С законодательных и иных актов,




Служивших основанием для массовых репрессий

И посягательств на права человека

 

Существовавшая в годы тоталитарного режима практика принятия без опубликования в печати зако­нов, подзаконных актов и ведомственных директив об установлении различных видов юридической ответст­венности, организации и деятельности репрессивного аппарата являлась грубейшим нарушением норм госу­дарственной жизни и прав человека.

Учитывая законное право граждан на получение правдивой информации о творившемся произволе, необходимость преодоления его тяжелых последствий и недопущения подобного в будущем, поста­новляю:

1. Рассекретить законодательные акты, решения правительственных, партийных органов и ведомствен­ные акты, служившие основанием для применения мас­совых репрессий и посягательств на права человека, по вопросам:

организации и деятельности общих и специальных судов, внесудебных органов, а также органов внутрен­них дел и государственной безопасности в области применения мер государственного принуждения;

организации и деятельности исправительно-трудо­вых учреждений, администрации мест поселения, режи­ма отбывания различных видов наказаний;

установления уголовной и других видов юридичес­кой ответственности, применения репрессий в админи­стративном порядке (насильственного выселения из мест проживания, направления в ссылку, на спецпосе­ление и др.);

применения принудительного труда, в частности мобилизации в военизированные трудовые формиро­вания с ограничением свободы;

применения различных мер принуждения и ограни­чения прав в отношении бывших военнопленных и ин­тернированных из числа советских и иностранных гра­ждан, лиц без гражданства;

помещения лиц на принудительное лечение в психи­атрические лечебные учреждения.

2. Перечисленные в пункте 1 настоящего Указа нормативные и иные акты подлежат рассекречиванию независимо от времени их издания.

Снять с этих актов ограничения на ознакомление с ними и их публикацию.

Рассекречиванию подлежат также сведения о числе лиц, необоснованно подвергшихся наказаниям в уго­ловном и административном порядке и иным мерам государственного принуждения за политические и ре­лигиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам, протоколы заседаний внесудеб­ных органов, служебная переписка и другие матери­алы, непосредственно связанные с политическими ре­прессиями.

3. Не подлежат рассекречиванию нормативные и методические материалы по оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

4. Министерству безопасности Российской Федера­ции, Министерству внутренних дел Российской Феде­рации, Комитету по делам архивов при Правительстве Российской Федерации и другим министерствам и ве­домствам обеспечить выполнение настоящего Указа в течение 3 месяцев со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Б. ЕЛЬЦИН

Москва. Кремль

23 июня 1992 года N658

 

Часть первая

1937 — 1955 годы

 

№ 1

ПОЛОЖЕНИЕ

об Особом совещании при Народном

комиссариате внутренних дел СССР

Утверждено Политбюро ЦК ВКП(б)

8 апреля 1937 года

Приложение к п. 3 протокола ПБ № 48.

(Ед. хр. 986, оп. 3, ф. 17).

 

I. Предоставить Наркомвнуделу право в отношении лиц, признаваемых общественно опасными, ссылать на срок до 5 лет под гласный надзор в местности, список которых устанавливается НКВД, высылать на срок до 5 лет под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах СССР, заключать в исправительно-трудовые лагеря и в изоляционные помещения при лагерях на срок до 5 лет, а также высылать за пределы СССР иностранных подданных, являющихся общественно опасными.

2. Предоставлять Наркомвнуделу право в отношении лиц, подозреваемых в шпионаже, вредительстве, диверсиях и террористической деятельности, заключать в тюрьму на срок от 5 до 8 лет.

3. Для осуществления указанного в пп.1 и 2 при Народном комиссариате внутренних дел под его председательством действует Особое совещание в составе:

а) заместитель Народного комиссара внутренних дел,

б) уполномоченный НКВД по РСФСР,

в) начальник Главного управления Рабоче-крестьянской милиции,

г) народный комиссар Союзной республики, на территории которой возникло действие.

4. В заседаниях Особого совещания обязательно участвует Прокурор СССР или его заместитель, который в случае несо-гласия как с самим решением Особого совещания, так и снаправлением дела на рассмотрение Особого совещания имеет право протеста в Президиум ЦИК Союза ССР.

В этих случаях решение Особого совещания приостанавливается впредь до постановления по данному вопросу Президиума ЦИК СССР.

5. Постановление Особого совещания о ссылке и заключении в исправительно-трудовой лагерь и тюрьму каждого отдельного лица должно сопровождаться указанием причины применения этих мер, района ссылки и срока*.

В е р н о: МИШУСТИНА

247 ас.

Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (далее РЦХИДНИ), ф. 17, оп. 3, ед. хр. 986, л. 1

(копия).

*Этот документ полностью опровергает ложное утверждение заведующего Международным отделом ЦК КПСС В.М. Фалина о том, что «партия находилась с 1938 по 1949 г[од] под надзором Наркомата внутренних дел» (см.: Материалы Конституционного Суда РФ в 1992 г. М.: Спарк. 1997. Т. 4. С.233).

 


 

№ 2

Записка Л. Берии
в СНК СССР от 1 апреля 1940 года

Сов[ершенно] секретно

СССР

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1 апреля 1940 г[ода]

№ 1180/Б

г. Москва

СНК СССР

товарищу МОЛОТОВУ

Во исполнение постановления Совнаркома СССР от 2 марта 1940 года при этом представляю:

1. Проект постановления Совнаркома СССР по вопросу выселения из западных областей Украины и Белоруссии лиц, указанных в постановлении СНК СССР от 2 марта.

2. Порядок выселения этих лиц.

ПРИЛОЖЕНИЕ: по тексту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: