ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ




ЛОГИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ

Для развития речи

Альбом дошкольника

2-е издание,

дополненное и переработанное

 


ББК 88.8

Т48

Ткаченко Т.Д.

Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. —

2-е изд., доп. и перераб. - М.: Книголюб, 2005. - 56 с.

 

 

ISBN 5-93927-001-8

 

 


В пособии собраны игровые упражнения, которые эффективно совершенствуют логическое мышление и речь старших дошкольников.

Адресовано психологам, логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям.

Может быть рекомендовано как для развивающей, так и для коррекционной ра­боты с детьми.

 

ББК 88.8


ISBN 5-93927-001-8

 

© Т.А.Ткаченко, 2001

©Оформление. Издательство «Книголюб», 2001


ОТ АВТОРА

 

Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, пол­ностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в пер­вые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических за­дач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании при­чинно-следственных связей.

Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дош­кольном возрасте словесно-логического мышления.

В ходе многолетней практической деятельности нам постоянно приходилось анализи­ровать результаты логопедической и общеобразовательной работы с дошкольниками, вы­пускаемыми из различных детских садов г. Москвы. Большинство выпускников владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы массового детс­кого сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности будущих школь­ников показало, что у многих она имеет следующие особенности:

■ поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить
в них главное;

в трудности в синтезировании информации;

■неумение планировать;

■неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону про­-
блемы или явления;

■трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.

 

 

Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачас­тую являются у 6—7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными.

Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, ко­торое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абст­рагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психо­логов Д.В. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж. Пиа­же.

Не ставя под сомнение данное утверждение, мы позволили предположить, что чем рань­ше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущени­ях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной дея­тельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мыш­ления к более сложной форме — словесно-логическому. Кроме того, интеллектуально-язы­ковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при нормальном развитии, так и в условиях патологии.

При составлении пособия мы руководствовались следующими задачами:

■ представить упражнения на развитие всех операций мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции);

■из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в которых в наи­большей степени присутствует речевая деятельность ребенка;

■ расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности.

Упражнения повышенной трудности чередуются с более легкими, не требующими от

ребенка значительных усилий, что позволяет повысить уверенность в своих возможностях и настроить на дальнейшую работу.

Каждое из предлагаемых упражнений, в которых авторские идеи сочетаются с извест­ными психологическими тестами, модифицированными для старшего дошкольного возра­ста, представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании дополнено.


Для детей, овладевших основными речевыми навыками, педагог или родитель выби­рает упражнение, сложность которого вполне соответствует возможностям ребенка. Дос­тупность задания и успешное его выполнение придадут малышу уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражне­ниям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.

Объединение нескольких детей в группу сделает занятие более динамичным, эмоцио­нальным и эффективным.

В процессе этих упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по совершенствова­нию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к позна­вательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.

Каждый раз в ходе упражнения дошкольнику потребуется использовать развернутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства. При выполнении одних заданий особенно активно будет задействовано внимание, других — память. Многие упражнения стимулируют воображение и активизируют творческие спо­собности ребенка.

Для детей с проблемами в речевом развитии некоторые задания могут показаться слож­ными. Однако, если взрослый вдумается сам, а затем полно и подробно объяснит ребенку цель и способы работы, дальнейшее выполнение упражнения будет для малыша понятным и доступным.

Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждают­ся в совершенствовании, задания, предложенные в пособии, помогут существенно попол­нить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказыва­ний.

Дети с нарушением произношения нередко говорят фонетически чисто только под на­блюдением взрослого, а без такового возвращаются к дефектной речи, поэтому для них мы рекомендуем использовать данные упражнения на заключительном этапе автоматизации правильного произношения.

Нам представляется, что самоконтроль за произношением при сосредоточении внима­ния ребенка на смысловой стороне высказывания в ходе интеллектуальных упражнений способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к самостоятельным ее формам. Без последнего этапа, то есть переноса приобретенных фо­нетических навыков в спонтанную речь, логопедическая работа не может считаться закон­ченной.

Таким образом, взрослые, играя с дошкольником, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Характерно, что проведение предлагаемых нами игровых упражнений не требует ника­ких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя на улице, ожи­дая очереди к врачу, в автобусе, поезде, по дороге в детский сад и даже в ванной комнате.

Не все упражнения в пособии снабжены картинками, и это не случайно. Абстрагирова­ние и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает в ситуации, когда ребенок не «привязан» к конкретному объекту.

При решении указанных интеллектуальных задач малышу потребуется подсказка, со­вет родителя или педагога. Участие в игре взрослого, его заинтересованное общение помо­гут малышу не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятель­ность увлекательной, творческой, развивающей.

После описания многих игровых упражнений в пособии оставлено место. По нашему представлению, родителям и педагогам интересно будет записать ответы детей, чтобы поз­же вспомнить их, проанализировать, обсудить со специалистом и пр.


Мышление — исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгадан­ный учеными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Если же взрослые сконцентрируются на точности, четкости и полноте формулировок ребен­ка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления — речи, то оба эти процесса получат дополнительное развитие. Успехов вам!

 

Отличник просвещения,

логопед высшей квалификации

Т.А. Ткаченко

 

ВОПРОСЫДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Ø Будет кубик катиться? Почему?

Ø Чем столб отличается от дерева?

Ø Летом можно кататься на лыжах? Почему?

Ø На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

Ø Кого легко заметить на снегу? А кого трудно?

Ø Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

Ø Для чего зимой надевают шубы?

Ø Если в сильный мороз положить шубу на снег, снег под шубой растает?

Ø Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

Ø Папа поднимает тяжелую гирю, а мальчик не может. Почему?

Ø Удержатся ли два шарика, если их положить друг на друга? Почему?

Ø Может поезд метро столкнуться с автобусом? Почему?

Ø Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах? Почему?

Ø Может ли стол, у которого отвинтили две ножки, стоять? Почему?

Ø По глубокому снегу проще идти пешком или ехать на лыжах? Почему?

Ø Если мальчик залезет в ванну, полную воды, что случится?

Ø Если по телевизору показывают футбол — может ли мяч вылететь и ударить
мальчика? Почему?

Ø По комнате бегал черный котенок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате
появился белый котенок. Откуда он взялся?

Ø Папа купил сыну мороженое, положил его в карман куртки и забыл. Когда
через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно
делось?

Ø Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был
дождь».) Как она догадалась?

Ø У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что
легче нести?

Ø Почему весной льдины в реке не стоят на месте?

Ø Если человек прыгнет с самолета, он разобьется. А как же парашютисты?

Ø Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадет на землю?


ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

УПРАЖНЕНИЕ 1

Цель: проанализировать картинки с изображением четырех детей. Указать одного, внешний вид или действия которого не соответствуют таковым у остальных детей. Подробно объяснить свой выбор.

 


УПРАЖНЕНИЕ 2

Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках. Повторить получившуюся фразу целиком.

 


Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).

Моряк увидел далекий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).

Машина не могла двигаться дальше, так как у нее сломался (подфарник, багажник, руль).

Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъез­де была (старая, грязная, узкая).

Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в нее (прутик, камни, крошки).

Катя отдернула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, де­ревянную, пластмассовую) ручку сковородки.


УПРАЖНЕНИЕ 3

Цель: соединить попарно подходящие друг другу предметы. Подробно объяс­нить свои действия.

!!! Взрослый обращает внимание на точность называния предметов.

 


УПРАЖНЕНИЕ 4

Цель: к каждому предмету, изображенному в верхнем ряду, подобрать подхо­дящий предмет из нижнего ряда. Составить предложение с каждой па­рой слов.

УПРАЖНЕНИЕ 5

 

Цель: к каждому слову подобрать подходящее по смыслу с учетом назначе­ния предметов. Составить предложение с каждой парой слов. Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, рама, батарея и пр.). Маль­чик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картину для мамы.

 

Щетка__________________ Тяпка________________ Ложка__________________
Лейка__________________ Карандаш____________ Спицы_________________
Иголка_________________ Грабли_______________ Половник_______________
Лопата_________________ Нож_________________ Клей___________________
Очки__________________ Портфель____________ Весло__________________
Лифт__________________ Пузырек_____________ Полка__________________
Плита_________________ Вешалка_____________ Тачка__________________
Весы__________________ Градусник____________ Сковорода______________
Духовка_______________ Миксер_______________ Мясорубка______________
Ножницы______________ Ракетка_______________ Банка___________________
Молоток______________ Крючок_______________ Гвоздь__________________
Удочка_______________ Отвертка_____________ Сантиметр______________

УПРАЖНЕНИЕ 6

Цель: соединить попарно подходящие друг другу предметы. Подробно объяс­нить свои действия. Точно назвать предметы одежды и обуви, а также их назначение.

 


УПРАЖНЕНИЕ 7

Цель: выбрать (с учетом выделенного признака) из трех предметов один лиш­ний. Подробно объяснить свой выбор.

Цвет

Цыпленок, лимон, василек. _

Огурец, морковь, трава.

Халат врача, помидор, снег. _

Вкус

Конфета, картошка, варенье.

Клубника, вишня, лук.

Торт, селедка, мороженое.

Чеснок, огурец, морковь.

Величина

Бегемот, муравей, слон._
Ванна, миска, тарелка. _
Дом, карандаш, ложка. _
Море, лужа, аквариум.

BEC

Вата, гиря, штанга.

Мясорубка, перышко, гантель._

Подушка, одеяло, кровать.

Шкаф, платье, куртка.

Форма

Телевизор, книга, колесо. _
Яблоко, апельсин, огурец._
Косынка, арбуз, палатка. _
Дверь, мяч, одеяло.

Материал

Банка, кастрюля, стакан._

Альбом, тетрадь, ручка.

Ложка, вилка, чашка.

Юбка, платье, ремень.

Сумка, кошелек, газета.


УПРАЖНЕНИЕ 8

Цель: нарисовать (с учетом образца) подходящие предметы в пустых прямоу­гольниках. Подробно объяснить свои действия. Рассказать, что еще можно изготовить из данного материала (приготовить из продуктов).

 

 




 

УПРАЖНЕНИЕ 9

Цель: подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов. Объяснить

свой выбор.

 

Кисель, кефир, сок, чай — напитки.

Клюв, перья, крылья, коготки — ______________________________________

Салат, каша, борщ, запеканка — ______________________________________

Серьги, браслет, цепочка, кулон — ___________________________________

Муравейник, нора, логово, берлога — _________________________________

Двойка, тройка, пятерка, единица — __________________________________

Топор, лопата, пила, отвертка — ______________________________________

Глина, шерсть, дерево, пластмасса — __________________________________

Самолет, корабль, лодка, мотоцикл — _________________________________

Дирижер, шофер, воспитатель, портной — _____________________________

Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка — _____________________________

Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло — ___________________________

Есть, спать, учиться, гулять — ________________________________________

Храбрость, доброта, трудолюбие, честность - ____________________________

УПРАЖНЕНИЕ 10

Цель: найти связь между предметами, изображенными в верхней части рам­ки (на образце). По аналогии выбрать недостающий предмет среди ри­сунков, данных справа, и провести от него линию к пустому квадрату. Подробно объяснить свои действия.

 

 


 


УПРАЖНЕНИЕ 11

Цель: соединить попарно изображения детей так, чтобы в паре оказалось наи­большее количество противоположных признаков (рост, цвет одежды, пол и т.п.). Подробно объяснить свои действия.

 

 



УПРАЖНЕНИЕ 12


Цель: найти связь между парой слов. По аналогии подобрать недостающее сло­во. Подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо —... Стрелкаэто часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесочасть машины.

Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, ко­ляска. У всех этих предметов есть колесо.

 

Стрелка — часы, колесо — _______________________________________________.

Коза — капуста, белка —_________________________________________________.

Лошадь — сено, кошка— ________________________________________________.

Палец — кольцо, ухо — ________________________________________________.

Кофта — шерсть, шуба — ______________________________________________

Ваза — стекло, кастрюля — _____________________________________________

Чай — печенье, суп — __________________________________________________

День — обед, вечер — __________________________________________________

Магазин — продавец, больница — ________________________________________
Рыба — река, птица — ___________________________________________________

Инструмент — работа, кукла — ___________________________________________

Молоко — масло, мясо — ________________________________________________

Машина — руль, корабль — ______________________________________________

Самолет — аэропорт, корабль — __________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 13

Цель: продолжить ряд слов, относящихся к одному обобщению. Назвать каж­дое обобщающее понятие.

!!! Взрослый предлагает, а в случае затруднений помогает ребенку, подо­брать дополнительно не менее трех слов.

 

Стол, стул, диван, _______________________________________________________

Сосна, береза, липа, _____________________________________________________

Жасмин, шиповник, сирень, _______________________________________________

Земляника, клюква, малина, _______________________________________________


Сыроежка, лисичка, подберезовик, _________________________________________

_______________________________________________________________________

Сок, кефир, компот, _____________________________________________________

________________________________________________________________________

Творог, сыр, масло, _______________________________________________________

________________________________________________________________________

Сосиски, колбаса, котлета, ________________________________________________

_______________________________________________________________________

Врач, повар, летчик, ______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Автобус, электричка, трамвай, _____________________________________________

_______________________________________________________________________

Телевизор, утюг, настольная лампа, ________________________________________

_______________________________________________________________________

Учебник, карандаш, тетрадь, ______________________________________________

_______________________________________________________________________

Шишка, желудь, орех, ____________________________________________________

________________________________________________________________________

Корабль, катер, яхта, ______________________________________________________

________________________________________________________________________

Дождь, ветер, иней, _______________________________________________________

________________________________________________________________________

 

УПРАЖНЕНИЕ 14

Цель: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ.

 

ЛЕКАРСТВО

Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьет лекарство с трудом, и говорит: «Дай, я за тебя выпью!»

(К. Д. Ушинский)

 

Вопросы:

• Для чего врач прописал маме лекарство?

• Каким оно было на вкус?

• Легко маме пить невкусное, горькое лекарство?

• Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка?

• Почему девочка предложила маме выпить за нее лекарство?

• Как можно назвать такую девочку?

• Как может девочка помочь больной матери?


УПРАЖНЕНИЕ 15


Цель: соединить попарно картинки с изображением одинакового времени года. Подробно объяснить свои действия (рассказать о признаках различных сезонов).


УПРАЖНЕНИЕ 16

Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать кон­струкцию сложноподчиненного предложения с союзом потому что.

 

Мама улыбнулась, потому что__________________________________________

Дети прибежали домой, ________________________________________________

Собака грозно зарычала,________________________________________________

Мама открыла окно, ___________________________________________________

Петя громко вскрикнул,________________________________________________

Мама отругала сына,___________________________________________________

Учительница весело рассмеялась, _______________________________________

Бабушка выключила телевизор,_________________________________________

У Саши заболело горло,________________________________________________

Мальчик решил переодеться,____________________________________________

Собака весело завиляла хвостом,_________________________________________

Кот выгнул спину и зашипел,____________________________________________

Машины резко затормозили, ____________________________________________

Милиционер громко засвистел, __________________________________________

Мальчик быстро бежал к школе, _________________________________________

Стая ворон поднялась над полем, ________________________________________

Девочка поднялась с сиденья автобуса,____________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 17

 

Цель: найти логическую связь между тремя предметами. Выделить предмет, отличающийся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рас­суждений.

Пример: книга, альбом, тетрадь. Лишний предметкнига, так как в ней есть готовый текст, а альбом и тетрадь текста не содержат, это просто скрепленная бумага.

 

Корова, лошадь, лев.____________________ ____________________________

Петух, гусь, воробей, ________________________________________________

Елка, береза, сосна,__________________________________________________

Море, река, озеро, ___________________________________________________

 

Коза, свинья, корова, __________________________________________________

_____________________________________________________________________

Брюки, шорты, юбка, __________________________________________________

_____________________________________________________________________

Свекла, морковь, огурец, _______________________________________________

_____________________________________________________________________

Слива, яблоко, персик, _________________________________________________

_____________________________________________________________________

Стол, полка, стул,______________________________________________________

_____________________________________________________________________

Трамвай, электричка, троллейбус,________________________________________

_____________________________________________________________________

Сковородка, чашка, кастрюля,____________________________________________

______________________________________________________________________

Глаза, нос, брови,______________________________________________________

______________________________________________________________________

Ночник, торшер, свеча,__________________________________________________

______________________________________________________________________

Простыня, пододеяльник, наволочка,_______________________________________

________________________________________________________________________

 

УПРАЖНЕНИЕ 18

 

Цель: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.

 

ВОЛК И КОЗА

Видит волк, что коза пасется на горе, и никак ему к ней не подобраться. Волк козе и говорит: «Иди, коза, вниз, тут и место поровнее и трава для корма слаще. А коза ему и отвечает: «Нет, волк, не пойду! Ты не о моем, а о своем корме печешься!»

(Л.Н. Толстой)

Вопросы:

§ Где паслась коза? Мог ли волк к ней подобраться?

• Зачем волк предлагал козе спуститься с горы?

• Как ты думаешь — внизу трава действительно была слаще?

• О каком корме для волка говорит коза?

• Кто из зверей (волк или коза) хищник?

• Что могло случиться с козой, если бы она приблизилась к волку?

• Могла бы коза стать кормом для волка?

• О чьем корме заботился волк?


УПРАЖНЕНИЕ 19

Цель: рассмотреть планы, данные внизу схемы. По очереди используя их, рас­сказать, каким путем, мимо каких объектов и какому ребенку почта­льон принесет письмо.


!!! Взрослый предлагает ребенку описать путь почтальона к каждому из детей.

Пример: Почтальон пошел по дороге, повернул направо, прошел мимо клум­бы, дошел до елки, повернул налево, прошел мимо фонаря...

 


УПРАЖНЕНИЕ 20

Цель: проанализировать свойства изображенных предметов. Рассказать о том общем, что их объединяет.

 



УПРАЖНЕНИЕ 21

Цель: рассказать, во что превратятся следующие предметы.

 

Стул без спинки ________________________________________________

Стол без ножек ________________________________________________

Чашка без ручки__ _____________________________________________

Окно без стекол__ _____________________________________________

Кепка без козырька _____________________________________________

Кофта без рукавов _____________________________________________

Снеговик без холода ____________________________________________

Мороженое без холодильника____________________________________

Дерево без веток _ _____________________________________________

Спички без серы _ _____________________________________________

Диван без спинки _____________________________________________

Книга без страниц _____________________________________________

Карандаш без грифеля __________________________________________

Телевизор без электричества _____________________________________

Всадник без лошади ____________________________________________

Подушка без перьев _____________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 22

 

Цель: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фра­зы подобрать по 2-3 возможных варианта ее продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.

Папа купил цветы, чтобы _______________________________________________

Марина открыла окно, __________________ ________________________________

Дети сели в лодку,_____________________ ________________________________

Лена налила в миску суп, ________________________________________________

Мама подошла к телефону, _______________________________________________

Рабочие привезли кирпич, _______________________________________________

Сережа подошел к ручью, ________________________________________________

Дима нагнулся над кустом, _______________________________________________

Петя закрыл лицо руками, _______________________________________________

Вова взял собаку за поводок, _____________________________________________

Мама надела нарядное платье,____________________________________________

Катя подняла с земли птенчика, ____________________________________________

Дедушка поставил в огороде пугало,________________________________________

Водитель открыл багажник автомобиля,_____________________________________
Лена достала лед из холодильника,__________________________________________


УПРАЖНЕНИЕ 23

Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно объяснить свой выбор.

Пример: Снежинка, мороженое, сосулька, снеговик всегда холодные, а чашка чая, от которой поднимается пар,горячая. Поэтому чашка чая здесьлишняя, она не подходит ко всем остальным предметам.

!!! Объяснение может даваться другими, более доступными ребенку словами. Однако формулировка должна быть максимально полной и четкой.

 


УПРАЖНЕНИЕ 24

 

Цель: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.

 

ЛЕВ И ЛИСИЦА

Лев стал стар. Он не мог ловить зверей. И задумал Лев жить хитростью. Лег в пещере и притворился больным. Стали звери приходить, навещать его, но Лев хватал и съедал каждого, кто приходил к нему. Однажды к пещере Льва пришла Лиса. Стала у входа в пещеру и спрашивает: «Как поживаешь, царь зверей?» Лев отвечает: «Плохо, Лисонька. Да что же ты не войдешь ко мне в пещеру? » А Лиса посмотрела на дорогу и сказала: «По следам вижу — входи­ло к тебе много зверей, а не выходил никто!»

(Л.Н. Толстой)

Вопросы:

· Для чего Лев притворился больным?

• Почему он не ходил на охоту?

• Для чего Лев звал Лису в пещеру?

• Как Лиса догадалась, что ее поджидает опасность?

• Что особенного было в звериных следах?

• Как узнать направление следа?

• Удалось Льву обмануть Лису?

• Кто из зверей: Лев или Лиса оказался хитрее?


УПРАЖНЕНИЕ 25

Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объек­та, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор.

!!! Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному

слову, каждый раз уточнять с ребенком, важна ли данная деталь для о

траже­ния основных свойств объекта.

 

Пример: огород. Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т.п.

 



 


 

УПРАЖНЕНИЕ 26

 

Цель: подобрать слово с противоположным значением. Объяснить свой выбор. Составить с союзом а предложение, в котором будут объединены оба антонима.

Пример: храбрость. Во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

 

Храбрость_____________________________ _____________________________

Добрый_______________________________ _____________________________

Тупой (нож)_________________________________________________________

Веселый____________________________________________________________

Длинный____________________________________________________________

Старый (диван)______________________________________________________

Грязно_____________________________________________________________

Темно______________________________________________________________

Легко______________________________________________________________

Быстро _____________________________________________________________

Покупать____________________________________________________________

Открывать___________________________________________________________

Молодой ____________________________________________________________

Толстый ____________________________________________________________

 

 


Полный (стакан)_________________________________________________________

Высокий _______________________________________________________________

Широкий______________________________________________________________

Гладкий _______________________________________________________________

Мягкий________________________________________________________________

Мелкий________________________________________________________________

Молчать_______________________________________________________________

Помнить_______________________________________________________________

Встречать _____________________________________________________________

Шершавый ____________________________________________________________

Ругаться ______________________________________________________________

Подниматься __________________________________________________________

Грубый (разговор)_____________________________________________________

Брать________________________________________________________________

Искать_______________________________________________________________

Знаменитый___________________________________________________________


УПРАЖНЕНИЕ 27

Цель: проанализировать ситуацию, изображенную на рисунке. Подробно объяснить — в чем состоит ее нелепость, неправдоподобность.

 

 


УПРАЖНЕНИЕ 28

Цель: полно и связно объяснить — в чем нелепость, неправдоподобность ситу­ации, изложенной в стихотворении.

 

Рыбка с мостика нырнула,

Вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Возле речки, ну дела,

Серого обогнала!

 

Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть ее хотела,

Но кошка прыгнула на ветку

И, прочирикав, улетела.

 

Быстрый бег у тигра-крошки,

У ежа — огромный рост,

У слона кривые рожки

И большой пушистый хвост.

Из воды, увидев волка,

Белка бросилась к кустам,

Бегемот залез на елку

И грызет орешки там.

 


Сел воробышек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.


УПРАЖНЕНИЕ 29

Цель: в ряду похожих геометрических фигур выбрать «лишнюю». Подробно объяснить свой выбор.

!!! Фигуры в ряду подобраны так, что каждая из них может являться «лиш­ней», поэтому взрослому следует побуждать ребенка делать выбор несколько раз.

 

 


УПРАЖНЕНИЕ 30

 

Цель: в ряду похожих геометрических композиций выбрать одну, отличаю­щуюся расположением мелких дополнительных деталей. Подробно объяснить свой выбор.

Пример: в трех случаях кружок и точка находятся в противополож­ных углах четырехугольника, и только в одной фигуре они расположе­ны в соседних углах.

 


УПРАЖНЕНИЕ 31

Цель: найти связь между данным явлением (предметом) и временем года, к которому оно (он) относится. Составить предложение, включив в него оба слова — название времени года и предложенного понятия.

Пример: снегопад. Зимой, во время снегопада, машинам трудно ездить

по улицам.

 

Ливень________________________________________________________________

Мороз __ ______________________________________________________________

Листопад______________________________________________________________

Снеговик______________________________________________________________

Жара___ ______________________________________________________________

Проталины_____________________________________________________________

Ледоход_______________________________________________________________

Иней__________________________________________________________________

Слякоть________________________________________________________________

Вьюга__________________________________________________________________

Капель_________________________________________________________________

Сосульки_______________________________________________________________

Купание________________________________________________________________

Пасмурно_______________________________________________________________

Цветение_______________________________________________________________

Снежки_________________________________________________________________

Куличики_______________________________________________________________

Почки__________________________________________________________________

Пляж___________________________________________________________________

Ручейки________________________________________________________________

Одуванчики_____________________________________________________________

Каток___________________________________________________________________

Урожай_________________________________________________________________

Прополка________________________________________________________________

 

УПРАЖНЕНИЕ 32

Цель: найти и подробно объяснить ошибку в предложенном сравнении. Ис­пользуя по отдельности обе части каждого сравнения, самостоятельно составить два правильных суждения.

Пример: яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится про форму фрукта, а во второй частипро вкус. А сравни­вать нужно одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вес и пр.). Правильные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный, или яблоко сладкое, а лимон кислый.

 

Вата легкая, а гиря черная. ________________________________________________

Зебра полосатая, а леопард злой.____________________________________________

Холодильник белый, а ковер мягкий. ________________________________________

Ваза хрустальная, а стаканчик легкий._______________________________________

У гуся длинная шея, а цыпленок маленький. __________________________________

У зайца д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: