ШРИЛА ПРАБХУПАДА О ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: КРИШНА ПРЕМА




Индира-сакхи Деви Даси

Цель образования тесно связана с тем, что воспринимается как конечная цель жизни. Шрила Прабхупада заметил, что цель современной цивилизации - просто улучшить уровень жизни, предаваясь изысканному удовлетворению чувств.

«Все заинтересованы в том, как заработать деньги или как удовлетворить чувства. Это - современная цивилизация. Здесь идёт соревнование в получении чувственных наслаждений. Я удовлетворяю свои чувства одним способом, а все остальные пытаются подражать мне или конкурировать со мной, хотя они ненавидят меня. Вот что происходит. Все стараются быть господином всего, что видят. Это конкуренция. Почему я хочу стать господином всего, что вижу? Потому что я хочу в наибольшей степени удовлетворить мои чувства». (Лекция, Бомбей, 18 марта 1972 г.)

«Как правило, домохозяева в современной цивилизации просто пытаются накопить деньги, увеличить банковский счёт и сделать общество, дружбу и любовь целью и объектом жизни, и у них нет другого занятия». (Лекция по ШБ 5.5.2, Лондон, 17 сентября 1969 г.)

Следовательно, система образования также направлена на достижение этих целей, что в конечном итоге убивает дух исследования (атхато брахма-джигьяса), присущий человеку.

«Вся система образования направлена на удовлетворение чувств, и если образованный человек задумается об этом, он увидит, как дети этого возраста намеренно отправляются на бойню так называемого образования». (ШБ 1.1.22, комментарий)

«К сожалению, люди, хотя и имеют тела людей, начинают вести себя хуже животных. Это - вина современного образования. Современные педагоги не знают цели человеческой жизни; они просто озабочены тем, как развивать экономическое благосостояние своих стран или человеческого общества». (ЧЧ Ади-лила 9.42, комментарий)

Однако, согласно ведическим писаниям, целью жизни является обретение любви к Богу, или Кришна-премы.

«Когда человек поглощен временным, обусловленным существованием, он жаждет чувственных наслаждений и освобождения. Однако вечной природой души является любовь к Богу; эта любовь неизменна и не имеет ни начала, ни конца. Поэтому ни преходящие чувственные наслаждения, ни освобождение не могут сравниться с трансцендентной любовью к Богу. Любовь к Богу — пятая и высочайшая цель человеческой жизни». (Учение Шри Чайтаньи, глава 19)

Итак, Прабхупада объясняет, что настоящее образование – такое образование, целью которого является пробудить эту Божественную любовь в сердце, и так привести человека к духовному идеалу возвращения домой, домой к Богу.

«Родившись в человеческом теле, мы получаем возможность возродить свои вечные отношения с Богом, и именно этой цели должно служить образование. Именно в этом заключается совершенство человеческой жизни и совершенство получаемых человеком знаний». (Ш.Б. 7.6.2, комментарий)

«Человеческая жизнь - это возможность понять, кто мы есть, и какова цель нашей жизни. Цель жизни – это возвращение назад домой, домой к Богу. Мы – частицы Бога. Так или иначе, мы находимся в этом материальном существовании. Так что цель – снова вернуться к нашей духовной жизни, нашем духовному бытию, где нет борьбы за существование; блаженная, счастливая жизнь. Потому что на самом деле мы хотим счастья, блаженной жизни. Это невозможно в материальном мире. Это есть в духовном мире. Это – цель. Так что каждому человеку должен быть дан шанс. Это – настоящее образование». (Ответы на вопросы из журнала “Бхаван”, июнь 28, 1976 г.)

«Как если бы вы поступили в университет. Вы хотите получить более престижную работу, вы не идёте в университет, чтоб после его окончания быть лифтером. Вы идёте в университет, чтобы повысить свой уровень жизни, иметь более высокий уровень жизни. Так что настоящее образование, подобным же образом, в том, что вы можете иметь более высокий уровень существования в своей следующей жизни. Я не иду в университет, чтобы просто жить, как животное, и получить тело животного в моей следующей жизни. Напротив, настоящее образование в том, как мы можем подняться с человеческого существования к более высокому существованию, или духовному, вечному существованию. Таким образом, цель науки «Бхагавад-гиты» – только это, “ джанма карма ча дивьям эвам йо ветти таттватах ''. (БГ 4.9) Если вы действительно понимаете Бога, тогда ''тьяктва дехам пунар джанма наити'' (БГ 4.9) – вы никогда не родитесь снова в этом материальном мире, но вернётесь в духовный мир, называемый на санскрите''Вайкунтха''. Вайкунтха означает духовный мир, место, где нет повторения рождения и смерти». (Частный разговор с ректором, профессором Оливье и профессорами Дурбанского университета, Вествилль, 8 октября 1975 г.)

Шрила Прабхупада подчеркнул, что при этом процессе образования усвоение изученного и его практика в жизни человека более важны, чем просто получение теоретического знания.

“Просвещенный человек к любой женщине, кроме своей жены, относится как к матери, чужое добро для него — все равно что уличный мусор, и обращается с другими, как обращался бы с самим собой. Это определение просвещенного человека, данное Чанакьей Пандитом. Это должно стать стандартом образования. Просвещенность не сводится к наличию ученых степеней и званий, она прежде всего проявляется в том, что человек строит свою жизнь в соответствии с приобретенными знаниями.” (ШБ 4.16.17, комментарий)

Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы все, насколько можем, действовали как проповедники и учителя: как члены Джи Би Си, направляя преданных в своей зоне, как лидеры общин, проповедуя членам своей группы, или как мать, обучающая своего ребёнка. По существу, важно держать в уме цель образования, когда мы учимся сами, или передаём знание тем, кто ищет нашего руководства. Это сделает наше служение более эффективным и даст результаты, которые удовлетворят Гуру и Гаурангу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: