Раздел 2. Теоретические и отраслевые характеристики российского права




 

Тема 2.1. Правовые отношения в отраслях российского права

Правоотношение — это общественное отношение, урегулирован­ное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношения обладают следующими признаками:

1)являются разновидностью социальных отношений (возникают только между людьми);

2) возникают на основе норм права;

3) представляют собой форму правомерного поведения;

4) складываются из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера (реализация права одним субъектом находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствующего обязательства другим субъектом);

5) субъектами правоотношений могут быть только правосубъектные лица;

6)обеспечиваются системой государственных гарантий.

Классификация правоотношений:

1)по функциям права:

- регулятивные правоотношения – возникают в целях регулирования общественных отношений, направленных на реализацию позитивных интересов членов сообщества;

- охранительные правоотношения – возникают в целях защиты установленного правопорядка от противоправных посягательств, а также в целях реализации мер юридической ответственности в отношении правонарушителей;

2)по степени определенности субъектов:

- абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов (праву владельца на собственность корреспондирует неопределенное количество субъектов, обязанных уважать данное право и не нарушать его);

- относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - судья и т.п.);

3) по отраслям права: конституционно правовые отношения; гражданско-правовые отношения; уголовно-правовые отношения; уголовно-процессуальные отношения; административно-правовые отношения и т.д.;

4)по степени сложности:

- простые правоотношения – отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);

- сложные правоотношения – отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).

Структура правоотношения включает субъектов, объекты и содержание правоотношения.

Субъектами (участниками) правоотношений выступают как отдельные граждане, государственные, общественные и иные организации, так и само государство, его составные части. Граждане как субъекты права называются физическими лицами, организации — юридическими лицами.

Физическими лицами считаются люди, волеизъявления которых не связаны с какой-либо должностью, служебным положением или со специальным статусом. К физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства и лица с двойным гражданством.

Юридическим лицом признается организация (предприятие, учреждение), которая обладает легитимно обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, самостоятельно приобретает и осуществляет права и обязанности, от своего имени выступает в качестве истца или ответчика в суде (ст.48 Гражданского кодекса РФ). От имени юридического лица в гражданском обороте выступают его органы и должностные лица.

Государственный орган – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Признаки государственного органа: н аличие государственно-властных полномочий. Так, порядок деятельности и формирования определяется нормами права; орган наделен правом издания юридических актов, содержащих общие и индивидуальные правовые предписания; исполнение предписаний поддерживается мерами убеждения и принуждения, поощрения; государственный орган опирается на возможность выполнения своих предписаний благодаря наличию определенных материальных средств; определенная экономическая и организационная обособленность и самостоятельность; каждый орган выполняет определенные функции государства; государственные органы обладают определенными материальными средствами, которые выделяются из бюджета; физическим воплощением государственного органа выступают государственные служащие. Также в государственных органах работает вспомогательный персонал, который напрямую не связан с выполнением функций данного органа.

Компетенция означает юридически признанную возможность данного органа или должностного лица иметь и самостоятельно осуществлять определенные права, свободы, обязанности и полномочия. Юрисдикция означает такую же способность применительно к судебным органам.

Все субъекты правоотношений должны обладать правосубъектностью. Правосубъектность – это предусмотренная нормами права способность быть участником правоотношений. Правосубъектность представляет собой юридическое состояние, подразумевающее наличие двух элементов – правоспособности и дееспособности.

В теории права выделяют правосубъектность индивидуальных и коллективных субъектов. Правоспособность индивидуальных субъектов (физических лиц) – это потенциальная возможность лица обладать правами и обязанностями. Индивидуальная правоспособность характеризуется следующими признаками:

- возникает с момента рождения, а в ряде случаев и ранее этого момента (в наследственном праве предусматривается возможность составления завещания, в котором учитываются интересы не родившегося ребенка);

- прекращается с момента юридической регистрации факта смерти;

- не подлежит ограничению.

Дееспособность индивидуальных субъектов – это фактическая способность физического лица своими осознанными, волевыми действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности, а также нести определенную законом ответственность при совершении правонарушений.

В отличие от правоспособности, возникающей у индивида сразу в полном объеме, возникновение дееспособности связывается с рядом предпосылок, важнейшими из которых являются совершеннолетие, вменяемость, законопослушность.

Совершеннолетним, с точки зрения приобретения дееспособности, считается лицо, достигшее 18-летнего возраста. Лицо, не достигшее 18-летия, считается частично-дееспособным. В гражданско-правовой сфере частичная дееспособность складывается из частичной дееспособности малолетних (с 6 до 14 лет) и частичной дееспособности несовершеннолетних (с 14 до 18 лет). При этом по принципу эмансипации несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть признан полностью дееспособным, если он с согласия родителей работает по трудовому договору либо занимается частнопредпринимательской деятельностью. Кроме того, полностью дееспособным считается лицо, вступившее в юридически оформленный брак. В уголовно-правовой сфере ответственность за большинство преступлений несут лица, достигшие 16-летнего возраста, вместе с тем за совершение особо тяжких преступлений предусматривается уголовная ответственность с 14-летнего возраста.

Вменяемым считается лицо, которое по своим психическим качествам способно осознавать и контролировать свое поведение. Лицо, признанное судом не вменяемым, не может самостоятельно реализовать свои субъективные права и не подлежит ответственности за вредоносные деяния.

Законопослушным считается человек, не нарушающий требований законности. В противном случае, к человеку могут быть применены негативные меры ответственности, ограничивающие его дееспособность (лишение свободы, лишение либо ограничение субъективного права и т.д.).

Частичная дееспособность лица обусловлена причинами объективного характера – не достижение лицом возраста совершеннолетия.

Ограниченная дееспособность лица обусловлена причинами субъективного характера – противоправным поведением, а также поведением лица, не являющимся в юридическом смысле противоправным, однако, причиняющим вред окружающим. К примеру, по решению суда может быть признано ограниченно дееспособным лицо, злоупотребляющее алкогольными напитками, в том случае если в результате этого пагубного пристрастия ставятся в тяжелое материальное положение члены семьи, находящиеся в материальной зависимости от злоупотребляющего алкоголем лица.

По характеру прав и обязанностей, реализуемых субъектом правоотношения различаются общая, родовая и специальная дееспособность.

Общая дееспособность определяется общеправовым статусом человека и гражданина (равенство всех перед законом, право на судебную защиту, обязанность законопослушного поведения и т.д.).

Родовая дееспособность определяется родом деятельности субъекта (государственная служба, правоохранительная деятельность, частнопредпринимательская деятельность и т.д.).

Специальная дееспособность предполагает специфику функциональных полномочий субъекта в рамках родовой дееспособности (специальная дееспособность следователей, участковых инспекторов, сотрудников спецподразделений МВД РФ).

Правосубъектность коллективных субъектов наступает с момента их юридического признания и прекращается соответственно с юридическим признанием прекращения их существования.

Так, например, правосубъектность юридических лиц возникает с момента регистрации лица в органах юстиции. Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно и прекращаются с момента регистрации факта ликвидации лица. В том случае, если имеет место реорганизация юридического лица, правоспособность и дееспособность реорганизуемого лица передаются вновь создаваемому юридическому лицу в порядке процедуры правопреемства.

Правосубъектность социальных общностей, таких как нация, народность, государство и т.д. может наступать, например, с момента международного признания или закрепления соответствующего конституционно-правового статуса.

Объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, по поводу чего и возникает правоотношение. Субъективное право открывает перед его обладателем возможность чем-либо владеть, пользоваться и распоряжаться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других лиц. Перечисленные возможности подпадают под понятие объекта правоотношения. В качестве объектов правоотношений выступают: материальные блага (вещи, предметы, ценности); нематериальные блага (жизнь, достоинство, свобода, безопасность, право на имя); поведение, действия субъектов, услуги, результаты услуг; продукты духовного творчества; ценные бумаги, официальные документы.

Содержание правоотношения включает субъективные права, и юридические обязанности В свою очередь субъективное право предполагает наличие правомочий, правопритязания.

Субъективное право – это вид и мера возможного поведения участника правоотношения. Субъективное право предполагает, что субъект обладает определенными правомочиями. Это может быть правомочие на собственные активные действия, когда субъект самостоятельно совершает фактические и юридически значимые действия. Кроме того, это может быть правомочие требования, то есть возможность требовать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей. Наконец, можно говорить в отдельных случаях о правомочии пользования определенным социальным благом.

Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения участника правоотношения. Юридическая обязанность в содержании правоотношения всегда корреспондирует субъективному праву, обеспечивая возможность реализации правомочий обладателем субъективного права.

В структуру юридической обязанности включаются следующие компоненты: необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения; необходимость для обязанного лица отреагировать на обращенные к нему требования управомоченного, необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований.

Правоотношения не являются неизменными, они всегда связаны с окружающими их условиями, которые могут иметь юридическое значение. Жизненные обстоятельства, с которы­ми законодатель связывает возникновение, изменение или пре­кращение правовых отношений, называются юридическими фактами.

Основанием для классификации юридических фактов слу­жит волевой фактор. По этому признаку они подразделяются на два вида: действия и события. События — это факты, которые наступают независимо от воли людей (например, достижение совершеннолетия, болезнь). Так, при достижении совершеннолетия возникают правоотношения по участию гражданина в выборах президента, органов государственной власти. При заболевании человека могут возникнуть правоот­ношения, связанные с получением им пособия по временной нетрудоспособности и т. д. Сознательные действия людей чаще служат причиной возникновения или прекращения кон­кретных правоотношений по сравнению с событиями. В свою очередь, этот вид юридических фактов делится на целый ряд разновидностей. Так, с точки зрения законности, все действия людей делятся на две большие группы: правомерные действия, которые соответствуют требованиям норм права (таких дейст­вий— преобладающее большинство) и неправомерные дейст­вия — правонарушения, которые противоречат правовым нор­мам, расходятся с ними.

Неправомерные действия (или правонарушения) делят по сте­пени общественной опасности на проступки и преступления. Про­ступки, в свою очередь, делятся на гражданско-правовые, ад­министративные и дисциплинарные.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность – фактический состав.

Фактический состав – это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения правоотношения. Например, правоотношение между абитуриентом и ВУЗом возникнет только в том случае, если будет иметь место фактический состав, включающий в себя следующие юридические факты: наличие среднего образования, успешная сдача вступительных экзаменов, приказ ректора о зачислении в ВУЗ.

Наряду с юридическими фактами и фактическими составами, правоотношения могут возникать при наличии обстоятельств, которые, не являясь фактами в прямом смысле этого слова, тем не менее, могут порождать конкретные правоотношения. Это юридические презумпции и фикции.

Юридическая презумпция – обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется, прекращается правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности в уголовном процессе, презумпция виновности в гражданском процессе).

Юридическая фикция – заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка супругом, не являющимся фактическим родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным и т.д.).

 

Примерные вопросы к студентам:

1. Что такое правоотношение?

2. Назовите виды правовых отношений?

3. Каково соотношение субъективных прав и юридических обязанностей?

4. Назовите признаки юридических фактов.

 

Литература:

1. Карапетян Л.А. Правоведение. / Л.А.Карапетян, Е.И.Каширина, В.В.Кулаков, О.В.Старков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 221 с. ISBN 978-5-222-17910-9.

2. Марченко М.Н. Основы права/М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. М.: Проспект, 2011 – 336 с. –ISBN: 978-5-392-00067-8/978-5-392-000.

3. Егорова, О. А. Семейное право. /О.А.Егорова, Ю.Ф.Беспалов, О.Ю.Ильина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 367 с. - ISBN: 5-238-01640-9.

4. Аверченко Н.Н. Гражданское право. Учебник. В 3-х томах. Том 1./Н.Н.Аверченко, Ю.В.Байкушева, Е.Н.Абрамова. М.: Проспект, 2011 – 1008 с. - SBN: 978-5-9988-0040-5.

Интернет-ресурсы:

1. https:// www.consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс».

2. https://www.garant.ru – Информационно-правовой портал.

3. https://www.kremlin.ru – Президент РФ.

Тема 2.2. Юридическая деятельность

 

Юридическая деятельность представляет собой разновидность социально-исторической деятельности. Поэтому ей присущи черты, характерные для любой общественной деятельности.

Выделяют следующие особенности юридической деятельности:

1) вместе с правом и правосознанием юридическая деятельность является важнейшим компонентом правовой системы общества. Без этого вида социальной деятельности немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы. Она играет существенную роль в этой системе, связывая в единое целое нормативно-правовые и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения и т. п.;

2) юридическая деятельность образует существенную часть культуры общества. Дает представление не только о тех или иных конкретных правовых ситуациях, но и об экономике и политике страны в разные периоды ее развития, о социальном и правовом положении населения, государственном и общественном устройстве;

3) общественная, коллективная природа юридической деятельности проявляется в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами социальной деятельности. Во-вторых, любая юридическая деятельность предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами. В-третьих, накапливаемый социально-правовой опыт является совокупным продуктом совместной деятельности;

4) в отличие от теоретической (научной) деятельности, где вырабатываются идеи и понятия, юридическая деятельность направлена на объективно-реальное изменение окружающей действительности. Сознание, которое опосредует любые практические действия, служит внутренней детерминантой юридической деятельности. Оно присутствует здесь во внешне выраженном, опредметченном виде;

5) юридическая деятельность способствует целенаправленному изменению общественной жизни. Это достигается при помощи издания новых или изменения уже существующих нормативно-правовых предписаний, их толкования и конкретизации, использования и применения.

6) в процессе юридической деятельности возникают разнообразные материальные, политические, социальные и иные изменения;

7) юридическая деятельность сама опосредована (урегулирована) правом и иными социальными нормами (нравственными, корпоративными обычаями, традициями и т. п.). Так, нормативно-правовыми предписаниями определяется компетенция ее субъектов, использование ими определенных средств и методов деятельности, способы оформления вынесенных решений и закрепления накопленного опыта. Тем самым обеспечивается ее стабильность, ограничивается субъективизм и волюнтаризм ее субъектов и участников.

Под структурой юридической деятельности понимается такое ее строение, расположение основных элементное и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительности.

Конституирующими элементами содержания юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий.

Объекты — это то, на что направлены юридические действия и операции ее субъектов и участников. Ими могут быть материальные и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные действия (бездействия) людей, другие предметы и явления, включенные в соответствующий юридический процесс и служащие удовлетворению общественных и личных потребностей и интересов. В качестве носителей, управляющих "центров" юридической деятельности выступают ее субъекты и участники.

Субъект — основной, ведущий носитель правовых отношений, без которого немыслимо существование юридической деятельности (например, суд в судебной практике). От него непосредственно зависит разрешение юридического дела по существу.

Участники юридической деятельности — это отдельные лица (организации), которые, так или иначе, содействуют субъектам в выполнении правовых действий и операций. В качестве участников следственной деятельности выступают, например, свидетели и потерпевшие.

Юридические действия представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие и влекущие определенные правовые последствия акты субъектов и участников (например, подпись документа). Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий, объединенных локальной целью, составляет операцию (например, осмотр места преступления включает самые разнообразные правовые действия).

В качестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение цели и необходимый результат. Они составляют как бы инструментальную часть юридической деятельности и используются для установления и фиксации фактов, анализа юридической "материи", вынесения и оформления решений, организации контроля за их исполнением. В некоторых случаях определенные средства жестко "привязаны" к конкретным видам деятельности и юридическим операциям. Так, в соответствии с гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут быть подтверждены никакими другими средствами доказывания. Результат воплощает в себе итог юридических операций, позволяющих удовлетворить индивидуальную или общественную потребность. Результатом, например, может быть принятый компетентным органом интерпретационный акт, судебное решение о восстановлении нарушенного субъективного права гражданина Н., возвращение вещи ее законному владельцу.

Особое место в содержании юридической деятельности занимает юридический опыт, который может отражать как совокупный итог всей практической деятельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется в процессе выделения (отбора; селекции) в юридических действиях и операциях, принятых решениях, социально-правовых результатах деятельности наиболее целесообразного, передового, общего и полезного, имеющего важное значение для правового регулирования общественных отношений и дальнейшего совершенствования юридической деятельности. Составными элементами социально-правового опыта являются правоположения (прецеденты), т. е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные, как правило, в ходе многолетней практики предписания общего характера, которые аккумулируют социально-ценные и стабильные фрагменты (стороны, аспекты) той или иной юридической деятельности, Правоположения бывают правотворческими и правоприменительными, распорядительными и разъяснительными, судебными и нотариальными, регулятивными и охранительными, обязательными и рекомендательными.

Формы юридической деятельности — это способы организации, существования и внешнего выражения содержания последней.

Говоря о форме, целесообразно выделить в ней внутреннюю и внешнюю стороны. Внешней формой здесь выступают разнообразные юридические акты-документы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и пр.), в которых закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения.

К внутренней форме, т. е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление деятельности, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий, процессуальные гарантии, условия и процедуру принятия и исполнения решений, порядок их закрепления и опротестования (обжалования) и другие процедурные требования, связывающие в единой целое разнообразные свойства и элементы осуществляемой юридической деятельности.

Виды юридической деятельности.

Правотворчество – это целенаправленная деятельность по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права (правовых актов), осуществляемая от имени государства, компетентными правотворческими органами и обеспечиваемая системой государственных гарантий и санкций.

Целями правотворчества являются: создание новых правил поведения (норм права); конкретизация существующих правил поведения; совершенствование существующих правовых норм; устранение устаревших правил поведения, восполнение пробелов в праве, преодоление противоречий в нормативном материале.

Правотворчество осуществляется на основании определенных принципов, т.е. основополагающих начал правотворческой деятельности. К числу принципов правотворчества, прежде всего, следует отнести такие, как гласность, демократизм, профессионализм, законность, научность, связь с практикой, своевременность и др.

Демократизм правотворчества предполагает изучение и учет поступивших при обсуждении проекта замечаний и предложений, их анализ и использование в окончательной выработке текста проекта.

Гласность правотворчества выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно-правовых актов до их принятия, а также в возможности проследить волеизъявление депутатов представительных органов при поименном голосовании.

Профессионализм правотворчества предполагает привлечение к такого рода деятельности компетентных специалистов, обладающих профессиональными знаниями и опытом в разработке законопроектов.

Законность правотворчества предполагает проведение правотворческой деятельности только на основании закона. Правотворческий орган не имеет права выходить за рамки своей компетенции при принятии нормативно-правовых актов.

Научный характер правотворчества предполагает строгое соблюдение правил юридической техники, выработанных юридической наукой.

Связь с практикой необходима для изучения органом правотворчества вопросов эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Исходя из этого корректируется работа правотворческих органов.

Своевременность правотворчества предполагает оперативное создание новых норм и внесение органами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты в соответствие с качественным изменением общественных отношений.

Одной из форм правотворчества является законотворчество. Законотворчество – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов.

В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя шесть основных стадий:

1) Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона. В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ(по вопросам их ведения).

2) Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отдельных положений.

3) Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

4) Одобрение закона. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (принцип «одобрения молчанием»). В случае отклонения федерального закона палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повторно рассматривается Государственной Думой. При этом Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

5) Промульгация (подписание) закона. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в четырнадцатидневный срок (ст. 107 Конституции РФ). Если Президент в течение указанного срока отклонит закон (Президентское вето), то палаты Федерального Собрания вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

6) Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования в течение семи дней после его подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в тексте самого закона не установлен иной порядок вступления его в силу.

Любой правотворческий орган стремится создать нормативно-правовой акт, который был бы качественно совершенен и по форме и по содержанию. Успешной правотворческой деятельности способствует использование правотворческой техники. Правотворческая (юридическая) техника - это совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования проектов нормативно-правовых актов.

Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами. Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов.

Виды систематизации:

1) кодификация. Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов

кодификации.

Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа "кодекса кодексов" (например, свод законов того или иного государства).

Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы).

Специальная (комплексная) кодификация – это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).

Три основные виды кодификационных актов:

1) Основы законодательства – это нормативно – правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера

государственного управления.

2) Кодекс – наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы

общественных отношений. Кодифицированные акты носят различное наименование - "кодексы","уставы", "положения", просто "законы".

3) Устав, положение – это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством).

2. Инкорпорация. Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства:

1. При внешней обработке нормативно – правовые акты располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно – правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются.

3. Консолидация. Консолидация – это такая форма систематизации, при происходит объединение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания.

Учет как форма систематизации законодательства обеспечивает регистрацию и получение достоверной информации об изданных нормативных правовых актах, осуществляется на основе реализации принципов полноты информации (фиксация и предоставление всего объема справочной информации без пробелов и упущений), ее достоверности (использование официальных источников опубликования актов и своевременная фиксация внесенных в них изменений) и удобства пользования (обеспечение оперативного поиска необходимых сведений).

Учет находит выражение в видах документации:

1) журналы (регистрация реквизитов актов по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам);

2) картотеки (расположение карточек по хронологическому, алфавитно-предметному или предметно-отраслевому принципам с фиксацией реквизитов или текста актов с ручным или автоматизированным поиском);

3) контрольные тексты действующих нормативных правовых актов(внесение в тексты официальных актов отметок об отмене, изменении, дополнении с указанием актов, которыми они внесены);

4) учет в электронный форме на основе компьютерных технологий, с использованием автоматизированных баз и справочно-поисковых систем («Система», «Гарант», «Кодекс» и др.), который является наиболее перспективным в плане информационных технологий и получил интенсивное развитие в последние годы.

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: