РАЗДЕЛ VI. СТРУКТУРА РЫНКА И ЦЕНА
При заданных функциях спроса и предложения конкретный уровень рыночной цены зависит еще и от совокупности характеристик рынка, образующих так называемую структуру рынка. Это означает, что структура (тип) рынка, на котором встречаются спрос и предложение является важным ценообразующим фактором. Путем сочетания различных свойств рынка можно составить большое число рыночных структур, но наиболее распространенными из них на рынке благ являются совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Рынок совершенной конкуренции
Рынок совершенной конкуренции характеризуется наличием множества покупателей гомогенного блага и множество его продавцов, на каждого из которых приходится малая часть отраслевого предложения.
Отметим, что рынок является рынком гомогенного блага, если обращающиеся на нем блага воспринимаются потребителем как абсолютно (или совершенно) взаимозаменяемые блага. В том случае, если блага, обращающиеся на рынке, воспринимаются потребителем как частично взаимозаменяемые, то мы имеем рынок гетерогенного блага.
Рынок совершенной конкуренции характеризуется также тем, что он является открытым и все участники сделок обладают полной информацией о ходе и результатах торгов. Очевидно, что в таких условиях равновесие между спросом и предложение установится при единой для всех цене.
Равновесие совершенно конкурентной фирмы в длинном периоде характеризуется равенством
P = AC = MC = LAC = LMC. (1)
Из него следует, что:
- объем выпуска фирмы соответствует максимально возможной прибыли, так как MC = P;
- для данного объема выпуска обеспечено оптимальное сочетание используемых факторов производства, так как MC = AC, AC = min;
|
- в отрасль прекратится приток капитала из других отраслей, так как P = AC, т.е. производство не дает экономической прибыли.
Число фирм, работающих в конкурентной отрасли в длинном периоде, зависит от характера изменения отдачи от масштаба. Рост отдачи от масштаба уменьшает число конкурентных фирм, способствуя монополизации отраслевого предложения.
Монополизированный рынок (монополия)
Монополизированный рынок (монополия) – это такой рынок гомогенного блага, на котором множеству покупателей противостоит один, а для других продавцов вход на этот рынок закрыт. Закрытость рынка может выступать как в виде директивного запрета заниматься некоторым видом хозяйственной деятельности (государственная монополия на производство и продажу винно-водочных изделий), так и в виде необходимости осуществить большие единовременные вложения в основной капитал, которые, в случае выхода из отрасли, нельзя вернуть (затраты на создание специализированного оборудования).
В особую категорию выделяются естественные монополии, возникновению которых способствует рост отдачи от масштаба производства. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат длинного периода вплоть до полного насыщения отраслевого спроса.
В отличие от совершенного конкурента монополист, будучи единственным производителем данного товара в отрасли, сам устанавливает количество производимой продукции, т.е. сам определяет объем предложения блага, а также и цену блага, выбирая точку на кривой отраслевого спроса. Это означает, что на рынке монополии отсутствует функция предложения как зависимость объема предложения от цены, а цена на монополизированном рынке является функцией от количества: P = f (Q).
|
Монополист может ориентировать хозяйственную деятельность и на получение максимальной прибыли, и на достижение других целей. При выборе объема предложения (объема выпуска продукции), зависящего от целей монополиста, он опирается на данные о динамике предельных затрат MC (которые лежат в основе функции предложения совершенного конкурента).
При стремлении к максимизации прибыли монополист должен выпускать такой объем продукции, при котором предельная выручка (MR) равна предельным затратам (MC). Значит, равенство MC = MR
является условием максимизации прибыли монополи, при том, что предельная выручка уменьшается, а предельные затраты постоянны или возрастают.
Предельная выручка при нормальной, убывающей функции рыночного спроса всегда меньше цены спроса. Величина отклонения MR от P зависит от эластичности спроса по цене. При прямолинейной функции отраслевого спроса (D) наклон графика предельной выручки (MR) вдвое круче, чем наклон прямой спроса.
Наглядно процесс установления цены монополией, максимизирующей прибыль, представлен на рисунке 1.
Точка пересечения линий MR и MC называется точкой Курно, она определяет комбинацию PM и QM, представленную точкой М.
Площадь прямоугольника PMМ23 представляет прибыль монополии.
Степень превышения монопольной цены PM над предельными затратами MCK при объеме выпуска монополии QM, соответствующем точке Курно, характеризует рыночную власть монополиста и измеряется с помощью коэффициента Лернера (L):
|
L = (P – MC) / P.
Рыночная или монопольная власть производителя зависит от эластичности отраслевого спроса при объеме реализации QM.
Монополия, стремящаяся к максимуму прибыли, не доводит выпуск до оптимального с позиций общества объема (QE).
Рис. 1 Максимизация прибыли монополией
Потери общества от монополизации производства возрастают по мере ее распространения по вертикали общественного разделения труда.
Изменение цели хозяйственной деятельности монополии сопровождается изменением выбираемой комбинации цена – количество. На монополизированном рынке цена снижается, а объем реализации растет по мере перехода от максимизации нормы прибыли к максимизации прибыли и от максимизации прибыли к максимизации выручки.
Многообразие монопольных цен при заданном рыночном спросе значительно возрастает в связи с возможностью монополии проводить ценовую дискриминацию (продажу гомогенного блага различным покупателям по разным ценам), которая увеличивает и объем предложения монополии за счет расширения контингента покупателей, и ее прибыль за счет сокращения потребительского излишка. При этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.
Необходимым условием осуществления ценовой дискриминации является невозможность перепродажи блага. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.
По условиям, обеспечивающим возможность установления разных цен на одно и то же благо, выделяют следующие виды ценовой дискриминации:
1) пространственную (продажа в городе и деревне);
2) временную (билеты на дневные и вечерние киносеансы);
3) по доходам потребителей (услуги врача, юриста для богатых и бедных);
4) по объему потребления блага (максимально необходимое количество и сверх того);
5) по социальному статусу потребителя (проездные билеты для учащихся и работающих).
В зависимости от способа осуществления различают три категории (степени) ценовой дискриминации.
Дискриминацией первой степени называется продажа каждой единицы блага по цене ее спроса.
Дискриминацией второй степени является продажа монополией по разным ценам различных партий продукции.
Дискриминацией третьей степени является продажа какого-либо блага монополией по разным ценам на различных сегментах рынка. Это возможно тогда, когда отраслевой спрос делится на спрос нескольких групп покупателей (сегментов рынка) с различными функциями спроса. Здесь задача монополиста установить для каждой группы покупателей такие цены, которые максимизирует общую прибыль.
Проведение ценовой дискриминации позволяет сохранить на рынке потребителей с низкой покупательной способностью.