Философия Новейшего времени




 

1. Общая характеристика

2. Рационалистическая философия (сциентизм)

3. Иррационалистическая философия (антисциентизм)

 

В середине XIX века обнаруживается кризис европейской философии. Идея о том, что человек является рациональным и что мир в основе своей также рационален и движется к какой-либо разумной цели, подвергались критике. Религиозные идеи эпохи Средневековья также раскритикованы. Идея о разуме человека подвергается переоценке. Подходы к пониманию человека и мира изменяются. Европейскую цивилизацию охватывает период духовного кризиса. В этой связи происходит активный поиск философских концепций. В качестве наиболее общих направлений или тенденций в западноевропейской философии можно выделить:

¾ Неокантианство (переоценка наследия немецкой классической философии). Баденская и Марбургская школы, в рамках которых происходит переработка и переосмысление идей Канта;

¾ Направления, граничащие с нигилизмом (Ницше, Шопенгауэр);

¾ Позитивизм: неопозитивизм и постпозитивизм.

 

Рационалистическая философия Новейшего времени связана с появлением позитивизма. Основоположниками являются: Конт, Авенариус.

Позитивизм – направление, в рамках которого роль науки в обществе рассматривается в качестве положительной.

Сциентизм – философское направление, указывающее, что наука в обществе является основной и главной движущей силой.

Антисциентизм – направление, в рамках которого не отрицается главенствующая роль науки в обществе, однако она рассматривается в качестве негативной.

Основная идея А.Конта заключается в выделении им трех стадий общественного развития:

1. Теологическая;

2. Метафизическая;

3. Научная.

Конту также принадлежит теория классификации наук, в которой на первый план выходят такие науки, как науки естественно-научного цикла, а гуманитарные науки, в том числе и философия, заменяются социологией, способной выработать достоверное знание об обществе.

Во второй половине XIX в. Эрнстом Махом и Рихардом Авенариусом идеи Конта переосмысливаются в рамках второго позитивизма или эмпириокритицизма. В основе эмпириокритицизма лежит представление о том, что окружающая действительность слагается из элементов опыта. А наука, соответственно, - это результат приспособления человека к окружающей среде.

В начале XX века оформляется третье направление – неопозитивизм. Здесь можно назвать таких деятелей, как Людвиг Витгенштейн, Венская школа – Рассел.

Постпозитивизм – К.Поппер, Томас Юн.

Основные идеи заключаются в том, что наука имеет не линейное, а скачкообразное развитие, главным фактором которого выступает теория.

1. Критерии верификации

2. Критерии фальсификации

 

Иррационалистическая философия. Философия жизни, волюнтаризм, экзистенциализм.

Выдвигается идея о том, что для познания необходимо устранить все психологические аспекты из познавательного процесса.


 

Лекция №9

Русская философия

 

1. Общая характеристика

2. Периодизация

3. Русская религиозная философия

4. Общеполитическое направление в русской философии

5. Философия Всеединства

6. Русский космизм

Неотъемлемой и важнейшей является составляющая исторического процесса – философия России, которая имеет ряд специфических особенностей:

1. Антропоцентризм;

2. История – софичность;

3. Отсутствие профессиональных философов как таковых.

Преобладание антологии и антропологии в большей степени, чем в гносеологии. Этическая направленность.

1. 10-17 вв. – эпоха философской мысли в древней Руси;

2. Эпоха Просвещения- 18- 19 вв.;

3. Оригинальная русская философия- 19-20 вв.;

4. Послеоктябрьский период;

5. Современная философская мысль.

Принятие христианства на Руси. Языческая мифология с принятием христианства вытесняется. Это оказывает влияние на развитие (новейший религиозный характер).

В 11 в. появляется «Повесть временных лет» и «Слово о законе и благодати митрополита Иллариона», «Поучение Мономаха».

Главной идеей данного философского направления является мысль о том, что Россия выберет верный путь, перед ней великое будущее. В это период появляется 2 основных направления:

1. Исихазм – безмолвная молитва;

2. Нестяжательство.

Исихазм – мистическое учение, культивировавшее безмолвную молитву, духовное сосредоточение. Противопоставляя Бога и мир, мир – несотворенная энергия, соединение души и энергии допускается верой в Бога.

Нил Сорский: «11 глав», «Сборник». Применял текстологическую критику при составлении житий. «11 глав» - трактат по теории и практике исихазма.

Максим Грек (не владел русским языком) – первый русский гуманист, противопоставлял антропоцентризм социальному служению церкви.

Русская философия эпохи Просвещения.

1. Институциализацированная (университетская) светская философия и близкая ей мысль естествоиспытателей (М.В.Ломоносов). Представители: Аничков, Десницкий, Брянцев.

2. Неинституциализацированная светская философия. Представители: Сковорода, Степанов-Державин и мыслители социально-политических направлений и радикалов.

3. Институциализацированная религиозная философия. Представители: Шварц, Лопухин).

 

Славянофильская идея – космический принцип. Ядро метафизической основы – учение о сущем. Значения сущего:

1. Сущее как абсолютное начало безусловного единства - Бог.

2. Сущее как бытие, как начало множественности форм. Бытие необходимо сущему.

Всеединство в философии Соловьева:

· Онтологический аспект – единство Бога, человека и космоса. «Все едино в Боге».

· Аксиологический – единство истины, красоты, добра.

· Гносеологический – единство 3 видов знания: эмпирического, рационального и мистического.

· Практическом – единство общества, государства и церкви. Дух – основа слияния православия и церкви.

В начале 16 века получило развитее общественно-политическая мысль, концепция старца Филофея: «Москва – Третий Рим». Так, в Древней Руси были заложены основы философской культуры, хотя оригинальная философская мысль еще не сформировалась.

С реформами Петра 1 начался новый период в отечественной философии. Государство провозглашено светским, происходит разделение философии и теологии. Значительную роль в формировании отечественной философской мысли сыграл М.В. Ломоносов. Представитель натурфилософии, дуалист, вносит существенный вклад в открытие МГУ в 1755 г.

Важный вклад в развитие русской философской мысли так же вносит Г.Сковорода, в центре его философии человек, который является микрокосмом и связывает мир и Бога в себе.

Проблема человека в центре учения Радищева, материалист рассматривает возникновение человека из материи, при этом признает бессмертие души.

Главной проблемой выступает спор, который образовался в связи с реформами Петра 1 между западниками и славянофилами.

Философия Всеединства (оригинальная русская философская мысль). Основа учения Соловьева – софия – вечной души мир. Соловьев – представитель диалектического идеализма. Основной принцип философии Соловьева – проект всемирной теократии.

 

Русский космизм – особое философское мировоззрение, получившее развитие в 19 – 20 вв. Главные идеи:

1. Рассматривали человека и космос как единое целое;

2. Признание главенствующей роли науки в познании космоса;

3. Изучение космоса для решения существующих проблем

Космизм делится на естественно-научный и религиозный.

 


Лекция №10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: