Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах возникновения государства. Вследствие этого различными мыслителями в разные времена и в разных странах были созданы теории, по-разному отвечающие на эти вопросы.
Рассмотрим наиболее известные из них.
Одной и/первых возникла теологическая теория. Ее основоположниками были религиозные деятели Востока и средневековой Европы VI—XIII веков. Одним из самых видных авторов этой теории был Фома Аквинский, сформулировавший основные ее положения в своем сочинении «О правлении властителей» (XIII в.).
Смысл данной теории заключается следующем: государство — это результат «божественного промысла»; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью за Земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.
Не менее древней была и патриархальная теория, основание которой принадлежит Аристотелю (387—322 гг. до Р. X.), написавшему работу «Политика». Окончательно ее развил Филмор в своей книге «Патриарх» (XVII в.).
Согласно патриархальной теории, государство — это продукт разросшейся семьи. Являясь первоначальной формой организованного общения, семья затем делится. Но поскольку в людях заложена потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, уверенные в своем общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно, государственная власть государя, власть монарха.
Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая широкое распространение в XVII—XVIII веках. Ее основоположниками являются Г. Гро-ций («О праве войны и мира»), Т. Гоббс («Левиафан»), Дж. Локк («Два трактата о правлении»), Ж^Ж. Руссо («Об общественном договоре»).
По мнению всех указанных мыслителей, люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Ограничив себя в правах, они ввели запрет делать то, что пагубно для жизни. Таким образом, был заключен договор всех со всеми, позволяющий установить мир.
Отказавшись быть единственным гарантом своих естественных прав, люди передали эту обязанность, государству.
Сам по себе общественный договор понимался не как исторический факт подписания людьми конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего.единого объединяющего всех центра.
В XIX веке появилась следующая весьма значительная теория происхождения государства, которую именуют по-разному: классовая, историко-материалистическая, марксистская. Наиболее полно она изложена в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Согласно марксистской концепции государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами: Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменен государством.
Во второй половине XIX века появилась теория насилия. Ее авторами выступили К. Каутский («Материалистическое понимание истории»), Л. Гумплович («Расы и государство), Е. Дюринг («Ценность жизни»). Они объясняли возникновение государства факторами внешнего и внутреннего насилия. Каутский и Гумплович объясняли возникновение государства через завоевание одного племени другим. Именно для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат. По мнению Дюринга, собственность, классы и государство — результат насилия одной части общества над другой.
Тогда же Ж. Гобино в труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» была создана расовая теория. Она основывалась на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. Государство появляется для господства одних рас над другими. Гобино напоминал о том, что большой вклад в создание цивилизации сделали представители белой расы.
Французский этнограф и социолог XX века Леви-Стросс в работе «Структурная антропология» выдвинул (половую) теорию. Суть ее состояла в том, что особенности воспроизводства человека, а именно введение запрета инцеста, т. е. кровосмешения, явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшим к возникновению государства. Поддержание запрета инцеста требовало, в свою очередь, наличия особой группы людей, которые бы занимались, во-первых, контролем за соблюдением запрета, а во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. В дальнейшем эта группа людей, специализировавшаяся на поддержании запрета инцеста, стала одновременно выполнять и другие общественные функции. Именно таким образом постепенно и происходило образование государственной структуры.
Другой французский ученый первой половины XIX века Галлер в своем труде «Реставрация политической науки» создал патримониальную теорию. Согласно ей государство выросло из права собственника на землю (патримониум).
В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (они же становятся собственниками земли племени).
Постепенно власть вождей становится государственной. Это не что иное, как медленно, путем продолжительных и незаметных изменений, преобразованная власть собственника над живущими на его земле.
Государственная территория выходит из государевой земли. Государственное хозяйство, финансы образуются постеленно из частного хозяйства вождя. Необходимые расходы долгое время покрываются только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривается не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы подчиненного управления формируются из его частных слуг. Такова суть патримониальной теории.
На рубеже XIX—XX веков французским социологом Г. Тардом («Социальные законы») и русским юристом Л. Петражицким («Теория права и государства в связи с теорий нравственности») была создана психологическая теория. Ее авторы исходили из того, что появление государства и права является результатом, проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и др.
Во второй половине XX века появляется ирригационная теория, которую связывают с именем немецкого ученого К.А. Виттофогеля, написавшего работу «Восточный деспотизм». В этой книге возникновение государства связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах.
Ирригационные работы, являясь довольно сложными и трудоемкими, требовали умелой организации., Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Кроме того, необходимо было эти гигантские ирригационные сооружения всегда держать в порядке и, в частности, защищать каналы от заиливания, обеспечивать по ним судоходство. Это было под силу лишь специально поставленным людям, управленцам-чиновникам, которые в конечном итоге и поработили общество.
Признаки государства
Традиционно государство рассматривается как универсальная политическая организация, в основе которой лежат территория, народ и публичная власть. Именно они являются основными признаками государства. Характерной чертой всех до государственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административного или сеньориального деления. Становление такого деления обусловлено задачами управления территорией государства, сбора дани, удержания в повиновении население страны.
Государство — это прежде всего территориальная организация населения. Именно над этой территорией и проживающими на ней людьми распространяется государственная власть. Й здесь не важно, какую национальность, расовую и этническую принадлежность имеют эти люди. Главным является географическое место их проживания, что предопределяет их гражданство или подданство, т. е. определенную политико-правовую связь с конкретным государством.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени. Это означает, во-первых, что государство имеет территорию, определяет и охраняет свои границы, защищает ее от нападения извне. Во-вторых, постоянное население данной территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством и виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства (подданства) — апатридов. Следующим важным признаком государства, без которого немыслимо его существование, является население, т. е. человеческое сообщество, проживающее на данной территории. Для образования государства численность его населения, расовый или национальный состав не имеют решающего значения. Несколько тысяч или многомиллионное население одинаково могут являться человеческой базой для организации государства (Ватикан, Монако, Люксембург, Лихтенштейн, Исландия и т. д., с одной стороны, и такие многомиллионные гиганты, как Китай или Индия, — с другой).
Определяющей роли для образования государства не играет и его национальный состав. Население, проживающее на определенной территории, находящееся под юрисдикцией конкретного государства, может быть многонациональным, как Россия, США, Индия, Китай, или состоять в подавляющем большинстве из представителей одной нации (Польша, Германия, Венгрия и т. д.). Однако ни то, ни другое не мешает образованию государства в одних случаях с многонациональным составом, в других — почти мононациональным составом населения.
При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими вместе со всеми в труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особой группой людей, составляющей особый вид профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли «должности», а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти родового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказание или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.
В отличие от этого устройства, для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Иначе говоря, государство, наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфическими государственных функций.
Воплощенная в государственных органах публичная власть тран сформируется в государственную власть, и ее реализация обесп ечивается всей мощью государственного аппарата.
Главными признаками государственной власти являются:
а) суверенность;
б)легитимность,
Суверенность государственной власти означает ее верховенство на территории конкретной страны, а также ее независимость в международных отношениях. В свою очередь, легитимность получает выражение в положительной оценке, ее правомерности. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.
Понятие и классификация функций государства
Функциями государства являются стратегические направления его деятельности, в которых выражаются сущность и назначение в обществе. Поскольку функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием. Целей и задач, обусловленных социально-экономическими структурами общества, постольку в функциях сущность государства получает конкретное выражение.
В ходе развития государства одни функции возникают, другие отмирают, третьи изменяют свое содержание. По времени действия могут быть выделены постоянные и временные функции. Постоянными являются политические, социальные, экономические. Временные могут быть связаны с экстремальными ситуациями, например, ведение войны. По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции. Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри страны, внешние — за ее пределами. В связи с тем, что объектом воздействия функций государства являются сферы общественной жизни — экономика, социальная структура, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок, функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.
В общем плане функции государства можно представить в виде следующей системы.
/. Функции внешнего суверенитета: национальная оборона (или безопасность); осуществление внешних сношений.
2. Функции внутреннего суверенитета: внутренняя безопасность; правосудие и регистрация актов гражданского состояния.
3. Собственно политические функции: обеспечение функционирования политических институтов; взаимоотношения с общественными организациями институтами; информирование общественности о политических целях.
//. Экономические функции. Эмиссия денежных знаков. Общая координация экономической и финансовой политики, включая экономическое планирование (координация может осуществляться с помощью государственного заказа, государственного кредитования, налогообложения).
III. Социальные функции.
Деятельность в области здравоохранения
Деятельность в области жилищного и городского строительства.
Защита социальных и профессиональных прав и интересов.
Предоставление пособий «социально неполноценным» (инвалиды, матери-одиночки, сироты, люди пожилого возраста, учащаяся молодежь).
Сохранение или преобразование социальных слоев и структур (например, фермерство; предприятия, находящиеся в коллективной собственности).
IV. Культурно-воспитательные функции.
Организация проведения исследований проблем фундаментального или чисто научного значения. Образовательная функция (общее, профессиональное, художественное, спортивное образование и развитие детей, подростков и юношества).
Суммируя все вышесказанное, можно дать следующее определение.
Право — это система норм, выраженных в признаваемых государством источниками являющихся общеобязательным «нормативно-государственным ^критерием правомерно-дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения.
В заключение необходимо отметить, что сущность права получает свое развернутое выражение в его основных признаках. Ими являются:
1) социальность (право регламентирует организацию производства, распределение производимого продукта, распределение социальных ролей в обществе и должностей в государстве, товарно-денежные отношения, отношения собственности и т. д.);
2) нормативность (право выступает как система норм, характеризуемых логической структурой, установлением масштаба и меры поведения);
3) обязательность (право обеспечено возможностью государственного принуждения);
4) формализм (право фиксируется в письменном виде, в специальной форме);
5) процедурность (право включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты);
6) неперсонифицированность (право адресовано не к конкретному лицу, а ко всему обществу);
7) институциональность (правотворчество осуществляют строго определенные органы государства, или этот процесс идет под их контролем, как, например, референдум);
8) объективность (право закономерно появляется на этапе перехода общества к производящей экономике как естественный результат развития регулятивной системы).
В различных теоретико-юридических концепциях право наделяется иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право.
Понятие права в объективном и субъективном смысле
Понятие права как система норм, установленных и санкционированных государством. Эти нормы реализуют общественные отношения между людьми. Поскольку такие регуляторы выступают
> отношению к каждому отдельному лицу или организации
> некий внешний фактор, то термин «право» в этом смысле
объективный характер, т. с. не принадлежит какому-либо
объекту, не составляет его личного, хотя бы и социального устройства. Поэтому нормы права, или право как систему норм, объективным правом.
Однако, существуют не сами по себе, а для людей и их организаций, в том числе и для государства. Они призваны регулировать их действия, предоставляя им свободу определенными рамками, предписаниями, ограничениями и п.
t Предоставленная нормами права свобода, возможность ведения в русском языке также именуется правом. Но это не норма, лежащая за рамками возможностей, лично принадлежащих субъекту. Это то, что по объективному праву принадлежит субъекту, составляющего личную свободу или возможность поведения, пользования его вещами, способностями, знаниями и многими иными, в том числе и общественными благами. Такая свобода и возможность поведения, установленная Объективным правом, носит название «субъективное право».
Таким образом, под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных в соответствующих источниках права и не зависящих от каждого отдельного индивида; а под правом субъективным — система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше источников или принадлежащие им от рождения.
Однако право в субъективном смысле охватывает собой не только права, вытекающие из норм объективного права, но также и систему юридических обязанностей, т. е. совокупность конкретных долженствований, необходимостей, императивов предусмотренных законами государства.
Понятия права в объективном и субъективном смысле совершенно необходимы в юридической науке и практике, они призваны выполнять важные операционные, аналитические, познавательные, прикладные и социально-регулятивные функции. Объективное право не может быть реализовано без субъективного. В этом их неразрывная взаимосвязь и невозможность существования друг без друга.