А. Исследование зрительного гнозиса




1) Неврологическое обследование движений глаз и фиксации взора.

2) Цветовой и предметный гнозис:

а) подбор по образцу и называние цветов (4 цвета);

б) подбор по образцу геометрических фигур (24 фигуры);

в) узнавание реальных объектов;

г) узнавание реалистических изображений (10 изображений);

д) узнавание контурных изображений (5 изображений);

е) узнавание перечеркнутых изображений (5 изображений);

ж) узнавание фигур Попельрейтера (3 фигуры);

з) узнавание "зашумленных" крапом изображений (2 набора из 5 фотографий с уровнем шума 0,35 и 0,25);

и) узнавание недорисованных контурных изображений (5 изображений).

Для исключения грубых нарушений восприятия цвета и формы ребенку предъявляется лист картона с изображением разных по цвету, величине и форме (круги, квадраты, треугольники) геометрических фигур.

Инструкция: "Покажи все красные (зеленые, синие, желтые) фигуры... А теперь покажи все квадраты (треугольники, круги)". При затруднениях дается другая инструкция: "Покажи только такие фигуры (указывается квадрат, круг и т. п.)", или: "Покажи все мячи (круги)" или: "Покажи все фигуры вот такого цвета" (указывается фигура одного из цветов).

Затем ребенку поочередно предлагается 10 карточек (детского лото) с реалистическими изображениями знакомых предметов. Инструкция: "Назови, что здесь нарисовано". Если ответы были правильными, предъявляются контурные изображения предметов, в том числе недорисованные, "зашумленные" крапом, наложенные друг на друга (рисунки Попельрейтера).

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно и самостоятельно.

4 балла – правильно узнает и называет предметы, но при рассмотрении "зашумленных", наложенных друг на друга изображений сам прибегает к вспомогательным приемам: обводит контуры пальцами, комментирует свои действия.

3 балла – самостоятельно справляется только с более легкими вариантами заданий (2а – 2д), прибегает к вспомогательным приемам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности (2е – 2и) делает ошибки. 2 балла – задания 2е – 2и выполняются с ошибками даже после организующей помощи экспериментатора.

1 балл – не справляется ни с какими заданиями.

3) Буквенный и цифровой гнозис. Узнавание букв и цифр в разных шрифтах и в зеркальном изображении. Оценка в баллах не производится.

4) Симультанный и сукцессивный гнозис

а) Понимание смысла сюжетных картинок.

б) Понимание сюжета последовательных картинок.

В задании 46 предъявляются поочередно 2 серии неразрезанных последовательных картинок (детские рисунки Радлова). Затем предъявляются поочередно 2 серии разрезанных на фрагменты последовательных картинок, данные в случайном порядке. Ребенок должен понять сюжет каждой серии и разложить картинки в соответствующей последовательности.

Оценка в баллах не производится, отмечается только характер затруднений: непонимание сюжета, импульсивность действий, отказы, эффективность подсказки.

Б. Исследование слухового гнозиса.

1) Различение ритмических последовательностей. Ритмы задаются по следующей схеме: II; III; НИ; II...;..II;...И. Инструкция: "Послушай и скажи, сколько раз стучу", "Сколько сильных ударов и сколько слабых?".

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно и самостоятельно.

4 балла – правильные ответы только при замедленном предъявлении задания.

3 балла – правильные ответы удаются только после специальной помощи: ребенку предлагается воспроизвести (простучать, пропеть) заданный ритм.

2 балла – правильные ответы единичны, несмотря на помощь экспериментатора.

1 балл – все ответы неправильные.

2) Узнавание и воспроизведение мелодии известной песни. В баллах не оценивается.

В. Исследование сомато-сенсорного гнозиса.

1) Проба на локализацию прикосновения: одного, двух (на одной руке, на двух руках, на лице).

2) Перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами.

Г. Исследование движений и действий.

1) Анализ элементарных компонентов движений: их силы, точности, быстроты и координированности. Выполнение простых инструкций: "Сожми мою руку", "Пройдись по комнате", "Попрыгай на одной ноге". Определение ведущей руки (выявление левшества).

2) Выявление синкинезий (пробы Заззо). Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом (создается игровая ситуация). Затем экспериментатор поочередно прикасается к каждому пальцу ребенка кроме IV-гo (движения которого и у здоровых детей в опыте сопровождаются синкинезиями), говоря: "Подними только этот палец!" На контурном изображении помечается непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двухсторонние (на обеих руках).

Оценка результатов:

5 баллов – задания выполняются без синкинезий. 4 балла – односторонние синкинезий в части заданий. 3 балла – односторонние синкинезий при выполнении каждого задания.

2 балла – перекрестные синкинезий. 1 балл – двухсторонние синкинезий.

3) Оптико-кинестетическая организация движений – пробы на "праксис позы": сложение по подражанию I и II пальцев в кольцо; вытягивание II и III пальцев (либо II и V, I и II и т. п.). В качестве помощи вводится игровое предъявление задания: поза "II–V" – "Сделай "козу рогатую"; поза " II–III" – "Сделай "зайчика"; поза "I–II" – "Сделай "кольцо" и посмотри через него на меня".

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно без помощи экспериментатора.

4 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе.

3 балла – задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезий.

2 балла – выполнить задания удается только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой руки, удерживает их при возникновении синкинезий).

1 балл – задания не выполняются,

4) Зрительно-пространственная организация движения (пробы Хэда). Предварительно выявляется, усвоено ли ребенком понятие "левой" и "правой" руки. Затем экспериментатор садится напротив ребенка и предлагает воспроизвести положение своей руки. Инструкция: "Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку. Понял? Повтори: "Когда я подниму правую руку, ты...?" При отсутствии понятий "левой" и "правой" руки, инструкция другая: "Когда я подниму ту руку, которой пишу, ты тоже поднимешь свою руку, которой ты пишешь, а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь свою другую руку".

При эхопраксиях для исключения влияния зрительных образов то же задание предлагается выполнить по словесной инструкции: "Подними правую руку!". "Возьми правой рукой левое ухо" и т. д.

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно (в предложенном темпе);

4 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла – правильно выполняется 5–7 заданий, после чего возникают эхопраксии (явления истощения), ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

2 балда – эхопраксии возникают при выполнении первого задания и удерживаются при выполнении последующих; ошибки замечаются самостоятельно;

1 балл – стойкие эхопраксии, ошибки самостоятельно не замечаются.

5) Динамическая организация двигательного акта.

а) "перебор пальцами" – ребенку предлагается поочередно прикоснуться большим пальцем к II, III, IV, V пальцу этой же руки. Такая серия движений должна производиться одновременно обеими руками. Задание следует выполнять сначала в медленном темпе (2–3 серии движений за 5 сек.), а потом в максимально быстром темпе (5–7 серий движений за 5 сек.). При затруднениях вводится игровой компонент и речевые команды: "Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем – раз, два, три, четыре" или "Ты – командир, а твои пальчики – солдаты, командуй: раз, два, три, четыре...".

Оценка результатов:

5 баллов – задание выполняется правильно, в заданном темпе;

4 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

3 балла – вначале задание выполняется правильно, затем возникает дезавтоматизация движений (явление истощения);

2 балла – при выполнении задания нарушается формула движения (явления персевераторности на истощение);

1 балл – задание не выполняется; формула движения не усваивается.

б) Реципрокная координация движений (проба Озерецкого).

Одновременное и поочередное сжимание и разжимание пальцев рук. Вначале экспериментатор показывает, как следует производить движения руками. Если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: "Положи обе руки на стол вот так. Одну руку сожми в кулак, а другая пусть пока лежит ладошкой на столе. Теперь – наоборот – вот так. Продолжай движения вместе со мной".

Оценка результатов:

5 балл – задание выполняется правильно, в предложенном темпе;

4 балла – задание выполняется правильно, автоматизирование, но в медленном темпе;

3 балла – вначале задание выполняется правильно, но вскоре возникает дезавтоматизация движения (явления истощения);

2 балла – с самого начала выполнения задания движения не автоматизируются, выраженные явления дискоординации приводят к распаду формулы движения;

1 балл – задания не выполняются из-за выраженной персевераторности движений.

в) "Асимметрические" постукивание.

Задание выполняется по зрительному образцу и состоит из 2 частей. 1 часть: поочередное постукивание 2 раза одной рукой, затем один раз – другой (условное обозначение серии 2–1). Ребенок должен по подражанию плавно и последовательно в умеренном темпе воспроизвести 5 таких серий.

2 часть задания состоит в переключении с одной серии движений на другую, противоположную: 2–1 (5 раз) – 1–2 (5 раз). При затруднении используется игровая организация действия, речевой просчет ударов.

Оценка результатов:

5 баллов – обе части задания выполняются правильно в предложенном темпе;

4 балла – обе части задания выполняются правильно, но в замедленном темпе, автоматизированный характер движений сохраняется;

3 балла – обе части задания выполняются медленно, при этом автоматизированный характер движений утрачивается на истощение;

2 балла – выполняется только 1 часть задания, движения дезавтоматизированы; переключение на 2 часть задания не удается;

1 балл – беспорядочные удары одной или двумя руками.

г) Графические пробы.

Ребенок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев: "цепочки", "заборчика". •

Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале – по наглядному образцу, а затем – по речевой инструкции ("Рисуй и подсказывай себе: башня – крыша – башня – крыша").

Оценка результатов:

5 баллов – задание выполняется правильно, самостоятельно;

4 балла – задание выполняется правильно, но в конце графического ряда происходит замедление движения, отрыв карандаша от бумаги;

3 балла – при выполнения задания сохраняется топологическая схема, но нарушается плавность движения, появляются микро- и макрографии;

2 балла – в конце графического ряда утрачивается топологическая схема движения;

1 балл – с самого начала выполнения задания топологическая схема движения не усваивается.

6) Слухо-моторная координация.

Выстукивание различных по сложности ритмических групп, с чередованием слабых и сильных ударов (простые группы:......;.........; с акцентами: --... –...;...–...–). Ребенок не должен видеть рук экспериментатора (например, руки закрываются листом бумаги). Дается инструкция: "Постучи вот так". Игровой вариант инструкции: "Ты – барабанщик. Ну-ка, постучи, как я". При затруднениях вводится речевой просчет: "Ударяй и приговаривай: раз, два – тук, тук, тук... и т.д.).

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно, в заданном темпе;

4 балла – задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла – вначале ритмическая структура воспроизводится правильно, но вскоре возникает дезавтоматиза-ция движений (явления истощения);

2 балла – с самого начала выполнения задания движения не автоматизируются, на истощении возникают персеверации;

1 балл – задания не выполняются из-за выраженной персевераторности движений.

7) Конструктивный праксис.

а) Рисование без образца: "домик", "ромашка", "елочка", "человечек".

б) Складывание разрезных картинок: "матрешка" (из 2-х фрагментов); "корова" (из 3-х фрагментов); "петух" (из 4-х фрагментов).

Задания 7-а и 7-6 в баллах не оцениваются.

в) Складывание из палочек по образцам пространственно организованных структур: копирование простое (экспериментатор сидит рядом), копирование с "перешифровкой", как бы с мысленным перевертыванием на 180°, (экспериментатор и ребенок сидят напротив друг друга); задание выполняется после предварительного обучения.

Оценка результатов:

5 баллов– задание выполняется правильно;

4 балла – простое копирование выполняется правильно, копирование с "перешифровкой" сопровождается длительным поиском;

3 балла – простое копирование удается, при "перешифровки", часто возникает зеркальность изображения;

2 балла – простое копирование удается не сразу, копирование с "перешифровкой" не удается;

1 балл – не удается даже простое копирование.

Трудности в пространственной ориентировке можно выявить также с помощью заданий, требующих сравнения правильного и "зеркального" написания букв и цифр (В, Р, Я, К, 4, 6, 9).

г) Решение конструктивных задач (методика Кооса, двухцветный вариант, 10 заданий).

Инструкция: "Вот кубики, они раскрашены по-разному. В какой цвет окрашена эта сторона? Правильно, в красный. А эта? Правильно в синий... На карточках нарисованы узоры, попробуй сложить их из кубиков". Сначала на простых задачах (№№1,2,3) проверяется, правильно ли ребенок понял инструкцию, различает ли цвета, как воспроизводит простые ("расчлененные") структуры. Затем предлагаются задачи в виде "нерасчлененных" моделей (№№ 4–10).

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно, самостоятельно;

4 балла – задания выполняются правильно, но замедленно;

3 балла – кубики для выполнения задания выбираются

правильно, но возникают затруднения в их расположении, задание выполняется при незначительной организующей помощи;

2 балла – ребенок затрудняется в пространственном расположении кубиков, принцип действия не усваивается, необходима массивная помощь (например, на рисунок накладывается сетка, расчленяющая узор на четыре части);

1 балл – ребенок не может усвоить принцип действия даже при массивной помощи.

8) Выполнение двигательных программ.

а) Приведенный выше анализ воспроизведения графических и ритмических структур позволяет судить не только о состоянии двигательного компонента, но и о способности ребенка усвоить, удержать и воспроизвести многозвеньевую структуру графического и ритмического рядов. Бесконтрольное повторение одного и того же звена, упрощение структуры с утратой одного из компонентов ряда свидетельствуют о нарушении регуляции произвольного действия, а именно – программирования и контроля (оценки в баллах – 2 и 1).

б) Условные и двигательные реакции:

– реакция выбора. В правую руку дается зеленый флажок, в левую – красный. Инструкция: "Когда я стукну по столу 1 раз – ты поднимешь красный флажок. Когда 2 раза – зеленый. Понял? Повтори!"

– конфликтная реакция. Инструкция: "Я покажу тебе палец, а ты мне – кулак... и наоборот" Вначале сигналы предъявляются поочередно (палец–кулак–палец–кулак и т. д.), затем порядок нарушается. Это позволяет увидеть, способен ли ребенок преодолеть выработанный стереотип и подчинить свои действия инструкции.

Оценка результатов:

5 баллов – задания выполняются правильно, в предложенном темпе;

4 баллов – задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла – вначале задания выполняются правильно, но затем появляются эхопраксии; ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

2 балла – эхопраксии наблюдаются с самого начала выполнения задания; ошибки замечаются и исправляются только в части заданий;

1 балл – ребенок не способен подчинить свои действия инструкции, своих ошибок не замечает.

Д. Исследование речевых функций и слухо-речевой памяти. 1) Экспрессивная речь. (Кинестетические и кинетические основы речевого акта).

а) оральный праксис: праксис губ (вытянуть губы "трубочкой", показать зубы); языка (высунуть, убрать, сместить); щек (надуть, втянуть); лицевой мускулатуры (поднять и нахмурить брови); переключение одной оральной позы на другую; условные оральные движения (просвистеть, пощелкать языком и т. д.).

б) повторная речь: повторение отдельных звуков (а,о,и,у,б,д,к,х,с,л,); парных фонем: дизъюнктивных (б-н, к-с, м-р), коррелирующих (г-к, к-г, р-д, л-р); слов ("дом", "окно", "полковник", "половник", "кооператив", "кораблекрушение").

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно; 4 балла – затруднения возникаю только при произношении слов со сложной слоговой структурой, причем их повторные проговаривания удаются правильно; в заданиях на переключение с одной оральной позы на другую наблюдается излишнее напряжение мышц языка, губ, лица;

3 балла – правильное произношение слов со сложной слоговой структурой не удается даже при неоднократном их повторении; при переключении с одной оральной позы на другую возникают гиперкинезы, синкинезии мышц лица;

2 балла – произношение слов со сложной слоговой структурой не удается, вызывают затруднения задания на повторении парных фонем; переключение с одной оральной позы на другую не удается; 1 балл – к затруднениям, перечисленным выше присоединяются следующие: искаженное произношение артикулем, предъявленных изолированно; трудности воспроизведения оральных поз, предъявленных изолированно.

2) Фонематический слух.

а) Пробы на повторение парных фонем (см. Д,1-б), а.также серий из трех звуков и простых слогов: "а-о-у-", "у-а-и", "б-р-к", "б-п-б-", "п-б-п-", "д-т-д", "би-ба-бо", "ба-би-бо", и т. д.

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно;

4 баллов – при повторении серий из 3 звуков и простых слогов отмечается лишь единичные ошибки, остальные задания выполняются правильно;

3 балла – большинство заданий на повторение серий из 3 звуков и простых слогов выполняются с ошибками, остальные задания выполняются правильно;

2 баяла – кроме ошибочного выполнения задания на повторение серий из трех звуков и простых слогов, отмечаются трудности при повторении парных фонем; различение изолированных фонем доступно;

1 балл – к характеру ошибок, перечисленных выше, добавляются затруднения при различении изолированных фонем.

б) Качественный фонематический анализ. Инструкция: "Подними руку, если в слове есть звук "с".

1 ряд предъявлений: "Стол, забор, лошадь, ремешок, лось, троллейбус".

2 ряд предъявлений: "Пуговица, циферблат, ресница, мороз, весна, электростанция".

Оценка результатов: дается отдельно по каждому ряду предъявлений:

5 баллов – все задания выполняются правильно; 4 балла – ошибок нет, но в ответах отмечается замедленность, неуверенность;

3 балла – ошибки в 1–2 словах;

2 балла – ошибки в 3–4 словах;

1 балл – ошибки в 5–6 словах.

3)Импрессивнаяречь.

а) Называние реальных предметов, частей тела, изображений предметов на картине (детское лото);

б) понимание ситуативной речи (задания 3-а и 3-б в баллах не оцениваются);

в) понимание логико-грамматических конструкций: флективных ("Покажи ключом карандаш", "Покажи карандаш ключом" – инвертированный вариант инструкции), сравнительных ("Катя светлее Тани. Кто светлее?"; "Оля выше Кати, но ниже Лены. Как их поставить по росту? Кого первой, кого второй, кого третьей?"), предложных ("Нарисуй крест под кружком", "Круг под крестом", "Как правильно сказать: завтрак перед обедом или обед перед завтраком?"; "Послушай и скажи, что я сделал сначала, а что потом – я позавтракал после того, как прочел газету"); выражений со страдательным залогом ("Колю ударил Петя. Кто драчун?").

Оценка результатов: 5 баллов – все задания выполняются правильно;

4 балла – ошибки в понимании трудных конструкций (инвертированном варианте флективных и сравнительных), которые преодолеваются при повторном самостоятельном проговаривании инструкции;

3 балла – понимание трудных конструкций недоступно,

даже после повторных проговаривании; остальные задания выполняются правильно;

2 балла – трудные задания недоступны; более легкие задания выполняются только после повторных самостоятельных проговаривании;

1 балл – все задания выполняются неправильно, повторное проговаривание инструкции не эффектно.

4) Спонтанная развернутая речь.

Пересказ короткого рассказа, составление рассказа по сюжетной картинке.

Оценка результатов:

5 баллов – высказывание носит развернутый характер, словарный запас соответствует возрасту ребенка;

4 балла – развернутое высказывание характеризуется ограниченностью словарного запаса; наблюдаются единичные аграмматизмы;

3 балла – кроме бедности словарного запаса и аграмматизмов отмечаются нестойкие литеральные парафазии, амнезия слов;

2 балла – признаки, характерные для балла "3", сочетаются со стойкими литеральными парафазиями, амнезией слов с вербальными заменами;

1 балл – пересказ самостоятельно не удается, необходима помощь в виде наводящих вопросов; кроме всех признаков, характеризующих балл "2", наблюдаются эхолалии и персеверации.

5) Слухо-речевая память. Повторение серии слов, предложений, рассказов: а) серия из 3–4 слов или цифр;

6) 2 пары слов, предъявленные последовательно, разделенные паузой 10 сек.

В этих двух заданиях может быть применен прием, позволяющий обнаружить влияние интерференции: ребенка просят назвать его домашний адрес или посчитать, а затем снова повторить только что заученное;

в) 2 предложения, состоящие из 3-х слов ("Мальчик погладил собаку", "Девочка пьет чай");

г) 2 распространенных предложения ("В саду за высоким забором росли яблони и груши", "На опушке леса охотник убил волка");

д) короткие рассказы ("Муравей и голубка", "Ворона и голуби").

Задания 5-а – 5-д в баллах не оцениваются

е) заучивание 10 слов при десятикратном предъявлении.

Оценка результатов:

5 баллов – непосредственное воспроизведение 10 слов, отсроченное воспроизведение – не менее 8 слов;

4 балла – в результате заучивания ребенок воспроизводит не менее 8 слов, при этом по мере повторения, число воспроизводимых слов постепенно увеличивается; отсроченное воспроизведение не менее 6 слов;

3 балла – в процессе заучивания воспроизводится не более 6–7 слов, отмечается неравномерность в процессе воспроизведения; единичные включения близких по смыслу слов; отсроченное воспроизведение не более 6 слов;

2 балла – в результате заучивания ребенок воспроизводит не более 6 слов, отмечается неравномерность, тенденция к уменьшению, отсроченное воспроизведение – не более 5 слов;

1 балл – непосредственное воспроизведение менее 5 слов, отсроченное – единичные слова.

Е. Исследование школьных навыков.

Оценка состояния навыков чтения, письма, счета, решения арифметических задач производится с учетом ступени обучения, данных педагогической характеристики, анализа школьных тетрадей после знакомства с материалом, пройденным ребенком в классе незадолго до нейропсихологического эксперимента.

1) Н а в ы к и чтения исследуются при выполнении следующих заданий: а) чтение букв (простых и стилизованных); б) чтение простых слов ("дом", "лето", "окно", "дерево"); в) чтение сложных и редко встречающихся слов ("подставка", "мельница", "подоконник", "куколка", "пространство"); г) чтение коротких отрывков (тексты из учебника).

Оценки результатов:

5 баллов – навык соответствует ступени обучения; 4 балла – чтение текста с легкой дезавтоматизацией, обусловленной затруднениями при чтении слов со сложной слоговой структурой; ошибки исправляются самостоятельно, смысл прочитанного понимается;

3 балла – дезавтоматизация чтения, обусловленное не только трудностями чтения слов со сложной слоговой структурой, но и трудностями перехода на следующую строку; при чтении сложных слов наблюдаются литеральные паралексии, понимание смысла прочитанного фрагментарно, ошибки исправляются самостоятельно;

2 балла – чтение послоговое, побуквенное, с литеральными и вербальными паралексиями ("угадывающее");

ошибки самостоятельно не замечаются, смысл прочитанного не понимается;

1 балл – затруднено чтение изолированных слов; нередко неразличение букв, сходных по начертанию. 2) Навыки письма исследуются в заданиях на списывание и письмо под диктовку: а) печатных букв; б) слов: простых (дом., окно, стол), с оппозиционными фонемами (дочка – точка, забор – собор – запор), с оппозиционными артикулемами (стол – слон – стон), со стечением согласных букв (портной, отсрочить), сложных слов (кораблекрушение, землетрясение); в) коротких фраз.

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполнены без ошибок;

4 балла – ошибки в виде пропусков и перестановок букв только при написании слов со сложной слоговой структурой, остальные задания выполняются правильно;

3 балла – кроме ошибок, описанных в балле "4", наблюдаются нестойкие трудности при написании слов с оппозиционными фонемами и артикулемами (нестойкие параграфии);

2 балла – стойкие параграфии при написании слов с оппозиционными фонемами и артикулемами;

1 балл – неправильное написание простых слов и изолированных букв.

3)Счет (Часть заданий подобрана из методических рекомендаций А. А. Харитонова "Подготовка к обучению математике", 1978.).

а) Называние чисел натурального ряда в простом и обратном порядке (от 1 до 10 и наоборот от 10 до 1; от 3 до 9 и наоборот от 9 до 3 и т. д.);

б) понимание количественного и порядкового значения числа. ("Возьми четыре палочки", "Возьми такое же количество палочек", "Возьми вторую палочку" и т. д.);

в) счет предметов (счетных палочек) от заданного числа, путем просчитывания либо отсчитывания по одному с ответом на вопрос "Сколько стало?" без дополнительного просчитывания;

г) сравнение равных и неравных по численности множеств. ("В двух коробочках лежат счетные палочки. Сколько палочек в этой коробочке?... А сколько в другой? Одинаково? Где больше? На сколько?").

При затруднениях палочки обеих групп раскладываются в два ряда, вопросы повторяются;

д) разложение заданного числа на меньшие ("5 это 2 и 3", "4 это 2 и 2", "4 это 3 и 1);

е) представление о длине (величине). Предлагаются разноцветные палочки разной длины. "Возьми две палочки одинаковой длины", "Возьми две палочки разной длины... Какие длиннее? "Какую палочку нужно приставить к желтой, чтобы она стала такой же длины, как красная?");

ж) чтение и написание простых цифр;

з) выполнение счетных операций (устно и письменно): "простых" 2 + 3= 5 + 2- 9-3=; "сложных" 11-2-15 + 7- 12-8-

Задания могут быть уменьшены либо усложнены в зависимости от ступени обучения.

Оценка результатов:

5 баллов – все задания выполняются правильно;

4 балла – представление о составе числа сформировании, ребенок владеет арифметическими действиями, ошибки в сложных заданиях (чаще устном счете) из-за нестойкости внимания;

3 балла – ошибки в простых счетных операциях при устном счете; ошибки в сложных заданиях даже при опоре на запись;

2 балла – выполнение заданий лишь на предметно-практическом уровне, ошибки при чтении и письме цифр;

- 1 балл – затруднения в заданиях и на предметно-практическом уровне, несформированность представлений о составе числа и числовом ряде.

4) Решение задач. Предлагались следующие задания:

1. Задача на нахождение суммы и остатка. Образец: "Было 10 яблок. Съели 5. Сколько осталось?" "Петя вырезал 5 кружков, Ира – 4. Сколько кружков вырезали оба?".

2. Задача на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц с прямой формулировкой условия. Образец: "На полке 3 книги, а на столе на 2 книги больше. Сколько

(Использованы методические рекомендации Г. М. Капустной "Обучение решению некоторых видов простых задач".)

книг на столе?". "Длина ручки 12 см. Карандаш на 2 см короче ручки. Какой длины карандаш?.

3. Задача на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц с косвенной формулировкой условия. Образец: "В корзине 15 подосиновиков, их на 5 больше, чем белых грибов. Сколько белых грибов?". "Высота дома 7 метров, это на 2 метра меньше, чем высота дерева. Какой высоты дерево?".

4. Составление самим испытуемым арифметической задачи. Образцы: "Вставь числа в условие задачи", "Поставь вопрос к задаче", "Составь задачу с данным количеством предметов", "Составь задачу на сложение" и т. п.

5. Задача-шутка. Образец: "Миша и Саша ловили бабочек. Миша поймал больше. Сколько всего бабочек они поймали?"

5 баллов – навык соответствует ступени обучения.

4 балла – ошибки лишь из-за нестойкости внимания и импульсивности.

3 балла – трудности усвоения грамматической формулировки условия задачи, особенно задач с косвенной формулировкой условия.

2 балла – трудности ориентации в структуре задачи, выборе арифметического действия и записи решения.

1 балл – непонимание общего смыслового плана задачи.

Настоящая модификация нейропсихопатического исследования предназначена для диагностики характера и степени дефицитарности гнозиса, праксиса, речи, памяти с целью выявления причин, обуславливающих трудности при усвоении элементарных школьных навыков у детей младшего школьного возраста с явлениями резидуальной органической церебральной недостаточности.

Результаты такого исследования могут быть использованы для планирования нейропсихологически обоснованных, дифференцированных приемов психолого-педагогических коррекционных воздействий.

Предлагаемая методика может быть также использована для сравнительного анализа характеристик высших психических функций, как на различных возрастных ступенях психического развития, так и на отдельных этапах психолого-педагогических и лечебных мероприятий. Данные подобных динамических наблюдений могут служить основанием для выводов об эффективности примененных психолого-педагогических и медицинских воздействий, а также прогнозирования возможностей психического развития аномального ребенка в условиях специального обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: