Аргументация
Цель аргументации – убеждение, поэтому важно соблюдать следующие требования:
· Аргументы должны доказывать заявленную точку зрения
· Аргументы должны быть развернутыми и убедительными
· Аргументы не должны быть противоречивыми
· Аргументов должно быть два в сочинении
Аргументация бывает
1. Подтверждающей: тезис – прямые доказательства – вывод.
2. Опровергающей: тезис – обратные доказательства – антитезис. При опровергающей аргументации ученик подбирает доказательства, опровергающие позицию автора, поэтому приходит к антитезису, контрвыводу.
Виды аргументов
1. Логические аргументы – доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:
· Научные аксиомы
· Положения законов и официальных документов
· Законы природы; выводы, подтвержденные экспериментально;
· Заключения экспертов
· Цитаты из авторитетных источников
· Показания очевидцев
· Статистические данные
· Примеры из жизни или художественной литературы.
2. Психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции, формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:
· Эмоциональная убежденность пишущего
· Ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы)
· Примеры, вызывающие эмоциональный отклик читающего
· Указание на положительные или негативные последствия
· Апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть и т.д.)
3. Иллюстративные аргументы. Важным элементом иллюстративных аргументов являются примеры.
Как выстроить аргументацию?
1. Важно помнить, что при аргументации используются причинно-следственные связи:
ТЕЗИС
Почему это так?
ПОТОМУ ЧТО
Тезис | Серьезная музыка подобна чудодейственному лекарству. (ПОЧЕМУ?) |
Аргумент 1 | (ПОТОМУ что) Положительные эмоции, вызываемые ею, часто спасают людей в трудных ситуациях. |
Иллюстрация | Например, Петрусь, герой повести В. Короленко «Слепой музыкант», родился слепым. Он мог всю жизнь чувствовать себя неполноценным, однако музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. |
Аргумент 2 | (ПОТОМУ что) Кроме того, иногда только музыка может исцелить душевную рану. |
Иллюстрация | Так, например, ученые называют духовную музыку истинным анальгетиком души. |
Вывод | (Что следует из вышесказанного?) Таким образом, музыка, проникая в сердце человека, оживляет, исцеляет его, дает силу жить, любить мир и людей, уважать себя. |
Написание сочинения через выявление аспектов проблемы
При подготовке к написанию сочинения необходимо выделить
· Основную проблему
· Аспекты проблемы
· Авторскую позицию (тезис)
· Аргумент 1 (иллюстрация)
· Аргумент 2 (иллюстрация)
· Вывод
Пример по тексту Ж. Магине
Что подарить бабушкам - мамам? Перед каждым праздником один и тот же вопрос. На прошлый Новый год я решила вместе с покупными подарками подарить…чашу детских воспоминании!
Села писать письма. Письма-воспоминания. От руки, не на компьютере. Так увлек меня этот процесс, так унес он меня в детские дали, настолько увлекательным был, что захватило это действо меня с головой! Но больше одного письма в день – трогательного и нежного – у меня не получалось. Я писала своей маме, как я помнила ее запах и голос в раннем детстве, как ждала ее вечернего прихода за мной в детский сад. Как я искала щедрые подарки под елкой и свято верила, что это Дед Мороз мне туда их положил. Как мы ходили к папе в больницу на 8 марта и он подарил моей замечательной мамочке флакон «Рижской сирени». Мама так растрогалась, что взяла флакон за верх коробочки… Духи «рассыпались» на тысячи мелких молекул.
Сиренью пахла вся палата! Как в свой день рождения папа подарил ей красивые дорогие серьги – и это был лучший подарок ему – ее восторг и счастливые глаза. Много других трогательных и интимных воспоминаний. И в каждом письме я писала о том, как я люблю ее, что она самый дорогой для меня человек. Как я хочу, чтобы она всегда была с нами, чтобы болезни обходили ее стороной. Писала, и светлые слезы застилали мои глаза, помогая мне вылить на бумагу всю свою трепетную нежность к самому дорогому человеку.
Как редко мы говорим нашим самым близким о любви… К сожалению… Суета и будни поглощают наше время. А ведь нашим старикам нужно совсем немного: наше внимание и понимание, ощущение своей нужности. Иногда надо просто их выслушать и услышать. У них должен быть авторитет в семье. И только мы можем поднять их значимость! Думаю, что такие вот письма из детства – тому доказательство.
Письма написала, заклеила их в красивые конверты и подписала: «Вскрыть 1 января». На другом – 2 января и так далее. Затем перевязала их яркой атласной лентой и положила в чашу. Мама просила ей красивую чашу подарить. Сверху приклеила броскую этикетку: «Именная чаша воспоминаний». И строго-настрого велела не открывать ее до вечера 1 января.
Отпраздновали Новый год по-семейному – с играми, розыгрышами и лотереями, с подарками и поздравлениями из разных стран. Весело, шумно! Разъехались по домам… А вечером…
Я столько услышала в свой адрес нежности и признательности… Мама плакала и благодарила… Вот как – обратная связь!
Мама хранит эти письма и иногда их перечитывает. Говорит, что это ее шедеврики. Так их и называет.
Попробуйте и вы побаловать своих старших родственников такими вот трогательными откровениями. Это нужно не только им!
• (По Ж.Магиной)
Проблема семейных отношений | |||
Добрые письма-воспоминания – это не только необычный подарок, но и возможность выразить свои чувства | Внимание к старикам позволяет им почувствовать свою значимость, свой авторитет в семье | Любовь к близким, забота о них рождают в стариках глубокую признательность, нежность | |
Тезис Нежные заботливые отношения в семье обогащают их | |||
Аргумент 1 Теплое общение создает атмосферу взаимной любви, гармонии, счастья | Аргумент 2 В таких семьях вырастают счастливые, добрые, внимательные дети, не мыслящие себя без заботы о родителях и окружающих | ||
Иллюстрация Отношения в семье Ростовых (Л.Н. Толстой «Война и мир») | Иллюстрация Жизненный опыт | ||
Вывод | |||
Памятка.
1. Найдите абзац сочинения, в котором вы аргументируете свою точку зрения.
2. Проверьте, доказывают ли аргументы то, что вы утверждаете.
3. Убедитесь в том, что не нарушена логика их изложения, нет противоречий в примерах, доказывающих ваше утверждение.