Бездомность и ее социальные последствия.




Бездомность - (homelessness) — отсутствие какого-либо дома или постоянного местожительства. В этой ситуации находятся люди, живущие на улицах, в общежитиях, незаконно занятых жилищах или временном помещении без постоянного права владения. Бездомность стала главной проблемой в Европе, Северной Америке, Австралии и многих других регионах мира в последние десять лет, особенно среди молодежи (С. Хатсон и М. Лиддиард "Бездомность молодежи.Конструкция социальной проблемы", 1994). В Англии группы бездомных людей необходимо различать по их правам на социальное обеспечение жильем. Установлено, что бездомные — это те, кто имеют право на социальное обеспечение жильем по " Закону о бездомных людях" от 1977 г. и "Закону о жилищном строительстве" от 1985 г., включая бездомные семьи с несовершеннолетними детьми (как с обоими родителями, так и с одним) и бездомных старше 60 лет. Семьи не только занимают приоритетное положение, но и должны также проживать в данном районе и быть непреднамеренно бездомными. Если они удовлетворяют этим условиям, местные власти обязаны поселить их в новые дома. Число таких семей повысилось с 53 000 в 1978 г. до 149 000 в 1991 г.; четыре из каждых пяти — семьи с детьми или беременными женщинами, и таким образом ежегодно 400 000 людей принимаются за бездомных, в том числе почти 200 000 детей. Однако местные власти отклоняют по крайней мере 40% претендентов, и "скрытая бездомность" выросла. По переписи 1991 г., 198 000 таких семей вели домашнее хозяйство по тому же адресу и 95 000 жили в непостоянных помещениях, вроде фургонов или передвижных домиков. Обе эти цифры увеличились на 17% по сравнению с переписью 1981 г. Семьи, которые не были поселены, и молодые одинокие люди, которые никогда не включались в приоритетную группу нуждающихся, внесли вклад в экстраординарное повышение численности не установленных законом бездомных, то есть людей без специальных прав на социальное обеспечение жильем. В Лондоне до 120 000 бездомных молодых одиноких людей, а в целом по стране — до 180 000 (Дж. Гроув и Е. Куррье, "Бездомность", 1990). Некоторые авторы расценивают рост бездомности как результат недовыполнения социального обеспечения, другие — как изменение условий жизни для молодежи, включая образ жизни семьи и высокий уровень безработицы. Оба типа объяснений располагают доказательствами в свою пользу. Объекты жилищного строительства местными властями в Англии сократились с 85 000 в 1979 г. до 2 000 в 1992 г. Ассоциации жилищного строительства, которые должны были стать новыми поставщиками социального обеспечения жильем, не заполнили разрыв. В то же время коэффициент занятости для 16-летних выпускников школ снизился с 50% в 1976 г. до 15% в 1986 г. В 1994 г. правительство выпустило Белую книгу "Доступ к собственности местных властей и ассоциаций жилищного строительства", где предложено отменить все законодательные акты о бездомных людях и возвратиться к обеспечению временным помещением только бездомных. Девять тысяч организаций подали письменные протесты против этих предложений, и лишь две — в поддержку.

36) Социальная политика социальная работа с лицами отбывающими наказание и освободившихся из мест лишения свободы

1.2 Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы

Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:

- проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;

- проведение занятий с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;

- получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства (Приложение А);

- рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.

1.3 Проблемы социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы

Важное значение в предупреждении совершения новых преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеет непосредственная организация на местах мероприятий по их социальной адаптации, оказанию помощи по трудовому и бытовому устройству и контроля за ними.

Многие осужденные по отбытии длительных сроков лишения свободы за совершенные ими тяжкие и особо тяжкие преступления возвращаются в совсем иное, чем до осуждения, общество. Как правило, у них существуют жилищные проблемы, утрачены связи с родственниками, установленные законом гарантии по обеспечению их правового статуса не могут быть осуществлены в сложившихся в России социально-экономических условиях. Подобная же участь ждет и многих освобожденных, отбывших и менее длительные сроки. Принятые персоналом исправительного учреждения меры по бытовому и трудовому устройству таких лиц оказываются недейственными в силу их несостоятельности по причинам растущей безработицы, отсутствия мест в домах престарелых, отсутствия жилья, негативного отношения ктаким лицам со стороны общества.

2.1 Школа подготовки к освобождению

Нахождение в местах лишения свободы отражается на психологии человека. Особенности психологии осужденных, прежде всего, проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. Социальная изоляция усиливает угнетенное состояние, которое является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд. У осужденного может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в колонию (тюрьму) некоторые осужденные уже испытывают состояние угнетенности, подавленности от сознания своей вины перед обществом, семьей

37)

В 1991 году Россия Федеральным Законом «О реабилитации жертв политических репрессий» признала, что за годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Целью принятого 15 лет назад закона названа реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

При этом на практике в 2005 году Главная военная прокуратура Российской Федерации не признала узников Козельского, Осташковского, Старобельского лагерей военнопленных НКВД СССР, а также тюрем западных областей УССР и БССР, жертвами политических репрессий, ссылаясь на то, что невозможно установить политические мотивы массового расстрела, и, кроме того, формально решение о расстреле не было приговором, поэтому его нельзя отменить, то есть реабилитировать жертвы. В свою очередь Генеральная прокуратура РФ в феврале 2006 года также не нашла оснований признать жертвами политических репрессий расстрелянных в Екатеринбурге членов царской семьи Романовых, отнеся состоявшийся расстрел просто к общеуголовным преступлениям, а именно «умышленное убийство, пускай и имеющее политическую окраску, совершенное лицами, не наделенными соответствующими судебными и административными полномочиями». Кроме того, 28 марта 2006 года из Генпрокуратуры РФ повторно поступил отказ о направлении с заключением прокурора дела о реабилитации царской семьи в суд, с обоснованием, что поскольку в отношении царской семьи нет и не было никакого уголовного или иного дела, конкретных обвинений в совершении противоправных действий им не предъявлялось, таким образом, юридических оснований для удовлетворения жалобы (то есть направления дела в суд) нет.

Соответственно признается, что карательные меры, применявшиеся по политическим мотивам, являются незаконными, подвергнутые им граждане считаются жертвами политических репрессийи подлежат реабилитации.

В отличие от сложившегося общеправового понимания, реабилитация, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством о реабилитации граждан, репрессированных по политическим мотивам, - это не только признание их невиновными и восстановление их в правах, но и признание особой, политической, причины репрессии. Такая реабилитация осуществляется особым порядком и влечет за собой особые правовые последствия. Реабилитированные граждане, репрессированные ранее по политическим мотивам, получают особые права.

Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были осуждены за государственные и иные преступления; подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции; подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод; необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение; необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям; признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.

Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации также признаются:

- дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам,

- дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» в ст. 5 декриминализировал несколько бывших уголовных составов, тем самым реабилитируя, независимо от фактической обоснованности обвинения лиц, осужденных за:

а) антисоветскую агитацию и пропаганду;

б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй;

в) нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви;

г) посягательства на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов;

д) побег из мест лишения свободы, ссылки и спецпоселения, которые находились в указанных местах в связи с необоснованными политическими репрессиями.

Не подлежат реабилитации лица, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений:

а) измена Родине в форме шпионажа, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия;

б) совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;

в) организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований;

г) военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия.

Федеральным законом определяются четкие суммы денежных компенсаций за незаконное лишение свободы, помещение в психиатрическую клинику – это 75 рублей за каждый месяц лишения свободы, в том числе в психиатрическом лечебном заведении, но не более 10000 рублей. Данная компенсация выплачивается только один раз органами социальной защиты населения на основании документов о реабилитации и о времени нахождения в вышеуказанных местах. Наследникам умерших реабилитированных лиц данная компенсация не выплачивается. Лицам, проживающим за пределами РФ, денежные компенсации выплачиваются по месту их жительства в России до применения репрессий, а в случаях, когда место жительства определить невозможно, - по месту применения репрессий.

Таким образом, данный вид компенсаций человек может получить только в случае наличия всех указанных документов. Однако зачастую, нахождение в местах изоляции фиксировалось недостаточно четко, либо не фиксировалось вообще – и в этом случае говорить даже о такой небольшой сумме денежного возмещения вреда представляется весьма затруднительным.

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, по федеральному законодательству обеспечиваются также мерами социальной поддержки, однако обязательства по обеспечению данных мер возлагается на субъекты Российской Федерации в соответствии с местным законодательством. И это также становится очень сложным вопросом, поскольку набор мер социальной защиты в разных регионах выглядит и предоставляется по-разному, напрямую зависит от бюджета региона и его приоритетов в настоящий момент.

38) Специфика социальной защиты населения на современном этапе обусловливается тем, что новая социальная политика, проводимая государством, требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. Одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном в общей системе социального обеспечения и социальной защиты. Появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб. Основополагающие из них - федеральные законы: №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

В последние годы принят ряд программных документов, касающихся намерений Правительства Российской Федерации в сфере социального обслуживания, - комплексная программа о социальной поддержке населения. Воплощение их в жизнь - сравнительно отдаленная перспектива, связанная, прежде всего, с преодолением затянувшейся кризисной социально-экономической ситуации в стране.

Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных, малообеспеченных граждан. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам (пенсии, пособия и др.), но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения. Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека, такое обслуживание не может достичь своей цели - обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной.

В соответствии с законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и прочее.

Право на социальное обслуживание имеют: граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах.

Адресность, то есть предоставление персонифицированного обслуживания конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования, о беженцах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и прочее.

Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральные и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным правительством Российской Федерации. Сокращение их объема на территориальном уровне не допускается.

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением правительства Российской Федерации №1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в разглашении, несут установленную законом ответственность.

Профилактическая направленность. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Преемственность всех видов социального обслуживания.

Социальное обслуживание можно рассматривать как социально-гуманистическую ценность, как формирующую систему, как процесс предоставления социальных услуг и как результат этой специфической социальной деятельности, как важную часть социальной защиты населения и ее организационно - правовую форму.

Современное состояние социального обслуживания в России свидетельствует о дефиците теоретического обоснования его сущности и содержания как ведущего направления системы социальной защиты населения. Не разработаны теоретико-методологические и технологические основы адаптации и социальной реабилитации клиентов социальных служб. Нет достаточно глубоких обоснований структуры и функций территориальных комплексов социальных служб. В зачаточном состоянии находится научно-методологическое обеспечение деятельности отдельных типов учреждений социального обслуживания населения. Слабо проработаны стандарты и нормы профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, критерии и показатели эффективности предоставления гражданам социальных услуг, как учреждениями, так и отдельными специалистами социальных служб.

Важным условием эффективной организации и функционирования учреждений социального обслуживания по оказанию помощи и поддержки населению является их правовое обеспечение.

Все документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания населения имеют три уровня:

1) международный: «Всеобщая декларация прав человека».

2) Федеральный: Конституция (Основной Закон) Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, Федеральные Законы.

3) Уровень субъектов РФ – нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах РФ.

Согласно Конституции Россия провозглашается социальным государством. А социальное государство призвано помогать слабым гражданам, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости для обеспечения каждому достойного существования, стремиться к максимально возможному равномерному содействию благу всех граждан и распределению жизненных тягот.

39)Государственная соц помощь.

Государственная социальная помощь предполагает выделение финансовых средств гражданам (выплат, пособий, субсидий), входящим в состав какого-либо незащищенного слоя.

документом, гарантирующим государственную помощь населению, является Конституция РФ.

Именно здесь говорится о социальной основе страны, о создании условий для достойного существования и свободного развития личности. Информация о правовых и организационных основах оказания финансовой поддержки семьям и одиноким гражданам, уровень дохода которых не достигает прожиточного минимума, содержится в Федеральном законе № 178, принятом Думой в 1999 г. В одноименном законе «О государственной социальной помощи» закреплены сведения об источниках, видах, размерах, о порядке назначения пособий и прочих важных вопросах.

государственная поддержка выражается в предоставлении определенных выплат (компенсаций, субсидий, пособий), а также в выделении товаров жизненного значения гражданам, относящимся к малообеспеченной категории. Важнейший принцип поддержки состоит в адресности ее программ (денежных выплат). Подобный подход позволяет максимально верно идентифицировать нуждающегося посредством следующих методов: Оценка материальной составляющей ячейки общества или отдельного гражданина (речь идет о денежных доходах и натуральных продуктах, выращенных самостоятельно). Применение соответствующих показателей для определения связи между адресной помощью и нуждой. Самоадресование, в основе которого лежит самозаявительная процедура. Данный способ оборачивается огромным объемом работы для сотрудников социальной защиты, но является наиболее эффективным.

40)Гарантии прав граждан в сфере трудовых отношений

Современное социально‑экономическоеположениеРоссиихарактеризуетсяобострениемситуациинарынкетруда. Численностьвысвобождающихся работников преобладает над численностью принятых на работу. Изменяется структура вакантных мест. Среди негативных тенденций следует отметить нарастание реального дефицита работников ключевых массовых профессий, усиление нерационального характера занятости населения, снижение эффективности использования трудового потенциала, появление новых диспропорций на рынке труда и занятости, зачастую нарушаются права граждан в этой области. Сфера труда оказалась, таким образом, одним из основных источников социальной напряженности. Ситуация в указанной сфере в Российской Федерации свидетельствует о том, что способность рынка труда к саморегулированию на сегодняшний день все еще незначительна. Данное обстоятельство предопределяет необходимость использования элементов государственного правового регулирования.

Правовые нормы дают возможность охватить общим правилом процесс той или иной работы, распределение и обмен продуктов труда, подчинить действия отдельного человека общим условиям этого процесса. В результате правого регулирования достигается упорядочение и нормативное развитие социально‑трудовыхотношений, обеспечиваетсяслаженностьвработеикоординациятрудовойдеятельностилюдейиихобъединений.

 

Правовой основой законодательства в любой области общественных отношений является Основной Закон страны – Конституция Российской Федерации 1993 г. В нашем контексте это ст. 37 Конституции[38].

Свобода личности в государстве немыслима без свободного труда. Свободный труд появился лишь при капиталистическом способе производства, когда труд стал наемным. Предпосылкой к этому послужил выход на рынок юридически свободного человека – владельца товара «рабочая сила», имеющего стоимостное выражение.

Свобода труда неразрывно связана с формой привлечения людей к труду. В основе свободного труда всегда лежит договорная форма привлечения к труду. Трудовой договор (контракт) является одним из наиболее распространенных договоров о труде. Однако занятие отдельными видами общественно полезной деятельности может быть опосредовано: отношениями членства, актами избрания и (или) назначения на должность; гражданско‑правовымидоговорамиподряда, поручения, комиссии; контрактамиослужбевРоссийскойармии, ворганахвнутреннихдел, ФедеральнойслужбебезопасностиРФидр.

Занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью каким‑либодоговоромнеоформляется.

Следует подчеркнуть, что и в тех случаях, когда труд используется на основе акта избрания и (или) назначения на должность, свобода труда проявляется в том, что гражданин предварительно и добровольно выразил свое желание трудиться на конкретной должности.

Свободный труд невозможен, если государство исходит из принципа всеобщности труда, устанавливая в Конституции и законах обязанность каждого трудиться, а за ее невыполнение вводит административную и уголовную ответственность. В России такой подход существовал до 21 апреля 1992 г. Сейчас в Конституции РФ нет нормы, обязывающей всех трудоспособных граждан трудиться. В законодательстве отменены меры административного принуждения к гражданам, которые ранее считались «уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими паразитический образ жизни», а из Уголовного кодекса РФ исключена статья о наказании за тунеядство.

Труд является свободным лишь в обществе, социальная политика которого направлена на искоренение любой дискриминации, имеющей, как это записано в ст. 1 Конвенции Международной Организации Труда (МОТ) № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 г., следствием всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения, либо ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

Это актуально и в настоящее время, в особенности в том, что касается равенства возможностей на рынке труда работающих женщин, молодых специалистов, да и молодежи в целом, инвалидов, лиц старше 45–50 лет.

Конституционный принцип «труд свободен» неотделим от конституционного права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода выбора рода деятельности и профессии в любом обществе не носит абсолютного характера, так как она подвержена экономическому принуждению и вмешательству государства в отношения, складывающиеся на рынке труда. При этом государство должно поддерживать баланс интересов лиц наемного труда, самозанятых, работодателей и общества в целом. Для достижения указанного результата государство использует комплекс мер, направленных на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Создание цивилизованного рынка труда диктует, чтобы государство проводило гибкую политику и не вмешивалось в регулирование тех вопросов в области труда и занятости, которые могут быть разрешены в коллективных договорах и при помощи эффективно действующего института социального партнерства. В качестве примера именно такого подхода к решению социальных проблем можно привести Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002–2004 гг

Конституционной гарантией свободы труда в российском обществе является норма ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающая принудительный труд. Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 г. в ст. 2 определяет принудительный или обязательный труд как всякую работу или службу, требуемую от какого‑либолицаподугрозойкакого‑либонаказания, длякоторойэтолицонепредложилодобровольносвоихуслуг. Неявляетсяпринудительнымтрудом, согласномеждународно‑правовымактам, втомчислеиназваннойКонвенции, работа или служба, выполнение которой требуется от гражданина в силу закона об обязательной военной службе и для работ чисто военного характера или работ по приговору суда. Труд в условиях чрезвычайных обстоятельств (землетрясение, наводнение, пожар, война и т. п.) также не относится к принудительному. В указанной конвенции закреплены положения: о возрасте трудоспособных мужчин (минимальном и предельном), дающем право привлекать их к принудительному труду (ст. 11); о продолжительности использования такого труда в течение года (ст. 12); об оплате и условиях применения этого труда (ст. 14–17). По характеру эти международные нормы выступают гарантиями прав человека, труд которого используется принудительно. При этом необходимо учитывать, что речь идет только о мужчинах, так как женщины не могут привлекаться к такому труду, кроме принудительного труда по приговору суда.

В 1957 г. МОТ приняла Конвенцию № 105 «Об упразднении принудительного труда», где перечислены формы принудительного или обязательного труда: 1) средство политического воздействия или воспитания; 2) наказание за наличие, выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; 3) метод мобилизации рабочей силы для нужд экономического развития; 4) средство поддержания трудовой дисциплины; 5) наказание за участие в забастовках; 6) дискриминация по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания. Ни в одной из этих форм труд граждан в России не применяется.

Законодательство о труде также содержит положения о запрете принудительного труда, выступающего антиподом труда свободного. Так, ст. 4 Трудового кодекса (ТК) РФ воспроизводит конституционную норму. Раздел III ТК РФ «Трудовой договор» конкретизирует рассматриваемое конституционное положение, в частности, ст. 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Во‑первых, государствосчитаетсвободнымлишьтакойтруд, которыйприменяетсянаусловиях государственных стандартов труда, закрепленных в ТК РФ и других нормативных актах о труде; во‑вторых, работниканельзябезегосогласиязаставитьвыполнятьинуюработу, анету, накоторуюонпринят. Сказанноеподтверждаетинормаст. 72 ТКРФ, допускающая перевод работника на другую работу только с его согласия, за исключением случаев, установленных в ст. 73 и ст. 74 ТК РФ.

41)Законодательство о занятости.

В силу того, что общественные отношения в области занятости достаточно сложны и многообразны и поэтому законодательство РФ в данной сфере представляет из себя сложную систему.

Правовую основу для законодательных актов составляет Конституция РФ, которая наделена высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории РФ. Статья 37 Конституции РФ предусмотрела защиту граждан от безработицы и закрепила основные гарантии в данной области. Федеральный закон от 19 апреля 1991г. «О занятости населения в РФ» (в редакции от 25.12.2008.).

В РФ существует комплекс законов, которые в той или иной мере затрагивают вопросы занятости, а именно: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей ставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон «О статусе военнослужащих»; и другие.

Субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области занятости правовые акты, не противоречащие федеральному законодательству о занятости. Задачами законодательства о занятости являются: - обеспечение и защита конституционных прав граждан на труд и защиту от безработицы; разграничение компетенции по занятости между органами государственной власти и управления различных уровней; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц по занятости, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.

Важнейшие положения занятости содержит Трудовой кодекс РФ принятый 21.12. 2001 г., регулирующий вопросы трудоустройства, защиты трудовых прав граждан и т.д.

Дополнительные права граждан в сфере занятости отражены в ряде указов Президента РФ.

Министерство труда и социального развития РФ, также принимает немало ведомственных нормативных актов, дает разъяснения по применению указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по вопросам труда, занятости и социально-трудовых отношений.

Однако следует подчеркнуть, что во всей системе законодательных актов о занятости центральным, определяющим содержание института обеспечения занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991г. (в ред. от 25.12.2008 N 287-ФЗ).

42)Социальное положение женщин в России.

Женщины фактически вытеснены из активной политической жизни, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития.

Среди женщин, состоящих на государственной службе, руководящие должности занимают не более 10%. Женщинам отводятся должности второго, третьего плана, связанные преимущественно с исполнительскими и техническими функциями.

Резко уменьшилось представительство женщин в структурах власти на местах.

В числе глав субъектов РФ впервые появилась единственная женщина — губернатор Санкт-Петербурга. В 2003 г. только 3 из 89 региональных законодательных собраний возглавляли женщины.

Основные проблемы здоровья женщин и рождаемости:

Сокращение продолжительности жизни населения России в результате роста смертности за период 1989/90-2003 гг. составило у женщин 2,4 года (с 74,4 до 71,99 лет), у мужчин — 5,2 года (с 64,0 до 58,82 лет).

Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин в России сегодня самый значительный в мире — 14 лет.

Падение рождаемости. Из каждых 26 женщин детородного возраста рожает только одна.

Ухудшение состояния здоровья беременных женщин.

Быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подросткового материнства».

На фоне позитивной динамики в снижении показателей материнской смертности ее уровень остается еще достаточно высоким и в несколько раз превышает среднеевропейский уровень.

Проблема занятости женщин

При переходе к рыночным отношениям произошли крупные изменения в сфере занятости всего населения, включая женщин. Из 12 млн потерявших за период 1991-1998 гг. работу 8 млн составили женщины. Сейчас в народном хозяйстве 49% женщин из всех работающих.

Высокий удельный вес <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: