Теории происхождения государства




Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах возникновения государства. Вследствие этого различными мыслителями в разные времена и в разных странах были созданы теории, по-разному отвечающие на эти вопросы.

Рассмотрим наиболее известные из них.

Одной и/первых возникла теологическая теория. Ее осно­воположниками были религиозные деятели Востока и средне­вековой Европы VI—XIII веков. Одним из самых видных авто­ров этой теории был Фома Аквинский, сформулировавший основные ее положения в своем сочинении «О правлении вла­стителей» (XIII в.).

Смысл данной теории заключается следующем: государ­ство — это результат «божественного промысла»; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повеле­вать людьми и призван реализовывать волю Божью за Земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.

Не менее древней была и патриархальная теория, основа­ние которой принадлежит Аристотелю (387—322 гг. до Р. X.), написавшему работу «Политика». Окончательно ее развил Филмор в своей книге «Патриарх» (XVII в.).

Согласно патриархальной теории, государство — это про­дукт разросшейся семьи. Являясь первоначальной формой организованного общения, семья затем делится. Но поскольку в людях заложена потребность в общении, а также под влияни­ем экономических условий, семьи, уверенные в своем общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, на­родности, объединенные уже общностью исторического про­шлого. В этом ряду социальных превращений момент перехо­да к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семей­ной основы. Собственно, государственная власть государя, власть монарха.

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая широкое распространение в XVII—XVIII веках. Ее основоположниками являются Г. Гро-ций («О праве войны и мира»), Т. Гоббс («Левиафан»), Дж. Локк («Два трактата о правлении»), Ж^Ж. Руссо («Об общественном договоре»).

По мнению всех указанных мыслителей, люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Ограничив себя в правах, они ввели запрет делать то, что пагубно для жизни. Таким образом, был заключен договор всех со всеми, позволяющий установить мир.

Отказавшись быть единственным гарантом своих естествен­ных прав, люди передали эту обязанность, государству.

Сам по себе общественный договор понимался не как ис­торический факт подписания людьми конкретного докумен­та, который лег в основу появления государства, а как состоя­ние общества, когда люди добровольно объединились путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего.единого объединяющего всех центра.

В XIX веке появилась следующая весьма значительная теория происхождения государства, которую именуют по-разно­му: классовая, историко-материалистическая, марксистская. Наиболее полно она изложена в книге Ф. Энгельса «Проис­хождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно марксистской концепции государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и част­ной собственности, а затем раскола общества на классы с про­тивоположными экономическими интересами: Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменен государством.

Во второй половине XIX века появилась теория насилия. Ее авторами выступили К. Каутский («Материалистическое по­нимание истории»), Л. Гумплович («Расы и государство), Е. Дюринг («Ценность жизни»). Они объясняли возникнове­ние государства факторами внешнего и внутреннего насилия. Каутский и Гумплович объясняли возникновение государства через завоевание одного племени другим. Именно для подавле­ния порабощенного племени и создается государственный ап­парат. По мнению Дюринга, собственность, классы и государ­ство — результат насилия одной части общества над другой.

Тогда же Ж. Гобино в труде «Опыт о неравенстве челове­ческих рас» была создана расовая теория. Она основывалась на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и раз­личаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той при­чине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечис­ленных отношениях. Государство появляется для господства одних рас над другими. Гобино напоминал о том, что большой вклад в создание цивилизации сделали представители белой расы.

Французский этнограф и социолог XX века Леви-Стросс в работе «Структурная антропология» выдвинул (по­ловую) теорию. Суть ее состояла в том, что особенности вос­производства человека, а именно введение запрета инцеста, т. е. кровосмешения, явились исходным социальным фактом в вы­делении человека из мира природы, приведшим к возникно­вению государства. Поддержание запрета инцеста требовало, в свою очередь, наличия особой группы людей, которые бы за­нимались, во-первых, контролем за соблюдением запрета, а во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. В дальнейшем эта группа людей, специализировавшаяся на под­держании запрета инцеста, стала одновременно выполнять и другие общественные функции. Именно таким образом посте­пенно и происходило образование государственной структуры.

Другой французский ученый первой половины XIX века Галлер в своем труде «Реставрация политической науки» со­здал патримониальную теорию. Согласно ей государство вырос­ло из права собственника на землю (патримониум).

В первобытном обществе земля принадлежала общине, пле­мени в целом и находилась в коллективной собственности. За­тем происходит концентрация власти в руках вождей (они же становятся собственниками земли племени).

Постепенно власть вождей становится государственной. Это не что иное, как медленно, путем продолжительных и не­заметных изменений, преобразованная власть собственника над живущими на его земле.

Государственная территория выходит из государевой зем­ли. Государственное хозяйство, финансы образуются постеленно из частного хозяйства вождя. Необходимые расходы долгое время покрываются только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривается не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы под­чиненного управления формируются из его частных слуг. Та­кова суть патримониальной теории.

На рубеже XIX—XX веков французским социологом Г. Тардом («Социальные законы») и русским юристом Л. Петражицким («Теория права и государства в связи с теорий нравствен­ности») была создана психологическая теория. Ее авторы исходили из того, что появление государства и права является результатом, проявлением свойств человеческой психики: по­требностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимо­сти от элиты первобытного общества, осознанием справедли­вости определенных вариантов действия и отношений и др.

Во второй половине XX века появляется ирригационная теория, которую связывают с именем немецкого ученого К.А. Виттофогеля, написавшего работу «Восточный деспотизм». В этой книге возникновение государства связывается с необходимос­тью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах.

Ирригационные работы, являясь довольно сложными и трудоемкими, требовали умелой организации., Ее стали осуще­ствлять специально на то поставленные люди, способные ох­ватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препят­ствия в ходе строительства. Кроме того, необходимо было эти гигантские ирригационные сооружения всегда держать в по­рядке и, в частности, защищать каналы от заиливания, обеспе­чивать по ним судоходство. Это было под силу лишь специаль­но поставленным людям, управленцам-чиновникам, которые в конечном итоге и поработили общество.


 


 


 

Признаки государства

Традиционно государство рассматривается как универсаль­ная политическая организация, в основе которой лежат терри­тория, народ и публичная власть. Именно они являются основ­ными признаками государства. Характерной чертой всех до государственных форм обще­ственного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административного или сеньориального деления. Становление такого деления обусловлено задачами управле­ния территорией государства, сбора дани, удержания в пови­новении население страны.

Государство — это прежде всего территориальная органи­зация населения. Именно над этой территорией и проживаю­щими на ней людьми распространяется государственная власть. Й здесь не важно, какую национальность, расовую и этничес­кую принадлежность имеют эти люди. Главным является гео­графическое место их проживания, что предопределяет их граж­данство или подданство, т. е. определенную политико-право­вую связь с конкретным государством.

Государство объединяет своей властью и защитой всех лю­дей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени. Это означает, во-первых, что государство имеет территорию, опреде­ляет и охраняет свои границы, защищает ее от нападения из­вне. Во-вторых, постоянное население данной территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством и виде подданства или гражданства и пользуется защитой госу­дарства как внутри страны, так и за ее пределами. Территори­альные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих граж­данства (подданства) — апатридов. Следующим важным признаком государства, без которого немыслимо его существование, является население, т. е. чело­веческое сообщество, проживающее на данной территории. Для образования государства численность его населения, расовый или национальный состав не имеют решающего значения. Несколько тысяч или многомиллионное население одинаково могут являться человеческой базой для организации государ­ства (Ватикан, Монако, Люксембург, Лихтенштейн, Исландия и т. д., с одной стороны, и такие многомиллионные гиганты, как Китай или Индия, — с другой).

Определяющей роли для образования государства не игра­ет и его национальный состав. Население, проживающее на определенной территории, находящееся под юрисдикцией кон­кретного государства, может быть многонациональным, как Россия, США, Индия, Китай, или состоять в подавляющем большинстве из представителей одной нации (Польша, Германия, Венгрия и т. д.). Однако ни то, ни другое не мешает образованию государства в одних случаях с много­национальным составом, в других — почти мононациональным составом населения.

При родовом строе власть осуществлялась самими общин­никами, участвовавшими вместе со всеми в труде, ведении до­бывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особой группой людей, составляющей особый вид профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными чле­нами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли «должности», а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти ро­дового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказа­ние или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.

В отличие от этого устройства, для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Иначе говоря, государство, наряду с орга­нами, издающими законы, выносящими решения и отдающи­ми приказы, обязательно обладает особым аппаратом управ­ления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфическими государственных функций.

Воплощенная в государственных органах публичная власть тран сформируется в государственную власть, и ее реализация обесп ечивается всей мощью государственного аппарата.
Главными признаками государственной власти являются:

а) суверенность;

б)легитимность,

Суверенность государственной власти означает ее верховенство на территории конкретной страны, а также ее независимость в международных отношениях. В свою очередь, легитимность получает выражение в поло­жительной оценке, ее правомерности. Легитимная власть обыч­но характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан с консен­сусом общества в области основополагающих политических ценностей.

Понятие и классификация функций государства

Функциями государства являются стратегические направле­ния его деятельности, в которых выражаются сущность и назна­чение в обществе. Поскольку функции государства формиру­ются объективно, под определяющим воздействием. Целей и задач, обусловленных социально-экономическими структура­ми общества, постольку в функциях сущность государства по­лучает конкретное выражение.

В ходе развития государства одни функции возникают, дру­гие отмирают, третьи изменяют свое содержание. По времени действия могут быть выделены постоянные и временные фун­кции. Постоянными являются политические, социальные, эко­номические. Временные могут быть связаны с экстремальными ситуациями, например, ведение войны. По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции. Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри страны, внешние — за ее пределами. В связи с тем, что объектом воздействия функций государства являются сферы общественной жизни — экономика, социальная структура, ду­ховная жизнь общества, сложившийся общественный порядок, функции могут быть экономическими, идеологическими, ох­ранительными, политическими как во внешней, так и во внут­ренней деятельности государства.

В общем плане функции государства можно представить в виде следующей системы.

/. Функции внешнего суверенитета: национальная оборона (или безопасность); осуществление внешних сношений.

2. Функции внутреннего суверенитета: внутренняя безопасность; правосудие и регистрация актов гражданского состояния.

3. Собственно политические функции: обеспечение функционирования политических ин­ститутов; взаимоотношения с общественными организациями институтами; информирование общественности о политических целях.

//. Экономические функции. Эмиссия денежных знаков. Общая координация экономической и финансовой по­литики, включая экономическое планирование (коор­динация может осуществляться с помощью государст­венного заказа, государственного кредитования, налого­обложения).

III. Социальные функции.

Деятельность в области здравоохранения

Деятельность в области жилищного и городского строительства.

Защита социальных и профессиональных прав и интересов.

Предоставление пособий «социально неполноценным» (инвалиды, матери-одиночки, сироты, люди пожилого возраста, учащаяся молодежь).

Сохранение или преобразование социальных слоев и структур (например, фермерство; предприятия, находя­щиеся в коллективной собственности).

IV. Культурно-воспитательные функции.

Организация проведения исследований проблем фундаментального или чисто научного значения. Образовательная функция (общее, профессиональное, художественное, спортивное образование и развитие детей, подростков и юношества).


Суммируя все вышесказанное, можно дать следующее оп­ределение.

Право — это система норм, выраженных в признаваемых го­сударством источниками являющихся общеобязательным «норма­тивно-государственным ^критерием правомерно-дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения.

В заключение необходимо отметить, что сущность права получает свое развернутое выражение в его основных призна­ках. Ими являются:

1) социальность (право регламентирует организацию про­изводства, распределение производимого продукта, рас­пределение социальных ролей в обществе и должностей в государстве, товарно-денежные отношения, отноше­ния собственности и т. д.);

2) нормативность (право выступает как система норм, ха­рактеризуемых логической структурой, установлением масштаба и меры поведения);

3) обязательность (право обеспечено возможностью госу­дарственного принуждения);

4) формализм (право фиксируется в письменном виде, в специальной форме);

5) процедурность (право включает в себя четкие процеду­ры создания, применения, защиты);

6) неперсонифицированность (право адресовано не к конкретному лицу, а ко всему обществу);

7) институциональность (правотворчество осуществляют строго определенные органы государства, или этот про­цесс идет под их контролем, как, например, референ­дум);

8) объективность (право закономерно появляется на этапе перехода общества к производящей экономике как ес­тественный результат развития регулятивной системы).

В различных теоретико-юридических концепциях право наделяется иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе ука­занных признаков определить право.


Понятие права в объективном и субъективном смысле

Понятие права как система норм, установленных и санкционированных государством. Эти нормы реализуют общественные отношения между людьми. Поскольку такие регуляторы выступают

> отношению к каждому отдельному лицу или организации

> некий внешний фактор, то термин «право» в этом смысле
объективный характер, т. с. не принадлежит какому-либо
объекту, не составляет его личного, хотя бы и социального устройства. Поэтому нормы права, или право как систему норм, объективным правом.

Однако, существуют не сами по себе, а для людей и их организаций, в том числе и для государства. Они призваны регулировать их действия, предоставляя им свободу определенными рамками, предписаниями, ограничениями и п.

t Предоставленная нормами права свобода, возможность ведения в русском языке также именуется правом. Но это не норма, лежащая за рамками возможностей, лично при­надлежащих субъекту. Это то, что по объективному праву при­надлежит субъекту, составляющего личную свободу или возмож­ность поведения, пользования его вещами, способностями, знаниями и многими иными, в том числе и общественными бла­гами. Такая свобода и возможность поведения, установленная Объективным правом, носит название «субъективное право».

Таким образом, под правом в объективном смысле понимает­ся система юридических норм, выраженных в соответствующих источниках права и не зависящих от каждого отдельного индиви­да; а под правом субъективным — система наличных прав и сво­бод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из ука­занных выше источников или принадлежащие им от рождения.

Однако право в субъективном смысле охватывает собой не только права, вытекающие из норм объективного права, но так­же и систему юридических обязанностей, т. е. совокупность конкретных долженствований, необходимостей, императивов предусмотренных законами государства.

Понятия права в объективном и субъективном смысле со­вершенно необходимы в юридической науке и практике, они призваны выполнять важные операционные, аналитические, познавательные, прикладные и социально-регулятивные фун­кции. Объективное право не может быть реализовано без субъективного. В этом их неразрывная взаимосвязь и невоз­можность существования друг без друга.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: