ПРО ЛЕЙКУ-ГРАММАТЕЙКУ И ЧАСТИЧКУ НЕ.




 

В одном заколдованном классе случилось НЕвероятное происшествие. Прямо из-за парты во время урока русской грамматики вдруг исчезла Лейка-Граммотейкина. Нет, это была вовсе не садовая лейка, которой цветы поливают. Это была девочка по имени Лея. И вот у Леи была одна такая НЕприятная особенность: стоило кому-то в классе начать отвечать на вопрос учительницы, как Лея тут же тянула руку и кричала:

- Это НЕ совсем правильно! И даже совсем НЕправильно!

На уроке, в тот момент когда пропала Лея, как раз изучали правило про слова, которые без частицы НЕ НЕ употребляются.

Анна Никаноровна, молодая учительница, задала такой вопрос:

- Ребята, как напишем слово НЕпоседа? Вместе с частицей НЕ или раздельно?

Мальчик Дима, пропустивший из-за болезни много уроков, ответил:

- Частица НЕ – отрицательная. Всё отрицает. Значит – раздельно напишем!

- НЕдоучка! – закричала с места Лея. – Нет такого слова ПОСЕДА!

Конечно, в смысле грамматического правила Лея ответила правильно. Но весь класс посмотрел вдруг на неё Неодобрительно.

И учительница, вместо того, чтобы похвалить Лею, сказала с НЕгодованием:

- НЕльзя быть такой НЕвоспитанной, НЕтактичной, НЕделикатной!

- Да Вы! Да ну…! Сами вы НЕвоспитанные! – захлёбываясь, стала огрызаться Лея и, оглядев класс, добавила: – тупые НЕдотёпы! Недоучки!

И только она произнесла эти обидные слова, как весь класс разом ахнул. НЕ потому, что их так обозвала Лейка Грамматейка, а потому, что сама Лейка вдруг превратилась в пустое место. Прошло пять минут.

И за партой на пустом месте вместо Леи Грамматейкиной вдруг выросла большая криворотая и кривобокая частица НЕ. Выросла и накинула на себя платочек в красную горошину.

- Вот так Нелепица! - глядя на частицу НЕ в платочке, воскликнула сидящая за соседней партой Полина. Полина Лею и так Недолюбливала, а тут, увидев Небывалое превращение, и вовсе пришла в восторг. Громко прыснула в кулачок и замолчала. Сделала вид, что испугалась вместе со всеми

Класс в ужасе закрыл глаза руками. И тишина такая нависла над классом, что казалось, никаких звуков в природе вообще не существует. И в тишине этой вдруг особенно горько прозвучал растерянный голос Димки Потапова:

- Это из-за меня, НЕдотёпы, всё случилось… Как нам теперь Лейку на место вернуть?

Но тут надо заметить, что в заколдованном классе и сама учительница Анна Никаноровна владела некоторыми приёмами колдовства. Она загадочно улыбнулась сначала расстроенному Димке, потом всему классу и сказала:

- Лея Грамматейкина вернётся на своё место, когда мы докажем ей, что знаем правила русской грамматики вовсе НЕ хуже её! Докажем?

- Докажем! – дружно откликнулся класс.

- Тогда, - загадочно улыбнулась Анна Никаноровна, - открываем Театр Правил со словами, которые без частицы НЕ не употребляются!

 

Затевается беседа –

Кто такая НЕпоседа?

НЕпоседа – это рыбка?

Или рыбкина улыбка?

Может, чья-нибудь ошибка?

Нет, конечно,

Нет, конечно.

НЕпоседа – наш скворечник!
В нём никак не ПОСИДЕТЬ,

Ничего не разглядеть.

Нет, конечно,

Нет, конечно.

НЕпоседа – НЕ скворечник!

И не рыбкина улыбка!

Это чья-нибудь ошибка!

НЕПО – нерпа!

СЕДА – скат

Скинул в море самокат!

НЕпоседа – может, ёжик?

Спит в кустах без задних ножек.

 

На скамейку прыгнул мячик.

За мячом Алёнка скачет.

- Зря вы спорите, друзья!

НЕпоседа – это я!

 

Продолжается беседа.

Кто же всё же Непоседа?

НЕ Алёнка!

НЕ девчонка!

Хвостик – пёрышко цыплёнка?

НЕПО – нерпа.

СЕДА – скат

Скинул в море самокат.

НЕпоседа – нет, не рыбка!

И не рыбкина улыбка.

Это всё же,

Это всё же

НЕДОтёпина ошибка!

Рыщет НЕПО,

Свищет СЕДА,

Ищут НЕДОтёпу

НЕДО.

- Негде сесть! -

вздыхает Стёпа: -

Разве где-то есть

ДОТЁПА?

 

НЕДУГ

 

Из колодца

слышим вдруг –

раздаётся

дикий звук.

Тат, внизу,

Вода трясётся,

И лягушки сбились в круг.

Из колодца

Раздаётся:

- Хватит плакаться,

НЕдуг!

 

А в колодце

С нудным воем

Сам НЕдуг

Всё говорит:

 

- Ой, Лягушки,

Лапа ноет,

Ой, лягушки,

Хвост горит!..

 

Борода,

Как рыба, бьётся

По гремучему ведру.

Раздаётся:

- Ой, НЕймётся!

Цепь качнётся –

Я умру!

 

Две собаки

друг на друга

Посмотрели:

- Вот дела!

Ну, какая же пчела

Горемычного НЕдуга

До колодца довела?!

 

Тут пришла

Корова Мила,

Растопырила рога,

Быстро ворот закрутила,

Гуси крикнули:

-Га-га!

И запел колодца ворот.

Из ведра поднялся вдруг

Ну, совсем-совсем НЕхворый,

Весь весёлый и здоровый.

Вовсе не НЕдуг –

ИНДЮК!

 

 

(здесь краткое правило)

Сегодня развивали сценический сюжет. Разыгрывая и сочиняя одновременно, а также используя принцип бинома и слова, где частица НЕ с модальными глаголами пишется раздельно. По сюжету дети пошли на обед в школьный буфет и решили, что Нелепицу Лею в образе частицы НЕ надо как-то покормить. А она в разных сценках кричала: НЕ ХОЧУ! НЕ МОГУ! НЕ БУДУ! НЕ ЛЮБЛЮ! НЕ РАДА ВАМ! Задание на дом: записать свой вариант главы по разыгранной сценке с использованием приведённых выше глаголов. И нарисовать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: