ПЛАН РАБОТЫ
Педагога социального
Государственного учреждения образования
«Средней школы № 46 г. Витебска им. И.Х. Баграмяна»
Сайковской А.И.
на первое полугодие 2021/2022 учебного года
Цель: содействие в создании психолого-педагогических условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения учащихся в школе, семье и социальном окружении.
Задачи:
1. Исследовать характер проблем, организовать учет и периодически выявлять контингент детей, которым необходимо оказывать социально-педагогическую помощь.
2. Содействовать в сохранении и укреплении психологического здоровья через формирование ценностного отношения к жизни учащихся и повышение их психологической компетентности.
3. Защищать права и интересы несовершеннолетних в обществе.
4. Проводить комплекс мероприятий по профилактике асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних.
5. Проводить комплекс мероприятий по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и формировании культуры семейных отношений.
6. Оказывать комплексную социально-педагогическую помощь различным категориям семей в осуществлении семейного воспитания.
7. Оказывать своевременную комплексную личностно-ориентированную помощь учащимся, оказавшимся в социально опасном положении и нуждающимся в государственной защите в трудной жизненной ситуации.
8. Продолжить работу по реализации Декрета президента Республики Беларусь от 24.11.2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», особое внимание уделять раннему выявлению семейного неблагополучия, осуществлять комплекс социально-психологических мероприятий, направленных на реабилитацию учащихся и их семей, находящихся в социально опасном положении.
Месяц | Разделы | Направления работы | |||||
Методическая работа | Диагностическая работа | Информационно-просветительская работа | Консультирование | Профилактическая работа | Работа по защите прав и законных интересов учащихся | ||
Сентябрь | учащиеся | 1. Оформление документации. Ознакомление с инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году». 2. Вовлечение учащихся, состоящих на различных видах учёта, в школьные мероприятия, кружки. 3. Анализ социальных паспортов классов и школы. 4. Составление плана совместно учреждения образования с ИДН. | 1. Формирование списков семей учащихся: опекунских, приемных, многодетных, неполных, состоящих на различных видах учета: учащиеся, в отношении которых ведется работа ИПР, СОП, на контроле. 2. Изучение вновь прибывшего контингента учащихся (изучение личных дел учащихся, поступивших в УО). 3. Контроль за посещаемостью учебных занятий учащимися школы. Анализ причин пропусков занятий учащимися, состоящими на различных видах учёта. 4. Проведение анкетирования среди учащихся 5-7, с целью выявления уровня осведомленности по проблемам никотиновой зависимости, алкоголизма и наркомании: - анкета «Я и ЗОЖ» 5. Наблюдение за учащимися 5-7 классов. 6. Мониторинг социальных сетей учащихся. | 1. Обновление информационных материалов на правовом стенде и на сайте школы. 2. 3. Разъяснительная работа с учащимися 5-7 классов о правилах безопасного поведения на дорогах, пешеходных переходах, пользование велосипедами, роликовыми коньками (с приглашением инспектора ИДН). | 1. Индивидуальные консультации по запросам. 2. Разрешение конфликтных ситуаций. 3. Индивидуальные беседы и консультации учащихся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из данной категории: - «Жизнь – это ценный дар». 4. Индивидуальные беседы и консультации профилактического и информационно-просветительского характера (учащиеся, состоящие на различных видах учета). | 1. Проведение социальных расследований (по запросу). 2. Участие в работе смотровой комиссии. 3. Работа Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 4. Профилактика суицидального поведения: «Суицидальная направленность» (с 13.09.2021 по 30.09.2021 года). | 1. Посещение семей несовершеннолетних, находящихся на различных видах учета. 2. Посещение семей по мере возникновения проблемных вопросов. 3. Взаимодействие школы с ИДН, КДН и другими заинтересованными службами по предупреждению семейного неблагополучия. |
Разработка листовок, буклетов по разной тематике | 1.Обследование жилищно-бытовых условий жизни и воспитания несовершеннолетних, находящихся в СОП. 2. Социальная гостиная «Организация занятости учащихся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа и учащимися, находящимися в социально опасном положении», Способы проведения досуга. | 1.Социально-психологическая поддержка семьи в развитии личности учащихся, повышение уровня педагогической культуры родителей. 2. Час просвещения «Он грубит и ругается. Правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростками». | 1. Индивидуальные консультации по запросу. 2. Консультирование по вопросам организации свободного времени подростков, склонных к противоправным действиям 3. Консультирование для законных представителей «Как распознать признаки суицида». | 1.Реализация положений Декрета Президента Республики Беларусь №18. 2. Консультирование законных представителей по вопросам организации и свободного времени несовершеннолетних, вызывающих проблему в поведении. 3. Контроль занятости несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в период каникул. | |||
педколлетив | 1.Ознакомление классных руководителей с необходимой документацией учетно-профилактических дел учащихся, состоящих в СОП, в отношении которых ведется ИПР. 2. Анализ социальных паспортов классов и школы. 3.Проверка – рейд «Внешний вид обучающихся», состоящих на различных видах учета. | 1. Проверка учетно-профилактических дел учащихся, состоящих на различных видах учета. 2. Социальная гостиная «Организация занятости учащихся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа и учащимися, находящимися в социально опасном положении», Способы проведения досуга. | 1. Информ-досье «Профилактика вредных привычек подростков». (классные руководители 5-7 классов) | 1. Консультирование классных руководителей по вопросам составления социальных паспортов классов. 2. Консультации для молодых и вновь назначенных классных руководителей «Обследования условий жизни и воспитания учащихся. Выявление несовершеннолетних,находящихся в социально опасном положении». 3. Консультирование педагогов «Алгоритм действий работника учреждения образования по месту нахождения ребенка при выявлении фактов жестокого обращения с несовершеннолетними». 4. Консультирование для педагогов «Как распознать признаки суицида». | 1. Час общения «Профилактика девиантного поведения» (классные руководители, учителя-предметники 5-7 классов). 2. Сотрудничество с классными руководителями в работе с учащимися, состоящими на профилактических учетах в отношении, СОП, на контроле. | Собеседование с классными руководителями 5-7 классов по своевременному выявлению детей, находящихся в неблагополучных ситуациях, организация дальнейшей профилактической работы с семьей. | |
Октябрь | учащиеся | 1.Обновление информационных материалов на правовом стенде. 2. Контроль за пропусками уроков учащихся, состоящих на различных учетах, и учащимися, требующими повышенного педагогического внимания. | Обновление списков семей учащихся, состоящих на различных видах учета. | Час общения «Право на мир», посвященный Международному дню ООН (23.10), 7 классы. | 1.Индивидуальные консультации с опекаемыми учащимися по проблемам взаимоотношений с опекунами. 2. Консультирование учащихся по вопросу занятости и о правилах безопасного поведении в период осенних каникул. | 1. Демонстрация видеороликов по проблеме алкоголизма, наркомании, табакокурения среди учащихся 5-7 классов. 2.Работа Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | 1.Защита прав и интересов учащихся в различных инстанциях (КДН, суд, прокуратура). |
законные представители | Повышение педагогической, правовой грамотности родителей через индивидуальные консультации. | 1. Обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних по запросам. - провести работу и выявить учащихся, проживающих без родителей (или с другими родственниками) 2. Проведение контрольного обследования опекунских и приёмных семей, проживающих в микрорайоне школы. 3. Сбор информации о занятости несовершеннолетних, находящихся на различных видах учета на каникулах. 4. Отслеживание состояния страниц, аккаунтов в социальных сетях. Беседы с законными представителями по результатам отслеживания. | Социально-педагогическая поддержка семьи в развитии личности учащегося, повышение уровня педагогической культуры родителей. | Индивидуальное консультирование. | 1. Профилактика вредных привычек: - декада профилактики наркомании, токсикомании и других вредных привычек. Посещение семей, находящихся в социально опасном положении (еженедельно). 2. Для родителей неблагополучных семей заседание круглого стола на тему «Семейные конфликты и пути из решения». 3.Индивидуальные беседы с родителями учащихся, в отношении которых ведется ИПР на тему: «О роли родительско-детских отношений в развитии личности подростка». | Реализация положений Декрета Президента Республики Беларусь №18. | |
педколлектив | Выявление трудностей в работе классных руководителей с обучающимися и их семьями. | 1. Проверка учетно-профилактических дел учащихся, состоящих на контроле. 2. Сбор информации о занятости несовершеннолетних, находящихся на различных видах учета на каникулах. | 1. Беседы с классными руководителями учащихся состоящих на различных видах учета. | 1. Консультация для классных руководителей 5-7 классов по вопросам организации работы в период осенних каникул с учащимися, состоящими на различных видах учета. 2.Проведение индивидуальных консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей. Работа классных руководителей с учащимися, систематически пропускающими занятия, с детьми, которые подверглись жестокому обращению, склонные к самовольным уходам из семьи. | Сотрудничество с классными руководителями 5-7 классов по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. | ||
Ноябрь | учащиеся | 1.Обновление информационных материалов на правовом стенде. 2.Контроль за пропусками уроков учащихся, состоящих на различных учетах, и и учащимися, требующими повышенного педагогического внимания. | 1. Обновление списков семей учащихся, состоящих на контроле, в СОП, с учащимися, в отношении которых ведется ИПР. 2. Отслеживание посещаемости учебных занятий учащимися, состоящими на различных видах учета. | 1.Информационный материал на тему: Профилактика краж среди несовершеннолетних 5-6 классы. | Индивидуальные консультации по запросам. | 1.Участие в мероприятии «Правовой эрудит» учащихся состоящих на учете в ИПР, на контроле. 2. Работа Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | 1.Защита прав и интересов учащихся в различных инстанциях (КДН, суд, прокуратура) 2. Рейд «Подросток». 3.Обеспечение контроля над жилищно-бытовыми условиями несовершеннолетних, проживающих в опекунских семьях. Составление актов ЖБУ несовершеннолетних. |
законные представители | Повышение педагогической, правовой грамотности родителей через индивидуальные консультации. | Обследование жилищно-бытовых условий жизни и воспитания несовершеннолетних по запросам. | 1.Социально-педагогическая поддержка семьи в развитии личности учащегося, повышение уровня педагогической культуры родителей. 2.Участие в классных родительских собраниях. | Индивидуальное консультирование по запросам. | 1.Посещение семей, находящихся в социально опасном положении (еженедельно). 2.Круглый стол для родителей несовершеннолетних, признанных находящимися в СОП, на тему правовой ответственности родителей за процесс воспитания детей. | Реализация положений Декрета Президента Республики Беларусь №18. | |
педколлектив | 1.Оказание помощи в подборке методических материалов в помощь классным руководителям по теме «Формирование навыков ЗОЖ. Профилактика вредных привычек». 2. Организация методической помощи классным руководителям в работе с учащимися девиантного поведения. | Проверка учетно-профилактических дел учащихся, состоящих на контроле, в СОП, учащиеся, в отношении которых ведется ИПР. | Методические рекомендации по работе с учащимися, состоящими на различных видах учета. | 1.Консультация педагогов «Роль классного руководителя в повышении уровня развития и воспитанности каждого школьника». 2.Индивидуальные консультации по запросам. | Сотрудничество с классными руководителями в работе с учащимися, состоящими на профилактических учетах. | Сотрудничество с классными руководителями 5-7 классов по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. |
Декабрь | учащиеся | 1.Изучение новинок литературы, периодической печати по проблеме социально-педагогической деятельности. 2.Вовлечение учащихся, состоящих на различных видах учёта, в школьные мероприятия, кружки. | Формирование списков семей учащихся: опекунских, многодетных, неполных. | 1.Час общения, приуроченный к 1 декабрю на тему: «Пути и способы передачи ВИЧ», «Жить, чтобы помнить», 6 классы. | 1.Индивидуальные консультации по запросам. 2. Консультирование несовершеннолетних по организации свободного времени в период зимних каникул. | 1. Неделя правовых знаний «Равноправие», посвященная Всемирному дню прав человека. Беседа о правилах поведения на занятиях с учащимися, состоящих на учете в ИПР. 2. Участие в мероприятии «Правовой эрудит» учащихся в отношении которых ведется ИПР, на контроле. 3. Индивидуальная работа с учащимися, в отношении которых ведется ИПР на тему: «Правонарушение, проступок, преступление». 4. Работа Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | 1.Защита прав и интересов учащихся в различных инстанциях (КДН, суд, прокуратура) 2.Обеспечение контроля над жилищно-бытовыми условиями несовершеннолетних, проживающих в опекунских семьях. Составление актов ЖБУ несовершеннолетних. 3.Проведение школьной акции: - «Волшебство под Рождество» Вручение новогодних подарков детям из многодетных семей и детям, находящимся в социально опасном положении. 4.Акция «Наши сердца - больным детям», посвященная Международному дню инвалидов. |
законные представители | 1.Обследование жилищно-бытовых условий жизни и воспитания несовершеннолетних, находящихся в СОП. | Социально-психологическая поддержка семьи в развитии личности учащихся, повышение уровня педагогической культуры родителей. | Индивидуальные консультации по запросу. | 1.Проведение индивидуальной работы с родителями по предотвращению преступлений и правонарушений. 2. Консультирование «Что могут и должны делать родители для обеспечения безопасности ребенка?»(профилактика детского травматизма) | Реализация положений Декрета Президента Республики Беларусь №18. | ||
Педколлектив | 1.Ознакомление классных руководителей с необходимой документацией учетно-профилактических дел учащихся, состоящих на учете в СОП, на контроле, в отношении которых ведется ИПР. 2.Проверка планов классных руководителей по занятости в каникулярное время учащихся, состоящих на учете в СОП, в отношении которых ведется ИПР, на контроле. | 1.Проверка карт сопровождения семей, состоящих на учете в СОП, на контроле, с учащимися, в отношении которых ведется ИПР. 2.Оформление документации на несовершеннолетних воспитывающихся в опекунских семьях. 3.Семинар «Взаимодействия классного руководителя и родителей с целью приобщения семей к организации содержательного досуга». | Беседы с классными руководителями учащихся состоящих на учете в СОП. | Индивидуальные консультации по запросу. | Сотрудничество с классными руководителями 5-7 классов по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. |
Педагог социальный А.И. Сайковская