Контроль исходного уровня знаний.




Кафедра психологии и педагогики

С курсом медицинской психологии, психотерапии и ПО

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Педагогики и психология »

для специальности _ – ___стоматология__ (_очной_форма обучения)

(указать шифр) (указать специальность/направление подготовки с заглавной буквы и форму обучения со строчной буквы)

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 12

ТЕМА: «Групповая структура социальной среды»

 

Утверждены на кафедральном заседании / межкафедральной методической конференции (нужное выбрать)

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

_____(ученая степень, звание) ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

Составитель (-ли):

_____(ученая степень, звание) ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

 

Красноярск

 

Занятие №10

Тема: «Групповая структура социальной среды».

2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

3. Значение изучения темы:

 

4. Цели обучения:

Общая: способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); - способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем,основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);

Учебная: студент должен знать теоретические основы психологии малых групп, классификацию малых групп особенности их организации. На практике применять психодиагностические методы позволяющие определять особенности организации различного рода малых групп, механизм функционирования групп.

 

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

1. Дайте определение понятия малой группы?

2. Какие группы называю первичными, вторичными?

3. Какие группы называют формальными, неформальными?

4. Какие группы называю референтными, группами членства?

5. Какие группы называют условными, реальными?

6. Какие группы называют лабораторными, естественными?

7. Какие группы называют становящиеся, развитые?

5.2. Основные понятия и положения темы (наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.).

Различного рода группы являются объектом соци­ально-психологического анализа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть груп­пой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия, представля­ют собой не группу, а агрегацию - соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, через минуту-другую они разойдутся навсегда и ничто не будет их соединять. Однако если эти люди начнут предпринимать совместные действия, чтобы по­мочь пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой.

Малаягруппа - это совокупность индивидов, непо­средственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

Имеется ряд классификаций социальных групп, в каждой из которых используются различные основания для выделения тех или иных видов. Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить прежде всего на первичные и вто­ричные группы, как это сделал в начале прошлого века амери­канский социолог Ч. Кули.

Первичные - это контактные груп­пы,в которых люди не только взаимодействуют «лицом к лицу», но и тесно объединены эмоциональной близостью.

Вторичные группы характеризуются безличным взаимодей­ствием их членов, которое обусловлено теми или иными офици­альными организационными отношениями. Такие группы проти­воположны по своей сути первичным.

Внешняя регламентация определяет формальную (офици­альную) структуру группы. В соответствии с такой регламента­цией члены группы должны взаимодействовать друг с другом оп­ределенным, предписанным им образом. Если взять, например, производственную бригаду, то характер взаимосвязей в ней обу­словлен как особенностями технологического процесса, так и административно-правовыми предписаниями.

Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, наоборот, — внутренними. Не­формальная структура является следствием личного стремле­ния индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в не­формальные отношения друг с другом для того, чтобы удовле­творить некоторые свои потребности — в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении и т.д. Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того как индивиды взаимодействуют друг с другом.

Референтная группа в соответствии, с которой индивид оценивает свое собственное по­ведение или ситуацию, в которой находится.

Группа членства, т.е. такая группа, к которой человек принадлежит в действительности, и группой референтной, которая используется как некоторая основа для сравнения. При этом референтная группа может быть или не быть группой членства.

Группа ус­ловная - это совокупность людей, объединенных по какому-либо общему для них признаку (полу, возрасту, уровню образо­вания, характеру деятельности и т.д.). Индивиды, входящие в со­став такой группы, не имеют прямых или косвенных объектив­ных взаимоотношений друг с другом. Строго говоря, такая общ­ность не является группой в социально-психологическом смысле, уместнее называть ее социальной категорией.

Группа реальная - это общность людей, существующая в оп­ределенном общем для них пространстве и времени и объединен­ная реальными отношениями (например, школьный класс, рабо­чая бригада, воинское подразделение, семья и т.д.). Реальные группы подраз­деляются на лабораторные и естественные группы.

Лабораторные группы, будучи группами реальными со всеми чертами подобной общности, в то же самое время являются груп­пами искусственными, поскольку создаются в соответствии с замыслом исследователя, который предусматривает их состав по полу, возрасту, образованию и ряду других характеристик.

Естественные группы, в свою очередь, подразделяются на большие и малые. Большие группы имеют солидную традицию исследова­ния (таковы неорганизованные, стихийно возникшие группы), другие же (организованные, длительно существующие, напри­мер, нации) гораздо слабее представлены в социальной психоло­гии как объект исследования.

Группы становящиеся и развитые, первые уже обладают определенной заданностью внешними социальны­ми требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельно­стью. Вторые - это группы сложившиеся, которые характеризу­ются более высоком уровнем развития.

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: