Игумен Матфей (Черевикин).




УРОКИ ПОКАЯНИЯ

КАНОН АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Великий Покаянный Канон Андрея Критского.

Для внимательно читающего или слушающего Великий Канон – это бездна премудрости, заключающая в себе покаянный дух. Весь Канон пронизан духом покаяния, и, слушая его, мы вольно или невольно пропитываемся этим духом покаяния.

Канон начинается с глубокого личного вопля. «С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?»

Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история.

Что же натворила душа? И каков результат?

· Душа подражала Адаму в преступлении и поэтому лишена Бога и вечного Царства с Ним.

· Душа уподобилась Еве (не с добром посмотрела, уязвилась жестоко, необдуманно вкусила безрассудной снеди).

· И поэтому вместо чувственной Евы возросла Ева мысленная – страстный плотский помысл, - обольщение приятным.

· Отобразив (на себе) безобразие моих страстей, я получил искажение красоты ума сластолюбивыми стремлениями.

И преподобный Андрей Критский учит нас рыдать ко Господу: «Милосердный Господи! Меня охватывает ураган зла, но, как Петру, и мне Ты простри руку». А что душа делает?

· Она оскверняет одежды плоти, и поэтому происходит изгрязнение того, в чем образ Господа и подобие.

· - Удовольствиями страстей омрачается красота души и весь ум превращается в прах.

· Душа напрасно суетится, а близится конец, и ты не радеешь, не готовишься, душа.

· Согрешил я намерением, словом, мыслию, умом, делом, и поэтому осуждаюсь своей совестью.

И преподобный Андрей Критский продолжает давать уроки рыданий:

· Милосердный Господи! Слезы блудницы и я проливаю; смилуйся надо мною, Спаситель мой!

· Милосердный Господи! Просвети меня от ночи, путеводи меня в твоих повелениях и научи меня исполнять волю Твою!

И продала себя в рабство душа своими мерзостями; рассвирепев, как юница (молодая телица), уподобилась Ефрему, который наказан; скотские похоти (вожделения) предпочитала Царству Христову.

* * *

Итак, девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мiра, которая, в то же время, и история моей и каждой души. Слова Канона призывают каждого человека к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая, проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого Канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: «Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни…» - мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или, другими словами, - отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: «Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости и дыхание, и жизнь; но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, прими меня кающегося».

Вот почему постный путь у Андрея Критского начинается с возврата к исходной точке - к творению мiра, грехопадению, искуплению, к тому мiру, где всё говорит о Боге, всё отражает Божию славу, где всё, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

В Великом Каноне мы видим яркие побуждения грешника к покаянию фактами библейской истории. «Я, - замечает святитель Андрей, - привожу Моисеево мiробытие…. И повести о праведных и неправедных. (Грешная) душа подражает вторым, а не первым». (Но я) «побуждаю душу подражать деяниям праведных и избегать подражания лукавым грехам».

Библейские события интересны св. Андрею как подобия мiрских грехопадений и восстаний, однообразно повторяющихся все времена бытия человечества.

По его словам, в греховных соблазнах людей страстные помыслы играют роль Евы – искусительницы Адама. Претворяясь в делах, помыслы страстей порождают затем любострастную человеческую жизнь и оживляют плоть. Всякий смертный грех повторяет в духовном смысле человекоубийство Каиново и Ламехово. Он убивает совесть и дух человека, разобщая их с благодатью Святого Духа; поэтому грешник не может приносить Богу приятных жертв непорочной жизни по примеру Авеля, Сифа, Еноса, Еноха и Ноя.

Взамен смоковных листьев и кож, некогда прикрывавших прародительскую наготу, грешник покрывает своё душевное безобразие чувством стыда перед Богом. В потоках душевных страстей утопают массы людей, наподобие нечестивцев, погибших в водах Всемiрного потопа, и египтян, утонувших в Чермном море при Моисее.

Из страстных похотей каждая грешная душа готова построить новую вавилонскую башню. И Создатель останавливает её замыслы и ухищрения. Страсти сжигают души людей, как геенский огонь Содомлян, делают их неподвижными на добро, наподобие соляного столба, в который некогда превратилась жена Лота.

* * *

Кающейся перед Богом душе полезно вспомнить свои грехи, руководствуясь библейскими историческими повествованиями, изображающими в лицах добродетели и пороки.

В исторических событиях ветхозаветных времен навсегда покрыли себя бесславием, например, бесстыдный сын Ноя – Хам, презренный Измаил, женонеистовый Исав, мятежники Дафан и Авирон, сыны слабовольного первосвященника Илия – Офни и Финеес, волхвы фараона – Ианний и Иамврий, блудные потомки Ефрема, ленивый и любострастный судия Самсон, гордый царь Саул и левит Оза, дерзко ходивший перед Богом.

Отрицательны далее библейские образы любострастного Авессалома, хитрого Ахитофела, отступившего от Бога, сладострастного Соломона, непослушного отцу Ровоама, богоотступника Иеровоама, скверного Ахава, Иезавелиных лжепророков, сребролюбивого Гиезия, прокаженного царя Озии и других.

Негодная жизнь порочных лиц, упоминаемых в истории Ветхого Завета, наглядно представляет душе картину её собственного нравственного разложения.

Душе необходимо бежать от греха, по подобию Авраама, покинувшего Харран, и спасаться на «горе добродетелей», как Лот в Сигоре.

Благодатному возрождению души много содействует пристальное вглядывание в добродетельные поступки древних праведников и их Божественные откровения. Это живое назидание идет из глубины веков.

Например, лествица, виденная Иаковом во сне, по мысли св. Андрея, дает символический образ личного человеческого восхождения по лествице добродетелей. Многочадная жена Иакова Лия есть подобие деятельного подвижничества. Многотрудная Рахиль – подобие подвига умно-сердечной молитвы, приводящей к видению славы Божией.

Напряжение души выйти из страстного состояния имеет непрерывную поддержку от Всевидящего Бога. В близости Божией к людям всякую душу уверяют чудотворения пророка Моисея - вроде разделения и соединения вод Чермного моря. И рука Моисея, то белевшая от проказы, то принимавшая обычный вид пред очами Фараона, свидетельствуют, что Бог силен и прокаженную грехами душу очистить и убелить.

Перед кающейся душой светлые лики ветхозаветных праведников, как звезды ночью, сияют всегда своими добродетелями: благочестием, молитвенностью, послушанием Богу, совершенным покаянием и мужественным самоотвержением. Духовно прекрасны, например, из ветхозаветных людей: Моисей, Гедеон, Варак, Иеффей, Иисус Навин; пророки – Самуил, Илия, Елиссей, Даниил с тремя сотоварищами в Вавилоне, пророчица Анна, мать Самуила, Девора, Иаиль и другие.

Они учат возвышаться над временем, подчиняться закону Божию, мысленно стремиться к Небесному отечеству и решительно бороть плотские помыслы, страсти и соблазны.

Сравнение праведности праведников со своим личным устроением дает грешнику сильное побуждение плакать о себе. У него нет и признаков сугубой благодать пророка Елиссея, нет страннолюбия жены Сонамитянки, покаяния Ниневитян, ревности по Боге и мужества праведного Иова, нет целомудрия Иосифа Прекрасного и плача о грехах царей Давида, Манассии и Езекии.

* * *

Много проникновенных обращений к душе грешника навеяно в Великом Каноне новозаветными притчами Христа Спасителя, событиями из Его земной жизни и чудесами.

«Привожу тебе, душа, к твоему умилению, - замечает св. Андрей Критский, - указания из Нового завета. Праведным поревнуй, грешных отвращайся и умилостиви Христа молитвами, прощениями, чистотою и говением».

Грешная душа подобна пр и точным блудному сыну, мытарю, нищему Лазарю и израненному путнику, упоминавшемуся в притче о милосердном Самарянине. Господь не отвергает покаяния никакого грешника, но взыскивает его, как потерянную драхму, и отверзает ему Двери милосердия, как мудрым девам в пр и точном брачном чертоге.

В бытность на земле Спаситель врачевал больных, прокаженных, расслабленных, был милостив к больным женам – кровоточивой и скорченной от демона, принимал рыдания Хананеянки, Марфы и Марии о Лазаре, Наинской вдовы о сыне, помиловал благоразумного разбойника. Подобным же образом Он милостив и ныне ко всем кающимся пред Ним во грехах.

Дверь Царства Его отверста всегда для людей, порывающих с греховным прошлым. Господь собрал уже сюда благоговейных волхвов, пастырей, младенцев Вифлеемских, мучеников и многих раскаивающихся грешников.

Само явление Христа Спасителя на земле есть выражение Его снисхождения к людям. В Его Богочеловеческом Лице дан мiру вечный пример господства над искушениями плоти и диавола непрестанной молитвой и постом.

В Своем Евангелии Господь Иисус Христос приглашает грешных лобызать покаяние, не увязать в беззакониях, но со всею бодренностью устремляться ко своему служению Богу.

Обобщая всё сказанное св. Андреем Критским о побуждениях к покаянию, можно заключить, что человека движут к покаянию тяжесть греха, жажда Богообщения, неизреченное милосердие Божие, страх вечной гибели и память о смерти, Божием суде и посмертном воздаянии.

Если мы познаем, что душа наша оступилась, как говорит Андрей Критский, что душа наша больна тлением, тогда у нас прежде всего явится желание избавиться от этого тления, и мы будем просить, чтобы Господь простил нам грехи, исцелил наши язвы и струпья. Мы должны, по Св. Отцам, почитать себя за ничто перед Богом и просить, чтобы Господь очистил нас от наших болезней и язв. Великий Канон Андрея Критского и учит нас плакать и рыдать о нашей душе, просить о помиловании. Будем, братья и сестры, вместе с Адамом взывать: «Боже, помилуй меня, грешного!» Аминь.

Игумен Матфей (Черевикин).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: