Диктант с комментированием.




Диктую слова из "Словаря" один ученик комментирует его написание, все записывают.

Творческий диктант.

1) Замените развернутое определение одним словом.

Например: а) Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь).

б) Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал)

2) Показываю детям картинку, например с изображением лисицы, медведя. Даю задание: Расскажите об этих животных. Составьте и запишите 2-3 предложения с этим словом.

3) На доске пишу предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".

а) Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.

б) Лисица, … - это звери, а …, … - это птицы.

в) Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а …, … - это инструменты.

1. При знакомстве с новым словом работу организую так:

1) чтение слова с доски или с карточки;

2) обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением;

3) проговаривание слова вслух;

4) письмо в тетрадях;

5) разбор по составу;

6) подбор родственных слов;

7) составление с этим словом словосочетания или предложения (устно или письменно).

2. Словарную работу сочетаю с минуткой чистописания. При написании строчных букв пишу словарные слова начинающиеся с этой буквы. Например: м …(молоток) и т.п.

3. К доске вызываю 2-3 учеников. Они и весь класс пишут слова под диктовку учителя. После окончания работы к доске выходят 2-3 "учителя" и проверяют работу учеников.

4. Подбираю слова, в которых надо вставить одинаковую букву (а, о, е). Вставьте одну букву.

 

5. Группирую слова по темам "одежда", "мебель", "звери", "птицы". Говорю дети: Сегодня мы будем писать слова из темы "Звери". Можно это задание выполнять так:

1) Диктую слова, ученики их записывают или

2) вспоминают слова самостоятельно и записывают, или

3) называют слова вслух и записывают;

4) вывешиваю слова – карточки с закрытой безударной гласной по теме, дети записывают слова и вставляют нужную букву;

5) аналогично организуется работа с карточками – картинками.

6. Группирую по буквам. Например: Сегодня мы будем писать слова начинающиеся на букву "К". Работу можно провести так:

1) найдите слова на эту букву в словаре, запишите их;

2) вспомните и запишите словарные слова начинающиеся с этой буквы;

3) можно организовать коллективную работу, дети называют слово, а потом записывают;

4) можно использовать слова – карточки. На доску вывешиваются слова в том числе начинающиеся на эту букву, с закрытой безударной гласной. Выпишите слова начинающиеся на букву "К";

5) аналогично можно организовать работу с карточками – картинками.

7. Использую перфокарты. Они позволяют проверить знания всех учащихся, при малой затрате времени.

8. Работа с кроссвордом.

1) Узнай какие слова надо вписать. Запиши словарное слово;

2) Разгадайте кроссворд "Спрятанные слова";

3) Кроссворды типа "Заполните таблицу";

4) Составь свой кроссворд предложи его товарищу.

9. При знакомстве с новыми словами использую небольшие шутливые стихи. Например: При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":

Что за ли? Что за мон?

В звуках нету смысла

Но едва шепнут лимон –

Сразу станет кисло.

При изучении слова " топор " считалку И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор
С топором пошел во двор
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор.
Поищи и ты топор.

10. Использую и такие задания.

Подберите дома:

· Загадки, отгадками к которым являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищам.

· Пословицы, в которых встречаются слова из "Словаря". Проговорите их вслух.

· Отрывки из художественных произведений в содержании которых есть слова из "Словаря".

· Названия художественных произведений которые являются словарными словами.

11. Задания типа "Ответь на вопросы":

1) Кто живет в лесу?

2) Кто следит за чистотой в классе?

3) Что дает нам корова? и т.п.

Такое задание выполняем по разному.

а) 3-4 вопроса пишу на доске, ученики записывают в тетради полные ответы.

б) Диктую вопросы, дети записывают полные ответы.

в) Диктую вопросы, дети пишут только ответы, словарные слова.

12. Задания типа "Допиши предложение".

1) Весело чирикает … (воробей)

2) В лесу живут … и … (заяц и медведь) и т. п.

Такой вид работы тоже проводим по разному.

На доске записываю 3-4 предложения, а ученики вместо точек дописывают словарные слова.

Слова для вставок пишу на доске. Диктую предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.

Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

13. Задание "Цепочка слов". Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Например: береза, автобус, сахар, рисунок, колхоз и т.д.

14. Задание. Под каждой буквой столбик слов. Называю или пишу на доске несколько букв и предлагаю детям под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Работу можно организовать так:

· Коллективно

· Самостоятельно

Перечисляю слова, дети записывают слово в нужный столбик.

Коллективно эту работу можно провести так: на доске цветок, на его лепестках словарные слова с пропущенной безударной гласной, ученик срывает лепесток, говорит слово вслух и записывает его в нужный столбик, ученики в тетради.

к м с
Капуста медведь собака

15. Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его. Предлагаю слова.

1) Зима, мороз, коньки, каток.

2) Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

16. Запишите словарные слова

1) Петя с вечера собирается в школу. Он кладет в портфель… Дети записывают. (Карандаш, пенал, тетрадь).

2) Таня пошла на огород за овощами для борща. Что она принесет? (Картофель, капусту, помидоры, морковь).

Для активизации словарной работы использую игры.

· Игра "Не подведи свой ряд". На доске записаны слова в 3 столбика. Ученики с каждого ряда встают по одному и вставляют буквы. Побеждает тот, чей ряд справится быстрее.

· Игра "Забей гол". На доске ворота, внутри них словарные слова с пропущенной безударной гласной. К доске выходят 2 команды, у каждой мячи (круг с записанной в ней гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов.

· Игра "Догадайся". Иногда словарную работу начинаю с таких слов:

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки
От слов начала откусили,
Из книжек в норку утащили.

На доске записаны слова:

… льто

… нал

… пор

· Игра "Подскажи словечко".

. е … (пенал). о … (мороз)

. е …. (ребята). о …. (колхоз)

. е …. (мебель). о ….. (воробей)

· На тему "Птицы":

. о. … (воробей)

. о... (ворона)

. е … (петух)

в … ок

г … д

д … вня

· Игра "Волшебные яблоки".

На доске написаны слова:

л. сица

м. роз

р. бята

м. шина

за.ц

Рядом яблоня на ней яблоки на некоторых из них написаны буквы (а, е, и, я, о)

Говорю детям: Это не простые яблоки, а волшебные, сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет для него подходящее слово.

· Игра "Буквы заблудились".

Помогите буквам встать на свои места. Какие слова получились?

т, р, е, т, а, ь, д (тетрадь)

м, л, о, к, о (молоко)

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Я использую следующие задания:

1) различные виды работы с орфографическим словарем:

а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов с «Опасными местами» при написании;

б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

- Болото, болотце,болотный,болотистый.

3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

Синонимы:

алмаз – бриллиант,
алфавит - азбука,
вдруг – внезапно,
весело – радостно.

Антонимы:

богатство – бедность,
быстро – медленно,
весело – грустно,
город – деревня.
5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста; Этимологические сведения:

аквариум (от лат. слова aqua “вода”)

аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)

балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)

бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)

6) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

При обучении детей правописанию я обязательно использую орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: