Направленности дополнительного образования




Постараемся выделить основ­ные типологические характеристи­ки направленности дополнительно­го образования – как области реа­лизации содержания дополнитель­ного образования; или модель на­правленности дополнительного об­разования.

Итак, направленность – пред­метно-тематическая или типодеятельностная область, в рамках кото­рой реализуется содержание допол­нительного образования в реальной практике работы учреждения допол­нительного образования; историчес­ки сложившаяся предметно-темати­ческая или типодеятельностная об­ласть образовательных запросов определенный социальной группы детей и их семей за пределами го­сударственных образовательных программ общего образования.

Направленность реализуется оп­ределенным сообществом, сложив­шемся на целевой основе обуче­ния и воспитания детей, из педаго­гов и специалистов в соответствую­щей области (науки, спорта, искус­ства и др.). Эти сообщества владе­ют технологиями сетевого взаимо­действия, включая специалистов из разных учреждений дополнительно­го образования (например, предста­вители натуралистического движе­ния, авиамоделизма и др.).

Нередко при классификации программ дополнительного образо­вания возникают сложности к отне­сению той или иной программы к определенной направленности. С нашей точки зрения здесь нужно прежде всего руководствоваться принадлежностью педагога, реали­зующего программу определенно­му сообществу.

Еще раз вспомним, как вводи­лось понятие направленности: был проанализирован весь спектр сло­жившихся в дополнительном об­разовании предметно-тематиче­ских направлений и выделены те, которые претендуют на модельность (имеют общие типологиче­ские черты, поддерживают одни традиции). Их еще можно обозна­чить как школы в широком смыс­ле. Им как раз и был присвоен ста­тус направленностей. Педагог, про­шедший школу определенной на­правленности и вошедший в ее сообщество, затем всегда будет воспроизводить свойственные ей черты образовательного процесса и пропагандировать соответствую­щие традиции.

Состав востребованных направ­ленностей зависит от запросов об­щества, государственной политики, моды, интересов конкретных семей и т. д. Поэтому состав направленно­стей динамичен, одни входят в мо­ду и пользуются спросом, иногда -поддержкой государства, другие постепенно отмирают.

Проблемой является то, что кад­ровый, материальный и методический потенциал в государственных учреждениях дополнительного образования детей накапливается в традиционных направленностях, которые со временем становятся менее востребованными (например, естественнонаучная, научно-техническая), а в наиболее востребован­ных в данный момент (например, социально-экономическая) не могут обеспечить образование, соответ­ствующее современным требовани­ям. В этих условиях обеспечивают удовлетворение спроса в этих обла­стях более мобильные коммерчес­кие структуры. В результате создается ситуация иллюзии невостребованно­сти дополнительного образования.

Конкретизация модели для каж­дой направленности задает содер­жание этой направленности и фик­сируется в программах дополни­тельного образования (ПДО). В качестве гипотезы предложим следующие элементы описания направленности (разработаны в МГДЦ(Ю)Т совместно с М. С. Але­шиной, Ы. В. Кленовой, В. Е. Соболе­вым):

1. Предметно-тематическая об­ласть, ограниченная определенны­ми рамками (предметное содержа­ние, его характер и уровень, соот­ветствие и отличия от базовых об­разовательных программ основно­го общего или профессионально­го образования в соответствующей области). Предметное содержание подразделяется на:

инвариантное (базовое)

ЗУНы, базовые навыки, общие для всех ПДО данной направленности;

специальное – уникальное для каждой из ПДО данной направ­ленности, определяемое разви­вающим потенциалом, профес­сиональной ориентацией и спе­циализацией, технологически­ми и методическими решения­ми и др.

2. Приоритетные образователь­ные цели, характерные для каждой направленности (преимуществен­ная ориентация на задачи обучения, воспитания, профессиональной ори­ентации, развития личности, ком­пенсирующего обучения и др.). Эти цели определяются в соответствии со спецификой, например:

физкультурно-спортивная – укрепление здоровья, физическое совершенствование;

естественнонаучная – углуб­ленное изучение определенной научной области;

эколого-биологическая – экологическое воспи­тание, углубленное изучение эко­логических систем и т. д.

3. Приоритетные образователь­ные технологии и методики рабо­ты (репродуктивные, проектные, исследовательские, творческие и др.). Определяются в соответ­ствии со спецификой направленно­сти. Например:

естественнонаучная – репродуктивная лекционно-семинарская, исследовательская;

физкультурно-спортивная – подготовки к соревнованиям и т. д.

Необходимо отметить, что практически во всех ПДО на ста­дии освоения предметно-темати­ческого содержания направленно­сти применяется репродуктивная технология.

4. Специфика критериев оцен­ки результативности (развитие мо­тивации, специальных навыков, структура достижений – методика их фиксации). В разных направлен­ностях результативность может оце­ниваться исходя из:

результатов экзаменов и зачетов;

результатов участия в соревно­ваниях, конкурсах, олимпиадах; участия в зачетном мероприя­тии (например, туристский по­ход) и др.

5. Принципы взаимодействия с соответствующей профессиональ­ной областью, что задает включенность учебных групп в соответству­ющую культурно-профессиональную традицию. Например, для художе­ственно-эстетической направленно­сти это может быть сотрудничество с профессиональным театром, для естественнонаучной – с исследова­тельским институтом и т. д.

Объединяющей рамкой для всех ПДО одной направленности может служить организационно-методологическая программа дан­ной направленности, которая раз­ворачивает обобщенную модель в условиях конкретной направлен­ности, определяет общие для всех ПДО цели, задачи, функции, фор­мы образовательной деятельности и итоговой аттестации, инвариант­ное содержание. Такие программы определяют лицо учреждения до­полнительного образования и спе­цифику реализации в нем направленностей. В МГДД(Ю)Т для есте­ственнонаучной направленности разрабатывается организационно-методологическая программа «Я и Земля». Далее мы будем комментировать понятие направ­ленности именно на примере естественнонаучной направленно­сти, реализуемой в МГДД(Ю)Т.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: