Многокритериальная классификация налогов




 

Налоги классифицируются по следующим признакам:

· по объекту обложения – через прямые и косвенные;

1) по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами:

1. через государственные и местные;

2. по порядку их использования – через общие и специальные;

3. по экономическому признаку;

4. по степени оценки объекта обложения;

5. в зависимости от формы уплаты налога;

6. по субъекту обложения;

7. в качестве инструмента бюджетного регулирования;

8. по порядку уплаты налога.

2) Прямые налоги устанавливаемые на доход, имущество физических и юридических лиц имеют пока незначительный удельный вес, тогда как косвенные налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф получают все большее распространение. К прямым налогам относятся налоги на доходы и налоги на собственность, такие как: подоходный налог с юридических и физических лиц, земельный налог и другие. К косвенным налогам относятся: НДС, акцизы и таможенные пошлины (регулируется таможенным законодательством).

3) Деление налогов на общегосударственные и местные определяется двумя факторами: кем установлен налог (центральным или местным органом) и доходным источником какого бюджета он является (центрального или местного).

В соответствии с Конституцией и Налоговым законодательством РК все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях – Президента РК, то определяющим является второй критерий;

4) Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются, специальные налоги имеют строго специальное назначение. В настоящее время специальные налоги (ранее зачисляемые во внебюджетные фонды) поступают в бюджет, где однако они выделяются отдельной строкой. Бюджет утверждается соответствующим представительным органом. Все специальные фонды формируются в рамках бюджета, утверждаются этим же представительным органом и им же контролируется законность и целесообразность расходования этих фондов. В результате вместо параллельного существования нескольких государственных денежных фондов, мы имеем единую финансовую систему, основанную на иерархии денежных фондов и построенную по схеме: бюджет, утверждаемый соответствующим представительным органом; обозначенный в качестве его части социальный фонд, переданный в распоряжение соответствующему ведомству, но контролируемый тем представительным органом, который утвердил бюджет.

5) По экономическому признаку различают налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг (НДС, акцизы).

6) По степени оценки объектов обложения существует 4 способа взимания налогов:

· кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);

· по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;

· у источника получения дохода, исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;

· на основе патента на разнообразные виды предпринимательской деятельности.

7) В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные. Денежная форма является преобладающей формой уплаты налога. Однако как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, Указ о налогах допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемом контрактом на недропользование.

8) По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. В настоящее время налоговое законодательство в Казахстане пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно на юридических и физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по своим основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других.

9) В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной статей.

Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий, в целях сбалансирования последнего. Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов - как из постоянно закрепленных доходов этих бюджетов, так и из регулирующих доходов. Для регулирования местных бюджетов обычно используются подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.

По порядку уплаты налога, предусматривает предоставление налогоплательщикам уплаты налога по обычной и упрощенной схеме. Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной схемы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами. Такой способ уплаты применяется в отношении налогоплательщиков, преимущественно работающих с наличными деньгами и имеющими огромный оборот по реализации товаров, работ и услуг, а так же ограниченное число занятых в них работников. В стоимость патента входит фиксированный суммарный налог, включающий в себя налоги и другие обязательные платежи в бюджет, а также иные финансовые обязательства перед государством. При превышении предельной численности работающих предприниматели переходят на обычную систему налогообложения.

Налоги – это предусмотренные законом обязательные платежи, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: