Методика изучения мотивов учебной деятельности (А.А. Реан, В.А. Якунин)




Изучение мотивации учебно-профессиональной деятельности педагогов

Цель занятия: изучить мотивацию учебно-профессиональной деятельности.

Основные задачи:

1. знакомство с диагностическими методиками по изучению мотивации учебно-профессиональной деятельности;

2. формирование навыков работы с диагностическими методиками;

3. формирование навыков анализа полученных диагностических результатов.

Диагностические методики

1. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.Реана).

2.Методика изучения мотивов учебной деятельности (А.А. Реан, В.А. Якунин).

3.Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой.

 

Ход занятия

При подготовке к лабораторной работе:

1. Ознакомиться с диагностическими материалами и инструкцией к ним.

2. Составить словарь основных понятий, встречающихся в лабораторной работе.

В ходе проведения лабораторной работы:

3. Провести самодиагностику мотивации учебно-профессиональной деятельности, результаты которой занести в тетрадь для практических занятий.

4. Представить полученные результаты исследования мотивации учебно-профессиональной деятельности в виде графиков и диаграмм.

5. Сформулировать выводы по полученным данным и предложения по саморазвитию мотивации учебно-профессиональной деятельности.

6. Составить сводную таблицу первичных результатов исследования и проанализировать полученные данные по мотивации учебно-профессиональной деятельности группы в целом.

1.Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.Реана) [1]

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально- педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Напомним, что о внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Инструкция: Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале.: 1-в очень незначительной мере; 2-в незначителъной мере; 3-в небольшой, но и не в маленькой мере; 4-в большой мере; 5-в очень большой мере.

1. Денежный заработок

2. Стремление к продвижению по работе

3. Стремление избежать критики со стороны руководителей или коллег

4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других

6. Удовлетворение от самого процесса и результата труда

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (BПM) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6+ оценка пункта 7) /2

ВПМ = (оценка пункта 1+ оценка пункта 2 + оценка пункта 5) / 3

ВОМ = (оценка пункта 3+ оценка пункта 4) /2

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ, ВОМ. К наилучшим мотивационным комплексам относятся следующие два типа сочетаний: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип: ВОМ>ВПМ>ВМ.

Между этими типами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности мотивационные комплексы.

 

Методика изучения мотивов учебной деятельности (А.А. Реан, В.А. Якунин)

Цель: изучение мотивов учебной деятельности студентов.

Инструкция: «Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для Вас. Обведите порядковый номер значимых мотивов».

1. Стать квалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать предметы учебного цикла.

9. Не отставать от однокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером сокурсникам.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка и интерпретация результатов. Для каждого студента провести качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. Составить и проанализировать сводную таблицу первичных результатов исследования мотивов учебной деятельности студентов. По всей группе определить частоту выбора того или иного мотива.

 

3.Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) [2]

Инструкция: Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Текст опросника

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

3. Хочу стать специалистом.

4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере

будущей профессиональной деятельности.

5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

6. Чтобы не отставать от друзей.

7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.

10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.

17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

18. Просто нравится учиться.

19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.

24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.

25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.

26. Стать высококвалифицированным специалистом.

27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.

28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.

29. Быть на хорошем счету у преподавателей.

30. Добиться одобрения родителей и окружающих.

31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.

32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.

33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.

34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: