Возникновение скаутского движения в России




Скауты России – Братство Православных следопытов.

Прошлое и настоящее.

Введение

«идея рыцарства, идея самовоспитания, идея сближения с при-

родой, идея закалки воли и развития характера и самостоятель-

ности, идея служения Родине и ближним не могут не захватить

молодёжь и не зародить в ней светлые идеалы» (6 стр.55)

О.И.Пантюхов

 

В начале XX века в России возникло движение скаутов. Детей и подростков учили исполнять заповеди Божии, служить Родине и работать над собой. Когда началась революция, скауты были наиболее подготовленными к тому, чтобы выстоять и сохранить свои идеалы, и они с честью прошли это испытание: когда большевистские власти попытались навязать им коммунистическую идеологию, что фактически означало отречься от веры, почти никто из них не согласился на это. Тогда ГПУ начало настоящую охоту на людей – ребят третировали и исключали из школ, их командиров отправляли в концлагеря, и к началу 1930-х годов скауты были истреблены. Но об этом мы поговорим более подробно.

Что такое скаутизм?

Скаутизм (от англ.scout– разведчик, следопыт), система воспитания детей, подростков и юношества. Находит своё выражение в общественном детском и юношеском движении, основанном на принципах скаутинга – педагогической методики организации детского внешкольного воспитания. Скаутизм – добровольное негосударственное неполитическое воспитательное движение, открытое для всех молодых людей, независимо от их социального происхождения и вероисповедания. Основная цель скаутинга – содействие развитию интеллектуального, общественного и духовного потенциала молодых людей, становлению их как личностей и граждан. Скаутинг, прежде всего, ориентирован на личность ребёнка, а затем уже на деятельность национальных и международных организаций и скаутского братства.

Скаутизм – одно из самых многочисленных международных детских и юношеских движений. С 1907 в нём участвовало свыше 250 млн человек. Современные национальные скаутские организации существуют в 157 странах (начиная с 90-х гг. ХХ в.) и объединяют свыше 16 млн. человек. Возникновение скаутизма обусловлено потребностью общества в создании массовой организации, воспитывающей будущих граждан в соответствии с его идеалами (1).

Основатель скаутизма.

Основателем скаутского движения стал английский полковник Лорд Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл (22 февраля 1857 — 8 января 1941)

В 1898 г. он в своём военном учебнике «Инструкции для скаутов» обосновал формы и методы работы с молодыми солдатами. Его рекомендации оказались полезными и для педагогов. Во время англо-бурской войны (1899–1902) Р. Баден-Пауэлл организовал отряд из мальчиков, которые с удовольствием выполняли обязанности наблюдателей и посыльных, проявляя смелость, находчивость и изобретательность. Успешная деятельность этого отряда, а также популярность учебника Р. Баден-Пауэлла (о чём он узнал лишь по возвращении в Англию в 1903 г.) послужили импульсом к созданию детского объединения. В 1907 г. на о. Браунси Р. Баден-Пауэлл организовал первый скаутский лагерь для 22 мальчиков (этот год считается датой рождения скаутизма). Участники занимались по специально разработанной программе, включавшей активную детскую деятельность (самообслуживание, развитие наблюдательности, обучение правилам поведения при пожаре, на воде, различные игры и состязания) и нравственное воспитание (дни Рыцарства, Патриотизма и др.). Р. Баден-Пауэлл использовал стремление мальчиков к приключениям, к занятиям спортом, желание покровительствовать младшим и нашёл удачную форму применения детских способностей в естественной природной среде.

В 1908 г. вышла книга Р. Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» («Scouting for boys»), где были сформулированы основные принципы и методы скаутинга. В 1910 г. он по совету короля Эдуарда VII ушёл в отставку в чине генерал-лейтенанта и посвятил себя скаутскому движению. В 1920 г. он был провозглашён Главным скаутом мира, за заслуги в скаутизме ему был присвоен титул пэра – лорда Гильвельского (по названию международного центра скаутских руководителей). Существуют сведения, что Р. Баден-Пауэл был в России: один раз тайно как военный разведчик, а второй раз – официально как основатель скаутизма и был принят Николаем II (1).

Возникновение скаутского движения в России

Считается, что начало скаутскому движению в России положил Олег Иванович Пантюхов, штабс-капитан Лейб-Гваpдии 1-го стрелкового полка. Он познакомился с книгой Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» (в русском переводе «Юный разведчик»), заинтересовался и весной 1909 года, когда окончились школьные занятия, собрал в Павловске под Петербургом группу мальчиков, образовавших патруль «Бобров». Первыми юными разведчиками стали: Белонин, Боровков, Иванов, Ильин, Кириллин, Малафеев, Пелепа, Персианов, Татаринов.

Пантюхов занимался с ними по книге Баден-Пауэлла в Павловском парке и на площадке для детских игр. Первое время собирались на квартире Пантюхова, но вскоре Цаpскосельское гимнастическое общество «Луч» предоставило юным разведчикам удобное помещение для занятий.

Попытка ввести форму в национальном духе (кафтан и барашковая шапка с малиновым верхом) оказалась безуспешной. Спортивная форма, близкая к английской, оказалась более практичной.

Английское слово «скаут» звучало непривычно и его заменили наименованием «Юный разведчик», других изменений в терминологии не было. Пантюхов принял скаутский знак и девиз, без колебания оставил патрульных зверей, цветные ленточки и другие красочные элементы скаутинга. Его жена Нина Михайловна, урожденная Добровольская, художница, рисовала силуэты зверей и птиц для патрульных флажков. Ей же принадлежит рисунок медали с изображением скаута, сидящего под раскидистым деревом.

Пантюхов был офицером Лейб-Гваpдии и его монархические убеждения нашли отражение в идеологии и символике созданного им отряда.

Ювелир, гравировавший медаль с изображением скаута, поместил по окаймляющему кругу надпись «Вера в Бога. Верность Царю. Помощь ближним». Позднее военное издательство Товарищества «В.А. Березовский» печатало рисунок скаутской медали с надписью: «Здоровье. Бодрость. Смелость. Честность. Доброта. Будь готов!» На отштампованном значке скаутской лилии был вензель Императора, а на знамени отряда изображен портрет Наследника Цесаревича.

Вести занятия с юными разведчиками О.И. Пантюхову помогал инвалид русско-японской войны Д.В. Малкочи. К лету 1910 года Царскосельский отряд разросся настолько, что образовалась дружина. На площади Большого Царскосельского Дворца собиралось до 600 юных разведчиков, ими руководили два офицера и 12 унтер-офицеров. Занимались военным строем, гимнастикой, ориентировкой, определяли на глаз расстояния, проводили игры, упражнялись в разведении костров и приготовлении пищи. Проводились беседы у костра.

С наступлением холодного времени число участников сборов дружины пришлось сократить, так как в помещении спортивного общества «Луч» могли заниматься не более ста мальчиков (6 стр.117). Более подробно о возникновении скаутского движения в России можно узнать из книги Кучина В.Л. «Скауты России 1909 – 2007»

В 1915 и 1916 годах походят скаутские съезды, где разрабатываются планы работы в скаутских отрядах и рекомендации для руководителей.

Так в октябре 1915 года, на одном из заседаний Петроградского комитета «Общества содействия юным разведчикам», были высказаны соображения о необходимости согласовать деятельность разрозненных скаутских организаций и критически обсудить основы воспитательной системы Баден-Пауэлла. Для практического осуществления этих задач возникла настоятельная необходимость созвать Съезд. Московская и Киевская организации скаутов горячо поддержали эту идею, и было принято решение собраться в Петрограде в рождественские праздники 27–30 декабря 1915 года (по ст.ст.). (В некоторых изданиях дата указывается по новому стилю — январь 1916 года.)

Открытие Съезда состоялось в 2 часа дня 27 декабря в помещении канцелярии Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи. Почетным председателем Съезда избрали В.И. Срезневского. В состав Бюро Съезда вошли:

— Председатель — Иван Федорович Бострем,

— Товарищ председателя — Эраст Платонович Цытович,

— Казначей - Яков Николаевич Репнинский,

— Редактор — Иннокентий Николаевич Жуков,

— Секретарь — Олимпия Эрастовна Вишневская,

— Помощники секретаря — Владимир Васильевич Шмидт и Афанасий Маврикиевич Булатов.

— Хозяйственной частью Съезда заведовал Орест Дмитриевич Петров.

В решениях съезда были отражены идеи многочисленных докладов, которые не теряют своей актуальности и в наши дни.

Первый Съезд по скаутингу собрал представителей лишь самых крупных организаций нескольких городов, но он имел большое значение в развитии русского скаутского движения. Его работу предстояло продолжить более широкому и представительному Второму Съезду (6 стр.132).

2-й Съезд по скаутингу состоялся в Петрограде в декабре 1916 года. К сожалению материалы этого съезда не сохранились.

Одной из ключевых фигур на съездах скаутов был Эраст Платонович Цытович, память о котором в скаутском движении, незаслуженно забыта. Для следопытов Кубани этот человек является основателем скаутского движения на Юге России.

Эраст Платонович Цытович – основатель скаутского движения на Кубани.

Имя Э.П. Цытовича, казака станицы Вознесенской, находится на периферии внимания исследователей российского скаутизма. Говоря о наиболее видных деятелях русского скаутизма, как правило, называют имена О.И. Пантюхова, Г.А. Захарченко, скульптора И.Н. Жукова, писателя В. Яна, адмирала И.Ф. Бострема, генерала И.И. Чайковского, главного редактора журнала «Вокруг света» В.А. Попова. Называются и наиболее известные фигуры среди скаутов: царевич-наследник Алексей, сын С.Т. Морозова Савва, внук В.М. Васнецова Виктор, поэт и драматург Николай Адуев, автор «Гимна Разведчиков», полярник Э.Т. Кренкель.

Имя Эраста Платоновича Цытовича (1872 – 1942) в этих перечнях встречается редко. Вместе с тем это был замечательный педагог, непревзойденный в работе с детьми, видный деятель русского скаутского движения, директор Реального училища императора Николая II в Царском Селе (1907 – 1917), наставник-педагог наследника цесаревича Алексея Николаевича. Деятельность Э.П. Цытовича была насыщенной и многогранной, о чем свидетельствует его послужной список: директор царскосельского реального училища, член Русского физического общества, начальник лазарета Петроградского Дворянства, располагавшегося в помещении училища, председатель царскосельского военно-спортивного комплекса, начальник царскосельского отряда скаутов, член комитета «Русский Скаут», член Георгиевского комитета, член царскосельского отделения Татьянинского комитета помощи беженцам, председатель царскосельской педагогической комиссии по оказанию учебной помощи детям участников войны и беженцев, член постоянной испытательной комиссии для производства испытаний на звание вольноопределяющегося 2-го разряда, член педагогической комиссии при управлении Петроградского учебного округа, член учебного бюро по делам средней и низшей школы при Министерстве народного просвещения.

В должности директора реального императорского училища Э.П. Цытович большое внимание уделял преподаванию естественных наук и физическому воспитанию учащихся. В 1910–1911 гг. он преподавал физику дочерям императора Николая II – великим княжнам Ольге и Татьяне, которые приезжали для занятий в училище из Александровского дворца.

Особо следует выделить роль Э.П. Цытовича в организации скаутского движения в России. После ухода О.И.Пантюхова на фронт царскосельское объединение скаутов возглавил Э.П. Цытович и благодаря его усилиям в ряды скаутов был записан наследник цесаревич Алексей (3).

Как мы уже знаем из вышесказанного Э.П. Цытович принял самое активное участие в организации и проведении первого Всероссийского съезда скаутов, прошедшего в Петербурге в декабре 1915 г. На съезде он прочитал несколько основополагающих докладов по идеям, целям, методам и формам работы скаутского движения.

В докладе «Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов» Э.П. Цытович сформулировал несколько важнейших тезисов, не потерявших своего принципиального значения и в наши дни. Он говорил о том, что семья, школа и организация скаутов преследуют одну и ту же цель – дать подрастающему поколению нормальное воспитание и образование. Реализация этой цели, по мнению докладчика, достижима при условии сближения между собой педагогов и родителей. Это возможно вследствие того, что «скаутизм всемерно стремится способствовать правильному развитию начал семьи, поддерживая в молодежи религиозность, воспитывая ее морально; он старается на каждом шагу внушать скаутам необходимость стать ближе к семье, вносить в нее теплое, радостное и спокойное настроение, помогать сочленам семьи, чем только и когда только возможно».

В то же время к скаутскому движению, по мнению Э.П. Цытовича, следует активно привлекать членов семьи и добиваться того, чтобы в составе местных групп «Русский Скаут» были родственники детей – участников скаутских отрядов. «Помимо участия родителей в составе общества, – подчеркивал докладчик, – было бы желательно, чтобы штабы отрядов или дружин устраивали собрания родителей скаутов, на которых освещали бы для них жизнь отряда и его деятельности. Такого рода общение представителей руководителей скаутизма с родителями скаутов способствовало бы единству действий и успеху развития скаутских организаций в связи с улучшением семейного быта». Трудно переоценить значение данного тезиса в наши дни, когда резко ослабевают духовные и интеллектуальные связи между детьми и родителями, а на смену им, если и приходят, то связи прагматические, меркантильные.

Наконец, следующее положение доклада поднимало вопрос об активном участии в скаутском движении педагогов. Педагоги, вступая в скаутские отряды, лично участвуя в работе штабов отрядов или дружин, могли бы выступать перед участниками движения с лекциями и чтениями докладов, совместно с учащимисясоставлять статьи по вопросам скаутизма и публиковать их в общепедагогических, общественных изданиях, журналах.

Продуктивным был тезис о том, что скаутизм действует в интересах школы, установив, с одной стороны, «железный закон», а с другой – «День Матери». «Железный закон» был призван контролировать деятельность скаутов в интересах школы; «День Матери» должен был побуждать скаута серьезно подумать о «важнейших сыновних обязанностях в отношении к самому близкому, самому любимому и дорогому человеку, давшему ему жизнь и основы типического и нравственного воспитания».

Не менее продуктивными были тезисы, сформулированные Э.П. Цытовичем на Первом съезде русских скаутов в докладе «Этические основы скаутизма». Основной вопрос, который рассматривается в докладе, – отличие этики «скаута» от этики «не скаута». Идеал скаута, по утверждению Цытовича, – это «бодрый, физически развитый юноша, отличающийся большой выносливостью и выдержкой … всегда жизнерадостный, “всегда готовый” служить окружающим людям, ясно различающий “добро” и “зло”, проникнутый горячим желанием быть защитником и помощником молодых и старых, больных и нуждающихся в постороннем содействии, он рвется проявить себя, найти выход своим силам, делая то или другое доброе дело, находит нравственное удовлетворение в этом последнем, “не требуя наград за подвиг благородный”».

Идея основного движущего для человека мотива – мотива добрых дел – должна была бы стать ведущей в системе мотивов современного ученика в современной школе, но, к сожалению, она подменена доминантой балловой шкалы, идеей формального контроля за уровнем знаний.

В формировании характера скаутов, их нравственных представлений лежит, по утверждению Э.П. Цытовича, мысль о гармоничном единстве скаута с природой: скаут «друг не только человека, но и животных он распространяет вокруг себя свет и тепло». В докладе сформулированы задачи по воспитанию членов скаутского движения:

– «оздоровить» молодежь физически и нравственно;

– приблизить ее к природе;

– способствовать умению жить «общественной жизнью»;

– закалять волю и характер, приспосабливать его к трудностям жизни и приучая скаутов к находчивости;

– зарождать в скаутах связь с Отечеством, чувство патриотизма, желание посвятить себя служению интересам Родины.

Э.П. Цытович справедливо полагал, что для того, чтобы эти принципы, цели, задачи были приняты молодыми людьми, стали основой их миропонимания, необходимо «много поработать над идеями скаутизма, надо углубиться в них и их “ПЕРЕЖИТЬ”».

Положения, выдвинутые Э.П. Цытовичем в цикле его докладов на Первом съезде русских скаутов в Петрограде, носили не абстрактный характер. Э.П. Цытович последовательно реализовывал их в своей работе с молодежью, проводя скаутские сборы, организуя скаутские лагеря и т.п. Так, при его непосредственном участии с 8 июня по 20 июля 1916 г. на станции Вырица Балтийской железной дороги и на берегу реки Оредежи в Княжьем Бору был проведен шестинедельный летний скаутский лагерь царскосельской дружины.

После октябрьского (1917 г.) переворота Э.П. Цытович переезжает на Кубань и занимает пост министра народного просвещения правительства Кубани и возглавляет скаутское движение кубанской организации (3).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: