THE HEIGHT OF THE LEVEL OF THE ARTIST'S VIEW AS A TOOL FOR DETERMINING THE PERSPECTIVE HEIGHT OF OBJECTS AND PEOPLE IN THE PICTURE




Высота уровня взгляда художника как инструмент Определения перспективной высоты предметов и людей на картине

Анчуков Сергей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры живописи

Российский государственный педагогическийуниверситет им. А.И. Герцена

(191186, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, корпус 6, e-mail: anchukov261@yandex.ru)

Аннотация. Одинаковые по величине объекты на близком расстоянии кажутся большими, а на дальнем – маленькими. Для передачи на плоскости картины перспективных сокращений «крупных предметов вблизи и маленьких вдали» наиболее важным фактором является определение перспективной высоты изображаемых объектов. Цель: разработать комплекс теоретических и практических материалов позволяющих научить студентов художественных вузов методам определения перспективной высоты изображаемых на картинной плоскости объектов, которые в свою очередь помогают установить и ширину физических тел, а также в целом передать на плоскости изображения величину тел в перспективе. Установлено, что одним из методов определения перспективной высоты изображаемых на картине людей и других объектов является метод нахождения высоты уровня взгляда художника. Результаты: на основе анализа схем-рисунков, демонстрирующих варианты расчета перспективной высоты уровня взгляда художника, в зависимости от его положения по отношению к изображаемому на картине объекту, обоснован метод определения высоты людей и размеров других объектов, изображаемых на картинной плоскости. Научная новизна: в статье впервые разработан комплекс теоретических рекомендаций и практических наглядных пособий по использованию метода нахождения высоты уровня взгляда художника для определения перспективных размеров изображаемых на картинной плоскости физических объектов. Практическая значимость: в настоящей работе рассматриваются особенности использования этого метода в практике обучения студентов рисованию, предлагаются задания для организации самостоятельной работы обучающихся [1].

Ключевые слова: перспектива, метод нахождения высоты взгляда художника, размеры физических тел в перспективе, самостоятельная работа обучающихся, методы пространственного построения картины.

THE HEIGHT OF THE LEVEL OF THE ARTIST'S VIEW AS A TOOL FOR DETERMINING THE PERSPECTIVE HEIGHT OF OBJECTS AND PEOPLE IN THE PICTURE

© 2020

Anchukov Sergey Vasilyevich, doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of painting

Russian state pedagogical University. A. I. Herzen

(191186, Russia, St. Petersburg, Moika river embankment, building 48, building 6, e-mail: anchukov261@yandex.ru)

Abstract. Similar in size objects at close range seem large, and at a distance-small. To transfer on the plane of the picture perspective cuts "large objects near and small away" the most important factor is to determine the perspective height of the depicted objects. Purpose: to develop a set of theoretical and practical materials to teach students of art universities methods of determining the perspective height of the objects depicted on the picture plane, which in turn help to establish the width of physical bodies, as well as in General to convey the value of bodies in the perspective on the image plane. It is established that one of the methods of determining the perspective height of the people depicted in the picture and other objects is the method of finding the height of the level of the artist's gaze. Results: based on the analysis of diagrams-drawings showing the options of calculation of the prospective level of the artist, depending on its position relative to the depicted in the painting object, validated method for determining the height of people and size of other objects depicted on the picture plane. Scientific novelty: the article for the first time developed a set of theoretical recommendations and practical visual AIDS for the use of the method of finding the height of the level of the artist's gaze to determine the perspective dimensions of the physical objects depicted on the picture plane. Practical significance: this paper discusses the features of the use of this method in the practice of teaching students to draw, offers tasks for the organization of independent work of students [1].

 

Keywords: perspective, method of finding the height of the artist's gaze, the size of physical bodies in perspective, independent work of students, methods of spatial construction of the picture.

Расчет перспективной высоты уровня взгляда художника

Метод построения перспективного изображения на картинной плоскости, при котором в качестве условной величины берётся высота уровня взгляда художника для измерения на месте высоты дальних и ближних объектов, называется методом определения перспективной высоты уровня взгляда художника (сокр. выбор высоты уровня взгляда художника). Высота уровня взгляда художника – это высота поверхности (земли, пола, подиума или любого другого возвышения), на которой расположен изображаемый художником объект, находящийся перед его глазами. В процессе работы над картиной высота уровня взгляда выбирается свободно, в соответствии с требованиями выбранной композиции. Высота уровня взгляда при продумывании композиции портрета рассчитывается по стандартной высоте человека [2].

Рисунок 1. Определение перспективной высоты уровня взгляда художника

 

(См. рисунок 1) На изображении представлены примеры расчета высоты уровня взгляда художника по отношению к предметам, стоящим на земле, на возвышении, на высоком постаменте и на наклонной поверхности: рисунок 1A – человек стоит на земле, высота уровня взгляда художника равна 1,5 человеческих роста; рисунок 1B – человек стоит на возвышении, высота взгляда художника ровна ½ человеческого роста; рисунок 1C – человек стоит на высоком постаменте, в этом случае высота взгляда художника будет ровна ½ высоты человеческого роста; на рисунке 1E человек спускается по наклонной плоскости, на этом рисунке высота взгляда художника будет ровна 1,5 человеческих роста; на рисунке 1D человек поднимается вверх по наклонной плоскости, на этом примере высота взгляда художника будет ровна ½ высоты человеческого роста.

Перспективный уровень взгляда художника как инструмент измерения высоты людей и других изображаемых на картине объектов

(См. рисунок 2А) Уровень взгляда художника находится на высоте ½ человеческого роста. Изображаемые художником четыре вертикальные линии имеют ту же высоту, что и уровень зрения – ½ человеческого роста. Следовательно, на картине вершины всех четырех вертикальных прямых будут расположены на уровне линии естественного горизонта, а их нижняя часть – на разных уровнях. Самая ближайшая к нам точка A, в перспективе обозначенная A′, находится на картине ниже остальных и дальше от линии естественного горизонта, а самая дальняя точка D, обозначенная в перспективе как D′, – выше и ближе к линии естественного горизонта.

Рисунок – 2А. Нахождение перспективной высоты уровня взгляда художника

 

(См. рисунок 2В) Нарисованные на плоскости картины в перспективном сокращении верхние части четырех вертикальных прямых находятся на уровне линии естественного горизонта. Перспективная высота, изображенных на картине прямых, различна, но их реальная высота одинаковая и тождественна высоте уровня взгляда художника. Реальная высота этих вертикальных линий – ½ человеческого роста. Показанные на рисунках 1 и 2 изображения демонстрируют метод определения перспективной высоты изображаемых объектов с помощью выбора высоты уровня взгляда художника в перспективе. Можно сказать, что высота всех без исключения изображенных на рисунке вертикальных прямых, идущих от точек, взятых на предметной плоскости (на поверхности пола, земли, подиума и т.п.) до линии естественного горизонта, соответствует реальной высоте изображаемых в перспективе прямых, определенной с помощью выбора высоты уровня взгляда художника, и называется высотой уровня взгляда художника в перспективе. Она подобна линейкам разной длины, с помощью которых можно на месте измерить высоту в перспективе изображаемых объектов.

Рисунок – 2В. Высота уровня взгляда художника как инструмент измерения

 

Итак, на рисунке 2B все точки, взятые на предметной плоскости, идущие вверх до линии горизонта, образуют высоту уровня взгляда художника в перспективе.

(См. рисунок 2С) Перспективная высота уровня взгляда художника равна ½ человеческого роста, высота всех перпендикуляров, идущих вверх от точек взятых на предметной плоскости до линии естественного горизонта, тоже представляет собой высоту равную ½ человеческого роста. Использовав эту высоту как линейку, можно измерить высоту в перспективе ближних и дальних изображаемых на картине объектов. Высота стола и стульев сопоставима с ½ человеческого роста, поэтому крышку стола и спинки стульев изображаем на уровне линии горизонта. Полка стола и сиденье стульев расположены на высоте ¼ человеческого роста, и их высота равна ½ от высоты ножек стола и стульев, находящихся на уровне линии горизонта. Высота стоящего человека – это 2 высоты перпендикуляра, идущего от точки его опоры до линии горизонта. Высота дерева, равная 1,5 человеческого роста, является трехкратным увеличением высоты перпендикуляра, исходящего от корней дерева до линии естественного горизонта. Столбцы ограды рисуем в ¼ человеческого роста – это половина высоты перпендикуляра от его основания до линии естественного горизонта.

Рисунок – 2С. Высота изображаемых на картине объектов определяется с помощью метода нахождения уровня взгляда художника в перспективе

(½ человеческого роста)

 

Линия естественного горизонта как критерий измерения высоты людей и других объектов, изображаемых на картинной плоскости

Высота объектов на рисунке равна высоте уровня взгляда художника, которая в верхней части ограничена линией горизонта, поэтому последнюю можно использовать в качестве критерия для определения высоты изображаемых объектов [3, 4]. К примеру, высота уровня взгляда на рисунке находится на уровне ½ человеческого роста, который в свою очередь равен ½ высоте стоящего человека примерно в области таза (см. рисунок 2С). Поэтому, рисуя людей на разной глубине, область таза мы располагаем на линии естественного горизонта. Уровень ⅓ дерева, равного по высоте 1,5 человеческого роста, также должен располагаться на линии естественного горизонта. Если на рисунке дополнительно изобразить еще более десяти столов высотой ½ человеческого роста, то поверхности всех столов будут располагаться на линии естественного горизонта, в ином случае измерение высоты объекта можно считать ошибочным. В связи с этим линия естественного горизонта является критерием для определения высоты объектов.

Рисунок – 3А, В. Линия горизонта – критерий для измерения высоты изображаемых на картине людей

 

На рисунке 3А высота уровня зрения художника расположена на уровне ¼ человеческого роста, колени стоящего человека находятся на уровне ¼ от его роста, т.е. на линии естественного горизонта. Отсюда следует, что все стоящие фигуры такого же роста могут правильно вписываться в композицию, только если уровни высоты их коленей будут «привязаны» к линии горизонта – критерию измерения высоты роста человека. На рисунке 3B высота уровня взгляда художника равна 1,5 человеческого роста, а высота всех перпендикуляров, идущих от предметной плоскости до линии естественного горизонта, также тождественна 1,5 человеческого роста. Высота стоящего человека равна ⅔ расстояния от точки его опоры до линии горизонта, между последней и верхней точкой головы остается расстояние, равное половине человеческого роста, в связи с чем в этом месте мы видим, что от верхней точки головы каждой фигуры идет тонкая нить до линии горизонта.

Длина нити, подвешенной к линии горизонта, равна ½ человеческого роста, с точки зрения отражения перспективной высоты линии уровня взгляда художника, она создает на картине правильное изображение.

Ниже приведены примеры, использования метода нахождения уровня высоты взгляда художника, для определения высоты людей и других объектов, изображенных на картинной плоскости. Перспективный анализ работ художников А. Колвилла, А. Дайнеки, А. Кантемирова позволяет сделать вывод, что с помощью этого метода параллельно решаются и композиционные задачи.

Рисунок – 4. А. Колвилл. Пехота в Неймеген

 

Рисунок 4 демонстрирует живопись канадского художника Алекса Колвилла. На картине изображены пехотинцы идущие строем по разбитой непогодой дороге. Взгляд художника и каски на головах пехотинцев находятся на уровне линии горизонта – критерия измерения высоты изображаемых людей. Такое композиционное решение позволяет сосредоточить внимание зрителей на лицах, уставших от тяжелой дороги солдат.

Рисунок – 5. Александр Дейнека. Стахановцы 1937 год.

 

На рисунке 5 представлена живопись маслом Александра Дейнеки «Стахановцы». Высота уровня зрения художника расположена на высоте коленей идущих в первом раду людей и ровна высоты ¼ человеческого роста, поэтому колени следующих за ними групп людей также будут располагаться на уровне линии естественного горизонта. Такое композиционное решение, использование низкой линии горизонта, позволило художнику показать значимость, величие дел, свершенных стахановцами для развития Родины.

Рисунок – 6. Алексей Кантемиров. Эстафета. 1983 год

 

На рисунке 6 представлена картина Алексея Кантемирова «Эстафета». Художник располагает линию взгляда художника на уровне грудной клетки спортсменов. Высота взгляда художника расположена на высоте ⅔ человеческого роста и находится на линии горизонта. Рост женщины стоящей вдали найден с помощью определения высоты уровня взгляда художника, и ее грудная клетка тоже расположена на линии естественного горизонта. Высота ограждения ровна ½ человеческого роста, Ее высота определяется на половине расстояния от точки опоры до линии естественного горизонта.

Тема: «Определение высоты людей и размеров предметов на плоскости картины методом нахождения уровня взгляда художника» в программе учебной дисциплины «Методы пространственного построения картины» изучается на двух занятиях [5]. Первое лекционное занятие, на котором студенты знакомятся с теоретическим обоснованием предложенного метода определения уровня взгляда художник [6, 7]. На лекции преподаватель и помощью презентации, демонстрирующей предложенные выше рисунки-схемы, знакомит учащихся с методом, применяемым в практике рисования для определения разметов изображаемых на картине объектов, демонстрирует репродукции с картин художников. На втором лабораторном занятии студенты изучают особенности его применения на практике рисования.

Цель изучаемой темы: научить обучающихся использованию метода определения уровня взгляда художника, для определения перспективной высоты изображаемых на картине людей и других предметов. Для закрепления темы «Определение высоты людей и размеров предметов на плоскости картины методом нахождения уровня взгляда художника» следует дать обучающимся для самостоятельной работы домашнее задание и упражнения на повторение [1].

1. Знание и понимание теории. Следует ответить на вопросы в рабочей тетради:

1.1 Что такое высота взгляда художника?

1.2 Как определяется на картине высота взгляда художника?

1.3 Что такое высота уровня горизонта на картине?

1.4 Какие задачи решает художник, определяя на картине высоту взгляда, высоту линии горизонта?

2. Умение применять теоретические положения на практике. Следует научиться применять метод определения высоты взгляда художника в практике рисования, при определении высоты изображаемых на картине объектов. С этой целью следует:

2.1 Подобрать 4 репродукции с картин художников, где автор использует для определения размеров изображаемых объектов метод определения высоты взгляда художника.

2.2 Выполнить 4 эскиза картин с различной композицией, размер которых равен 11,5 х 8 см. На эскизах должны присутствовать люди и другие объекты. Обозначьте высоту линии взгляда художника и высоту предметов рядом с эскизами:

2.2.1композиция внутри помещения, высота взгляда художника ровна одному человеческому росту;

2.2.2 композиция вне помещения, высота взгляда художника ровна ¼ человеческого роста;

2.2.3 композиция внутри помещения, высота взгляда художника ровна ½ человеческого роста;

2.2.4 композиция вне помещения, высота взгляда художника ровна ½ человеческого роста.

Представленные в работе, содержание лекции, задания для аудиторной лабораторной и самостоятельной работы студентов по теме: «Определение высоты людей и размеров предметов на плоскости картины методом определения высоты взгляда художника» в программе учебной дисциплины: «Методы пространственного построения картины» позволит глубже освоить эту тему и отработать на практике умение применять ее в практике рисования.

Список литературы:

1. Рабочая программа дисциплины «Методы пространственного построения картины» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://herzen-documents.acrodis.ru/programs_show-program.html?pid=6286&yr=2018&lvl=1&sgroup=54

2. Анчуков С.В. Перспектива развития учебной дисциплины «Перспектива». (на русском языке) // Perspektiivin opetusaineen kehitysnakymat. (на финском языке) // Nakokulma Десять лет работы курса классического изобразительного искусства в Финляндии. – Котка: Изд-во «Painotalo Plus Digital Oy, Lahti», 2016. С. 24-32, 0,6 п.л.

3. Ивашина Г.Г Перспектива. – Учебное пособие. – СПб.: СПГХПА, 2005. – 246 с. 30,7 п.л.

4. Ивашина Г.Г Восприятие предмета и его изображений. – СПб: СПГХПА, 2008. – 160 с. 20 п.л.

5. Анчуков С.В. Перспектива. - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.М. Герцена, 2003. 54 с., 3,5 п.л.

6. Белов Н.В., Виксель А.А. Начертательная геометрия. – Ленинград. – Изд-во «Печатный двор» - 1969. 288 с. 36 п.л.

7. Бойко Н.Д. Перспектива интерьера: учебное пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2012. – 42 с. 2 п.л.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: