Инструкция
Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий поведения в спорных ситуациях. Внимательно прочитайте все утверждения и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения.
Старайтесь пореже выбирать оценку «3», она «смазывает» результаты.
совсем нетипично 1 балл | редко 2 балла | иногда 3 балла | часто 4 балла | весьма типично 5 баллов |
Выражения для оценки | Баллы |
1. Худой мир лучше доброй ссоры. | |
2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете. | |
3. Мягко стелет, да жестко спать. | |
4. Рука руку моет (Почеши мне спину, а я тебе почешу). | |
5. Ум хорошо, а два лучше. | |
6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит. | |
7. Кто сильнее, тот и правее. | |
8. Не подмажешь — не поедешь. | |
9. С паршивой овцы — хоть шерсти клок. | |
10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают. | |
11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день. | |
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов. | |
13. Убивай врагов своих добротой. | |
14. Честная сделка не вызывает ссоры. | |
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить. | |
16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой. | |
17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу. | |
18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого. | |
19. Ты — мне, я — тебе. | |
20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие. | |
21. Кто спорит — ни гроша не стоит. | |
22. Кто не отступает, тот обращает в бегство. | |
23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое — ни одной. | |
24. Кто дарит — друзей наживает. | |
25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет. | |
26. Лучший способ решать конфликты — избегать их. | |
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь | |
28. Кротость торжествует над гневом. | |
29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках. | |
30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы. | |
31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора. | |
32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные. | |
33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты. | |
34. Взаимные уступки прекрасно решают дела. | |
35. Копай и копай без устали — и докопаешься до истины. |
Подведите итоги. Используя ключ, оцените свое поведение в конфликте. Для этого перенесите баллы из теста в таблицу результатов, в колонку «баллы». Подсчитайте итоговую цифру в каждом столбике.
1-12 – стиль выражен слабо; 13-24 – средняя степень выраженности; 25-35 – стиль сильно выражен.
Типология поведенческих стратегий | |||||||||
I. Черепаха | II. Акула | III. Плюшевый медведь | IV. Лиса | V. Сова | |||||
Номер вопроса | Баллы | Номер вопроса | Баллы | Номер вопроса | Баллы | Номер вопроса | Баллы | Номер вопроса | Баллы |
Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: |
Тип I. «Черепаха» (избегание) — стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа как от достижений личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими. Как один из вариантов, при котором предоставляется возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса, избежать бесполезной напряженности; в критической ситуации спрятаться в свой панцирь. Этот стиль может служить эффективным способом разрешения ситуации, а уход или отсрочка могут быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.
Эта стратегия рекомендуется когда:
· напряженность ситуации слишком велика и ощущается необходимость ослабления накала;
· исход не очень важен для Вас;
· ситуация слишком сложна для Вас;
· Вам необходимо выиграть время;
· у Вас недостаточно власти для решения этой проблемы.
Тип II. «Акула» (конкуренция) — силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения — нет. Таким людям не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй. Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения часто обусловлено стремлением оградить себя от поражения.
Стратегию «Конкуренция» рекомендуется использовать:
· в том случае, если Вы, обладая неопределенной властью, уверенны в правильности своего решения данной ситуации;
· исход очень важен для Вас и Вы делаете большую ставку на свое решение проблемы;
· решение необходимо принять быстро и Вы имеете для этого достаточно авторитета и возможностей;
· если Вы чувствуете, что Вам нечего терять, и у Вас нет иного выбора.
· Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.
Тип III. «Плюшевый медведь» (приспособление) — стратегия сдерживания острых углов: взаимоотношения важны, цели — нет. Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого.
Эту стратегию рекомендуется применять когда:
· Вас не особенно волнует происходящее;
· Ваш вклад в данную ситуацию не слишком велик;
· лучше сохранить в данной ситуации хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;
· правда не на вашей стороне;
· у Вас мало шансов победить.
Тип IV. «Лиса» — стратегия компромисса: умеренное отношение и к целям, и к взаимоотношениям. Такие люди готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения. Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
Стратегию рекомендуется использовать когда:
· необходимо найти наиболее быстрое и наиболее экономичное решение;
· обе стороны хотят одного и того же, но понимают, что одновременно это невыполнимо;
· Вас может устроить временное решение;
· другие подходы к решению проблемы кажутся неэффективными;
· компромисс позволяет сохранить значимые для Вас взаимоотношения.
Тип V. «Сова» — стратегия открытой и честной конфронтации и сотрудничества. Представители этого типа ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. Человек с таким типом реагирования открыто предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода. Улаживая спорную ситуацию, такие люди пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества. Участники спорной ситуации приходят к разрешению его с полным удовлетворением интересов обеих сторон.
Этот стиль рекомендуется использовать, когда:
· обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
· у Вас есть время поработать над возникшей проблемой;
· решение проблемы важно для обеих сторон;
· обе стороны обладают одинаковыми возможностями для решения проблемы.