Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Учебный курс «Сравнительное правоведение» предназначен для студентов-магистров юридических вузов и соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального.
Освоение учебного курса предполагает:
· ознакомление с основными теоретическими взглядами, подходами, концепциями сравнительного права как относительно самостоятельной научной дисциплины;
· знание истории развития сравнительного права;
· получение целостного представления о правовой картине мира;
· знакомство с основными проблемами сравнительного права;
· приобретение навыков сравнительно-правового анализа.
1.2 Задача изучения дисциплины
Задачей изучения дисциплины является: формирование способности профессионального решения сравнительно-правовых задач в контексте актуальной российской правовой системы.
В результате освоения дисциплины студент приобретет следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
1.3 Межпредметная связь
Сравнительное право тесно связано с целым рядом юридических наук. Эта связь проявляется с:
· общей теорией права и государства – через учение о праве и государстве как методологической основы юридической компаративистики;
· историей государства и права зарубежных стран и историей государства и права России – через учет общих закономерностей и особенностей возникновения и развития права и государства у различных народов мира;
· международным правом – через изучение влияния национального права на международное и международного права на национальное;
· отраслевыми юридическими науками – через включение в круг своих объектов отраслей права, законодательства, юридических учреждений и других явлений правовой жизни разных стран.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины | 3 (108) | 3 (108) |
Аудиторные занятия: | 0,5 (20) | 0,5 (18) |
лекции | 0,05 (6) | 0,05 (6) |
практические занятия (ПЗ) | 0,45 (14) | 0,45 (14) |
Самостоятельная работа: | 1,5 (52) | 1,5 (52) |
изучение теоретического курса (ТО) | 1 (36) | 1 (36) |
выполнение творческого задания (ТЗ) | 0,5 (18) | 0,5 (18) |
Экзамен | 1 (36) | 1 (36) |
Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах
№ п/п | Темы и разделы дисциплины | Лекции зачетных единиц (часов) | ПЗ зачетных единиц (часов) | Самостоятельная работа зачетных единиц (часов) | Реализуемые компетенции |
Введение в сравнительное право | 0,05 з.е. 6 ч. | 0,1 з.е. 4 ч. | 0,64 з.е. 22 ч. | ОК-1, 3 | |
Романо-германская правовая семья | 0,1 з.е. 4 ч. | 0,14 з.е. 5 ч. | ПК-2, ПК-11 | ||
Англо-американская правовая семья | 0,1 з.е. 4 ч. | 0,28 з.е. 10 ч. | ПК-2, ПК-11 | ||
Религиозные правовые семьи | 0,05 з.е. 2 ч. | 0,42 з.е. 15 ч. | ПК-2, ПК-11 | ||
Всего | 0,05 з.е. / 6 ч. | 0,45 з.е. / 16 ч. | 1,5 з.е. / 52 ч. |
3.2 Содержание лекционного курса
Лекция 1. Понятие и природа сравнительного права. 0,05 з.е. (6 часов).
Спор о природе сравнительного права (правоведения). Сравнительное правоведение как научная и учебная дисциплина, его место в системе юридических наук. Соотношение сравнительного права с другими юридическими науками. Общие черты сравнительного права. Система сравнительно права.
3.3 Практические занятия
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование практических занятий, объем в часах |
История возникновения и развития идеи сравнительного права. 2 часа. | ||
Значение сравнительного права для юридического образования, науки и практики. 1 час. | ||
Сравнительное право и международное право. 2 часа. | ||
Общая характеристика романо-германской правовой семьи. 2 часа. | ||
Характеристика отдельных источников романо-германского (континентального) права. 2 часа. | ||
Общая характеристика англо-американской правовой семьи. 2 часа. | ||
Характеристика отдельных источников англо-американского (общего) права. 2 часа. | ||
Мусульманская правовая семья. 1 час. |
3.4 Лабораторные занятия
Учебным планом не предусмотрено.
3.5 Самостоятельная работа
В рамках самостоятельной работы студент изучает теоретический курс (1 з.е., 36 часов). Также магистранты затратят 18 часов (0,5 з.е.) на подготовку творческого задания, при выполнении которого проведут сравнительно-правовое исследование отдельно взятого правового института в российском праве и основных правовых семьях. Данное исследование направлено на формирование профессиональных компетенций по проведению научных исследований, а также формируют умение развивать свой общекультурный уровень.
Творческая работа в форме отчета сдается на кафедру не позднее, чем закончится цикл аудиторных занятий.
Непосредственное задание студенты-магистры получат в день проведения первой лекции.
Магистранты самостоятельно изучают следующие темы:
Объект, предмет и метод сравнительного права, особенности сравнительно-правового анализа
Объект и предмет науки сравнительного права. Объект и предмет конкретного сравнительно-правового исследования. Сравнение как универсальный метод науки сравнительного правоведения. Методы сравнительно-правового исследования, их отличие от общенаучного метода сравнения. Основные формы и виды сравнительно-правового анализа. Этапы, правила и приемы проведения сравнительно-правовых исследований.