ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА СУЛТАНСКОГО ГАРЕМА В XV – XVIII ВВ. И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАМЕДОВ Искендер Биньямин оглы

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА СУЛТАНСКОГО ГАРЕМА В XV – XVIII ВВ. И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Актуальность темы исследования определяется несколькими причинами:

Во-первых, гарем османских султанов ранее не рассматривался в отечественной науке как особый социально-политический институт, который претерпевал коренные изменения на протяжении своего существования.

Институт гарема в Османском государстве возник и развивался параллельно с другими государственными институтами. Каждый этап становления и развития гарема был тесно связан с процессами, происходившими в османском обществе в целом. Например, выдвижение на первый план в окружении султана людей из категории капыкулу (общее название лиц рабского статуса, состоявших на дворцовой и государственной службе) в годы правления султана Мехмеда II (Фатиха) привело к тому, что гарем султана также стал формироваться из невольниц. Структура гарема в классический период развития Османского государства была похожа на структуру Эндеруна (внутренние покои султанского двора, где готовились управленческие кадры в Османской империи). Источники пополнения гарема невольницами и их дальнейшее «продвижение по служебной лестнице» также были однотипными с источниками пополнения школ Эндеруна и

возможностями карьеры для мальчиков и юношей, обучавшихся в них.

Во-вторых, мало изучен вопрос о влиянии женщин гарема на государственную политику Османов, а также их роль в социальной жизни Османского государства. В гареме османских султанов формировалась семейная политика Османов, решались вопросы наследования престола.

Сосредоточение султанской семьи под одной крышей в столице государства в конце XVI века привело к усилению роли матери султана и возникновению института валиде-султан (титул матери султана, который стал применяться с конца XVI века). Матери султанов оказали сильное влияние на прекращение практики умерщвления султанами своих братьев после восшествия на престол. Это, в свою очередь, привело к изменению порядка наследования престола. Большинство валиде-султан занимались благотворительностью и выделяли немалые личные средства на строительство многочисленных общественных заведений. Кроме того, матери султанов стали главными советчицами своих сыновей.

В-третьих, малочисленность достоверных сведений о гареме создает определенную сложность в его изучении. Многие современные работы (в основном, научно-популярного характера), касающиеся темы гарема османских султанов, объединяют рассказы и воспоминания женщин, которые жили в гареме в XIX – XX вв., с более ранними сведениями европейских авторов. Рассказы этих женщин, а некоторые из них были представительницами Османской династии, возможно, отражали действительность своего времени. Однако вряд ли эти сведения можно с достоверностью экстраполировать на события, происходившие в гареме в XV-XVIII вв.

В рамках данной работы сделана попытка проследить эволюцию гарема османских султанов как социально–политического института в османском обществе XV – XVIII вв.

Объект исследования – гарем как социальный институт и его роль в формировании политики Османского государства.

Предмет исследования – особенность комплектования и функционирования гарема в классический и постклассический периоды развития Османского государства и его роль в политической и социальной жизни османского общества со второй половины XV века до конца XVIII века.

Целями исследования являются:

 изучение особенности существования Османского бейлика и превращения его в Османскую империю;

 комплексное изучение истории формирования и деятельности гарема османских султанов;

 выявление основных факторов, определявших структуру и пополнения гарема османских султанов;

 изучение роли женщин гарема в формировании государственной политики османов на различных этапах его существования.

Для достижения указанных целей были поставлены и решались следующие основные задачи:

 изучение особенностей формирования Османского государства в классический период его развития, а также его влияния на создание гарема;

 анализ структуры гарема османских султанов в классический и постклассический периоды развития Османского государства;

 выяснение особенностей образования гарема османских султанов и определение этапов его развития;

 выяснение причины смены ведущих лиц, определявших деятельность гарема на разных этапах его строительства;

 определение масштабов их влияния на государственную и социальную политику османских султанов;

 выяснение роли хасеки и валиде-султан и определение их влияния на государственную и социальную политику османских султанов;

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XV века до конца XVIII века.

Методологическую основу исследования составили принципы историзма, научной объективности и системности, позволяющие рассмотреть изучаемый феномен как целостную систему в рамках анализа фактов во всей их совокупности и взаимосвязи. Эти общенаучные методологические принципы применялись в изучении каждого общественного события во взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые в отечественной истории проведено специальное исследование, посвященное всестороннему изучению гарема османских султанов. Научная новизна исследования состоит: в определении особенностей формирования социально–политических институтов Османской империи, оказавших существенное влияние на деятельность института султанского гарема, в том числе – и на его структуру; в выявлении причин образования института хасеки в гареме османских султанов, который стал одной из причин повышения статуса матери султана; в изучении влияния женщин гарема на государственную политику османов; в выявлении усиления роли женщин султанского гарема в XVI – XVII вв. и изменения правил престолонаследия османских султанов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют глубже понять структуру и механизм власти в Османской державе на разных этапах его существования. В определенных аспектах работа представляет интерес как для академических ученых, так и для преподавателей вузов. Материалы исследования могут быть использованы при разработке базовых и специальных учебных курсов для высших учебных заведений и написании учебно-методических пособий по истории Османской империи. Результаты исследования могут способствовать более глубокому пониманию роли женщин в традиционном мусульманском обществе и критике взглядов относительно устойчивости традиционных порядков в мусульманском мире.

Достоверность результатов исследования обеспечивается глубокой теоретической и методической проработкой рассматриваемой проблемы, репрезентативной выборкой и использованием данных, соответствующих поставленной цели, а также корректным статистическим анализом эмпирических данных.

Структура работы соответствует целям и задачам исследования: она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, глоссария, включающего термины, применяемые в данной работе, и пяти приложений.

Положения, выносимые на защиту:

– гарем османских султанов в эпоху формирования Османской империи отличался некоторой спецификой. Успешные военные действия стали одним из факторов, оказавших влияние на структуру и принципы пополнения гарема первых османских правителей;

– после захвата Османами Константинополя в 1453 году и создания централизованной империи в структуре султанского гарема произошли изменения, которые привели к увеличению роли гарема в общественно-политической жизни империи;

– появление института хасеки стало предвестником изменений, произошедших в государстве в16-17 вв.

– сосредоточение большой семьи султана в столице привело к значительному усилению роли матери султана в конце XVI века, которая стала возглавлять гарем своего сына - султана;

– фактическое прекращение новых завоеваний, а также вступление на престол малолетних султанов привели в XVII веке к изменению порядка престолонаследия султанов; одновременно прекратилась практика умерщвления султанами своих братьев;

– матери малолетних султанов стали активно вмешиваться в государственную политику Османов. В качестве представителей старшего поколения Османской династической семьи они стали главными хранительницами власти османских султанов;

– в XVIII веке окончательно сформировалась структура гарема османских султанов, которая с незначительными изменениями просуществовала до ликвидации гарема в 1909 году. Основной особенностью этого периода стала передача престола от одного старшего члена Османской династии к другому.

Совершеннолетние шахзаде (сын султана), как в период правления своего отца, так и при вступлении на престол следующих султанов, должны были постоянно находиться в особых помещениях султанского дворца, получивших название кафес («клетка»); им запрещалось иметь детей.

Поэтому при вступлении на престол матери становились для них главными советчицами. В этот же период претерпели некоторые изменения и источники пополнения султанского гарема.

Источниковедческая база исследования. Одним из основных требований к подбору материала для изучения общественного сознания является комплексность. Ее в равной степени можно отнести также к нормативным источникам, которые дошли до нас от Османского государства.

Сведения о гареме содержатся в многочисленных источниках, разнообразных по своему характеру и объему. Однако лишь в редких случаях, важная для раскрытия этой темы информация была собрана компактно в специальных изданиях и собраниях, что сделало необходимым обращение к гораздо более широкому кругу источников. В работе использованы письменные источники следующих видов:

1. Самыми важными источниками для изучения гарема являются османские архивные материалы. Они являются ценнейшими источниками по исследуемой теме. Самыми важными из архивных материалов являются «Дефтеры султанских доходов и расходов» (масраф-и шахрийар-и / хардж-и хасса дефтерлери), которые охватывают период с конца XV века до ликвидации гарема в 1909 году. Они показывают доходы и расходы, связанные с самим султаном и его семьей и предоставляют нам важные сведения для изучения внутренней структуры гарема, увеличения или уменьшения числа обитательниц гарема за определенный период. Исходя из размеров ежедневного жалования (содержания), выделявшегося женщинам султанского гарема, зафиксированного в этих дефтерах, можно проследить их карьерный рост и изменение статуса. Они составлялись для фиксирования повседневных расходов и доходов внутренней султанской казны. Поэтому содержащиеся в них сведения о гареме и его структуре изложены не систематично.

Безусловно, главными хранилищами источников по изучению гарема являются Центральный Архив музея дворца Топкапы (Topkapı Sarayı MerkezArşivi — TSMA) и Османский архив правительства Турецкой Республики (Başbakanlık Osmanlı Arşivi — BOA), в которых имеются многочисленные документы по изучаемой теме.

2. Большой интерес представляют османские хроники. Одним из важных источников по истории Османской империи являются османские хроники, составленные в XV- XVI вв. Однако османские хронисты того времени, следуя мусульманской традиции, очень мало говорят о личной жизни султанов и, скорее сознательно, нежели по незнанию предмета,умалчивают о жизни внутри султанского гарема; упоминания о женщинах султанского гарема в исторических хрониках связаны, в основном, с благотворительной деятельностью этих женщин.

3. Работы европейских авторов являются одним из важных источников для изучения гарема. Сведения о гареме османских султанов содержатся в многочисленных книгах, путевых заметках, письмах, опубликованных в XVI – XVIII вв., и в отчетах иностранных послов, которые находились в Стамбуле. Работы европейских авторов можно разделить на несколько категорий:

а) рассказы бывших пленных, состоявших на различных службах в султанском дворце;

б) письма, записки и отчеты европейских дипломатов (послов, секретарей посольств и людей, служивших в свите иностранных посольств);

в) работы путешественников, купцов и других европейских авторов, посетивших Османскую империю в разных целях или состоявших на султанской службе в период со второй половины XV до конца XIX века.

4. Мемуары лиц, которые были непосредственными свидетелями жизни в гареме, помогают нам в изучении внутренней структуры гарема и взаимоотношений между его обитателями. В середине XX века было опубликовано некоторое количество книг мемуарного характера. Эти книги могут помочь нам в восстановлении жизни гарема и его внутренней структуры.

5. Письма и документы женщин гарема, хранящиеся в османских архивах, помогают нам постичь подробности жизни султанского гарема.

Современные турецкие историки, прежде всего, И.Х. Узунчаршылы (1888 –1977) и Ч.М. Улучай (1910 – 1970), обнаружили в османских архивах и ввели в историческую литературу важные сведения о невольницах гарема и их ежедневном содержании; опубликовали письма султанов к своим наложницам, а также – их ответы.

6. Работы историографического характера, которые непосредственно связаны с изучаемой темой и представляют ценность для настоящего исследования.

7. В последние годы на русском языке изданы некоторые работы западных авторов и сделаны попытки написать об отдельных аспектах гарема. Современные работы, касающиеся темы султанского гарема, имеют существенный недостаток: они объединяют рассказы женщин, которые жили в гареме в XIX - XX вв, и более ранние произведения о гареме европейских авторов предыдущих эпох.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы и поясняется общая структура работы, определяются предмет исследования, хронологические рамки, дается обзор использованной литературы и характеристика привлеченных источников. Кроме того, во Введении обозначаются цели исследования и его методологические принципы, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава «Особенности политического и социального развития Османского государства в XV – XVIII вв.» носит вводный характер и призвана дать характеристику особенностей Османской империи с начала его образования. Несмотря на схожесть процесса формирования с другими княжествами (бейлик) на территории Малой Азии, Османский бейлик имел свои отличительные черты, которые способствовали превращению его в сильное государство. Ослабление Сельджукского государства под натиском монгольской военной мощи и первые вооруженные столкновения с византийскими наместниками сделали это родоплеменное образование центром, куда стекались различные тюркские племена. Кроме того, многие желающие влиться в ряды "борцов за веру" и совершать набеги на территорию "неверных" также устремились в этот бейлик, усиливая и укрепляя его. Политическая борьба в соседнем государстве Карасиогулларыи захват его территории Османами также сыграли свою роль в усилении Османского бейлика, получившего важный плацдарм для совершения военных набегов на европейскую часть Византийской империи. В отличие от бейлика Гермиян, османские правители управление захваченными территориями раздавали своим родственникам, сыновьям и доверенным военным командирам, которые полностью зависели от поддержки их Османами.

В первом параграфе анализируются особенности формирования Османского бейлика. При близком рассмотрении обнаруживается, что в превращении его в сильное государство и империю сыграли свою роль многочисленные факторы. Среди этих факторов важное место занимает

географическое положение Османского бейлика, который занимал территорию на границе Сельджукского государства со слабеющей Византийской империей. Личность самого Османа (предводителя племени и главы бейлика), его взаимоотношения с предводителями соседних племен, а также византийскими наместниками, проживавшими на этой территории, сыграли огромную роль в усилении и укреплении его бейлика. Близкие отношения с лидерами организации ахи и их участие в первых стычках с византийскими наместниками помогли Осману прославиться в качестве борца за веру (гази), что способствовало притоку людей, готовых участвовать в походах Османа против мелких византийских городов. Еще одним фактором усиления османского политического образования была политическая, экономическая и социальная ситуация, сложившаяся в конце XIII века на территории Малой Азии.

Во втором параграфе рассматриваются особенность превращения Османского бейлика в Османский султанат. После захвата Бурсы в 1326 году возникла необходимость изменений в составе военных сил. По предложению кадия Бурсы были созданы новые военные силы, состоявшие из пехотных и кавалерийских корпусов. Таким образом, появились первые вооруженные формирования, подчиненные непосредственно правителю Османского бейлика. Они сильно отличались от кочевой вольницы, участвовавшей в вооруженных столкновениях под предводительством военных вождей отдельных племен. Одновременно формировались основы тимарной системы и различных государственных институтов, призванные держать под контролем центральной власти захваченные территории и следить за соблюдением на этих территориях общественного порядка. В Османском бейлике появились должности первого везира, в руках которого оказалось практическое управление государством, и бейлербея, ставшего командиром военных сил Османов. В результате укрепления Османов на полуострове Гелиболу постепенно изменился характер их действий на этих территориях. Вначале это были обычные грабительские набеги, подобные тем, какие они совершали в Анатолии. Набеги совершали отряды акынджы, зависимые от османского правителя, признававшие его верховную власть и сплоченные вокруг него. Османы постоянно нуждались в притоке свежих сил, стремившихся к «легкой» военной добыче. Позже большое значение стало приобретать захват земель с целью расширения своих границ и обложения налогами и повинностями покоренных народов. Османы смогли предотвратить разделение своего государства между членами семьи, а также удержали под своим контролем командиров акынджы, действовавших в приграничных территориях. Благодаря этому они смогли сохранить не только единство своего государства, но и его преимущество относительно своих соседей. Еще одним важным фактором было получение центральной властью своей части военной добычи во всех военных, которая составляла одну пятую часть всей военной добычи. Таким образом, правитель получал свою часть добычи, даже если сам не участвовал в походе. Данное обстоятельство привело к накоплению огромного богатства в руках центральной власти, а также к увеличению числа его капыкулу, часть которых начала участвовать в военных походах.

Третий параграф посвящен анализу превращения Османского султаната в империю и установления тимарной системы. К середине XV века четко определяются основные черты османского общественно-политического строя. Одним из важнейших его компонентов стала тимарная система, которая предполагала разделение захваченных территорий на санджаки. Эти санджаки одновременно были военными и административными единицами. Проводилась перепись всех экономических единиц и людских сил данного санджака, и эти данные заносились в особые дефтеры, называемые дефтер-и хакани или тахрир дефтерлери («кадастровые описи»). Дефтеры, в которых записывались все податное население санджака, а также размер производимого сельскохозяйственного товара, назывались муфассал дефтерлер («пространные реестры»). В особые тетради, называемые иджмал дефтерлери («краткие реестры»), записывались все дирлики находившихся в данном санджаке с именами их владельцев. В начале своего появления термин капыкулу относился к различным постоянным военным формированиям, получавшим жалование у правителя. Позже к капыкулу стали относить всех лиц сословия аскери.

Термин аскери или аскерийе (букв. «военные») применялся для обозначенияобщего названия правящего сословия, состоящего из четырех групп: сарай халкы (придворные должностные лица, служившие в бируне, эндеруне и в гареме), сейфийе (букв. «мужи меча» – одна из основных групп господствующего класса в Османской империи, основным занятием которых была воинская служба), ильмийе (общее название должностных лиц, входивших в состав сословия улемов и ведавших религиозными, судебно-равовыми и образовательными вопросами в османском обществе) и калемийе (букв. «люди пера» – чиновники, одна из основных групп господствующего класса в Османском султанате, основным занятием которых была служба в различных государственных учреждениях). Система капыкулу способствовала укреплению власти правителя Османского государства.

Четвертый параграф посвящен анализу политической и социальной структуры Османского государства. С ранних этапов существованияОсманского бейлика и султаната все его население разделялось на двакрупных противостоящих класса. Это правящий класс берая, включавший всех лиц, освобожденных от уплаты налогов и подчиненный класс реая, объединявший все податное население государства. В свою очередь, класс берая делился на две большие категории: сословие мусульманских духовных лиц – улемов, или эхл-и шер («люди, присматривающие за применением шариата») и военное сословие, или эхл-и орф (аскери, сейфие риджали).

Сословие улемов состояло из трех групп: а) официальные духовные деятели(имамы, муэдзины, хатибы); б) преподаватели медресе, кадии и мевали; в) калемийе хаджеганы («люди пера») – образованные люди, занимавшие должности в государственной бюрократической системе.

В военное сословие входили люди, прошедшие обучение в дворцовых школах и занимавшие военные и гражданские должности. Вся система капыкулу также относилась к этой группе. Основное отличие между эхл-и шер и эхл-и орф заключалось в том, что назначение на должности и наказание духовенства осуществлялись кадыаскерами и шейх-уль-исламом, а, кроме того, после смерти их имущество оставалось наследникам. После смерти людей из военного сословия их имущество переходило государству, и только по указу султана частично или полностью возвращалось наследникам. Иногда обе эти группы объединяют вместе и называют классом аскери.

К классу реая относилось большинство мусульманского и христианского населения страны, занимавшегося производством и платившим различные налоги. Большинство людей класса реая занималось сельским хозяйством. Они были наследственными арендаторами своей земли. Государство ставило определенные запреты прямого перехода из класса реая в класс берая. Только некоторые представители этого класса, в силу личных способностей, могли перейти в состав господствующего класса. Класс реая делился на мусульман и немусульман; все немусульманские религиозные общины во второй половине XV века получили название миллет.

Во второй главе - «Султанский двор в XV – XVIII вв.» -рассматривается структура султанского двора и роль гарема в социальной и политической жизни Османской империи. Эта глава состоит из 3 параграфов.

В первом параграфе обозначены названия дворцов, в которых проживали османские правители, а также дана их краткая характеристика.

Во втором параграфе представлен анализ структуры двора османских султанов XVI в., которые жили во дворце Топкапы.

В первом пункте второго параграфа рассматриваются различные государственные и административные службы, которые находились в составе организации Бирун (внешняя часть, внешние покои) Нового дворца. В Османском государстве все должностные лица, во главе с великим визирем, относились к Бируну, и их называли «людьми Бируна» (бирун халкыили бирун риджали). «Люди Бируна» делились на несколько групп:

должностные лица из сословия улемов, рикаб-и хумаюн агалары(стремянные), эмины (высокопоставленные должностные лица, возглавлявшие соответствующие службы в Бируне), чавуши (особыепорученцы), чашнигиры (должностные лица, которые следили за приготовлением еды для султана, накрывали стол и обслуживали султана во время приема пищи), мутеферрика (привилегированная часть султанской конной гвардии), балтаджы (дворцовые стражники), бостанджы(придворная служба широкого назначения, охраняющая султанские сады), пейки (скороходы), а также ремесленники, которые объединяли более 1000 мастеров различных профессий.

Во втором пункте дается краткий анализ организации Эндерун (внутренняя часть, внутренние покои) Нового дворца. Лица, находившиеся в Эндеруне, делились на две численно неравные группы: должностные лица Эндеруна (эндерун агалары) и учащиеся школы Эндеруна (эндерун мектеби гылмани). Лица первой группы занимали высокие должности в различных палатах (ода), в которых обучались специально отобранные мальчики. Главой Эндеруна считался Баб-ус-Саадет агасы, который назначался из «белых евнухов» и в дворцовых церемониалах шел сразу за великим везирем и шейх уль-исламом. Ему подчинялись все лица в Эндеруне за исключением главы личных покоев султана, султанского оруженосца, камердинера султана, конюшего, хранителя одежды и ключника, которые напрямую назначались султаном и подчинялись ему Школу Эндеруна можно уподобить своеобразной высшей школе, которая, в отличие от медресе, давала практические знания и готовила военные и административные кадры для Османского государства. Еще в начале обучения учащиеся этой школы (ичогланы), согласно дворцовому этикету, получали практические знания по обслуживанию султана.

Ичогланы в соотвестсвии со сроком их обучения и родом службы, а также статусом, распределялись по различным палатам (ода или когуш), которые назывались бююк ода («Большая палата»), кючук ода («Малая палата»), доганджы одасы (Палата сокольничего), сеферли одасы (Военная палата),килер одасы (Палата эконома), хазине одасы (Казначейская палата) и хасс ода (Особая палата). Все они получали ежедневное жалование - исходя из своего статуса и палаты, в которой проходили обучение и службу. При восшествии на престол нового султана некоторая часть ичоглановвыводилась из Эндеруна. Они назначались на различные государственные должности в организации Бирун.

Здесь же кратко рассматривается институт евнухов. При султанском дворе использовались «белые евнухи» (акагалар) и «черные евнухи»(караагалар), которые занимали высокие должности в дворцовой иерархии.

«Белые евнухи» находились под руководством капы агасы и занимались охраной внутренних покоев султана. Кроме того, старшие должностные лица в школе Эндерун также назначались из числа «белых евнухов». Время от времени некоторые капы агасы назначались великими везирами в Османской империи. В султанском дворце существовала служба «черных евнухов», которые охраняли султанский гарем. Во главе этой службы находился кызлар агасы. У службы «черных евнухов» существовала своя иерархическая система, в соответствии с которой происходило продвижение по службе.

Третий параграф посвящен анализу гарема шахзаде в санджаке.

Назначение сыновей правителя на управление территориями бывших самостоятельных бейликов, присоединенных к Османскому султанату, имели определенные цели для укрепления османского влияния на этих территориях. Таким образом, привлекая сыновей на правления султаната можно было контролировать их действия против центральной власти. По своей организационной структуре двор шахзаде состоял из тех же служб и должностей, которые находились при центральной власти. При отправлении шахзаде на правления санджаком в качестве лала (наставник и воспитатель шахзаде) их сопровождали опытные должностные лица. Они были ответственными за поведения шахзаде в санджаках и должны были присмотреть за их действиями вдали от центральной власти. Мать шахзаде вместе с лала должны были участвовать в его воспитании и присматривать за ним, чтобы тот не предпринимал никаких действий против центральной власти. Матери шахзаде организовывали гаремы своих сыновей и управляли ими. Если шахзаде удавалось занять престол, его двор, который был сформирован в провинции, становился основой султанского двора в столице.

Завязавшиеся во дворце шахзаде отношения были началом будущих союзов во дворце султана.

Третья глава - «Султанский гарем в классический период истории Османского государства» - посвящена анализу гарема в XV - XVI вв. и состоит из трех параграфов.

В первом параграфе дается краткая характеристика месторасположения гарема османских султанов. До середины XVI века местом расположения гарема был Старый дворец. Матери султанов,

обладавшие самым высоким статусом в гареме, также жили в Старом дворце.

Этапы карьерного роста султанской наложницы определялись ее переездами между Новым и Старым дворцами. Источником новых наложниц для султанов также был Старый дворец. Невольница начинала свою обучение и карьеру в Старом дворце. Если султан выбирал определенную невольницу в качестве новой наложницы (интимной партнерши), она переезжала в Новый дворец и некоторое время жила там, в качестве объекта влечения султана.

Если за это время она беременела, то возвращалась в Старый дворец, где ей выделяли апартаменты и невольниц, чтобы она могла подготовиться к родам. После рождения ребенка она оставалась в Старом дворце, занимаясь воспитанием ребенка. Если она рожала девочку, то снова могла стать интимной партнершей султана. Если же рожала сына, - могла рассчитывать на отъезд с ним в провинцию, управление которой тому поручалось. В провинции она становилась главой гарема своего сына. До правления султана Мурада III матери султанов проживали в Старом дворце, а в годы правления этого султана сложилась новая традиция: отныне матери султанов возглавляли гаремы своих сыновей в Новом Дворце.

Во втором параграфе рассматривается особенность гарема первых правителей Османского государства. Первые османские правители женились на местных женщинах или на дочерях правителей соседних христианских государств, а также на принцессах еще более слабых политических образований. В основном эти браки заключались со стратегической целью.

Так, Османы в XIV веке заключали официальные браки в основном с принцессами христианских государств. В XV же веке брачные союзы заключались уже с дочерьми правителей многочисленных мусульманских бейликов. С конца XV века османские султаны стали жить с наложницами, официально не заключая с ними брака. В исторических исследованиях указываются несколько причин отказа османских правителей от междинастических браков и проживания с наложницами без заключения с ними официального брака. Во-первых, к середине XV века, особенно после взятия Константинополя, Османское государство укрепилось настолько, что уже не нуждалось в сильных политических союзах.

Во-вторых, ликвидация большинства соседствующих с Османами государств и княжеств, с принцессами которых османские правители могли заключать браки, привела к прекращению междинастических браков и переходу к проживанию с наложницами без заключения брака.

В-третьих, существовала общая тенденция выдвижения людей, принявших ислам и получивших образование в школе Эндеруна, на высокие государственные должности. Такая тенденция отчетливо стала проявляться в годы правления султана Мехмеда II (Фатиха), который не доверял представителям старых именитых тюркских родов. Параллельно с этим усилилась и роль невольниц султанского гарема.

Безусловно, общее укрепление роли девширме во дворце Османов наложило свой отпечаток на систему сожительства султанов с невольницами без заключения с ними официального брака. Одновременно с увеличением роли девширме на государственной службе возросло и значение проживания султана с невольницами. Годы правления султана Баязида II (1481–1512 гг.) были своеобразным «переходным периодом» от системы междинастических браков к системе сожительства с наложницами.

С середины XV века Османская династия сознательно применяла политику «одной наложнице — одного сына». Соблюдение принципа «одной наложнице — одного сына», как и политика ограничения деторождения жен из благородных семей, осуществлялось путем полового воздержания.

Возможно, применялись и другие способы контроля рождаемости.

Наложницы, родившие сына от султана, не допускались к дальнейшему сожительству с ним. Наряду с другими причинами это привело к увеличению общего числа наложниц, с которыми султаны имели интимную близость. В третьем параграфе сделана попытка проанализировать структуру гарема правителей Османского государства в классический период его истории. Несмотря на сложность идентификации бракосочетаний первых османских правителей, можно с уверенностью сказать, что в их гареме, наряду с законными женами, находились также невольницы. Османские правители имели интимные отношения с этими невольницами, которые воспринимались как временные интимные партнерши султанов. Те принцессы соседних государств и бейликов, которые входили в гарем султана, привозили с собой некоторое число обслуживающего персонала.

Возможно, они жили в своих апартаментах со своим обслуживающим персоналом. Хотя совместно проживание во дворце большого количества женщин и наложниц предполагало существование определенных отношений между ними. И, тем не менее, у нас нет достоверных сведений для того, чтобы утверждать о наличии сложившейся иерархии. Вместе с тем, поскольку официальные жены и наложницы первых правителей Османского бейлика и султаната имели немногочисленный обслуживающий персонал, вероятно, гаремы первых правителей были относительно небольшими. Также невозможно говорить о существовании строгой иерархии и наличии отдельных служб в гареме. Хотя, безусловно, существовала традиция уважительного отношения друг к другу всех жен и наложниц правителя и почитания старших. Возможно, также начали появляться первые признаки выделения некоторых жен или наложниц, которые стали матерью сына правителя. После султана Мехмеда II (Фатиха) гарем правителей, за редким исключением, состоял уже только из наложниц. Одной из причин этого является создание сильного государства под властью единого правителя, который стал абсолютным монархом. Это отразилось и на принципах формирования гарема. Возможно, с увеличением числа женщин, проживающих в гареме, возникла потребность урегулирования отношений между ними. Ранняя смерть матерей султанов в XV веке, которые могли иметь в гареме авторитет и власть, осложняла процесс формирования в гареме строгой иерархической структуры. Одно из важных изменений в жизни султанского гарема произошло 1472 году, когда он был переведен в новую столицу Османской империи. Одним из важных изменений в гареме стало появление должности кетхуда-кадын, старшей управительницы султанского гарема, что свидетельствует о наличии определенной структуры.

В конце XV – XVI вв. каждая невольница начинала свое обучение и карьеру в Старом дворце. В это время ее определяли на службу в апартаменты какого-либо члена султанской семьи или старших невольниц, которые работали в гареме. Если султан выбирал ее в качестве своей интимной партнерши, то она переезжала в Топкапы и некоторое время жила там, в качестве объекта увлечения султана. Если наложница не беременела от султана, то ее выдавали замуж за кого-нибудь из государственных должностных лиц. Если же за это время наложница беременела, то возвращалась в Старый дворец, чтобы приготовиться к родам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: