Сообщает ли Писание что-либо о мытарствах?




Хотя Апостолы ясно учат о существовании бесов и необходимости духовного противостояния им (например, Еф. 6:10-17), совершенно никаких упоминаний о мытарствах как таковых в Библии нет. В отрывке Еф. 6:10-17, в котором иногда усматривают намек на мытарства, речь идет о борьбе христианина в ходе его земной жизни: в самом деле, такое повеление, как «обуть ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:15), никак не может относиться к ситуации прохождения мытарств. Все учение о мытарствах целиком и полностью основано на внебиблейских источниках. Это еще нельзя считать строгим доказательством его ложности, но крайне трудно объяснить: почему Апостолы, с великой любовью и заботой наставляя адресатов своих посланий, постоянно забывают предупредить их о такой важной вещи, как мытарства, даже когда прямо говорят о предстоящем исходе из тела?

Совместимо ли учение о мытарствах с Писанием?

Но предположим, что изустно Апостолы передали исключительно важное учение, о котором и словом не обмолвились в своих писаниях. Тогда это учение не должно, по крайней мере, противоречить тому, что они писали. Давайте сопоставим учение о мытарствах с учением Апостолов, как оно представлено в священном писании Нового Завета. Мне удалось ознакомиться со следующими описаниями мытарств:

1) Видение преподобной Феодоры

2) Слово об исходе души (св. Кирилл Александрийский)

3) Видение св. Бонифация (в книге С. Роуза «Душа после смерти»)

4) Невероятное для многих, но истинное происшествие (там же)

5) Видение воина Пелусиота (там же).

В этих описаниях:

а) Бесы заявляют свои права на душу, предъявляя ей ее грехи (1 – 5),

б) Ангелы предъявляют ее добрые и благочестивые дела (1, 2, 3, 5), так что своим избавлением человек обязан своим добрым делам, которые творил при жизни,

в) во всех приведенных источниках ни душа, ни ангелы не обращаются с молитвой к Богу,

г) совсем поразительная особенность — нигде в этих текстах не упоминается ни искупительное служение нашего Господа, ни даже само имя Иисуса Христа. Мне кажется, что это серьезная причина задуматься — почему в текстах, посвященных проблеме спасения, так упорно игнорируется Спаситель?

Теперь рассмотрим эти пункты по порядку:

А) Могут ли бесы предъявлять обоснованные права на душу христианина? Обратимся к Писанию:

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов… (Мк. 16:17);

Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью; и ничто не повредит вам (Лк. 10:19);

И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Ин. 10:28).

Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4:7).

Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 8:33-39);

благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего. (Кол. 1:12-13);

истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту. Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2:14-15);

А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2:14-15).

Итак, Писание говорит, что искупительное служение Христа лишило бесов всякой власти над нами. Бесы не могут обвинять нас (Рим. 8:33), не могут отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:38-39), не могут похитить нас из руки Христа (Ин. 10:28). Напротив, это христианам Господь дает власть над бесами — власть наступать на них и не терпеть от них никакого вреда (Лк. 10:19), изгонять их именем Иисуса Христа (Мк. 16:17), противостоять им и вынуждать их к бегству (Иак. 4:8). Лично я не вижу здесь оснований считать, что такая власть принадлежит только особо «продвинутым» христианам. Господь не говорит «вот, вы добились» или «вот, вы достигли», или «вот, вы стяжали», но говорит «вот, Я даю вам». Безопасность овец не в том, что они освоили некое «овечье карате», так что готовы и сами дать по зубам любому волку, но в том, что их приобрел Себе и защищает истинный и верный Пастырь, который ни в коем случае их волку не выдаст (Ин. 10:11-12). Если же бесы, по свойственной им лживости, наглости и бесстыдству, дерзнут предъявлять нам рукописания наших грехов, то Апостол научает, что рукописания эти — фальшивые, ибо настоящее рукописание раз и навсегда истреблено смертью и воскресением Спасителя (Кол. 2:14).

Как прекрасно говорит об этом св. Иоанн Карпафский:

С угрозою и бранью дерзко нападает враг на душу, только что исшедшую из тела, являясь грозным и страшным обличителем в падениях ея. Но можно видеть тогда и то, как боголюбивая и верная душа, хотя многократно прежде уязвлена была грехами, не боится его нападений и угроз, но паче его является сильною в Господе, окрыляется радостью, воодушевляется мужеством, видя сопровождающие ее небесные силы и как стеной ограждающий ее свет веры, и с великим дерзновением взывает против злого диавола: что тебе и нам, чуждый Богу? Что тебе и нам, сверженный с неба и раб лукавый? Не имеешь ты власти над нами; власть над нами и над всем имеет Христос, Сын Божий; Ему мы согрешили, Ему и ответ дадим, имея ручательством милосердия Его к нам и спасения в Нем честный Его крест. Ты же беги дальше от нас, окаянный. Ничтоже тебе и рабам Христовым. — От таких дерзновенных слов души убежит наконец диавол, раздирающий испуская крик, в бессилии устоять против имени Христова; душа же, превыше его сущи и паря над врагом, заушает его, как так называемый быстрокрыл над вороном. — После того она в радовании переносится божественными Ангелами в определенное ей по ее состоянию место (св. Иоанн Карпафский. Увещательные главы, гл. 25).

В самом деле, Господь со всей определенностью утверждает:

дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18).

Христос искупил нас ценой Своей крови. Мы являемся Его законной собственностью, и никто не может этого оспорить.

Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28),

Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим. 14:7-9).

Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор 6:20).

Как мы уже видели, невозможно быть «частично искупленными»: если мы Христовы, то диаволу не на что претендовать. Может быть, ты самая паршивая из Христовых овец, но ты из Его овец.

Б) Может ли человек искупить свои грехи своими добрыми делами?

Это вопрос уже рассматривался, когда мы говорили об искуплении; сейчас можно только напомнить кое-что из того, что говорит Писание:

и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс 142:2);

что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим. 3:20);

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5:4),

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф 2:8-9).

В) Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13),

Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою (Пс 114:3-4).

Бесчисленное множество раз Писание (особенно псалмы, которые постоянно на слуху у каждого православного христианина) наставляет нас взывать к Богу. Известно, что в стесненных обстоятельствах даже самый закоренелый безбожник начинает молиться. Тем более странно, что этого не делает преподобная Феодора. Невероятно, но ни ей, ни другим душам на мытарствах не приходит в голову такая простая вещь — «призвать имя Господне».

Г) Апостолы проповедовали «Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2), и возвещали, что «нет ни в ком ином спасения» (Деян. 4:11-12). Повествования о мытарствах — казалось бы, посвященные проблеме нашего спасения — не упоминают ни Господа Иисуса, ни Его искупительную жертву. Надежда на спасение в них связывается с собственными добрыми делами человека, с заступничеством святых — с чем угодно, только не с крестом Христовым. Текст, приписываемый святому Кириллу Александрийскому, и вовсе утверждает:

Тогда (т.е. в день суда) никто не будет ходатайствовать за нас (Слово об исходе души из тела).

Не знаю, нужно ли напоминать читателю, что Апостолы Павел и Иоанн были на этот счет другого мнения: Рим 8:34; 1 Ин. 2:2.

Вместо искупления во Христе Иисусе рассказы о мытарствах совершенно прямо провозглашают самоискупление:

Добро тем, которые помнят Священное Писание и творят милостыню или делают какие-либо иные благодеяния, которые впоследствии могли бы искупить их от вечных мук ада. …Если не имеют за собой благих дел, которые могли бы вырвать их из рук диавола (то ввергаются в адские темницы) (Мытарства преп. Феодоры. Цит. по книге «Грех и покаяние последних времен», стр. 80-81).

О том, что христиане вырваны из рук диавола искупительной жертвой Христа (напр., Кол. 1:14), «мытарства» предпочитают умалчивать. Это и понятно: призывание благословенного имени Господа нашего Иисуса Христа заставило бы все бесовские страхования исчезнуть, как дурной сон.

Но вы скажете — страшно пренебречь такими грозными рассказами. Не страшнее ли пренебречь словом Божиим? Не пред Его ли словом мы должны трепетать? (Ис. 66:2) Не впаду ли я, мягко говоря, в неискренность, если на богослужениях буду петь:

Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? (Пс. 26:1), —

а сам буду трепетать «страшных, диких, жестоких, немилостивых и бесстыдных демонов»? Не одного ли Бога должен трепетать христианин? Мне доводилось читать книги, авторы которых упрекали в неверии тех христиан, которые думали, будто кто-то может причинить им вред при помощи магии и колдовства. Упрек совершенно справедливый: Бог не предаст на поругание бесам тех, кто полагается на Него. Этот же упрек будет справедлив и по отношению ко мне, если я буду думать, что Бог предаст меня бесам по исходе из тела.

Иногда говорят, что неверие в мытарства есть признак рационализма. Под «рационализмом» в этом случае, очевидно, понимается неверие в сверхъестественную реальность. Я нимало не сомневаюсь в существовании ангелов и бесов — о них говорит как Писание, так и опыт Церкви. Ужасающие последствия, которые проявляются в жизни людей, практикующих оккультизм, слишком наглядны, чтобы можно было сомневаться в реальности стоящих за этим духовных сил зла. Но давайте подумаем, кому на самом деле принадлежит власть над душами христиан? Бесам или Христу? Мне кажется уместным вспомнить обетование, которое Господь дал умирающему грешнику — грешнику, который уже ничего не мог сделать, кроме как уверовать и просить о милости:

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:42-43).

Вот как описывает исход христианской души из тела блаженный Августин:

Блаженна та душа, которая, освободившись от земной темницы, восходит на небо и лицом к лицу видит Тебя, сладчайшего Господа. Она не поражается страхом, но радуется нетлению вечной славы; она спокойна и безопасна и не боится ни врага, ни смерти. Она получила Тебя, благого Господа, Которого долго искала и всегда любила. Она, соединившись с хором певцов, всю вечность воспевает сладостные песни вечного торжества в похвалу славы Твоей, Царь благой, Иисусе Христе, ибо она упоена потоком сладости от обилия дома Твоего (Бл. Августин. Цветы благодатной жизни, стр.152).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: