Природное и социальное в общественной жизни.




 

Человек – это биосоциальное существо. Соответственно, в нём обнаруживается природное и социальное начала, которые могут полностью раскрыться исключительно в рамках общественной жизни (пример Маугли). Следовательно, и сама общественная жизнь содержит в себе определенные природные и социальные элементы. Соотношение этих элементов, их взаимодействие, в том числе в рамках изучения истории развития общества, являются предметом многочисленных дискуссий. Различные взгляды на природное и социальное в общественной жизни можно в целом разделить на два направления: материалистическое и идеалистическое.

Общество – это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой.

Согласно материалистической теории, люди неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Они носят объективный характер, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования.

Таким образом, очевидно, что отличительным признаком данной точки зрения является признание доминирования биологической природы человека над его социальной составляющей. Иными словами природное первично по отношению к социальному, порождает его. Это обусловлено тем, что у субъекта познания, построившего данную картину мира, доминирует чувственная познавательная деятельность над умозрительной. Мы имеем дело с рассудочным типом мышления.

Иной точки зрения придерживается идеалистическое направление.

В человеке, как в биосоциальном существе, собственно биологическим является его организация организма. Стоит также отметить, что природное в человеке и его биологическое, и психологическое содержание (душа). То есть биологическое в человеке – его тело и душа, то, что воспроизводится в нас при рождении.

Социальное же – скорее не начало или причина, а следствие наличия у человека неких начал или причин, которые в течение жизни развиваются в человеке (пример – Маугли). Эти способности и свойства человека, коими он может быть участником социальных отношений – речь (социум создается на этом уровне), мышление. Человек не только создает социум, но и может его воспроизводить. Социум же – это всё то, что есть в человеке, однако не предрасположено природой.

Предпосылки социальности – духовные способности (речь, мышление, воля, вера и т.д.). Есть что-то неприродное в человеке, поэтому человек и может создавать это неприродное (здесь социум: экономика, политика, религия и т.д.). Социальное – следствие наличия в человеке духовного начала. В этом отличие от материалистической концепции, которая считает духовное следствием возникновения социума.

Таким образом, в рамках данной точки зрения природное и социальное в общественной жизни обусловлены наличием у человека соответствующих начал. Одно не порождает и не подчиняет себе другое, поскольку и природное, и социальное возникают, существуют и развиваются благодаря наличию соответствующим причин в самом человеке.

 

39.Понятие Общественного прогресса:основные концепции.

На протяжении всей истории человечества лучшие его представители так или иначе пытались обосновать идеалы и принципы общественного прогресса. Одни из них указывали на невозможность справедливого и разумного устройства жизни, другие, напротив, видели в будущем царство свободы и справедливости.Русский социолог П. А. Сорокин отмечал,что проблема прогресса представляет собой одну из наиболее сложных неясных научных проблем.Уже много столетий назад начала формироваться идея про­гресса. На заре развития человеческой цивилизации обозначились контуры двух направлений в трактовке прогресса — одно констатирующее, описательное и другое — аксиологическое, ценностное. В первом констатация умст­венного прогресса была дополнена в дальнейшем констатацией про­гресса в органической природе, в экономике, в технических приспособлениях и т. п. В середине 18 столетия в своих выступлениях французский философ и экономист Тюрго характеризовал прогрессы в экономике, политических структурах, в науке, в духовной сфере. По Руссо, прогресс противоречив в том плане, что разрушает целостность и гармоничность человеческой личности и превращает человека в односторонность, в человека-функцию. Имеются концепции, которые лишь на первый взгляд отвергают наличие прогресса, но которые оказываются фактически направлен­ными лишь против упрощенных представлений о прогрессе и раскры­вающими новые стороны и уровни этого явления. Одна из таких концепций представлена в трудах С. Л. Франка. и настоящее, все многообразие исторического развития рассматрива­ется здесь лишь как средство и путь к этой конечной цели. Человечество, согласно этому воззрению, беспрерывно идет вперед, к какой-то ко­нечной цели, к последнему идеально-завершенному состоянию, и все сменяющиеся исторические эпохи суть лишь последовательные этапы на пути продвижения к этой цели.Он отмечает, что имеется ложный тип философии прогресса, заключающийся в попытке понять последнюю цель исторического развития, то конечное состояние, к которому она должна привести и ради которого творится вся история; все прошедшее. Один из виднейших представителей неокантианства Г. Риккерт настаивал на ценностном характере прогресса, отвергая возможность прогресса в природе. Исторический пессимизм прослеживается в различных философских учениях древних, так или иначе связанных с религиозным миропониманием о конце мира (эсхатология). Жизнь человечества представлялась здесь как движение от безвозвратно потерянного рая до страшного суда. В "Откровении св. Иоанна Богослова" этот мотив выражен вполне отчетливо: "Ибо пришел
великий день гнева Его, и кто может устоять?".Вера в исторический прогресс связана с эпохой
Возрождения, давшей образцы достижений науки, искусства, ремесел и ознаменовавшей идеал восходящего торжества разума. Обоснованию этой идеи посвятили свои работы Дж. Пристли, М. Кондорсе, И.Г. Гердер и другие мыслители, хотя особое место она заняла в многие современные философы просматривают перспективы будущего человечества сквозь призму концепций информационного общества.В XX веке широкое распространение получили;концепции цикличности человеческой истории, в которых всемирная история выступает лишь как совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций, развитие которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения.Согласно Тойнби, духовное совершенствование человечества на пути создания единой синкретической религии будущего творчестве.

Нынешний этап общественного развития, характеризующийся стремительными темпами социального и научно-технического прогресса, со всей остротой ставит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Особая актуальность проблемы предвидения будущего продиктована сегодня той реальной опасностью, которая сложилась на планете в результате нарастающего загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, тех социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей.Поэтому концепции общественного прогресса имеют не только теоретический, но и жизненно практический смысл.

 

40.Основные концепции исторического процесса.

Существует множество различных теорий и концепций исторического развития. Все многообразие подходов к объяснению исторического процесса можно свести к двум направлениям: линейный тип (признание поступательного, прогрессирующего движения человечества от низших форм к высшим, через которое, как правило – хотя в разное время – проходят все народы) или циклический тип (развитие человечества через систему локальных, равноценных друг другу цивилизаций или культурно-исторических типов.Зародившееся в эпоху Возрождение и окончательно утвердившееся к началу XVIII в. подразделение истории цивилизованного человечества на античность, средние века и новое время легло в дальнейшем в основу еще одной стадиальной типологии социоисторических организмов. А. Сен-Симон (1765-1825) связал каждую из названных выше эпох с определенным типом общества: античную с обществом, основанным на рабстве, средневековую - с феодальным обществом, в котором господствовало крепостничество, новое время с индустриальным обществом, в котором господствовал наемный труда. По А. Сен-Симону, именно смена этих трех типов общества лежала в основе смены трех эпох всемирной истории.Следующей шаг в развитии унитарно-стадиального подхода к истории связан с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Важнейшей составной частью созданного ими в середине XIX в. материалистического понимания истории (исторического материализма) является теория общественно-экономических формаций, о которой уже шла речь в лекции "Производство и общество". Согласно взгляду К. Маркса в истории человечества сменилось пять основных способа производства, а тем самым и пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная (первобытно-коммунистическая), азиатская, античная (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая.В последнее время на Западе все более широкое распространение получает еще один общий взгляд на историю, отличный и от унитарно-стадиального, и от плюрально-циклического. Суть его предельно четко выражено в работах британского философа К. В них автор обрушивается на то, что он именует историцизмом. Таким словом он обозначает взгляд, согласно которому существует процесс исторического развития, подчиненный действию определенных, не зависящих от человека сил. Если эти силы не сверхъестественные, а естественные, то историцизм предполагает существование определенных объективных законов, определяющих ход исторического процесса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: