Инструкционная карта для обучающегося
Вы приступаете к изучению дистанционного курса«Организационные основы деятельности организации».
Желаем Вам успехов!
Перечень учебно-дидактических материалов
1. Методические рекомендации по выполнению работ.
2. Отчет по выполненным работам
Работы необходимо выполнить в срок до 22.06.2020.
1. В высылаемой работе не забудьте указать фамилию имя и отчество студента, выполняющего работу и группу.
2. Выполненные задания необходимо отправить на адрес электронной почты: katusha123321@inbox.ru, или в личные сообщения в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/id587951815, Екатерине Александровне Сергеевой.
3. В случае возникновения технических проблем или иных ситуаций, препятствующих работе на занятии, выполнении работы, сообщите об этом. Сообщить можно преподавателю, а также куратору.
Общие рекомендации:
Изучите лекции, вспомните изученный материал.
2. Выполните задания по изучаемым темам, дайте подробный ответ на поставленные вопросы. Перечислите нормативно-правовые акты, на которые вы ссылаетесь при ответе.
Организационный консалтинг.
У понятия «консалтинг» имеется несколько определений. Consulting в переводе с англ. языка «консультирование». Консалтинг — деятельность по консультированию специалистов по вопросам в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технической и иным видам деятельности. Консалтинг - это деятельность специалиста или фирмы, занимающихся стратегическим планированием проекта, анализом и формализацией требований к информационной системе, созданием системного проекта, иногда проектированием приложений.[1] Консультантом выполняется два вида работ:
- бизнес-анализ и реструктуризация предприятия (реинжиниринг бизнес-процессов). К этому можно отнести наведение порядка в организации. Деятельность направлена на то, чтобы разобраться в функционировании таких организмов, как предприятие, построить соответствующие модели.
- системный анализ и проектирование. То есть выбор той системы, которая в итоге в большей степени будет удовлетворять требованиям заказчика. Сюда же можно отнести формирование и обучение рабочих групп.
Этапы разработки консалтинговых проектов:
- Анализ первичных требований и планирование работ.
- Проведение обследования деятельности предприятия.
- Построение и анализ моделей деятельности предприятия.
- Разработка системного проекта (модели требований к будущей системе).
- Техническое проектирование.
- Создание рабочего проекта.
- Ввод в действие разработанной информационной технологии.
- Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами и послегарантийное обслуживание.
Методы работы консультантов. Методы и техники, применяемые специалистами-консультантами в работе, можно разделить на три группы в зависимости от этапов консультирования и целей применения:
1. Методы с целью сбора информации (к ним можно отнести: анкетирование, деловые беседы, интервьюирование, маркетинговые исследования.)
2. Исследовательские методы (нацеленные на критический анализ управленческой ситуации и организационной структуры фирмы-клиента: целевые методы управления, методы оценки психологического климата персонала, психологические батареи тестов, методы анализа проблем и отрицательных последствий).
3. Обучающие методы (эффективные на этапах внедрения и завершения консалтинга: деловые игры, активные методы обучения персонала (тренинги), групповые методы принятия решений, инновационные игры).
Исследователи в области консалтинга выделяют ряд техник, применяемых специалистами-консультантами при работе с людьми:
1. Постановка вопросов. Вопросы, задаваемые консультантом исследователем, условно можно разделить на два вида: открытые и закрытые. Закрытые вопросы предполагают ответы подтверждения или отрицания и применяются для получения конкретной информации. Открытые вопросы — основа консультационной беседы, поскольку дают возможность людям делиться своими чувствами, мыслями и мнением с консультантом. Однако не всем клиентам нравятся открытые вопросы, у некоторых они вызывают чувство тревоги и усиливают беспокойство. В таких случаях консультанту необходимо тщательно продумывать, формулировать вопросы и задавать их в подходящее время.
2. Умение слушать клиентов. Следует избегать чрезмерного опрашивания в консультировании.
3. «Ободрение» и «успокоение» клиента. Эти техники необходимы для проведения работы в организациях с повышенной конфликтностью, разобщенностью персонала, повышенной тревожностью в коллективе. «Ободрение» и «успокоение» — это короткие фазы консультанта, направленные на поддержку клиента, снятие эмоциональной напряженности.
4. Техники обратной связи: перефразирование и обобщение. Они направлены на отражение содержания консультационной беседы, чтобы не потерять смыслового контакта с клиентом, для структурирования работы с ним.
5. Предоставление информации клиенту. Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем.
6. Структурирование консультирования. Эта техника позволяет организовать отношения консультанта с клиентом. Закончив беседу, консультант и клиент совместно обсуждают результаты и делают выводы. Наблюдение за реакцией клиента, анализ содержания беседы, поведения заказчика или персонала «системы клиента» с целью сделать выводы о том, что реально скрыто за содержанием беседы.[2]
Таким образом, в деятельности консультанта по вопросам управления важно обращать внимание на такие вопросы, как: повышение эффективности системы управления в организации, применение организационных форм, приемов и методов управления.
Задания:
1. Дайте определение «Консалтинг». Охарактеризуйте деятельность по оказанию консультационных услуг.
2. Перечислите методы работы консультантов. Какие из них вы бы применили в своей деятельности и почему?
3. Перечислите техники работы в области консалтинга. Какие из них вы бы применили в своей деятельности и почему?
[1] Свекольникова О.Ю., Консалтинг: краткий курс лекций для студентов 4 курса направления подготовки 27.03.02 «Управление качеством» / Сост.: Свекольникова О.Ю. // ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. – Саратов, 2016.
[2] Свекольникова О.Ю., Консалтинг: краткий курс лекций для студентов 4 курса направления подготовки 27.03.02 «Управление качеством» / Сост.: Свекольникова О.Ю. // ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. – Саратов, 2016.