Методы и средства развития быстроты




Различают пять основных методов развития быстроты:

) Методы строгорегламентированного упражнения:

а) повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течении которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.), интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. - 5 мин., в зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена). Разновидности повторного метода при развитии быстроты по Озолину Н. Г.

б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях. При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 сек.) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

) Сопряженный метод. Например, метание утяжеленного копья, диска, прыжок в длину с утяжеленным поясом, бег с манжетами.

) Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.

) Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

) Соревновательный метод. Применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Важнейшей задачей тренировки быстроты является преодоление достигнутого спортсменом предела, названного «скоростным барьером».

На протяжении ряда лет тренировки, особенно у юных спортсменов, уровень быстроты движений должен повышаться. Однако наблюдаются многочисленные случаи стабилизации этого качества на достигнутом уровне, что, видимо, происходит в результате отсутствия в процессе тренировки новых, более высоких требований к организму спортсмена, к его физическим и волевым качествам. Продолжительное применение одних и тех же средств, методов и нагрузок становится привычным, не вызывает дальнейшего роста функциональных возможностей организма, в том числе и проявления быстроты. К этому ведет и прекращение совершенствования техники движений. В результате возникают условия, чрезвычайно закрепляющие навык на верхней границе его подвижности. Максимально быстрые движения становятся однотипными и выполняются в одном и том же темпе и ритме. Особенно это относится к циклическим движениям.

Вследствие многих повторений одного и того же действия с максимальной быстротой создается привычность движений, автоматизация их, основанная на образовании и закреплении определенной системы нервных процессов, прежде всего головного мозга. Это стабилизирует быстроту отталкивания, рывка, частоту движений спринтера, препятствует росту скорости даже тогда, когда уровень развития физических и волевых качеств повышается. Так создается «скоростной барьер», приостанавливающий прогресс в спортивных результатах. Чтобы перейти на новый, более высокий уровень быстроты, нужны более сильные средства, которые бы вызвали и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей у спортсмена, в результате чего он мог бы выполнять автоматизированные движения со скоростью, превышающей предельную. Однако этому должна предшествовать специальная физическая подготовка, направленная на укрепление мускулатуры, улучшение ее эластичности и подвижности в суставах, повышение выносливости применительно к требованиям избранного вида спорта. Такая подготовка создает специальный фундамент для выполнения более быстрых движений и большого числа их повторений.

Особый интерес представляет вопрос о «переносе» качества быстроты с одного движения на другое. Положительный «перенос» качества быстроты с одного движения на другое возможен лишь при сходстве их структуры (кинематической и динамической) и психологической установки. Развитие быстроты посредством тренировки в спринте помогает быстрее бежать футболисту, теннисисту, баскетболисту, потому что в движениях бега этих спортсменов есть один и тот же двигательный навык. Известно также, что тренировка в спринте помогает убыстрить движения и конькобежцу, хотя в движениях нет полного сходства. Нет сходства в структуре движений также между бегом на короткие дистанции и прыжком в высоту или метанием. Однако положительный «перенос» есть. Он объясняется сходством структуры решающего движения максимально быстрого распрямления ноги в момент отталкивания в спринте, прыжках, в беге на коньках и лыжах, в заключительной фазе метания.

Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же относится и к упражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обусловлена степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с ликвидацией кислородного долга. Тренировочную работу для развития быстроты следует заканчивать, как только субъективные ощущения спортсмена или показания секундомера скажут об уменьшении установленной или максимальной быстроты.

Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражнений должен обеспечить готовность повторить ту же работу, не снижая быстроты. При длительных интервалах отдыха быстрота движений снижается. Видимо, это объясняется изменением состояния центральной нервной системы, уменьшением возбудимости нервных клеток коры головного мозга, а также снижением температуры тела, повышающейся во время разминки и предыдущей работы. Продолжительность отдыха зависит от вида упражнений, состояния спортсмена, его подготовленности, условий тренировки. Обычно интервал отдыха определяется субъективно по моменту готовности к выполнению упражнения.

Упражнения, требующие значительной быстроты при интенсивности, не достигающей предельной, выполнять лучше чаще. Нагрузка в любом занятии должна быть такой, чтобы к следующему занятию спортсмен полностью отдохнул.

Для развития быстроты в арсенале средств подготовки прыгуна могут быть использованы почти все беговые упражнения и методика их применения. Исключения лишь составляют упражнения для совершенствования старта и стартового разбега.

Из методов, применяемых для развития быстроты, заслуживают внимания упражнения, в которых создаются условия, облегчающие выполнение движений. С этой целью эффективен бег под уклон, при попутном ветре, с помогающим тяговым усилием и др. Общая суть метода - научить прыгуна переключаться с привычного ритма разбега на более быстрый. (Портнов В. П. 1979г.)

Скоростно-силовая подготовка легкоатлета может обеспечивать развитие быстроты и силы в самом широком диапазоне их сочетаний. Она включает 3 основных направления, деление на которые носит условный характер и принято для простоты изложения, четкости и точности в применении упражнений.

. При скоростном направлении в подготовке решается задача повышать абсолютную скорость выполнения основного упражнения (бег, прыжок, метание) или отдельных его элементов, а так же их сочетаний - стартовый разгон, ускорение, разбег, отталкивание.

Необходимо облегчать условия осуществления этих упражнений: выполнять выбегание с низкого старта и ускорение с сокращением длины шагов, выполнять все это в повышенном темпе. Делать ускорение, разбег, многоскоки под гору (1 - 5 градусов) или по ветру. Отталкиваться с возвышения 2 - 10 см.; использовать специальные тренажеры с передней тягой и блок, облегчающие вес тела на 10-15 %.

Движения надо выполнять максимально быстро, чередуя заданную скорость со скоростью 95 - 100 % от максимальной.

При непрерывном повторении упражнений, быстроту лучше повышать до максимальной скорости постепенно.

. При скоростно-силовом направлении, в подготовке решается задача увеличить силу мышц и быстроту движений, то есть их мощность. Здесь могут применяться небольшие отягощения в виде пояса, жилета, манжетов в беге, прыжках и многоскоках с разного разбега. Упражнения выполняются максимально быстро и с заданной скоростью в этих условиях достигается наибольшая мощность движений и сохраняется их полная амплитуда.

. При силовом направлении в подготовке решается задача развить силу мышц, участвующих при выполнении основного упражнения. Вес отягощения или сопротивления составляет от 80% до максимального, а характер и темп выполнения упражнения - от 60% до максимально быстрого.

Специальные упражнения для развития скоростно-силовых качеств в сочетании с формированием навыков, необходимых для спринтеров и прыгунов:

в различных исходных положениях движения руками и ногами как при беге; то же, с небольшим отягощением в руках (гантели) и др.

смена положения ног в выпаде, лежа на скамейке, гимнастическом коне, матах; также можно выполнять смену ног и в положении стоя, при этом одна нога на барьере, а другая на полу, и выполнять смену ног или сведение бедер в положении выпада.

с сопротивлением резины (или партнера) в разных положениях - вынесение и опускание ноги.

бег со сменой усилий и темпа: 6 - 10 шагов активного бега чередовать с 6 - 10 беговыми шагами бега по инерции на отрезках 80 - 120 метров и более.

Для совершенствования техники низкого старта, а так же умения разгоняться в разбеге при прыжках помогут такие упражнения:

бег со старта в гору, 6 - 10 беговых шагов с выбеганием на горизонтальную часть дорожки

выбегание с низкого старта, прыжок в длину из колодок, имитация бега, ходьба, высоко поднимая бедро по дорожке и тоже самое в гору и по ступенькам

максимально быстрые движения руками и ногами в упоре о стенку или барьер, тоже, но в положении лежа, с подъемом туловища и ног

бег со старта с сопротивлением партнера или бег в «упряжке»

беговые упражнения с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, все выполнять с продвижением вперед и на стопе

многоскоки с разбега в 2 - 6 беговых шагов, скачки на одной ноге, то же по ступенькам вверх и вниз, прыжки на обеих и на одной ноге с отягощением.

Для развития скоростно-силовых качеств и повышения мощности отталкивания эффективны следующие упражнения:

прыжки с помощью партнера, упругие покачивания с отягощением на спине и на плечах (штанга, партнер)

выпрыгивания на предметы как на одну ногу, так и на две, с разбега и с места

прыжки с доставанием различных предметов коленом, плечом, головой, перепрыгивание через предметы (через барьеры разной высоты и разным расстоянием между ними)

спрыгивание с предметов разной высоты (25 - 60 см.) с места и с разбега (по скамейке или коробу) на одну ногу с последующим отталкиванием вверх или вперед

подъемы на стопе с отягощением

выпрыгивания вверх с отягощением (с гирей, штангой)

прыжки на обеих и на одной ноге на месте и в движении по горизонтальной и наклонной дорожкам вверх и в низ

 

Заключение

 

После рассмотрения определенного набора литературы, я раскрыл основные средства и методы развития скоростных способностей у прыгунов - легкоатлетов. Выяснил, что:

. Быстрота - это возможность человека, обеспечивающая ему выполнение двигательного действия в максимально короткий промежуток времени. Скоростные возможности прыгунов, специализирующихся в горизонтальных прыжках, проявляются в умении набрать высокий уровень скорости на последних шагах разбега. Чем выше эта скорость, тем больше при прочих равных условиях предпосылка показа высокого результата на соревнованиях. Рассмотрел виды скоростных способностей, таких как: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Их принято считать элементарными видами (формами) проявления скоростных способностей. К скоростным способностям относят так же быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Это комплексные виды скоростных способностей. Все это дает нам представление о ведущем качестве легкоатлетов.

. К методам развития быстроты можно отнести пять основных: методы строгорегламентированного упражнения (повторный метод, метод вариативного упражнения), сопряженный метод, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный метод.

При всем многообразии упражнений, представленных нам различными авторами, по мере их воздействия на спортсмена их можно разделить на три направления: скоростные, скоростно - силовые, силовые. Каждое, из которых решает свою задачу.

. Развитие скоростных и скоростно - силовых качеств целесообразно развивать у детей среднего и старшего школьного возраста, согласно исследованиям Фарфеля В.С. и Гончарова Н.Н. Они отмечали, что наибольшие изменения этих качеств происходит у детей в возрасте 11 - 15 лет.

В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростных качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста показателей быстроты, и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств и показателей, оказывающих влияние на развитие этих качеств. Н.H. Гончаровым впервые приведены данные, характеризующие уровень развития скоростных способностей детей разного возраста. Автор наблюдал резкое возрастание этого уровня в 12-15 лет. Согласно исследованиям, осуществленным В.С. Фарфелем, развитие быстроты начинается с 8 лет и продолжается до 14-15 лет. С.И. Филатовым (1966) отмечены изменения уровня развития скоростных способностей у школьников в возрасте от 7 до 17 лет.

Развитие быстроты следует развивать именно в возрасте от 13-14 до 17 лет, т. к. в этом возрасте наблюдается развитие и силовых способностей. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно.

Литература

1. Бутенко В.И., «О путях развития быстроты», ж. ТипФК. 1968г.№4.

2. Бубэ Х., Тесты в спортивной практике / Бубэ Х., Фэк Г., Штюблер Х., Трогш Ф. - М.: Физкультура и спорт, 1968г. - 240 стр.

3. Валик Б.В., Легкая атлетика для юношей, М. Фис. 1969г.

4. Волков Л.В., Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев: Здоровье, 1984г. - 180 стр.

5. Донской Д.Д., Движение спортсмена, М. Фис. 1965г.

6. Ильин Е.П., Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1983г. - 223стр.

7. Карасев А.В., Энциклопедия физической подготовки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: