Сообщество, экосистема, биогоеценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы
Глава 6. Биосферный уровень (3 ч). Биосфера. Среды жизни. Приспособленность организмов к обитанию в среде. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Примеры средообразующей деятельности организмов РБ.
Раздел II. Эволюция органического мира. Глава 7. Основы учения об эволюции (8 ч). Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин и основные положения его теории. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Микроэволюция. Основные закономерности эволюции. Главные линии эволюции.
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч). Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Наименование тем | Примерная дата проведения урока | Домашнее задание |
I четверть | |||
Раздел 1. Уровни организации живой природы | |||
Биология – наука о жизни. Сущность жизни и свойства живого | §1,3 стр. 4-5; 10-13 | ||
Методы исследования в биологии | §2, стр.6-9 | ||
Молекулярный уровень: общая характеристика. | §1.1, стр.16-18 | ||
Углеводы. | §1.2, стр.18-21 | ||
Липиды. | §1.3, стр. 21-23, таблица | ||
Состав и строение белков. | §1.4, стр.23-27 | ||
Функции белков. | §1.5, стр. 27-29, таблица | ||
Нуклеиновые кислоты. | §1.6, стр. 29-32 | ||
АТФ и другие органические соединения клетки. Л.Р. №1 «Расщепление перекиси водорода» | §1.7, стр.33-35 | ||
Биологические катализаторы | §1.8, стр.35-37 | ||
Вирусы | §1.9, Подготовиться к контрольной работе | ||
Контрольная работа №1 «Молекулярный уровень организации живой природы». | |||
Основные положения клеточной теории. | §2.1, стр. 42-43 | ||
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | § 2.2, вопросы 1-4 стр.45 | ||
Ядро. | §2.3, стр. стр.46-49 | ||
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи | §2.4, стр.49-51 | ||
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Тест по теме: строение клетки. | § 2.5, стр.52-55 | ||
II четверть | |||
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Тест по теме: Строение клетки. | § 2.6, стр.56-58 | ||
Различие в строение клеток эукариот и прокариот. | §2.7, стр.58-60 | ||
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | §2.8, стр. 60-61 | ||
Энергетический обмен в клетке. | §2.9, стр. 62-64 | ||
Питание клетки | §2.10, стр. 64-65 | ||
Фотосинтез и хемосинтез. | §2.11, стр. 65-69, вопросы 3,4 стр.69 | ||
Гетеротрофы. | §2.12, стр.69-70 | ||
Синтез белков в клетке | § 2.13, стр. 70-76 | ||
Деление клетки. Митоз | § 2.14, стр. 77-81. Подготовиться к К.Р. | ||
Контрольная работа №2 «Клеточный уровень организации живой природы». | |||
Бесполое размножение организмов | §3.1, стр. 84-86, вопросы 3,4 стр.86 | ||
Половое размножение организмов. Оплодотворение. | §3.2, 3.3 стр. 87-93 | ||
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | §3.4, стр. 93-99 | ||
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | §3.5, стр.100-104 | ||
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. П.Р. №1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | §3.6, стр.105-107, вопросы 3,4 стр.107 | ||
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | §3.7, стр.107-110 | ||
III четверть | |||
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест. П.Р. №2 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». | §3.8, стр. 110-112 | ||
Взаимодействие генов | §3.9, стр. 112-114, вопросы 1-3 стр. 114 | ||
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | §3.10, стр.115-117 | ||
Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. | §3.11, стр. 117-118 | ||
Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | §3.12, стр.119-122, вопросы 1-4 стр.122 | ||
Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | §3.13, стр. 122-126 | ||
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | §3.14,стр.126-130 | ||
Контрольная работа №3 «Организменный уровень организации живого». | |||
Критерии вида. | §4.1, стр. 134-137, таблица | ||
Популяции | §4.2, вопросы 1-4, стр. 141 | ||
Биологическая классификация | §4.3, стр.141-143 | ||
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | §5.1, вопросы 1-3, стр.149 | ||
Состав и структура сообщества | §5.2, стр. 149-157 | ||
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Л.Б. № 2 «Составление схем передачи веществ и энергии». | §5.3, вопросы 1-4, стр.161 | ||
Продуктивность сообщества | §5.4, стр.161-163 | ||
Саморазвитие экосистемы. | §5.5,стр.164-170 | ||
Биосфера. Среды жизни. | §6.1, стр. 172-177 | ||
Средообразующая деятельность организмов. | §6.2, вопросы 1-3, стр.180 | ||
Круговорот веществ в биосфере | §6.3, стр.180-184 | ||
Раздел 2. Эволюция органического мира | |||
Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин. Самостоятельная работа по теме: Экосистемный и биосферный уровень. | §7.1, стр.188-193 | ||
IV четверть | |||
Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение | §7.2, §7.3, стр.193-200 | ||
Борьба за существование и естественный отбор | §7.4, стр.201-206 | ||
Формы естественного отбора | §7.5, вопросы 1,2, стр. 209 | ||
Изолирующие механизмы | §7.6, вопросы 1-3, стр.213 | ||
Видообразование | §7.7, стр. 231-217 | ||
Макроэволюция. Самостоятельная работа по теме: Эволюция. | §7.8, вопросы 1-4, стр.220 | ||
Основные закономерности эволюции. | §7.9, стр.220-225 | ||
Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотеза Опарина –Холдейна | §8.1, стр.228-232 §8.2, вопросы, стр.236 | ||
Современные гипотезы происхождения жизни | §8.3, стр.236-238 | ||
Основные этапы развития жизни на Земле | §8.4, вопросы 1-4, стр.243 | ||
Развитие жизни на Земле. | §8.5-8.8, заполнить таблицу | ||
Итоговая контрольная работа | |||
Биосфера и человек | |||
Эволюция биосферы | §8.5, стр. 243-246 | ||
Антропогенное воздействие на биосферу | §8.6, стр.247-252 | ||
Основы рационального природопользования | §8.7, 8.8, стр.252-260 |
График проведения тестов, лабораторных, практических и контрольных работ:
№ п/п | Сроки | Тема | Вид работы |
Расщепление перекиси водорода | Лабораторная работа | ||
Молекулярный уровень организации живой природы | Контрольная работа | ||
Строение клетки | Тест | ||
Клеточный уровень организации живой природы | Контрольная работа | ||
Решение генетических задач на моногибридное скрещивание | Практическая работа | ||
Решение генетических задач на дигибридное скрещивание | Практическая работа | ||
Организменный уровень организации живого | Контрольная работа | ||
Составление схем передачи веществ и энергии | Лабораторная работа | ||
Экосистемный и биосферный уровень | Самостоятельная работа | ||
Эволюция | Самостоятельная работа | ||
Итоговая контрольная работа | Контрольная работа |
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учёб, для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;
а также методических пособий для учителя:
1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;
2) Мамонтов С.Г. Биология: учебник для студентов высш. учеб. заведений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 576 с.
3) Киреева Н.М. Биология. Для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике) – Волгоград: Учитель, 2009.
4) Биология. 9 Класс: поурочные планы по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой / авт. сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2013. 271
для учащихся:
В.В.Пасечник, ГГ. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011 - 96
Информационные ресурсы:
1.Интерактивные наглядные пособия «Клетка», «Молекулярная биология», «Неклеточные формы жизни», «Эволюция», «Генетика» и другие.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
В результате изучения биологии ученик должен:
Знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Приложение к программе: