Особенности валютного и экспортного контроля в промышленно развитых странах




Основными целями валютного и экспортного контроля яв­ляются защита экономики этих стран от резких колебаний денежно-кредитной системы и уменьшения валютных резервов, вызываемых движением капитала, а также обеспечение нацио­нальной (в том числе экономической) безопасности.

Одним из инструментов достижения целей валютного контроля до недавнего времени служили ограничения движения капитала. Развитие внутреннего финансового рынка промыш­ленно развитых стран Западной Европы, США и Японии, а также укрепление связей этих стран с международными валютно-финансовыми структурами привели к осуществлению важ­нейших реформ денежно-кредитной политики и ослаблению валютного контроля (валютные ограничения в экономически развитых странах Западной Европы сохранялись до начала 60-х годов, кроме США, где они были отменены значительно раньше).

В результате к настоящему времени в этих странах значительно расширены права резидентов и сняты основные ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами. Таким образом, регулирование движения капитала стало постепенно обеспечиваться рыночным механизмом и инструментами денежно-кредитной политики.

Осуществление экспортного контроля имеет важное значение для успешного выполнения международных обязательств развитых стран и проведения эффективной внешней политики.

Значительно усилился контроль за экспортом стратегически важных товаров и товаров двойного назначения. Усиление экспортного контроля в промышленно развитых странах в основном было вызвано интернационализацией движения капитала, которая, в свою очередь, привела к распространению отмыва­ния денег в международном масштабе. Таким образом, в на­стоящее время наряду с осуществлением валютного и экспортного контроля основными задачами в экономически раз­витых странах являются выявление, расследование и пресече­ние незаконных финансовых операций, связанных с легализа­цией преступных доходов.

Международное сотрудничество по вопросам борьбы с не-законными финансовыми операциями, связанными с легали­зацией преступных доходов, осуществляется в рамках ООН, ЕС, а также по линии международной организации ФАТФ (Financial Action Task Force), учрежденной в 1989 г. по инициативе «семерки» ведущих индустриальных держав и объединяю­щей в настоящее время 26 государств.

Механизм валютного и экспортного контроля в промышленно развитых странах исторически складывался с учетом спе­цифических условий развития каждой из этих стран. Вследствие этого в них существовали и до настоящего времени сохраняются некоторые особенности в проведении валютного и эпортного контроля.

 

Италия.

Система валютного и экспортного контроля Италии является одной из самых жестких Европе. В своем развитии она прошла через ряд этапов. И соответствии с декретом № 1956 от 11 декабря 1917 г. основнным государственным органом валютного контроля длительное время (до 1945 г.) являлся Национальный институт по Валютным операциям, который получил исключитель­ное право на закупку иностранной валюты, чеков и банкнот, а также на размещение иностранных ценных бумаг за границей. Через этот тот институт осуществлялись платежи в иностранной валюте за импорт, а также денежные переводы иностранных резидентов.

Декретом № 696 от 13 июня 1919 г. была восстановлена свобода денежных переводов. Этим декретом, действовавшим до 1956 г., итальянским юридическим и физическим лицам запрещено предоставлять кредиты иностранцам и инвестировать капиталы за границу без предварительного разрешения Министерства внешней торговли.

В связи с тяжелым экономическим положением страны в 30-е годы была разработана и Декретом № 1942 от 8 декабря I934 г. введена в действие система валютных ограничений, получившая название «монополия на обмен валют». По этой системе, просуществовавшей до 1955 г., экспорт итальянской валюты запрешался в любой форме. Получаемые экспортерами товаров и услуг выручка и доходы в иностранной валюте подлежали обязательной сдаче в «Исткамби» в объеме 100% в обмен на национальную валюту. Итальянские резиденты были также обязаны заявлять «Исткамби», а с 1945 г.— Итальянскому валютному бюро (И В Б) о наличии иностранных и национальных ценных бумаг, размещенных за рубежом.

Экспортно-импортные операции осуществлялись только по специальным разрешениям Министерства внешней торговли. В дальнейшем Итальянское валютное бюро стало выдавать разрешения на осуществление валютных операций в форме генеральной лицензии, а уполномоченные банки-агенты — только разовые лицензии.

Ввиду ограниченности валютных ресурсов в первые послевоенные годы внешнеторговые операции осуществлялись на основе двусторонних клирингов, однако к концу 40-х гг. выявились негативные стороны этой формы платежных отношений и стала отчетливо прослеживаться тенденция к широкому использованию так называемых хромых компенсационных сделок, при которых товарные потоки не сбалансировались, что не способствовало развитию взаимного товарообмена. Развитие обмена определялось возможностями слабейшего участника (Италии, в частности), вынужденного для выравнивания платежного баланса сокращать импорт, в том числе инвестиционного характера.

Это побудило страны Западной Европы перейти к практике многостороннего клиринга в рамках созданного в 1950 г. Европейского платежного союза, что позволило Италии относительно быстро пополнить валютные резервы за счет экономии дефицитных долларов и облегчило переход к конвертируемости итальянской лиры.

В 1955—1956 гг. в стране был принят так называемый рамочный Закон (пакет декретов, касающихся валютного регулирования, покупки и обращения иностранной валюты, использования иностранных инвестиций), основные положения которого сохраняются и в настоящее время. Так, Законом № 852 от 26 сентября 1955 г. было отменено правило обязательной продажи резидентами иностранной валюты Итальянскому валютному бюро. В уполномоченных банках-агентах для них были открыты специальные валютные счета, на которые зачислялась вся сумма выручки в иностранной валюте.

Владельцам таких счетов было предоставлено право свободного использования средств для оплаты импорта товаров, а также добровольной их продажи за итальянские лиры на внутреннем валютном рынке в течение определенного срока, устанавливаемого декретом министра внешней торговли и министра Казначейства.

В соответствии с Законом № 786 от 25 июля 1956 г. физические и юридические лица-резиденты были обязаны в установленные Министерством внешней торговли сроки представлять Ранку Италии или уполномоченному банку-агенту информацию о своих финансовых операциях.

Было также установлено, что все операции с иностранной валютой должны осуществляться через Банк Италии или банки-агенты, получившие право на ведение валютных операций. Первоначально такое право было предоставлено 20 государственным банкам, в настоящее время — примерно 800.

В 1963 г. итальянским юридическим и физическим лицам было разрешено свободно покупать и продавать акции и облигации за национальную валюту при условии, что все сделки будут осуществляться через Банк Италии или уполномоченные банки.

К середине 70-х гг. юридические лица, находящиеся за пределами страны, и физические лица итальянской национальности, проживающие за рубежом, получили право иметь собственные счета и депозиты в банках страны пребывания. При этом оговаривалось, что речь идет только об итальянских лирах и что все финансовые операции должны сопровождаться соответствующим уведомлением Банка Италии. Были разрешены любые банковские операции при соблюдении следующих условий:

счета, в случае их закрытия, могли быть возобновлены только в Италии;

банковские операции, за исключением временных займов должны превышать суммы, имеющейся на счете в момент совершения операции.

в начале 80-х гг. положение итальянской лиры на валютном рынке вновь резко ухудшилось. В этот период (1981 — 1982 гг.) в стране вновь применялась измененная, система импортных депозитов. На этот раз было установлено обязательство импортеров вносить в уполномоченный банк депозит в размере 70% от суммы в иностранной валюте, с рассрочкой платежа до 360 дней.

В конце 1989 г. в Италии были принят декрет о валютном регулировании, по существу разрешивший ведение любого рода валютной и финансовой деятельности, не противоречащей закону. Вместе с тем основные принципы валютного регулирования (монополия на торговлю золотом и валютой; обязательное уведомление государственных органов о всех операциях в иностранной валюте, осуществляемых резидентами; запрет на хождение иностранной валюты на внутреннем рынке страны) подлежат неукоснительному выполнению.

В настоящее время Министерством внешней торговли и Министерством казначейства рассматривается вопрос о возврате к режиму разрешений на операции с движением капитала (кроме прямых инвестиций), однако эти меры требуют согласия ОЭСР.

В 1995 г. в ИВБ создано специальное управление по борьбе с предотвращением использования финансовых институтов в целях отмывания преступных доходов. ИВБ также активно; использует современные средства статистической обработки и анализа данных в борьбе с этим явлением. В этих целях в ИВБ внедрено специальное программное обеспечение «UIC—L197». Входящие в него программы позволяют проследить денежные переводы по времени и географическим зонам и выявить признаки отмывания денег.

Важное место в системе валютного контроля и решении вопросов борьбы с организованной преступностью в сфере экономики занимает Финансовая гвардия Италии. Вопросами пресечения преступлений, связанных с сокрытием доходов, отмыванием незаконно нажитых средств, а также незаконной торговлей стратегически важными сырьевыми ресурсами и технологиями, занимаются специалисты 2-го управления Главного командования Финансовой гвардии. Помимо этого управление координирует оперативные мероприятия, направленные на пресечение деятельности мафиозных структур в области нарко-бизнеса и торговли оружием.

Важную роль в контроле за экспортно-импортными операциями играют итальянские таможенные службы. Получаемые этими службами данные о противоправных действиях в финансовой сфере направляются в ИВБ и Финансовую гвардию.

Принято считать, что к 1988 г. Италия завершила мероприятия по либерализации внешнеэкономической деятельности Однако система валютного и экспортно-импортного контроля сохранилась: остались задачи информационного обмена в ЕС (по банковской информации и др.); сохранились, эффективна используются и пополняются информацией банки данных в ИВБ и Финансовой гвардии. Система контроля за валютным обращением в настоящее время заключается в решении задач фискального мониторинга и контроле за соблюдением валютного законодательства.

Великобритания.

Основной задачей органов валютного контроля Великобритании является сохранение национальных валютных резервов и обеспечение оптимальных пропорций платежного баланса.

Основы современной системы валютного и экспортного контроля были заложены в довоенное время с принятием в 1939 г. Предписаний об обороне (финансах) и Закона об импорте, экспорте и полномочиях таможни. В 1947 г. вступил в силу Закон о валютном контроле, впоследствии дополненный положениями Закона о финансах от 1968 г. (раздел 55) и 1977 г., а также более чем 40 нормативными документами, включая приказы, правила, директивы и проч., изданными Казначейством и Банком Англии.

Среди наиболее важных современных нормативных документов, регламентирующих валютный и экспортный контроль, следует также упомянуть Закон об импорте и экспорте от 1990 Распоряжения о контроле за экспортом товаров от 1979 г., а также Закон об администрации Таможенного и акцизного управления от 1979 г.

Закон о валютном контроле предоставляет властные полномочия и налагает обязанности и ограничения в сфере обращения валютных ценностей (золото, валюта, платежные документы, ценные бумаги, долговые обязательства); операций с Недвижимостью (импорт, экспорт, трансферт, урегулирование имущественных проблем).

Система органов валютного и экспортного контроля Вели-шритании включает Казначейство, Банк Англии и уполномоченные банки, имеющие валютную лицензию, а также органы таможни и акцизов. Британское казначейство является главам органом, определяющим режим валютного регулирования, большую часть своих полномочий оно делегировало Банку Англии, который непосредственно осуществляет валютный конроль.

Банк Англии руководит деятельностью своих филиалов и уполномоченных представительств в большинстве коммерческих банков (как британских, так и иностранных), находящих на территории Великобритании и осуществляющих с его разрешения широкий круг операций.

Более ограниченные полномочия были предоставлены так называемым уполномоченным депозитариям (например, биржевым брокерам и агентам) в части операции с ценными бумагами, а также некоторым туристическим фирмам.

Органы таможни и акцизов имеют ряд полномочий и обязанностей, установленных Банком Англии в части контроля за движением товаров и валюты.

Законом о валютном контроле устанавливается особый режим для так называемых отдельно перечисленных территории (ОПТ), к которым в настоящее время относятся Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Нормандские острова и остров Мэн, Республика Ирландия и Гибралтар. Казначейство периодически корректирует список ОПТ и список стран так называемой заморской стерлинговой зоны (сюда в настоящее время входят 59 стран и территорий, которые до 1972 г. относились к ОПТ).

Одной из функций валютного контроля в Великобритании является обеспечение своевременного возвращения выручки за экспорт английских товаров из стран, не входящих в ОПТ. Этот поток капиталов движется со стерлинговых и инвалютных счетов нерезидентов на счета резидентов. Максимальный срок для репатриации валютной выручки, разрешенный Казначейством, составляет 6 месяцев. Превышение этого срока возможно, если получено специальное разрешение или, например, в случае поставок под экспортные кредиты, гарантированные государством.

В Великобритании имеются некоторые ограничения на вывоз валютных ценностей физическими лицами, хотя в целом декларируется, что контроль в этой области осуществляется фор мально.

В то же время ограничения не распространяются на средстве в инвалюте, депонированные нерезидентами в уполномоченных банках.

Регулирование сделок, связанных с движением капитале включает контроль за прямыми и портфельными инвестициями. В случае прямого инвестирования капитала в страны за пределами ОПТ резиденты должны получить разрешение opraнов валютного контроля.

Экспортный контроль в Великобритании регулируется в настоящее время вышеуказанными нормативными актами, общими для валютного и экспортного контроля. Распоряжение об экспорте товаров (контроль) от 1992 г. содержит конкретные меры в области лицензионного контроля.

Как следует из указанных документов, политика правительства Великобритании в области экспортного контроля заключается в стимулировании максимального уровня экспорта, подлежащего установленным видам контроля, обеспечении правильного применения контрольных мер и уменьшении их отрицательного влияния на состояние торговли.

Управление экспортным контролем в Великобритании осуществляется Департаментом по контролю за экспортом Министерства торговли и промышленности, который отвечает за оформление экспортных лицензий. В систему органов экспортного контроля входит также Таможенное и акцизное управление, на практике контролирующее соблюдение предписаний экспортерами. В дополнение к мерам контроля, изложенным в упомянутом Распоряжении, существует отдельное законодательство, содержащее нормы, вытекающие из санкции ООН и ЕС.

Часть ограничений на экспорт ряда товаров связана с введением международного режима эмбарго, а некоторые накладываются правительством Великобритании в связи с ее особой Политикой, проводимой по отношению к ряду стран. В настоящее время особый экспортный режим применяется Великобританией к республикам бывшей СФРЮ, Аргентине, Гаити, Китаю, Ирану, Ираку, Израилю, Либерии, Ливии, Бирме, ЮАР и Сирии.

В последнее время (с конца 80-х гг.), несмотря на отмеченную тенденцию к либерализации валютного и экспортного контроля в отношении традиционных валютных и внешнеторговых операций, правительство Великобритании уделяет внимание борьбе с легализацией преступных доходов как в стране, так и в международном плане. Для координации деятельности в этой области в стране создана специализиронанная Объединенная рабочая группа, в состав которой входят ведущие деятели финансового сектора экономики. Оперативной работой по пресечению незаконных финансовых операций занимается Национальная служба Великобритании по финансовым расследованиям, в составе которой имеется Бюро финансовых расследований.

Франция

В начале 80-х гг. правительство Франции приступило к осуществлению планомерной политики либерализации внешнеэкономической деятельности, в первую очередь валютного обращения. Такая политика явилась отражением общих тенденций в развитии экономических связей между странами Западной Европы.

Жесткая ограничительная система валютного контроля, установленная во Франции в конце 70-х гг., сыграла свою роль в ограничении темпов инфляции в стране, создании достаточных валютных резервов.

Усилия органов валютного контроля в значительной степени способствовали выходу Франции из затяжного экономического кризиса. Однако уже в начале 80-х гг. стало очевидным, что всеобъемлющая система валютного контроля превратилась в тормоз для дальнейшего развития французской экономики.

Либерализация экономических связей и ослабление системы валютного контроля в области экспорта, импорта и операций с ценными бумагами способствовали, по заключению французских и международных экспертов, принципиальному улучшению динамики движения валютных средств и стабилизации экономики страны в целом.

Официально было объявлено о переходе от мер судебного преследования за нарушение правил международной торговли и валютных операции к мерам административного воздействия (предупреждения, штрафы, лишение лицензий). Но самое важное — это то, что сохранилась наработанная годами практика и технология статистического учета и анализа данных о коммерческих и финансовых сделках, а также их участниках.

Уже в конце 80-х — начале 90-х гг. во Франции с функций повалютному и экспортному контролю акцент был перенесен на укрепление правовой базы и совершенствование методов борьбы с отмыванием преступно нажитых капиталов, особенно приоб ретенных в результате легализации денежных средств, полученных организованной преступностью от торговли наркотиками.

Указом Президента № 89-938 от 29 декабря 1989 г. Франции официально декларировала свой отказ от проведения политикй жесткого валютного контроля. При этом все большее внимание стало уделяться совершенствованию законодательства по борьбе с отмыванием преступно нажитых капиталов. Однако до настоящего времени французские законы квалифицируют отмывание денег как преступление лишь в том случае, если оно связано с легализацией капиталов от наркобизнеса.

В 1990 г. во Франции в качестве государственного контрольного органа при Министерстве экономики, финансов и бюджета была создана Группа по расследованию незаконных финансовых операций ТРАКФИН (TRACFIN — Traitement du Kcnseignement et Action contre les Circuits Financiers Clandestine), которая ведет статистический учет и анализ информации по отмыванию капиталов, полученных в первую очередь от торговли наркотиками.

Штаб-квартира ТРАКФИН находится в Париже. Численность сотрудников составляет 18 человек, 12 из которых являются работниками бывшей службы контроля за валютными операциями. Деятельность группы ТРАКФИН осуществляется в обстановке строгой секретности.

ТРАКФИН самостоятельно не ведет юридического расследования. При выявлении фактов незаконных валютных операций, Ввязанных с наркобизнесом, сотрудники Группы направляют соответствующую информацию специально уполномоченным таможенным и полицейским органам — Национальному таможенному управлению и Центральной службе полиции по борьбе с крупными финансовыми правонарушениями. Аналитические материалы о других видах преступной деятельности направляются в следственные органы.

Сложившаяся в ведущих западных странах после Второй мировой войны система контроля за экспортом товаров военного п двойного назначения регулируется их национальными законодательствами. В настоящее время в эту систему включены практически все страны, являющиеся экспортерами высокотехнологичных товаров. За последнее время претерпели изменения и принципы организации контроля: от контроля над экспортом товарных позиций к контролю стратегически важных технологий.

Наряду с разработкой и совершенствованием собственной законодательной базы экспортного контроля за товарами военного и двойного назначения Франция и другие западные страны предпринимали согласованные действия в этой области в рамках наднационального органа — Координационного комитета многостороннего экспортного контроля (КОКОМ), официально функционировавшего с 1949 по 1993 г. КОКОМ объединял под эгидой США 17 государств — членов НАТО, и контролировал экспорт стратегических товаров и технологии в социалистические страны.

Франция продолжает занимать прочное положение на мировом рынке оружия, ориентируя свой военный экспорт преимущественно на развивающиеся страны, на которые приходится в среднем 75% общего объема продаж. Государство стимулирует развитие экспорта оружия и военной техники, рассматривая его как источник финансирования разработок и производства вооружения для национальных вооруженных сил.

Франция накопила большой опыт в организации экспорта и освоении мировых рынков оружия. В основе экспортной политики страны находятся следующие основные принципы:

1. Строгий контроль со стороны государства за производством и экспортом вооружения и продукции двойного назначения. За нарушение установленных правил экспорта законом
предусматриваются суровые санкции вплоть до тюремного заключения.

2. Приоритет экономических интересов. Франция, как правило, не предъявляет странам — импортерам оружия и военной техники жестких политических требований.

Вместе с тем французское правительство соблюдает установленное ООН эмбарго на поставки вооружения отдельным странам.

3. Обеспечение высокого качества экспортируемой продукции и продажа ее по сравнительно высоким ценам.

В основе французского законодательства, регулирующего экспорт вооружения и продукции двойного назначения, лежит запретительный принцип, в соответствии с которым разрешение на экспорт каждый раз оформляется как исключение. Выдача разрешений и контроль за экспортом являются прерогативой исполнительной власти.

Базовым нормативным актом, устанавливающим систему государственного контроля за экспортом оружия и военной техники, является Закон о военных материалах, оружии и боеприпасах 1939 г., который сохраняет силу до настоящего времени.] В 1977 г. Министерством национальной обороны был принят Указ № 73-364 от 12 марта относительно применения этого Закона.

Указом предусматривается процедура многоступенчатого pacсмотрения заявок на выдачу разрешений на экспорт вооружений и товаров двойного назначения. Предложения от потенциальных заказчиков поступают в зарубежные представительств управления внешних сношений аппарата Генерального уполномоченного по вооружению. Затем осуществляется комплексное рассмотрение этих заявок и согласование всех содержащихся в них аспектов как в рамках Министерства обороны, так и с привлечением представителей других заинтересованных министерств по каналам Межведомственной комиссии. В этом процессе принимают непосредственное участие производители вооружения, которые могут и сами выступать как инициаторы экспорта.

 

Германия.

Юридически система валютного и экспортного контроля в ФРГ существовала в период с 1949 по 1961 г., когда действовал Закон № 53 «О валютном обращении и контроле за товарооборотом», или Baлютный закон. Это было рамочное соглашение объединенных иластей трех западных зон оккупации. Он вводил понятие валютной границы, или границы экономической зоны.

Закон содержал запрет (с обязательством запроса на разрешение) на операции с имуществом между гражданами и иностранцами, запрет на перемещение валюты, а также положения о валютном контроле, аннулировании сделок и уголовно-правовые нормы и определения.

Важнейшим событием стало принятие в декабре 1958 г. положения о платежах между ФРГ и зарубежными странами. Немецкая марка стала свободно конвертируемой валютой. Ограничения сохранялись только в платежах по немецкому зарубежному долгу.

В настоящее время валютное регулирование в ФРГ осуществляется на основе Валютного закона 1949 г. и Закона о Немецком федеральном банке 1957 г. Исходя из отрицательного Исторического опыта тесной взаимосвязи правительства и эмиссионного банка, дважды приведшей к резкому обеднению населения, законами устанавливается, что Федеральный банк при выполнении своих полномочий действует независимо от федерального Правительства. В его исключительную компетенцию входят поддержание стабильности национальной валюты (валютного курса) и обеспечение условий для функционирования денежно-валютной системы внутри страны.

В ФРГ нет хождения иностранной (конвертируемой) валюты, она не принимается в системе розничной торговли. В то же время нет никаких ограничений для ее обмена на марки ФРГ. Обмен производится в банках, сберкассах, а также в широкой круге обменных пунктов.

 

 

Свобода передвижения капитала является в Германии одним из основополагающих принципов рыночного хозяйства. Перемещение капитала из ФРГ и в нее практически ничем не ограничено. Вместе с тем в отдельных случаях, когда этого требуют интересы страны либо ее международные обязательства, применительно к некоторым странам может быть установлен особый, усложненный режим платежного оборота.

Свобода передвижения капитала не означает, однако, отказа от тщательного фиксирования объемов и направлений его перемещения. Делается это в основном для статистических целей и подведения платежного баланса страны. Такая статистика позволяет постоянно держать ситуацию под контролем, а при необходимости принимать регулирующие решения.

Учет поступающих в ФРГ капиталов ведется главным образом банками и кредитными организациями, которые периодически передают необходимые сведения в Федеральный банк или центральные банки земель.

Основной законодательной базой, регламентирующей внешнюю торговлю ФРГ, являются:

—Закон о внешнеэкономических связях от 28 апреля 1961 г.
с последующими изменениями. По существу данный Закон является актом о передаче бундестагом полномочий по регулированию внешнеэкономических связей правительству ФРГ, которое тем самым наделяется правом издания постановлений в
этой сфере;

—постановление о порядке исполнения Закона о внешне-экономических связях от 19 декабря 1986 г.;

—нормативные акты ЕС, обязывающие страны — члены
этой организации вносить соответствующие нормы и положения ЕС в национальное законодательство;

—договоренности, зафиксированные в ратифицированных
ФРГ межгосударственных договорах.

Экспорт ФРГ осуществляется свободно, если экспортируемые товары не обозначены в Экспортном списке. Контроль за их экспортом основан на выдаче экспортеру разрешения.

Если ФЭВ не может принять решения о выдаче лицензии, то заявка передается на рассмотрение в следующую инстанцию — в межведомственный комитет с участием Министерства экономики, Министерства иностранных дел и Министерство юстиции, а также других ведомств ФРГ.

Правительство ФРГ 3 декабря 1992 г. приняло решение об отменении Экспортного списка, являющегося приложением к Постановлению о порядке исполнения Закона о внешнеэкономических связях. Основательно переработанный список вступи в силу с 1 марта 1993 г.

Экспортный список согласуется с унифицированным списком товаров двойного назначения, который должен стать важной составной частью будущего европейского права, регулирующего экспортный контроль, и отражает существенную либерализацию валютного законодательства.

И связи с либерализацией внешнеторгового и валютного законодательства в ФРГ особую актуальность приобрел вопрос
типизации эффективного противодействия использованию
финансовых систем в целях отмывания преступно нажитых капиталов. Поэтому ФРГ принимает активное участие в расширении международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием денег, одновременно реализуя соответствующие меры
в стране.

Важным направлением международной деятельности ФРГ в Области борьбы с преступностью в Последние годы является формирование системы соответствующих межправительственных соглашений со странами Восточной и Центральной Европы. Уже имеется положительный опыт их реализации с Венгрией, Чехией, Польшей. Аналогичные договоренности готовятся к подписанию в настоящее время со Словакией, Украиной, а также странами Балтии.

Япония.

Движение валют и внешние расчеты по торговым сделкам и инвестициям в Японии регулируются базовым Законом «О контроле за иностранной валютой и внешней торговлей», а также многочисленными постановлениями правительства и ведомственными актами. Этот закон регулирует:

—сделки с иностранной валютой, совершаемые банками и
меняльными конторами;

—платежи (включая перевод дивидендов и роялти) за границу и из-за границы;

—сделки, связанные с движением капитала (включая инвестиции);

—внешнеторговые сделки.

В соответствии с законом большинство вопросов в данной сфере отнесены к компетенции Министерства финансов и Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). Нередко они привлекают к принятию решения и другие заинтересованные министерства. Сделки, совершаемые банками, являются исключительной компетенцией Министерства финансов, внешнеторговые сделки — МВТП. Сделки, связанные с движением капиталов, и осуществление платежей контролируются «компетентными министерствами», включая Министерство финансов и МВТП. К органам валютного контроля и регулирования относится и Банк Японии.

Основным средством валютного регулирования является лицензирование определенного рода операций либо обязательность предварительного уведомления (с периодом ожидания или без него). Лицензирование платежных операций имеет целью побудить компании совершать эти операции через уполномоченные банки. Плата, которую банки взимают с клиентов, является компенсацией за выполнение дополнительных контрольных функций.

В случае нарушения уполномоченным банком действующего законодательства Министерство финансов может во внесудебном порядке отозвать лицензию, либо приостановить на срок до одного года валютные операции этого банка, либо ограничить сферу его операций.

В отношении осуществления платежей установлено следующее базовое правило: если они производятся минуя уполномоченные банки, а также так называемыми особыми методами платежа, то необходима лицензия Министерства финансов (особые методы платежа определены как методы, позволяющие делать бесконтрольные платежи).

Своим ведомственным актом МВТП установило требование, в соответствии с которым контрагенты по сделкам, входящим в компетенцию МВТП (торговля, права на добычу полезных ископаемых, права промышленном собственности), при осуществлении платежа в сумме более 3 млн. иен (за исключением нерезидентов, получающих платежи) обязаны представить Отчет (рапорт) или акцептованную МВТП форму уведомления уполномоченному банку в момент осуществления платежа.

Уполномоченные банки, руководствуясь политикой правительства и текущими установками Министерства финансов и других министерств, контролируют поток платежей, предотвращая или ограничивая незаконные платежи.

Движение капиталов при осуществлении инвестиций как за рубежом, так и из-за рубежа контролируется путем установления требований об «уведомлении» компетентного министерства либо получении предварительного разрешения для «чувстительных» отраслей (инвестиции из-за рубежа в оборонную промышленность, лесное, рыбное и сельское хозяйство, кожевенную, горнодобывающую, нефтеперерабатывающую, авиационную и космическую промышленность, производство химических веществ двойного назначения).

Контролируются и другие формы движения капиталов. В частности, к компетенции МВТП относится контроль за сделки между резидентами и нерезидентами о предоставлении и Получении денежных ссуд и займов, а также предоставлении Гарантий по обязательствам третьих лиц, а кроме того, за аналогичными вышеуказанным сделками, заключенными в связи экспортом и импортом товаров и передачей прав на добычу полезных ископаемых и прав промышленной собственности.

Правовой основой регулирования экспорта в Японии является Закон о контроле за внешней торговлей и валютным обменом 1980 г.

Направления экспортного контроля:

контроль экспорта определенных товаров с целью регулирования внутреннего спроса и предложения (рыбная мука, рис, цветные металлы и т.д.);

контроль экспорта товаров с целью поддержания порядка на отдельных рынках (текстильные изделия, товары легкого машиностроения);

контроль экспорта товаров, оговоренных международны-мп соглашениями (дикие животные, птицы, растения и изделий из них, охраняемые международными соглашениями);

контроль товаров, запрещенных к экспорту (наркотики, национальные сокровища);

контроль экспорта товаров с сомнительным происхождения или нарушающих в стране-импортере права третьих лиц (авторское право, патент, промышленный образец), что чревато уплатой штрафов;

—контроль экспорта в страны, против которых решением
правительства Японии введены торговые санкции (например,
против КНДР в январе 1988 г.);

—контроль экспорта японских материалов для давальческой
переработки с последующим их импортом в Японию;

—контроль способа платежа за экспортируемый товар в случае, если этот способ отличается от порядка платежа, утвержденного Министерством финансов Японии (рассрочка платежа на срок более 2 лет, оплата неновыми чеками, бартер или
расчеты в пользу третьей стороны).

Механизм выдачи экспортной лицензии следующий. В случае поставки товаров, подпадающих под экспортные ограничения, экспортер должен обратиться в МВТП за экспортной лицензией. Если заявка удовлетворяет всем предъявленным требованиям, заявителю возвращается 1 экземпляр подписанной заявки.)

Срок действия экспортной лицензии — 3 месяца, однако этот срок может быть продлен в случае поставки комплексного оборудования или сезонного товара.

Контроль за экспортом и выдача экспортных лицензий полностью сосредоточены в экспортном отделе Управления внешней торговли МВТП Японии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: