Место эзотеризма в создании альтернативных систем ценностей культуры




Мир изменился- Это понятно уже почти всем. Старые каноны, религии и заповеди духовно-идеологические системы не могут вместить всего динамического разнообразия нашей стремительной действительности. В недрах общественного сознания мощно, хотя и подспудно формируются силы отрешения от старых, уже практически неработающих догм. Усиливается теоретическая подготовка эзотериков. Современные Гуру и Учителя, прежде чем создавать новые религиозные доктрины и заниматься миссионерской деятельностью, сначала с блеском оканчивают университеты (например, Свами Прабхупада, Шри Радш-неш, Махариши Махеш Йоги, Прабхат Раджан Саркар и др.)1.

В век, когда свобода совести признана основным принципом сосуществования раз­нообразных культур, неправомерно говорить о безоговорочном приоритете какой бы то ни было религии или системы ценностей. В любом народе есть "инакомыслящие" и отношение к ним все чаще служит показателем демократичности общества и социально-политического строя.

Прослеживая эволюцию эзотеризма как культурно-исторического феномена от древности до наших дней, осуществляя классификацию его основных форм и видов, ав­тор пришел к выводу о тесной взаимосвязи эзотеризма с социально-политической и духов-ной жизнью общества. Прогнозирование политико-идеологических, геополитических и духовных трансформаций в современном мире невозможно без учета эзотерической, са­кральной компоненты, реализующейся на уровне общественной психологии, нацио­нального самосознания, социума в целом. Причем эта взаимосвязь носит действительно закрытый, неафишируемый характер, трудно индексируемый с помощью обычных со­циологических методов. Большинство исследователей этого явления не делают оконча­тельных выводов о культурологической и социальной роли, выполняемой эзотеризмом в эволюции человеческой цивилизации, хотя единодушны в том, что эта роль значительна. В этом убеждает то, что нет ни одного общества, где бы отсутствовал этот феномен. На-

1См.: Авдеев В.Б. Преодоление христианства. М.: Капь, 1994.


 

ииональные и культурные различия велики, однако сам эзотеризм универсален как ду­ховно-идеологическая система.

Положительным аспектом такого воздействия является расширение спектра ду­ховной и интеллектуальной культуры. Познание не только рациональных форм рефлек­сии, по и ее аутической формы, дает возможность представления о богатейшем разнооб­разии человеческого культурного опыта.

Культурная эволюция, характеризующаяся наряду с увеличением разнообразия культур общей направленностью, подобно всякому прогрессу очень противоречива, свя­зана и с потерями, и с приобретениями, хотя главный смысл состоит все же в приобрете­ниях. Поэтому можно сказать, что независимо от степени утонченности магии, мистиче­ских практик, мифогенерирующих форм эзотерической деятельности и видов знания, культура в целом будет более богатой с ними, чем без них. Пусть эзотеризм сохраняет для нас все очарование невозвратно пройденного этапа, но не признать его стоящим на более низкой ступени эволюции мы не можем.

В то же время формы магического и мифологического мышления как яркие про­явления феномена эзотеризма являются столь изощренными, что их бытие придает осо­бый колорит всей культуре. Взаимодействие между эзотерическими формами паранауч-ного знания и наукой, искусством является мощным фактором их развития.

Эзотерические идеи, при их включении в сферу культуры, могут способствовать взаимодействию различных культур, их диалогу. Это отмечал один из видных ученых, стоявший у истоков идеи "диалога культур" Ф.И.Щербатской (хотя сам он погиб в ста­линских лагерях и эта идея долго третировалась как проявление подозрительного "абстрактного гуманизма")1.

Долгие годы исследования западной философии велись изолированно, без обра­щения к инокультурным философским традициям. Отсутствие нормального интеллекту­ального любопытства к тому, что происходило в соседних странах, в недавнем "доперестроечном" прошлом объясняется не только узкой специализацией наших исто­риков западной философии, их безразличным или высокомерным отношением к Восто­ку, но также и общей боязнью касаться действительно принципиальных мировоззренче­ских вопросов, которые предполагались "раз и навсегда" решенными. Трудно было бы

1См.: Щербатской Ф. Индоевропейский симпозиум по проблеме реальности внешнего мира (пер. с англ.)// Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М„ 1989. С.243 - 250.


ожидать, что в условиях монофилософской культуры, в которой все мы были интеллек­туально воспитаны, у наших философов могла бы выработаться привычка к диалогу.

На Западе в философии существуют как бы две линии: одна - академическая, дру­гая - альтернативная. "Альтернативная" философия связана главным образом с Восто­ком. Причем эта философия тоже изучается в университетах, но фактически выходит за рамки университетов и существует в различных обществах и центрах и часто привлекает молодежь. Здесь осуществляются систематические попытки "прорыва" востоковедов и исследователей эзотеризма "на Запад", к европейски образованному читателю. Особый интерес среди них представляют попытки проблемного сравнительного анализа различ­ных традиций эзотеризма (предпринимаемые специалистами в области главным обра­зом индийской и китайской философии) в рамках компаративной философии.

Как было показано нами в предыдущей главе, эзотеризм занимает свое особое ме­сто в системе культуры: на стыке между религией, философией, искусством и наукой. Эзотеризм оказывает непосредственное влияние также и на политику. Но он выполняет не только роль связующего звена, но и активно генерирует новые идеи, концепции, про­должает создавать альтернативные ценности культуры. В частности, это связано с фор­мированием "новых религий".

Можно прогнозировать, что в ближайшем будущем "новые религии" будут наби­рать силу, становиться весомым фактором социально-политической жизни. Во всех но­вых религиях идет речь о достижении счастья уже в этой, а не загробной жизни. Они стали более практичными во всех отношениях. Никаких мессий, потопов, страшных су­дов, концов света и тому подобного религиозного китча. Начисто отсутствует понятие "ереси", проявляется терпимость к другим системам духовно-идеологических ценностей. Богословие и эзотерика сегодня превращаются в точную науку, использующую дости­жения современных психотехнологий, моделирования сложных глобальных систем.

Об этом свидетельствует использование эзотерических доктрин, принципов и ме­тодов деятельности эзотерических объединений в современной политической жизни. Ру­ководство внешнеполитического аппарата стран Запада - одна из главных целей масон­ства. Последнее использует то обстоятельство, что внешнеполитическая деятельность требует особых знаний и подготовки, а также наличия обширных международных свя­зей, получить доступ к которым практически невозможно без поддержки "всемирного братства". В США, например, решающую роль в подборе кадров для госдепартамента,


министерств обороны и финансов, спецслужб и пр. играют такие масонские клубы, как Метрополитен, Богемиан, Линкс, Сенчури эсосиэйшн, Лайонс Интернэшнл и др.1

Эзотеризм и искусство

Эзотеризм существенно влиял на развитие искусства. Поэзия, драма, скульптура, танец, даже архитектура часто выступали как средство передачи (трансляции) эзотери­ческого знания. Например, готические соборы были эзотерико-психологическими тру­дами в полном смысле этого слова.

В художественной литературе эзотерические мотивы нашли свое яркое воплоще­ние в творчестве всемирно известных мастеров слова, таких как Д.Андреев, Т.Манн, Омар Хайям, Р.Роллан, П.Успенский, Г.Гессе, Н.К. и Е.И.Рерихи, Э.Т.Гофман и др.

В живописи и графике это Сальвадор Дали, М.К.Чюрленис, Луис Ортега, Гиль­берт Уильяме и др.

На Западе к представителям оккультного романтического направления можно отнести Бульвер-Литтона, Густава Майнринка с его романами "Голем" и "Вальпургиева ночь", Ричарда Баха с его знаменитой "Чайкой по имени Джонатан Ливингстон11 и "Иллюзиями", а также в какой-то мере Сомерсета Моэма (роман "Маг"), Элизабет Хейч (роман "Посвящение"), Карлоса Кастанеду и многих других. В России этот жанр пред­ставлен такими писателями, как Вс.Соловьев (серия известных исторических романов), Вера Крижановская-Рочестер (романы о магах), Валерий Брюсов (роман "Огненный ан­гел"), Конкордия Антарова (роман "Две жизни") и др.

В произведениях авторов этого направления активно используются эзотерические представления из сокровенных учений древности, охватывающие такие темы и области знания, как законы космоса, символика чисел, астрология, феномен перевоплощения, отношения мужского и женского начал, медитация, духовная практика и др.

Леонардо да Винчи был не только гениальным художником, изобретателем, но одновременно эзотериком, великим мастером оккультного общества "Сионский мона­стырь". Учет этого обстоятельства позволяет более глубоко и всесторонне представить глубину его художественного творчества. Как гласит уникальный документ в Париж­ской национальной библиотеке, Леонардо да Винчи считал землю живым существом, вдоль и поперек пересеченным круговыми линиями. В его лейчестерском манускрипте говорится о приливах и отливах внутренних духов мира, влияющих на человека. Назва­ния этой силы, известной уже тысячи лет, многообразны: это "прана" индийцев, "жизненная энергия" китайцев, "ману" полинезийцев, полагавших, что она была приме­нена для возведения гигантских статуй, таинственная энергия тамплиеров, геомантиче-ская энергия тевтонских рыцарей, "мунис" Парацельса", "магнале магнум" алхимика Ван Гельмонта, "животный магнетизм" Ф.А.Месмера, "Астральный свет" теософов, "одилическая сила" (одис) фон Райхенбаха, "оргон" В.Райха, "В-сила" национал-социалистов, "эфирная сила" лозоискателей, "пульс Дракона" или "Лей-энергия" геоман­тов, "психотронная энергия" сенситивов и "биоплазменная энергия" экстрасенсов. Осо­бенность этой силы - возможность манипулировать ею при помощи человеческой пси­хики.

Чтобы проиллюстрировать, каким образом работает архетипическая символика мифов и художественной прозы, являющихся прямым отражением образов глубинного бессознательного переживания, приведем в качестве примера теорию скрытых, неосоз­наваемых воздействий, которая была разработана в индийской литературе уже в глубо­кой древности. Она носила название дхвани-расса.Согласно теории традиционной ин­дийской поэтики, художественное настроение создается не благодаря явным осознавае­мым образам, а скрытыми,неосознаваемыми ассоциациями. При этом выделялось три типа "дхвани" (скрытого смысла):

1. Простая мысль;

2. Представление о семантической конструкции;

3. Внушение определенного поэтического настроения ("расса").

Высшим поэтическим видом "дхвани" считался последний тип, который обеспе­чивал наиболее глубокое эмоциональное переживание. Первоначально выделялось 8 таких архетипических настроений ("расе"). Затем к ним были добавлены еще два. При этом считалось, что наиболее глубокое переживание обеспечивается при последователь­ном восприятии всех 10 "расе" в следующем порядке:

IЭротика, любовь; 2. Смех, юмор; 3. Сострадание; 4. Гнев, ярость; 5. Мужество; 6. Страх; 7. Отвращение; 8. Изумление, откровение; 9. Спокойствие, ведущее к отрече­нию от мира; 10. Родственная нежность, близость.

Таким образом, подчеркивалась не только важность скрытности главного худо­жественного мотива, но и выделялись базовые архетипы эмоциональных переживаний, обеспечивающие наибольшую глубину переживания. При этом была детально разрабо­тана смысловая и звуковая символика, активирующая каждую из "расе". Важность скрытых мотивов в художественном произведении неоднократно подчеркивалась и в работах Л.С.Выготского, отмечалась многими современными искусствоведами.

Второй, скрытый план художественного произведения напрямую связан с функ­ционированием правого полушария головного мозга, воспринимающего информацию на чувственно-образном уровне. Этот уровень восприятия связан с вечными проблема-

ми, испокон веков волнующими людей, имеющими общечеловеческий характер. Это и проблемы смысла жизни, и нравственно-духовные проблемы. Они, с одной стороны, имеют для каждого человека громадное эмоциональное, духовное значение. С другой стороны, ответ на них не может быть сформулирован на четком логически структуриро­ванном языке, их полное осмысление в рамках традиционной рациональности невоз­можно.

Для создания мистической картины, например, требуется не только простое нако­пление знаний по истории религии, философии, эзотерическим наукам, а переживание этих знаний в себе, преображение под их влиянием собственного взгляда на мир и на себя. Мистическая живопись многогранна. Она может служить для художника средст­вом отражения его философских воззрений. Или стать попыткой за обыденным и часто суетным разглядеть второй план - невидимый, таинственный, неуловимым образом воз­действующий на состояние души.1

Отсюда - необходимость в художественном языке искусства символов, аналогий, намеков. Этот план психики можно сравнить с аксиоматическим понятийным уровнем науки. Самые фундаментальные, лежащие в основе каждого знания представления не могут быть четко рационально определены, а задаются в виде интуитивно ощущаемых конструкций. Одним из классических примеров таких фундаментальных архетипических понятий является представление о математической точке. Ни одно из ее существующих определений не носит исчерпывающий характер и не может рассматриваться как закон­ченное. В то же время любой достаточно квалифицированный математик достаточно хорошо понимает, что это такое.

Отсутствие четкой законченной рациональной интерпретации, огромная ценно­стная значимость, по-видимому, приводят к вытеснению таких интуитивных, архетипи­ческих знаний в глубины подсознания и порождают парадоксальную ситуацию. С одной стороны, этот план психики практически лишен доступа к механизмам, управляющим поведением, и в частности, вниманием человека. С другой, именно он определяет самые значимые, глубочайшие эмоциональные переживания, отсутствие которых приводит к духовной деградации, потере жизненных ценностей, распаду личности, возникновению потребительской психологии.2

1 См.:Иванов А. Увидеть мир преображенным// Путь к себе. №18(21).1991.

2 См.: Файдыш Е.К. Измененные состояния сознания. М.,1993.-С43.


 

Представление о двухплановой организации человеческой психики, сложившееся в науке после работ Р.Сперри по проблемам функций полушарий головного мозга и удостоенных Нобелевской премии, позволяет понять многие особенности структуры художественного произведения, процесса его восприятия. Наличие двух уровней, двух планов человеческой психики- рационального, логически структурированного и интуи­тивно ориентированного - делает необходимым два плана в художественном произведе­нии. Первый, ориентированный на рациональное, логически-понятийное восприятие, имеет стройный сюжет, понятную мотивировку, обладает занимательностью. Второй, скрытый, образованный неявными ассоциациями, намеками, кажущийся нелогичным, непонятным, но тем не менее зачастую формирующий художественное переживание. Этот второй план,как правило, и отличает бездарную поделку от высокохудожествен­ного произведения.

Восприятие внешней сюжетной линии, адресованной логически структурирован­ным уровням сознания, определяется направленностью внимания. В то же время скры­тые образы, сюжетные линии, будучи недоступны рациональным уровням психики, бу­дут восприняты только в том случае, если внимание будет направлено на связанный с ними сюжет, выступающий как своеобразный носитель. Пройдя через механизмы пер­цепции, скрытые, не осознаваемые компоненты текста поступают к интуитивным логи­ческим и структурированным компонентам психики, которые и определяют глубину эмоционального переживания. Такое переживание активизирует, обновляет психику, служит неспецифическим источником мотивации, поступающей на доминирующие по­веденческие установки.

В талантливых художественных произведениях, рассчитанных на массового по­требителя, доля скрытых архетипических символов сравнительно невелика, основное место отводится занимательному сюжету. В то же время произведения искусства, ориен­тированные на людей с развитым художественным вкусом, неподготовленному человеку кажутся бессмысленными, "оторванными от жизни", надуманными и т.д. В них основное место отводится архитипической символике, а внешний сюжетный план сведен до мини­мума. Это,например, проза Ф.Кафки, У.Джейса, картины М.Шагала, С.Дали, Ван-Гога, В.В.Кандинского и др. Специфика такого вида творчества, по-видимому, связана с тем, что у людей с большим эстетическим опытом ценностные установки в значительной степени трансформированы в сторону трансцендентальных планов реальности, меньше привязаны к повседневным житейским ценностям. К тому же значительная часть архе-


типической мифологической символики ими осознана, логически упорядочена, т.е. пе­решла на рациональный план сознания и может играть роль внешнего сюжета.

В более явном виде скрытые сюжетные планы представлены в древней мифологии и религии. Хороший анализ их основных мотивов сделан в работах К.Юнга, Д.Фрэзера, В.Проппа и др.авторов. Ввод информации через побочные ассоциативные связи как способ неосознаваемого формирования требуемого настроения интуитивно использо­вался многими талантливыми писателями. Он заключается в многократном повторении одной и той же ассоциативной связи в разных контекстах, в разных внешне отличных компонентах сюжета. При этом запуск таких связей осуществляется и по смысловым, и по звуковым, и по цветовым ассоциациям сразу. Подобные примеры характерны прак­тически для всех древних эпических произведений. Прекрасным примером может слу­жить древнеиндийский литературный памятник "Бхагаватгита". Такие приемы харак­терны и для творчества В.Шекспира, Н.В.Гоголя, Кафки, Селинджера и других писате­лей.

Эзотеризм, формируя символические содержания художественного сознания, ста­новится способом обретения целостности сознания. Прекрасные иллюзии искусства на своих творческих путях могут реализовать на практике многие эзотерические идеи, слу­жащие для него ценным материалом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При самом разном отношении к трудам и личностям, которые относятся к удиви­тельной области культуры - эзотеризму, ни у кого из серьезных политологов, культу­рологов, дипломатов и идеологов давно уже не осталось сомнений в одном: труды и деятельность видных представителей эзотеризма необходимо внимательно, доскональ­но, глубоко и последовательно изучать, а выводы заинтересованные стороны могут сделать свои собственные. Эзотеризм - часть мировой культуры, истории, мощный пласт знаний по многим аспектам человеческой жизнедеятельности и специфических видов практики.

Первичная гипотеза автора сводилась к пониманию эзотеризма как сущностного ядра культово-обрядовых традиций различных конфессий, системы религиозно-мистических знаний и учений, обслуживающих религиозные потребности человека как отражение бессознательного непреодолимого стремления к восстановлению внутренне­го духовного единства и равновесия на ранних стадиях человеческой культуры. Даль­нейшее исследование проблемы эзотеризма в целом позволило выдвинуть следующую гипотезу, что эзотерические явления как теория и практика на различных исторических этапах становятся присущи не только религии, но и другим формам общественного соз­нания - философии, политике, искусству.

Таким образом, эзотеризм стал рассматриваться автором как специфическая об­ласть всей структуры общественного сознания, оказывающая существенное влияние на политику, идеологию, экономику определенных социальных групп, государств и регио­нов мира.

Несмотря на то, что хотя научное познание много дает человечеству, оно с не­обходимостью должно дополняться разными сферами и феноменами культуры, с кото­рыми наука взаимодействует и резонирует. Только в полноте, гетерогенности всей культурной жизни создается человеческое бытие. Очевидно, что требуется примирение между современной жаждой научного анализа и возрастающей степенью синтетично­сти и единообразия накопленного человечеством знания.

Эзотеризм как феномен культурной жизни выступает в качестве формы разре­шения противоречия между теоретическим и обыденным сознанием и его носителями. На базе большого разнообразия своих форм и видов он создает семиотические систе­мы, которые специфическим образом регулируют отношения людей, задают им смы-


 

еловые системы координат, которые могут носить открытый или скрытный характер. Рациональный и мифологический типы мышления могут соседствовать, активно взаи­модействовать, хотя это взаимодействие часто протекает противоречиво и может поро­ждать немалые напряжения и конфликты.

В условиях, когда вся мировая цивилизация переходит в иное качественное со­стояние, любое общество может развиваться, только считаясь с нарастающими глобаль­ными проблемами, которых не знало ранее человечество. Идет процесс синтеза культу­ры Запада с восточными культурами, идет трансформация прежней системы ценностей. В данных условиях область эзотеризма является большим "нераспаханным полем" идей и подходов, среди которых многие, особенно гуманитарно-нравственного порядка, мо­гут найти свое творческое воплощение в настоящее время.

Если человеку суждено продвигаться вперед в своем развитии, ему удастся, по ви­димому, освободиться и от оккультно-мистических форм деятельности и знания - спе­цифических продуктов процесса ремифологизации. Но этот процесс потребует длитель­ного периода.

Именно эзотеризм является одной из разгадок в объяснении многих цивилизаци-онных процессов, в частности геополитических войн и конфликтов, которые остаются необъяснимы в чисто политических, экономических или натуралистических терминах. Область эзотеризма включает многие сферы человеческого знания, интересов и побуди­тельных мотивов.

Эзотеризм как культурно-исторический феномен отличается удивительной много­гранностью и сложностью, разнообразием исторических форм и средств воздействия на сознание общества и конкретного человека. Именно эзотеризм представляется нам одним из наиболее интересных, глубоких и актуальных сегодня проявлений мировой и отечественной исторической, философской и геополитической мысли. Представители эзотерической культуры всех времен представляли собой неузкую школу, но широкую панораму воззрений, идущую от времен Древнего Египта до наших дней, с ориентацией на аристократизм и элитарность.

В диссертационном исследовании дан ответ на вопрос о причинах длительности существования традиций магии, мистицизма, мифологизма, оккультизма при одновре­менном существовании более прогрессивных форм научного познания, особое значение при этом уделялось учету некоторых этапов социальной эволюции человечества.

Эзотеризм является составной частью культуры, имеет объективные причины сво­его генезиса. Ими, в первую очередь,являются стремление определенных слоев общест-


 

ва приобрести нетрадиционные формы духовно-идеологического влияния на других людей, к невидимой власти, к получению специфического эмпирического опыта, к ис­пользованию закрытых древних знаний и традиций. Социальной основой феномена является появление профессионалов - эзотериков, субъектов эзотеризма: колдунов, ма­гов, учителей мудрости и др., выполняющих определенные функции в обществе и полу­чающих за это определенное вознаграждение.

Резюмируя сказанное ранее, можно сделать следующие выводы по настоящему исследованию:

1. Уточнено философское и культурологическое содержание понятия "эзотеризм",
отражающего существенные закономерные связи и отношения этого феномена духов­
ной и социальной сферы жизни общества, существо принципов посвящения в закры­
тую область знания или деятельности, определены границы явления в общекультур­
ном пространстве. Приведены в систему требования к классификации различных форм
и видов эзотерических явлений и определению объемов их понятий.

Эзотеризм - это культурно-исторический феномен, сущность которого состоит в отражении в виде духовно-идеологической системы паранаучных знаний специфической области общественного сознания, связанной с деятельностью оккультно-мистических и других закрытых объединений. Содержательная сторона эзотеризма определяется раз­нообразными концепциями, доктринами и учениями, которые предусматривают пере­дачу древних знаний о наиболее сущностных элементах Бытия будущим поколениям, имеют свою логику и преемственность. Эзотеризм как феномен культуры имеет меха­низм функционирования ("живучести") в социуме, включающий элементы, обеспечи­вающие его приспосабливаемость к новым историческим условиям.

2. Проведенная нами классификация и характеристика основных форм, видов и
уровней эзотеризма позволяет выявить:

і) иерархию их соотношения;

2) историческую преемственность;

3) разграничить предметную область эзотеризма и другие области культуры и общест­венного сознания.

Анализ эзотерических произведений, сакральных текстов в свете сравнительно-исторического подхода к разным культурным традициям, использован для выявления целого ряда важнейших черт эзотерического знания, традиций и ритуалов.


 

Наиболее характерными чертами эзотеризма как культурно-исторического фе­номена являются:

- его всечеловеческая значимость и историческая конкретность;

- недоступность системы основополагающих идей и положений, обеспечивающих его устойчивость и жизнеспособность, широким массам;

- универсальный характер и способность быстро впитывать новые идеи и знания;

- стремление к красоте построения основных догм конкретной эзотерической доктри­ны. Эзотерические идеи и доктрины, при включении их в сферу культуры, могут способ­ствовать взаимодействию различных культур, их диалогу, возрастанию значения роли людей с высоким духовным и культурным потенциалом в общественно-политической жизни страны.

3. Созданная нами в IIIглаве теоретическая модель феномена позволяет выяв­лять наиболее сущностные элементы механизма функционирования эзотеризма в социу­ме, выявлять его гносеологические, социально-психологические корни. Данная модель, реализующая идею комплексного использования в этих целях приемов и способов экс­периментальной психологии, социологии, историко-культурологического анализа, об­легчает диагностику и прогноз эзотерических систем в современных условиях.

Модель включает в себя функционально-ролевую сторону феномена, элементы, определяющие его жизнеспособность и приспосабливаемость к новым историческим условиям, закономерности развития, социально-психологические корни. Комплексная природа феномена требует рассмотрения конкретных видов эзотеризма с позиций выяв­ления прежде всего формы знания, организационной структуры и специфических видов деятельности.

В содержательную сторону феномена входят принципы духовной иерархии и инициа­ции, учение об Абсолюте, принципы служения общине, медитативная практика, знания о психорегуляции и т.д.

Объективное содержание и значение эзотерической деятельности совершенно различно и только с субъективно-психологической стороны все эзотерические феномены представляют нечто общее. Особое значение придается разнообразным методам пере­дачи эзотерического знания, опыта, традиций через институт ученичества.

Устойчивость эзотеризма как элемента культуры объясняется наличием внутрен­него "механизма живучести", отработанного поколениями эзотериков разных школ и базирующегося на ряде закономерностей, что позволяет ему совершенствоваться, при-


 

спосабливаться, выполнять определенный "социааьный заказ", диктуемый конкретно-историческими условиями.

На формирование эзотерической культуры основное влияние оказывают следую-щие факторы: идеи и ценности эзотерических доктрин и концепций, деятельность выдаю­щихся Учителей-эзотериков, принятые в эзотерическом объединении нормы поведения, неформальные виды общения.

Изучение структуры эзотерических явлений позволило выявить важные элементы эзотерической практики, раскрыть многие неисследованные ранее стороны эзотериче­ской культуры. Это касается, в частности, некоторых эзотерических традиций(инициа­ции, мистерий и пр.) Анализ эзотерических произведений, сакральных текстов в свете сравнительно-исторического подхода к разным культурным традициям использован для определения целого ряда важнейших черт эзотерического знания и деятельности на его основе.

В эзотерической практике широко используются специфические методы воздей­ствия на психику людей, индивидуальное и массовое сознание. Наряду с древними фор­мами типа молитвы или медитации все чаще используется наркомистика, методы совре­менных психотехнологий.

4. Мировые эзотерические центры и организации оказывают серьезное скрытое влияние на политическую, духовную и социальную жизнь своих стран и России. Данное влияние может быть гуманитарно значимым, позитивным, направленным на взаимообо­гащение культур, так и негативным, направленным на получение геополитических пре­имуществ только для стран Запада. Результаты этого влияния проявляются во многих сферах жизни общества, однако носят неявный характер.

Знание влиятельных идей крупных религиозных, идеологических, эзотерических течений является необходимостью для деятелей, занимающихся геополитикой, дипло­матией или военными вопросами. Геополитическая история XIX -XXвв. демонстрирует существенную роль эзотерических школ, теорий для практических шагов конкретных правительств. Достаточно вспомнить евроазиатский проект Хаусхофера, "концепцию большого пространства" и др.факты. Геополитические принципы имеют характер не только природной, ландшафтной и географической заданности, но и являются са­крально-мифологическими категориями, вошедшими в материальный мир земной сре­ды. Большинство современных геополитиков принадлежали к "тайным обществам". Именно геополитика, в отличие от многих других дисциплин, менее всего подверглась


 

профанизации и извращению в современном мире, так как в этой сфере неизбежен каче­ственный, а не количественный подход. В силу этих обстоятельств в период расцвета утилитарной культуры XXвека геополитика вообще оказалась на некоторое время за­прещенной, вынесенной за скобки "официальной" науки и культуры. Иным способом расправиться с ней было попросту невозможно. Эзотеризм в его различных проявле­ниях и формах явился главным хранителем геополитических концепций.

5. Место и роль эзотеризма в общественном сознании определяются силой притяга­тельности его идей, затрагивающих самые сущностные вопросы человеческого бытия, являющихся важной частью системы ценностей культуры любого общества, его влияни­ем на политику, искусство, религию и философию. В целом эзотеризм оказал огромное влияние на европейское сознание, хотя, как правило, оно было более скрытным и подспуд­ным, нежели прямое влияние христианства. Многие культурные, религиозные, научные события, достижения в области искусства на Западе XYII, XYIII, XIXвеков имели свои однозначные корреляты в модификациях эзотерических доктрин и статусов либо в от­дельных ветвях эзотеризма, либо в эзотерике в целом.

Организации эзотерического характера обладают свойством принимать, акку­мулировать дополнительные цели помимо той, исходной и основополагающей, которая задавалась при формировании объединения. Эта способность воспринимать и усваи­вать новые цели обеспечивает организациям устойчивость и сохранение в потоке изме­нений. При этом меняются свойства организации и происходит ее эволюция.

Способность целеприятия обусловлена самой природой эзотерической организа­ции. Поскольку она существует только в условиях целенаправленной специфической деятельности, постольку кризис, исчерпание или отказ от цели грозят ей гибелью. Са­моохранение требует периодической коррекции или замены целей.

Эзотерические феномены необходимо рассматривать не только в общесоциологи­ческом аспекте, выявляя общеисторические черты и тенденции, и не только с точки зре­ния относительной самостоятельности в историческом процессе, выделяя внутренние, имманентные черты их развития. Прежде всего надо определять конкретно-исторический характер и конкретно-историческую обусловленность эзотерического фе­номена в той или иной форме. Объединения людей по эзотерическому принципу "избранности" - детища своей эпохи. В своем возникновении, существовании и развитии они детерминированы классовыми, социальными, психологическими и др. причинами.


 

Отдельные виды эзстеризма имеют перспективу дальнейшего развития. К их числу прежде всего относится масонство. В западных странах оно имеет прочные традиции и прочные связи с духовной и политической сферами общества. Сила масонства - в дис­циплине, в строгом исполнении всех масонских постановлений, что заставляет людей действовать солидарно. Но заседания в строгом порядке и необходимое требование вза­имной поддержки как раз составляют большую противоположность с натурой русского человека. В России, хотя в последние годы предпринят ряд попыток развернуть это движение, считаем, что большой перспективы оно иметь не будет. Причина этого -трудность согласования традиционных ценностей и установок русского человека, его менталитета и необходимости соблюдения тех ритуалов, обрядностей, порядка заседа­ний и, наконец, той дисциплины, без которой работа масонов немыслима.

Что же касается других видов эзотерических объединений, в частности тоталитар­ных сект, то здесь возможности распространения и углубления этих движений гораздо шире, так как правило они приносят прямую прибыль организаторам, что обеспечива­ет эффективное их функционирование достаточно долго.


архетипов. Вторая наиболее важная причина устойчивости эзотеризма состоит в чрезвычайной подвижности, адекватному реагированию и приспосабливаемости к из­меняющимся условиям.

Новизна исследования состоит прежде всего в том, что в нем практически впер­вые анализируется феномен эзотеризма в целом. Разработана система методологических установок для анализа и синтеза явлений эзотерического характера, которая включает в себя последние достижения философской мысли и позволяет использовать совокупность методов, соответствующих различным уровням познания: философскому, общенауч­ному, конкретно-научному, специальных методик и техник с интеграцией эмпирических данных и теоретических выводов.

Специфика современности в том, что всякая стабильность, устойчивость ныне может покоиться лишь на высоком уровне движения, развития, погружающихся, в свою очередь, в глубочайшую подоснову человеческого существования - наш дух, наш ра­зум.

Несложно доказать, что даже в экономике ценность на протяжении истории все более перемещается с косных, неподвижных элементов (недвижимость, земля, средства производства) в сферу динамическую (финансы, торговля) и в конечном счете - в сторо­ну Знан



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: