Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей




3.1 Усыновление (удочерение) ребенка

Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.

Усыновление является одним из самых древних правовых институтов и существует во всех современных правовых системах, как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным, что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий различного характера. В 1918 году он был отменен вообще, что объяснялось существовавшим тогда отрицательным отношением к семейным формам воспитания детей-сирот в целом.

Основной социальной целью усыновления является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. На первое место при усыновлении ставятся интересы ребенка. Поскольку при усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить из общей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий для воспитания и всестороннего развития максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Не вызывает сомнения, что легче процесс взаимной адаптации усыновленного и усыновителя происходит при усыновлении малолетнего ребенка. Иное дело, когда речь идет об усыновлении подростка, в воспитании и становлении личности которого возможны дополнительные трудности. По этой причине следует особенно внимательно рассматривать просьбы об усыновлении юношей и девушек четырнадцати-семнадцати лет лицами, ранее не участвовавшим в их воспитании или содержании, не проявлявшим о них заботы и внимания, выяснить истинные мотивы усыновления, соответствие его интересам усыновляемого юноши (девушки). Усыновленные четырнадцати - семнадцатилетние юноши и девушки, находящиеся на воспитании и содержании усыновителей непродолжительное время (один-три года), в дальнейшем будут обязаны осуществлять содержание и уход за нетрудоспособными, нуждающимися в помощи усыновителями и проявлять заботу о них. Усыновление подростков такого возраста может производится в тех случаях, когда усыновлению предшествовало их воспитание и содержание лицами, желающими быть усыновителями, или когда наличие между ними контактов и отношений свидетельствует о проявляемой заботе, взаимной привязанности, желании юридически оформить сложившиеся взаимоотношения.

Предпочтение отдается усыновителям, являющимся гражданами РФ, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями - иностранными гражданами.

Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица любого пола, кроме лиц, которые согласно ст. 127 СК, не имеют право на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.) Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными, она может сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом.

Приступая к работе по усыновлению социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-либо стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.

Эта форма не особенно популярна среди россиян. На это есть множество причин: у значительной части воспитанников интернатных учреждений родители находятся в местах заключения и не лишены родительских прав, у многих пропали без вести, но судом этот факт не установлен, достаточно большой процент воспитанников - дети, имеющие братьев и сестер.

3.2 Опека (попечительство)

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными способными гражданами, регулируются ГК РФ, СК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48 - ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Опека и попечительство в семейном праве - это устройство детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Факт отсутствия попечения со стороны родителей или лиц их заменяющих (ст.145 Семейного Кодекса РФ), а именно:

· смерть родителей (объявление родителей умершими, которое производится судом, по правовым последствиям приравнивается к смерти);

· лишение их родительских прав;

· ограничение их в родительских правах;

· признание родителей недееспособными;

· болезнь родителей;

· длительное отсутствие родителей;

· уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

· отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

· пребывание родителей (родителя) в местах лишения свободы.

Рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (ст. 62 Семейного Кодекса РФ).

Опека и попечительство над детьми преследуют две цели:

а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных имущественных и неимущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати и от четырнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан (частичной или неполной).

Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечительства над ним. Если ребенку, нуждающемуся в опеки или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

3.3 Приемная семья

В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, т.е. супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка (детей) на воспитание в семью. Основанием для заключения такого договора является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей), которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. К их заявлению должны быть приложены заключение органа опеки и попечительства о возможности данных лиц быть приемными родителями и другие необходимые документы.

Приемными родителями могу стать совершеннолетние граждане, как состоящие, так и не состоящие в браке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения ребенка. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в приемной семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5 до 10% детей-сирот.

Данная практика не находит распространения в силу отсутствия в государственных органах опеки и попечительства служб, проводящих поиск, обследование семей-претендентов, обучение, сопровождение семей специалистами с целью оказания помощи воспитателям в воспитании приемных семей.

3.4 Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

К ним относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/ или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся, без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками), социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом - это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.

Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же учреждении. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить чего-либо, организовать свободное время и т.д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. Поэтому при организации новых детских домов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание таким задачам, как приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; не разделение братьев и сестер по разным учреждениям; укрепление связей между детьми и их родителями; развитие; развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников.

Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной.

3.5 Патронатное воспитание

Патронатное воспитание как форма устройства детей в семьи регулируется законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 123 СК РФ).

Система «Патронатное воспитание» - отличается от традиционного жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения, от оформления опеки или усыновления следующими параметрами:

Эта форма устройства детей пригодна для детей и с установленным статусом и без него. На патронат передаются дети на тот срок, который нужен для ребенка, четко разграничены права и обязанности по защите прав ребенка и определены обязанности сторон - учреждения (службы), патронатного воспитателя, и, если речь идет о социальном патронаже семьи, то и кровного родителя.

Воспитатели «замещающих семей» получают заработную плату, им идет рабочий стаж.

Патронатное воспитание предусматривает несколько форм патроната:

Долгосрочный патронат - устройство в замещающие семьи детей, лишенных родительского попечения, до достижения ребенком (детьми) 18 лет. (В этом случае возможно прерывание патроната по инициативе воспитателей и оформление усыновления, опеки над несовершеннолетним). Данная форма патроната приемлема преимущественно для детских домов, интернатных учреждений.

Краткосрочный патронат - устройство в замещающие семьи детей, оставшихся без попечения родителей, на срок до 6 месяцев, преимущественно со следующим возвратом в кровную семью, но возможно и оформление опеки, усыновления.

Социальный патронат - система мер по предотвращению деградации кровной семьи и отказа от ребенка, работа с семьей, из которой ребенок временно изъят, стоит вопрос об изъятии, ребенок нуждается в защите интересов. Обязательства второй стороны договора: социальная служба оказывает адресную помощь в качестве гуманитарной помощи, определение ребенка в ДДУ, обучение ребенка школьного возраста в классах выравнивания, определение ребенка в центр дневного пребывания, осуществление патронажа семьи на протяжении 3 и более лет после возврата ребенка в семью.

Объекты патроната:

Органы опеки и попечительства, учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения, уполномоченные службы по предоставлению патроната, комиссии по защите прав и интересов детей, службы сопровождения учреждений для детей, лишенных родительского попечения, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, семьи, нуждающиеся в помощи государства, асоциальные, опекунские семьи, замещающие семьи.

Замещающая семья образуется на основании договора, Постановления главы администрации органа местного самоуправления о передаче ребенка (детей) на патронат в семью, приказа директора реабилитационного центра или детского дома, Дома ребенка.

Орган опеки и попечительства выдает патронатному воспитателю удостоверение, воспитатель замещающей семьи зачисляется в штат учреждения для детей, лишенных родительского попечения, оставшихся без родительского попечения.

Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

· лиц, лишенных родительских прав в отношении своих детей;

· бывших усыновителей и опекунов, если усыновление или опека отменены судом за виновные действия со стороны усыновителей (опекунов);

· лиц, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными или ограниченными в родительских правах;

· инвалидов 1 и 2 группы;

· лиц, имеющих вредные привычки и наклонности (алкоголизм, наркомания);

· лиц, имеющих корыстные мотивировки;

· лиц, старше 55 лет;

· лиц, имеющих судимость за преступления против личности.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в соответствии с Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года.

Финансовое обеспечение. Расходы на реализацию мер по их обеспечению производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: