Секретные задания кротов




Картотека игр с песком для занятий на интерактивном комплексе

"Волшебник - песок"

 

Разработала: Родникова Юлия Борисовна.

В данной картотеке представлены практические материалы, подобраны игры с песком для детей дошкольного возраста, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья (нарушения речи, навыков общения, наличие агрессии и тревожности).

Песочная игротека объединяет игры, направленные на общую релаксацию, снятие гиперактивности, формирование усидчивости и терпения, на повышение концентрации внимания, развитие логики, мышления и речи. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительностью и мелкой моторикой рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

В данной картотеке подробно описаны игры, направленные на: стимулирование сенсорного развития детей; компенсацию сенсорных впечатлений; развитие ориентации в пространстве, слуховой и зрительной памяти, внимания, восприятия, мышления.

Данный материал можно использовать в своей работе - учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям и родителям.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых.

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для индивидуальной работы, так и для развивающей работы с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных игр можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

 

Здравствуй песок.

Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: "Волшебник - песок" – интерактивный комплекс песочной анимации.

Ход игры: Педагог-психолог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

· дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

· легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

· дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

· перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка или его хозяин —...»

Дети старшего дошкольного возраста описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

 

Песочный дождик

Цель: снижение психофизического напряжения, развитие внимания, воображения.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации.

Ход игры: Педагог-психолог в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

 

Кто по стелечке идет

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.

Оборудование: " Волшебник - песок " - интерактивный комплекс песочной анимации.

Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

 

Секретные задания кротов

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, внимания, мелкой моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации.

Ход игры: Педагог-психолог. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то- же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

 

Отпечатки

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, произвольного поведения мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

Оборудование: "Волшебник – песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Ход игры (первый вариант):

Педагог-психолог и ребенок по очереди делают отпечатки на песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

 

Прятки

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольного поведения, мелкой моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Ход игры (первый вариант):

Педагог-психолог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Ход игры (второй вариант):

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Педагог-психолог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа.

 

Песочные строители

Цель: развитие восприятия, пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Педагог-психолог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, волк — только прямоугольной, а лиса хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить лиса. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Ребенок расселяет всех жителей песочницы. Игру можно т усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: