Детский возраст в свете антропологии




Детский возраст — от рождения до 7 лет.

Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период внутриутробного развития, в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,— от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) — от 3 до 7 лет; 5) младший школьный — от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) — от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая желтуха и альбуминурия, физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной асептики в уходе за ребенком такого возраста (см. Новорожденный).

Грудной возраст. Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и пищеварения. Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2—5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. Грудной ребёнок).

Полная зависимость ребенка от матери(взрослого)

Родители удовлетворяют все его потребности. Если ребенок будет без матери или мать будет осуществлять ненадлежащий уход, развитие ребенка будет затормаживаться.

Все развитие ребенка определяется качеством материнской заботы (вовремя поел, поспал, поговорили, поагукали, поугукали) Задача ввести его в этот мир. Эмоциональное общение с матерью, если носим,гладим, разговариваем, согреваем теплом ему хорошо, у него развивается доверие к миру, мне хорошо, мир хороший у меня положительные эмоции, мама рядом -жизнь удалась.

Мать должна быть рядом, если матери нет рядом ребенок лишен эмоционального общения, депривация, опасность нарушения развития псих процессов.

рождение ребенка сопровождается кризисом новорожденности..Кризис новорожденности связан с резкой сменой формы существования ребенка он переходит от полного слияния с матерью, в другую, некую чуждую для него среду и получает мощный стресс. Он должен сам дышать легкими, ничем не защищен, на него обрушивается масса воздействий и изменяется форма существования ребенка.

Раннее детство возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается речь. В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте заболеваемость острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной иммунизации ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения. Ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому). Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый.

Ранний возраст является сенситивным для развития речи. До трех лет ребенок овладевает речевым дыханием, его словарный запас расширяется, он использует распространенные предложения (5-6 слов), что свидетельствует об освоении основ синтаксиса, проявляет активность в речевом общении со взрослыми и детьми, овладевает экспрессивно-мимическими действиями (улыбка и контакт глаз, движения, позы, прикосновения и т.п.). Для восприятия порядка – обучение порядку в окружающей среде, в отношении людей к предметам, во времени или режиму, а также в поведении взрослых по отношению к ребенку;

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Дошкольное детство – это период первичного овладения ребенком общественным пространством человеческих отношений. Для дошкольника этот процесс осуществляется через общение с близкими и с ребятами других возрастов. Условия жизни в дошкольном возрасте существенно видоизменяются и границы жизнедеятельности детей, особенно в старшем дошкольном возрасте, стремительно расширяются. Ребенок-дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. В этом возрасте постепенно изменяется место ребенка в системе социальных отношений, развивается его способность к идентификации с людьми.

Игра – первый и основной вид деятельности. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам.

Новообразованием являются комплексы готовности к школьному обучению:

- коммуникативная готовность (заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам);

- когнитивная готовность (имеется в виду уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения);

- уровень эмоционального развития (ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами);

- технологическая оснащенность (имеется в виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе);

- личностная готовность (проявляется в самоактуализации).

Сензитивный период развития образного познания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения; развития социальных навыков.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: