Тема. Морфемика и словообразование




План

1. Основные вопросы и ключевые понятия морфемики.

2. Основные вопросы и ключевые понятия словообразования.

1.

Морфемика употребляется в 2-х значениях:

1) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом.

2) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем их типы.

Морфема (от греч. μορφή – форма) – минимальная двусторонняя единица языка, имеющая форму (фонетическую) и содержание (значение). Это наименьшая, далее неделимая часть слова, обладающая значением.

Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.

Корневая морфема - корень слова.

Корень — единственная обязательная часть слова.

Корень – «общая часть родственных слов», он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Большинство корней употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Различают свободные и связанные корни.

Свободные могут употребляться самостоятельно или в сочетании с флексиями. Таких корней в языке большинство.

Связанные – могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.

Аффиксальные морфемы: суффикс, приставка, окончание.

Аффиксальные морфемы могут выполнять словообразующую и формообразующие функции.

Словообразующая функция – это когда с помощью морфемы образуется новое слово.

Формообразующие – это такие морфемы, с помощью которых образуется новая форма. Формообразующими являются все окончания и некоторые суффиксы.

Окончание – формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, у инфинитива? и деепричастия.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, у которого есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Стол ведро (ср. ед.ч, И,В п), метро

Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Нулевое окончание в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж. Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Приставка (префикс) – это служебная значимая часть слова, морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или новых грамматических форм: писать – написать, записать, дописать, описать, исписать, приписать, вписать, недописать.

Суффикс – служебная значимая морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов (береза – березонька), и новых форм;

– суффиксы инфинитива: -ть, -ти, -чь;

– суффикс глагола прош. вр. –л-;

– суффиксы причастий и деепричастий как особых форм глагола: -ащ-, -ящ-,-ущ-, -ющ-, -вш-, -ш-, -ом-, -ем-, -им-, -енн-, -онн-, -нн-, -т-, -а(я)-, -вши-, -ши-;

– суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее-, -е-, -ейш-, -айш-;

– некоторые суффиксы существительных, образующие форму множ. числа: -ер-, - j-, -ат- и др.

Постфикс – служебная значимая морфема, стоящая за флексией; присоединяется к готовой форме: чей-то, какой-нибудь, купаюсь.

Интерфикс – морфема, расположенная между корнями или между простыми основами, или между корнем и суффиксом; участвует в образовании сложных слов: паровоз, шестиэтажный, камнедробилка, трехгодовалый, выполняя служебную, строительную функцию.

Все слова по их морфемному составу можно разделить на два типа:

1. Слова, которые членятся на основу и флексию. Под основой понимается часть слова, выражающая его лексическое значение, определяемая отделением флексии и формообразующих аффиксов.

2. Слова, которые содержат только основу, т. к. являются неизменяемыми (наречия, деепричастия, слова категории состояния, все служебные слова, междометия и модальные слова).

Типы основ

Непроизводная основа – немотивированная, не может быть объяснена посредством какого-либо родственного слова, морфологически данная основа нечленима, т. е. по структуре равна корню, например: хлеб_, гора, роза, добрый,жать, здесь и др.

Производная основа – мотивированная, а значит, всегда может быть объяснена посредством какого-либо родственного слова: хлебный – «относящийся к хлебу», горец – «житель гор» и др., следовательно, она членима и состоит из двух словообразовательных элементов: основы, от которой образована, и словообразовательного аффикса.

Также существуют основы членимые, но непроизводные, так называемые связанные основы, например, привыкнуть, отвыкнуть, в которых есть общая часть – вык-, никогда не выступающая самостоятельно и не имеющая индивидуального лексического значения, – связанный корень.

В ходе исторического развития языка слова могут изменять свою морфемную структуру, что обусловлено процессами опрощения, переразложения и усложнения.

Опрощение – процесс, при котором аффиксы утрачивают свое значение и основа, ранее производная и членимая, становится равной корню, непроизводной и нечленимой: мешок_ - * меш-ок_, порошок_ - * порош-ок _, обруч_ – *об-руч_ и др.

Переразложение – процесс, при котором перемещаются границы членимости, границы между морфемами, исключая корень, например: * снеж-ин-к-а, слово образовано от снежина «маленькая снежина» + суффикс -к-; в современном русском языке – снеж-инка образовано от снег + -инк-; * друж-еств-енн-ый – образовано от друж-еств-о + енн-, сейчас друж-ественн-ый – друг + суффикс - ественн-.

Усложнение – процесс, при котором основа, ранее нечленимая и непроизводная, становится членимой и производной; чаще всего происходит в заимствованных словах, например, слова агитация, апробация, адаптация заимствовались как непроизводные, но в современном русском языке на базе этих слов были образованы глаголы, вследствие чего основа слов стала членимой на корень и суффикс, например, адапт-ац[j-а] - адапт-ирова-ть.

Эти процессы, приводящие к изменению в составе слова, способствуют развитию языка. В результате опрощения и переразложения морфемная система языка обогащается новыми корневыми и аффиксальными исконно русским морфемами. Процесс усложнения пополняет русскую морфемную систему иноязычными аффиксами.

При выполнении как морфемного, так и словообразовательного анализа слова необходимо знать о четырех видах взаимоприспособлений основы и словообразовательных аффиксов:

1) Чередование: друг – дружище, пеший – пехота, купить – купля и др.;

2) Наложение морфем в случае совпадения конечных звуков производящей основы и начальных звуков словообразовательных аффиксов: Свердловск + -ск- = свердловский, где – ск - как часть корня, так и суффикс;

3) Усечение производящей основы. Наблюдается усечение:

• глагольной основы: выписать – выписка;

• основы существительного: куница – куний, палец – беспалый;

• основы прилагательного: узкий – узость, русский – обрусеть и др.;

4) Интерфиксация: на стыке производящей основы и аффикса или на стыке двух корней может включаться добавочный структурный компонент, выполняющий строительную функцию, но не имеющий значения: Ср.: Иваново – Иванов-ец и Метрострой – метростроевец.

Разные виды этих явлений могут совмещаться в одном производном слове.

2.

В современном языкознании словообразование (или деривация от лат. Derivatio «отведение») – это, во-первых, самостоятельный раздел науки о языке, во-вторых, процесс образования нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.

Словообразование следует отличать от этимологии, т. к. этимология рассматривает историю слова, историю его образования, происхождения, тогда как словообразование изучает современное состояние словообразовательных процессов, например, слово мешок с точки зрения словообразования непроизводное, а с точки зрения этимологии – производное со значением «сумка из меха» и образовано от полной основы существительного мех путем прибавления суффикса –ок-.

Словообразование изучает образование новых слов, этот процесс нельзя путать с образованием форм слов: например, яблоко – яблока (форма Р.п., ед. ч.) и яблок (форма Р.п., мн. ч.) - это изменение форм (формообразование), яблоко – яблочный «относящийся к яблоку» - это словообразование, т.к. яблочный - новое слово.

Словообразование связано с морфемикой, т. к. для образования слов используются существующие в языке морфемы; и с лексикой и лексикологией, т. к. словообразовательное значение входит в лексическое значение слова, уточняя его.

В словообразовании рассматриваются только производные слова, которые от чего-то произведены.

Поэтому важным понятие словообразования являются: производящаяоснова, которая составляет первый компонент словообразовательной структуры, и словообразовательный аффикс.

Производящая основа может быть представлена:

1) полной основой слова, например: слово водитель образовано от полной основы глагола води-ть (- ть - – формообразующий суффикс в основу не входит);

2) усеченной основой слова, например: слово разбег образовано от усеченной основы глагола разбега-ть-ся, в которой усекается глагольный суффикс –а- и постфикс –ся;

3) полным словом, например: слово написать образовано от всего полного слова писать путем прибавления префикса на-;

4) несколькими основами и словами, как полными, так и усеченными, например: слово кофеварка образовано путем соединения всего слова кофе с усеченной основой глагола варить и одновременным прибавлением суффикса -к- интерфикса -е-.

Производящая основа в свою очередь может быть производной и непроизводной, например, слово моряк образовано от производящей основы первого типа – полной основы существительного мор-е, которая непроизводна, а для образования слова горняк словообразовательной базой послужила производящая основа первого типа прилагательного горн-ый, производная, т. к., в свою очередь она образована от словообразовательной базы полной основы существительного гора.

Совообразовательный(ые) аффикс(ы), - это то, с помощью чего образовано новое слово (в другой терминологии – словообразовательный формант),

Одновременно словообразовательным формантом не могут быть одноименные аффиксы, например, одновременно не могут присоединиться две приставки. Словообразовательный формант одновременно может включать только разноименные аффиксы, например, приставку и суффикс: при-гор-ок.

С точки зрения словообразовательных отношений все слова выстраиваются в группы и в словообразовательные пары, например: роза - розочка, гора - пригорок; слова хлебец и хлебница, розочка и розовый. Пара слов пригорок и горняк словообразовательных пар не составляют, т. к. не мотивируют друг друга, однако они являются родственными, так входят в словообразовательное гнездо, в которое входят все однокоренные слова.

Родственные слова в гнезде располагаются не хаотично, а в соответствии с определенными формально-смысловыми отношениями, например, слова с одной корневой морфемой гор-: гора, горка, пригорок, горный, горняк, горняцкий,по-горняцки, плоскогорье, горища, горец, горянка, гористый, гористость, взгорье, межгорье, нагорный, подгорный, предгорный, горообразование, гороподобный, высокогорный, косогор, косогористый – выстраиваются по горизонтали в ряды с отношениями последовательной мотивации, так называемые словообразовательные цепочки. Словообразовательная цепь – это ряд последовательно расположенных словообразовательных пар.

Производные слова объединяются в определенные словообразовательные типы, под которыми понимаются формально-семантические схемы построения производных слов определенных лексико-семантических разрядов. Слова, относящиеся к одному словообразовательному типу, образуются от основ одной и той же части речи, с помощью одного и того же словообразовательного форманта и имеют одинаковое словообразовательное значение, например: слова рыбак и моряк относятся к одному и тому же словообразовательному типу, а моряк и горняк – к разным, т. к. в роли производящих основ выступают полная основа существительного – мор-е и полная основа прилагательного – горн-ый.

Словообразовательные типы, в свою очередь, объединяются в самую крупную единицу – словообразовательный способ.

Под способом словообразования преимущественно понимается образование новых слов на базе имеющихся в языке морфем, т. е. морфологический способ, в котором различают: аффиксальный (образование путем соединения производящих основ и словообразовательных аффиксов); безаффиксный, сложение основ и аббривиация.

Морфологические способы

· Аффиксальные:

1) префиксальный: ходить − выходить;

2) суффиксальный: дом − домик;

3) суффиксально-префиксальный: бегать − набегаться;

4) безаффиксный: чёрный – чернь; бегать – бег;

5) постфиксальный: забыть-забыться

6) и др., например, суффиксально-постфиксальный; суффиксально-префиксально-постфиксальный.

· Сложение основ

2) чистое сложение: серо-зелёный;

3) сложно-суффиксальный: правдолюб;

4) сращение: соединение наречия и прилагательного / при-

частия – труднопроходимый;

5) Сложение основ: бело-розовый, газопровод;

· Аббревиация: АлтГПУ; ООН.

· Безаффиксный способ: бегать à бег

Неморфологические способы

1. Лексико-семантический способ – переосмысление прежних значений слов. Это приобретение одним словом разных значений или образование новых слов путем распада на омонимы.

Например:

титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;

титан — большой металлический бак для кипячения воды;

титан — твердый металл.

2. Лексико-синтаксический – сращение двух или более слов в одно.

Например: умалишённый (лишённый ума); спасибо (спаси бог); вечнозелёный.

2. Морфолого-синтаксический – переход слов из одного грамматического класса в другой.

Например: передняя, столовая, гостиная – переход прилагательного в существительное.

Способы словообразования неодинаково продуктивны при образовании

различных частей речи. Так, способ суффиксации наиболее продуктивен у имен существительных, менее – у прилагательных, у качественных наречий и наименее – у глаголов. А способ префиксации является самым активным у глаголов, менее – у существительных, еще менее – у прилагательных и самым неактивным – у наречий.

https://russkiiyazyk.ru/slovoobrazovanie/sposoby-slovoobrazovaniia.html

Словообразовательный тип – формально-семантическая схема построения производного слова определенной части речи, отвлёченная от их конкретного значения.

Например:

Словообразовательный тип существительного

 Женский род из мужского: учитель – учительница; купец –

купчиха;

 Название детёнышей из названия взрослого: слон – слонёнок; волк – волчонок;

 Собирательность / единичность: зверь – зверьё, вороньё;

солома – соломина; снег – снежинка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: