ЛОГИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ
Для развития речи
Альбом дошкольника
2-е издание,
дополненное и переработанное
ББК 88.8
Т48
Ткаченко Т.Д.
Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. —
2-е изд., доп. и перераб. - М.: Книголюб, 2005. - 56 с.
ISBN 5-93927-001-8
В пособии собраны игровые упражнения, которые эффективно совершенствуют логическое мышление и речь старших дошкольников.
Адресовано психологам, логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям.
Может быть рекомендовано как для развивающей, так и для коррекционной работы с детьми.
ББК 88.8
ISBN 5-93927-001-8
© Т.А.Ткаченко, 2001
©Оформление. Издательство «Книголюб», 2001
ОТ АВТОРА
Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.
Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
В ходе многолетней практической деятельности нам постоянно приходилось анализировать результаты логопедической и общеобразовательной работы с дошкольниками, выпускаемыми из различных детских садов г. Москвы. Большинство выпускников владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности будущих школьников показало, что у многих она имеет следующие особенности:
■ поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить
в них главное;
в трудности в синтезировании информации;
■неумение планировать;
■неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону про-
блемы или явления;
■трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.
Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6—7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными.
Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д.В. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж. Пиаже.
Не ставя под сомнение данное утверждение, мы позволили предположить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно-логическому. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при нормальном развитии, так и в условиях патологии.
При составлении пособия мы руководствовались следующими задачами:
■ представить упражнения на развитие всех операций мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции);
■из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;
■ расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности.
Упражнения повышенной трудности чередуются с более легкими, не требующими от
ребенка значительных усилий, что позволяет повысить уверенность в своих возможностях и настроить на дальнейшую работу.
Каждое из предлагаемых упражнений, в которых авторские идеи сочетаются с известными психологическими тестами, модифицированными для старшего дошкольного возраста, представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании дополнено.
Для детей, овладевших основными речевыми навыками, педагог или родитель выбирает упражнение, сложность которого вполне соответствует возможностям ребенка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут малышу уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Объединение нескольких детей в группу сделает занятие более динамичным, эмоциональным и эффективным.
В процессе этих упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.
Каждый раз в ходе упражнения дошкольнику потребуется использовать развернутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства. При выполнении одних заданий особенно активно будет задействовано внимание, других — память. Многие упражнения стимулируют воображение и активизируют творческие способности ребенка.
Для детей с проблемами в речевом развитии некоторые задания могут показаться сложными. Однако, если взрослый вдумается сам, а затем полно и подробно объяснит ребенку цель и способы работы, дальнейшее выполнение упражнения будет для малыша понятным и доступным.
Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, задания, предложенные в пособии, помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний.
Дети с нарушением произношения нередко говорят фонетически чисто только под наблюдением взрослого, а без такового возвращаются к дефектной речи, поэтому для них мы рекомендуем использовать данные упражнения на заключительном этапе автоматизации правильного произношения.
Нам представляется, что самоконтроль за произношением при сосредоточении внимания ребенка на смысловой стороне высказывания в ходе интеллектуальных упражнений способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к самостоятельным ее формам. Без последнего этапа, то есть переноса приобретенных фонетических навыков в спонтанную речь, логопедическая работа не может считаться законченной.
Таким образом, взрослые, играя с дошкольником, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Характерно, что проведение предлагаемых нами игровых упражнений не требует никаких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, поезде, по дороге в детский сад и даже в ванной комнате.
Не все упражнения в пособии снабжены картинками, и это не случайно. Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает в ситуации, когда ребенок не «привязан» к конкретному объекту.
При решении указанных интеллектуальных задач малышу потребуется подсказка, совет родителя или педагога. Участие в игре взрослого, его заинтересованное общение помогут малышу не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.
После описания многих игровых упражнений в пособии оставлено место. По нашему представлению, родителям и педагогам интересно будет записать ответы детей, чтобы позже вспомнить их, проанализировать, обсудить со специалистом и пр.
Мышление — исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Если же взрослые сконцентрируются на точности, четкости и полноте формулировок ребенка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления — речи, то оба эти процесса получат дополнительное развитие. Успехов вам!
Отличник просвещения,
логопед высшей квалификации
Т.А. Ткаченко
ВОПРОСЫДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Ø Будет кубик катиться? Почему?
Ø Чем столб отличается от дерева?
Ø Летом можно кататься на лыжах? Почему?
Ø На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
Ø Кого легко заметить на снегу? А кого трудно?
Ø Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
Ø Для чего зимой надевают шубы?
Ø Если в сильный мороз положить шубу на снег, снег под шубой растает?
Ø Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
Ø Папа поднимает тяжелую гирю, а мальчик не может. Почему?
Ø Удержатся ли два шарика, если их положить друг на друга? Почему?
Ø Может поезд метро столкнуться с автобусом? Почему?
Ø Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах? Почему?
Ø Может ли стол, у которого отвинтили две ножки, стоять? Почему?
Ø По глубокому снегу проще идти пешком или ехать на лыжах? Почему?
Ø Если мальчик залезет в ванну, полную воды, что случится?
Ø Если по телевизору показывают футбол — может ли мяч вылететь и ударить
мальчика? Почему?
Ø По комнате бегал черный котенок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате
появился белый котенок. Откуда он взялся?
Ø Папа купил сыну мороженое, положил его в карман куртки и забыл. Когда
через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно
делось?
Ø Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был
дождь».) Как она догадалась?
Ø У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что
легче нести?
Ø Почему весной льдины в реке не стоят на месте?
Ø Если человек прыгнет с самолета, он разобьется. А как же парашютисты?
Ø Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадет на землю?
ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
УПРАЖНЕНИЕ 1
Цель: проанализировать картинки с изображением четырех детей. Указать одного, внешний вид или действия которого не соответствуют таковым у остальных детей. Подробно объяснить свой выбор.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках. Повторить получившуюся фразу целиком.
Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).
Моряк увидел далекий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).
Машина не могла двигаться дальше, так как у нее сломался (подфарник, багажник, руль).
Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в нее (прутик, камни, крошки).
Катя отдернула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Цель: соединить попарно подходящие друг другу предметы. Подробно объяснить свои действия.
!!! Взрослый обращает внимание на точность называния предметов.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Цель: к каждому предмету, изображенному в верхнем ряду, подобрать подходящий предмет из нижнего ряда. Составить предложение с каждой парой слов.
УПРАЖНЕНИЕ 5
Цель: к каждому слову подобрать подходящее по смыслу с учетом назначения предметов. Составить предложение с каждой парой слов. Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, рама, батарея и пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картину для мамы.
Щетка__________________ | Тяпка________________ | Ложка__________________ |
Лейка__________________ | Карандаш____________ | Спицы_________________ |
Иголка_________________ | Грабли_______________ | Половник_______________ |
Лопата_________________ | Нож_________________ | Клей___________________ |
Очки__________________ | Портфель____________ | Весло__________________ |
Лифт__________________ | Пузырек_____________ | Полка__________________ |
Плита_________________ | Вешалка_____________ | Тачка__________________ |
Весы__________________ | Градусник____________ | Сковорода______________ |
Духовка_______________ | Миксер_______________ | Мясорубка______________ |
Ножницы______________ | Ракетка_______________ | Банка___________________ |
Молоток______________ | Крючок_______________ | Гвоздь__________________ |
Удочка_______________ | Отвертка_____________ | Сантиметр______________ |
УПРАЖНЕНИЕ 6
Цель: соединить попарно подходящие друг другу предметы. Подробно объяснить свои действия. Точно назвать предметы одежды и обуви, а также их назначение.
УПРАЖНЕНИЕ 7
Цель: выбрать (с учетом выделенного признака) из трех предметов один лишний. Подробно объяснить свой выбор.
Цвет
Цыпленок, лимон, василек. _
Огурец, морковь, трава.
Халат врача, помидор, снег. _
Вкус
Конфета, картошка, варенье.
Клубника, вишня, лук.
Торт, селедка, мороженое.
Чеснок, огурец, морковь.
Величина
Бегемот, муравей, слон._
Ванна, миска, тарелка. _
Дом, карандаш, ложка. _
Море, лужа, аквариум.
BEC
Вата, гиря, штанга.
Мясорубка, перышко, гантель._
Подушка, одеяло, кровать.
Шкаф, платье, куртка.
Форма
Телевизор, книга, колесо. _
Яблоко, апельсин, огурец._
Косынка, арбуз, палатка. _
Дверь, мяч, одеяло.
Материал
Банка, кастрюля, стакан._
Альбом, тетрадь, ручка.
Ложка, вилка, чашка.
Юбка, платье, ремень.
Сумка, кошелек, газета.
УПРАЖНЕНИЕ 8
Цель: нарисовать (с учетом образца) подходящие предметы в пустых прямоугольниках. Подробно объяснить свои действия. Рассказать, что еще можно изготовить из данного материала (приготовить из продуктов).
УПРАЖНЕНИЕ 9
Цель: подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов. Объяснить
свой выбор.
Кисель, кефир, сок, чай — напитки.
Клюв, перья, крылья, коготки — ______________________________________
Салат, каша, борщ, запеканка — ______________________________________
Серьги, браслет, цепочка, кулон — ___________________________________
Муравейник, нора, логово, берлога — _________________________________
Двойка, тройка, пятерка, единица — __________________________________
Топор, лопата, пила, отвертка — ______________________________________
Глина, шерсть, дерево, пластмасса — __________________________________
Самолет, корабль, лодка, мотоцикл — _________________________________
Дирижер, шофер, воспитатель, портной — _____________________________
Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка — _____________________________
Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло — ___________________________
Есть, спать, учиться, гулять — ________________________________________
Храбрость, доброта, трудолюбие, честность - ____________________________
УПРАЖНЕНИЕ 10
Цель: найти связь между предметами, изображенными в верхней части рамки (на образце). По аналогии выбрать недостающий предмет среди рисунков, данных справа, и провести от него линию к пустому квадрату. Подробно объяснить свои действия.
УПРАЖНЕНИЕ 11
Цель: соединить попарно изображения детей так, чтобы в паре оказалось наибольшее количество противоположных признаков (рост, цвет одежды, пол и т.п.). Подробно объяснить свои действия.
УПРАЖНЕНИЕ 12
Цель: найти связь между парой слов. По аналогии подобрать недостающее слово. Подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо —... Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.
Стрелка — часы, колесо — _______________________________________________.
Коза — капуста, белка —_________________________________________________.
Лошадь — сено, кошка— ________________________________________________.
Палец — кольцо, ухо — ________________________________________________.
Кофта — шерсть, шуба — ______________________________________________
Ваза — стекло, кастрюля — _____________________________________________
Чай — печенье, суп — __________________________________________________
День — обед, вечер — __________________________________________________
Магазин — продавец, больница — ________________________________________
Рыба — река, птица — ___________________________________________________
Инструмент — работа, кукла — ___________________________________________
Молоко — масло, мясо — ________________________________________________
Машина — руль, корабль — ______________________________________________
Самолет — аэропорт, корабль — __________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ 13
Цель: продолжить ряд слов, относящихся к одному обобщению. Назвать каждое обобщающее понятие.
!!! Взрослый предлагает, а в случае затруднений помогает ребенку, подобрать дополнительно не менее трех слов.
Стол, стул, диван, _______________________________________________________
Сосна, береза, липа, _____________________________________________________
Жасмин, шиповник, сирень, _______________________________________________
Земляника, клюква, малина, _______________________________________________
Сыроежка, лисичка, подберезовик, _________________________________________
_______________________________________________________________________
Сок, кефир, компот, _____________________________________________________
________________________________________________________________________
Творог, сыр, масло, _______________________________________________________
________________________________________________________________________
Сосиски, колбаса, котлета, ________________________________________________
_______________________________________________________________________
Врач, повар, летчик, ______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Автобус, электричка, трамвай, _____________________________________________
_______________________________________________________________________
Телевизор, утюг, настольная лампа, ________________________________________
_______________________________________________________________________
Учебник, карандаш, тетрадь, ______________________________________________
_______________________________________________________________________
Шишка, желудь, орех, ____________________________________________________
________________________________________________________________________
Корабль, катер, яхта, ______________________________________________________
________________________________________________________________________
Дождь, ветер, иней, _______________________________________________________
________________________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ 14
Цель: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ.
ЛЕКАРСТВО
Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьет лекарство с трудом, и говорит: «Дай, я за тебя выпью!»
(К. Д. Ушинский)
Вопросы:
• Для чего врач прописал маме лекарство?
• Каким оно было на вкус?
• Легко маме пить невкусное, горькое лекарство?
• Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка?
• Почему девочка предложила маме выпить за нее лекарство?
• Как можно назвать такую девочку?
• Как может девочка помочь больной матери?
УПРАЖНЕНИЕ 15
Цель: соединить попарно картинки с изображением одинакового времени года. Подробно объяснить свои действия (рассказать о признаках различных сезонов).
УПРАЖНЕНИЕ 16
Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчиненного предложения с союзом потому что.
Мама улыбнулась, потому что__________________________________________
Дети прибежали домой, ________________________________________________
Собака грозно зарычала,________________________________________________
Мама открыла окно, ___________________________________________________
Петя громко вскрикнул,________________________________________________
Мама отругала сына,___________________________________________________
Учительница весело рассмеялась, _______________________________________
Бабушка выключила телевизор,_________________________________________
У Саши заболело горло,________________________________________________
Мальчик решил переодеться,____________________________________________
Собака весело завиляла хвостом,_________________________________________
Кот выгнул спину и зашипел,____________________________________________
Машины резко затормозили, ____________________________________________
Милиционер громко засвистел, __________________________________________
Мальчик быстро бежал к школе, _________________________________________
Стая ворон поднялась над полем, ________________________________________
Девочка поднялась с сиденья автобуса,____________________________________
УПРАЖНЕНИЕ 17
Цель: найти логическую связь между тремя предметами. Выделить предмет, отличающийся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
Пример: книга, альбом, тетрадь. Лишний предмет — книга, так как в ней есть готовый текст, а альбом и тетрадь текста не содержат, это просто скрепленная бумага.
Корова, лошадь, лев.____________________ ____________________________
Петух, гусь, воробей, ________________________________________________
Елка, береза, сосна,__________________________________________________
Море, река, озеро, ___________________________________________________
Коза, свинья, корова, __________________________________________________
_____________________________________________________________________
Брюки, шорты, юбка, __________________________________________________
_____________________________________________________________________
Свекла, морковь, огурец, _______________________________________________
_____________________________________________________________________
Слива, яблоко, персик, _________________________________________________
_____________________________________________________________________
Стол, полка, стул,______________________________________________________
_____________________________________________________________________
Трамвай, электричка, троллейбус,________________________________________
_____________________________________________________________________
Сковородка, чашка, кастрюля,____________________________________________
______________________________________________________________________
Глаза, нос, брови,______________________________________________________
______________________________________________________________________
Ночник, торшер, свеча,__________________________________________________
______________________________________________________________________
Простыня, пододеяльник, наволочка,_______________________________________
________________________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ 18
Цель: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.
ВОЛК И КОЗА
Видит волк, что коза пасется на горе, и никак ему к ней не подобраться. Волк козе и говорит: «Иди, коза, вниз, тут и место поровнее и трава для корма слаще. А коза ему и отвечает: «Нет, волк, не пойду! Ты не о моем, а о своем корме печешься!»
(Л.Н. Толстой)
Вопросы:
§ Где паслась коза? Мог ли волк к ней подобраться?
• Зачем волк предлагал козе спуститься с горы?
• Как ты думаешь — внизу трава действительно была слаще?
• О каком корме для волка говорит коза?
• Кто из зверей (волк или коза) хищник?
• Что могло случиться с козой, если бы она приблизилась к волку?
• Могла бы коза стать кормом для волка?
• О чьем корме заботился волк?
УПРАЖНЕНИЕ 19
Цель: рассмотреть планы, данные внизу схемы. По очереди используя их, рассказать, каким путем, мимо каких объектов и какому ребенку почтальон принесет письмо.
!!! Взрослый предлагает ребенку описать путь почтальона к каждому из детей.
Пример: Почтальон пошел по дороге, повернул направо, прошел мимо клумбы, дошел до елки, повернул налево, прошел мимо фонаря...
УПРАЖНЕНИЕ 20
Цель: проанализировать свойства изображенных предметов. Рассказать о том общем, что их объединяет.
УПРАЖНЕНИЕ 21
Цель: рассказать, во что превратятся следующие предметы.
Стул без спинки ________________________________________________
Стол без ножек ________________________________________________
Чашка без ручки__ _____________________________________________
Окно без стекол__ _____________________________________________
Кепка без козырька _____________________________________________
Кофта без рукавов _____________________________________________
Снеговик без холода ____________________________________________
Мороженое без холодильника____________________________________
Дерево без веток _ _____________________________________________
Спички без серы _ _____________________________________________
Диван без спинки _____________________________________________
Книга без страниц _____________________________________________
Карандаш без грифеля __________________________________________
Телевизор без электричества _____________________________________
Всадник без лошади ____________________________________________
Подушка без перьев _____________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ 22
Цель: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта ее продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
Папа купил цветы, чтобы _______________________________________________
Марина открыла окно, __________________ ________________________________
Дети сели в лодку,_____________________ ________________________________
Лена налила в миску суп, ________________________________________________
Мама подошла к телефону, _______________________________________________
Рабочие привезли кирпич, _______________________________________________
Сережа подошел к ручью, ________________________________________________
Дима нагнулся над кустом, _______________________________________________
Петя закрыл лицо руками, _______________________________________________
Вова взял собаку за поводок, _____________________________________________
Мама надела нарядное платье,____________________________________________
Катя подняла с земли птенчика, ____________________________________________
Дедушка поставил в огороде пугало,________________________________________
Водитель открыл багажник автомобиля,_____________________________________
Лена достала лед из холодильника,__________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ 23
Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно объяснить свой выбор.
Пример: Снежинка, мороженое, сосулька, снеговик всегда холодные, а чашка чая, от которой поднимается пар, — горячая. Поэтому чашка чая здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам.
!!! Объяснение может даваться другими, более доступными ребенку словами. Однако формулировка должна быть максимально полной и четкой.
УПРАЖНЕНИЕ 24
Цель: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.
ЛЕВ И ЛИСИЦА
Лев стал стар. Он не мог ловить зверей. И задумал Лев жить хитростью. Лег в пещере и притворился больным. Стали звери приходить, навещать его, но Лев хватал и съедал каждого, кто приходил к нему. Однажды к пещере Льва пришла Лиса. Стала у входа в пещеру и спрашивает: «Как поживаешь, царь зверей?» Лев отвечает: «Плохо, Лисонька. Да что же ты не войдешь ко мне в пещеру? » А Лиса посмотрела на дорогу и сказала: «По следам вижу — входило к тебе много зверей, а не выходил никто!»
(Л.Н. Толстой)
Вопросы:
· Для чего Лев притворился больным?
• Почему он не ходил на охоту?
• Для чего Лев звал Лису в пещеру?
• Как Лиса догадалась, что ее поджидает опасность?
• Что особенного было в звериных следах?
• Как узнать направление следа?
• Удалось Льву обмануть Лису?
• Кто из зверей: Лев или Лиса оказался хитрее?
УПРАЖНЕНИЕ 25
Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор.
!!! Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному
слову, каждый раз уточнять с ребенком, важна ли данная деталь для о
тражения основных свойств объекта.
Пример: огород. Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т.п.
УПРАЖНЕНИЕ 26
Цель: подобрать слово с противоположным значением. Объяснить свой выбор. Составить с союзом а предложение, в котором будут объединены оба антонима.
Пример: храбрость. Во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
Храбрость_____________________________ _____________________________
Добрый_______________________________ _____________________________
Тупой (нож)_________________________________________________________
Веселый____________________________________________________________
Длинный____________________________________________________________
Старый (диван)______________________________________________________
Грязно_____________________________________________________________
Темно______________________________________________________________
Легко______________________________________________________________
Быстро _____________________________________________________________
Покупать____________________________________________________________
Открывать___________________________________________________________
Молодой ____________________________________________________________
Толстый ____________________________________________________________
Полный (стакан)_________________________________________________________
Высокий _______________________________________________________________
Широкий______________________________________________________________
Гладкий _______________________________________________________________
Мягкий________________________________________________________________
Мелкий________________________________________________________________
Молчать_______________________________________________________________
Помнить_______________________________________________________________
Встречать _____________________________________________________________
Шершавый ____________________________________________________________
Ругаться ______________________________________________________________
Подниматься __________________________________________________________
Грубый (разговор)_____________________________________________________
Брать________________________________________________________________
Искать_______________________________________________________________
Знаменитый___________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ 27
Цель: проанализировать ситуацию, изображенную на рисунке. Подробно объяснить — в чем состоит ее нелепость, неправдоподобность.
УПРАЖНЕНИЕ 28
Цель: полно и связно объяснить — в чем нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.
Быстрый бег у тигра-крошки,
У ежа — огромный рост,
У слона кривые рожки
И большой пушистый хвост.
Из воды, увидев волка,
Белка бросилась к кустам,
Бегемот залез на елку
И грызет орешки там.
Сел воробышек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
УПРАЖНЕНИЕ 29
Цель: в ряду похожих геометрических фигур выбрать «лишнюю». Подробно объяснить свой выбор.
!!! Фигуры в ряду подобраны так, что каждая из них может являться «лишней», поэтому взрослому следует побуждать ребенка делать выбор несколько раз.
УПРАЖНЕНИЕ 30
Цель: в ряду похожих геометрических композиций выбрать одну, отличающуюся расположением мелких дополнительных деталей. Подробно объяснить свой выбор.
Пример: в трех случаях кружок и точка находятся в противоположных углах четырехугольника, и только в одной фигуре они расположены в соседних углах.
УПРАЖНЕНИЕ 31
Цель: найти связь между данным явлением (предметом) и временем года, к которому оно (он) относится. Составить предложение, включив в него оба слова — название времени года и предложенного понятия.
Пример: снегопад. Зимой, во время снегопада, машинам трудно ездить
по улицам.
Ливень________________________________________________________________
Мороз __ ______________________________________________________________
Листопад______________________________________________________________
Снеговик______________________________________________________________
Жара___ ______________________________________________________________
Проталины_____________________________________________________________
Ледоход_______________________________________________________________
Иней__________________________________________________________________
Слякоть________________________________________________________________
Вьюга__________________________________________________________________
Капель_________________________________________________________________
Сосульки_______________________________________________________________
Купание________________________________________________________________
Пасмурно_______________________________________________________________
Цветение_______________________________________________________________
Снежки_________________________________________________________________
Куличики_______________________________________________________________
Почки__________________________________________________________________
Пляж___________________________________________________________________
Ручейки________________________________________________________________
Одуванчики_____________________________________________________________
Каток___________________________________________________________________
Урожай_________________________________________________________________
Прополка________________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ 32
Цель: найти и подробно объяснить ошибку в предложенном сравнении. Используя по отдельности обе части каждого сравнения, самостоятельно составить два правильных суждения.
Пример: яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится про форму фрукта, а во второй части — про вкус. А сравнивать нужно одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вес и пр.). Правильные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный, или яблоко сладкое, а лимон кислый.
Вата легкая, а гиря черная. ________________________________________________
Зебра полосатая, а леопард злой.____________________________________________
Холодильник белый, а ковер мягкий. ________________________________________
Ваза хрустальная, а стаканчик легкий._______________________________________
У гуся длинная шея, а цыпленок маленький. __________________________________
У зайца д