на небо. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел на небо. Видит: летит ребенок, а за ним еле поспевает его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. - Старик, видишь, я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель гордо и приласкал крылья своего питомца. А старик дотронулся до крыльев учителя и произнес: - А меня больше радуют твои перышки! Теперь, став педагогом, я думаю о том, как вырастить своих учеников «крылатыми», и не забыть о своих «перышках».Я считаю, что прежде всего нужно начать с личности учителя. Дети ждут встречи с талантливым, творческим, 40 искренним человеком, который владеет пристальным и постоянным вниманием ребенка, испытывает уважение к нему. Педагог – это человек, который находится рядом с учеником длительное время. И именно его образ оказывает важное значение на детей. Учитель должен быть готов к совместной работе с растущей и взрослеющей личностью ребенка, воспитание и обучение которого во многом зависит от мобильности, конкурентоспособности и успешности самого педагога. Но давайте не будем забывать и о роли родителей в воспитании детей! Родители и педагоги – это самые значимые люди в жизни ребенка, и они должны действовать согласованно и гармонично. Если ребенок, придя из школы, будет приносить радость, восторг и восхищение, то родители будут самыми верными и надежными помощниками для педагога. На мой взгляд, каждый родитель и педагог должны познакомиться с таким произведение, как «Баллада о воспитании» Ш. Амонашвили. Я бы хотела процитировать следующие строки: «Как же нам быть в том случае, если мы сами несовершенны, но хотим, чтобы наш Ребёнок был совершенным? Есть такое прекрасное понятие – устремлённость. Мы можем быть несовершенными и, как правило, мы такие и есть. Но если мы устремимся к лучшему, в этом устремлении можем воспитать в Ребёнке лучшие качества. Если же мы не хотим себя совершенствовать, наши воспитательные старания то и дело будут терпеть неудачу. Без нашей устремлённости к самосовершенствованию педагогические аксиомы слабеют, теряют смысл и жизненность. Смысл же их в том, что: Воспитывая – воспитываемся сами. Образовывая – образовываемся сами. Уча – учимся. Кому-то кажется, что педагогика – наука о воспитании детей взрослыми. Это не совсем так. Подлинная правда в том, что в педагогическом процессе Взрослый и Ребёнок – это единое самовоспитывающееся и саморазвивающееся целое, внутри которого они друг для друга и воспитатели, и воспитанники, и учителя, и ученики. Разница между ними в том, что Взрослый действует сознательно, а Ребёнок – в силу своей духовной и естественной природы». Лично для меня эта идея - одна из ключевых. Вот так и мы, молодые специалисты, приходя в школу, должны расти, развиваться, осваивать азы педагогического мастерства вместе со своими учениками. Это называется сотрудничеством. И я считаю, что именно сотрудничество между учителем и учеником должно лежать в основе обучения и воспитания. Таким образом, где поставить запятую каждый должен решить для себя сам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: