Описание изделия, композиция, цвет




Экзаменационная работа

Тема:

Специальность: 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

Направление: «Художественная роспись по дереву, металлу, лаковая миниатюрная живопись»

Работу выполнила студентка группы 21ДПИ (В):

Никишина Анастасия Сергеевна

Консультант: Федорова А.В.

Москва 2015



Оглавление

 

 

Введение стр.5-6

Художественно - историческая глава стр. 7-13

Технологическая глава стр.14-33

Заключение стр.34

Список литературы стр.35

Приложение стр.36


Введение

Когда в начале учебного года мы начали изучать жостовскую роспись, перед нами поставили цель освоить технику и композицию этого ремесла, понять всю плавность линии и прочувствовать упругость и сочность мазка. В это же время, нам требовалось ощутить тот дух, который окутывает само ремесло, то ощущение, которое заставляет человека смотреть и восхищаться красотой изделия промысла снова и снова уже на протяжении двух столетий. Именно эти цели стали моим маяком в освоении жостовской росписи.

В наше время существует безмерное количество способов применить жостовскую роспись на деле. Сейчас на ряду с традиционными подносами, которые и прославили это ремесло, расписывают изделия начиная от новогодних шаров и заканчивая стационарной мебелью, при этом изделия могут быть не только классически металлическими, но и деревянными, а порой и пластмассовыми. А композиции таких работ поражают умы, будь это хоть знаменитый жостовский букет, либо пейзаж или изображение какого-либо животного.

Несмотря на огромный выбор изделий, которые я могла бы расписать на свою экзаменационную работу, я решила, что будет замечательно, если я выберу простой металлический поднос, тем самым поддержав традиции жостовской росписи. А выбранная мною популярная композиция среди жостовских мастеров в виде букета, подчеркивает ауру устоев росписи Жостова в моей работе.

Но и без духа современности я не могла обойтись. Больше всего новаторства можно увидеть в технологии исполнения изделия, где в ход идут современные материалы и инструменты, которые значительно упрощают процесс создания изделий. Например, кисти для росписи. В традиции следует использовать только беличьи кисти круглой формы, но в нашем случае мы можем выбирать себе кисть того материала и формы, которые будут нам удобны. А еще можно внести что-то свое композицию, например, как это сделала я, взяв для орнамента нетрадиционный мотив.

Такие моменты позволяют создать идеальный симбиоз между традиционной техникой росписи, построенной многолетним опытом, и нынешним взглядом на эту традицию. Можно сказать, что все изделия и произведения современного декоративно -прикладного искусства нацелены как раз на этот симбиоз и моя экзаменационная работа не исключение.

Поэтому, я надеюсь, что вы по достоинству оцените мои старания в проделанной мною работе.

 


Художественно-историческая глава

Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции. В ней чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Всё, что составляло деревенский быт.

Возникновение промысла

История Жостово и Жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней Тагильской росписи (XVIII век). Считается, что Жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Возникновение Жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов существует с 1825 г.".

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества перекупщиков Москвы при приобретении всего необходимого для производства. Основной мотив жостовской росписи, как и Тагильской,- это цветочный букет.

В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос".

1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.

 

 

2. Виды письма

Роспись ведется свободными кистевыми мазками, без предварительного рисунка. Фоны разные, но классическими признаны черный, красный, зеленый и синий темных тонов. Роспись представляют три основные техники: а-ля прим, плотное письмо и сквозное письмо, а также существует смешанная техника.

А-ля прим — это роспись по невысохшему (сырому) подмалевку. Подмалевок — пятновая подкладка под изображаемый элемент. Начиная работу с подмалевка, опытный мастер задает размеры, форму, характер будущей росписи.

Плотное письмо — это роспись по высохшему подмалевку. Мастер наносит пятновые подмалевки под все элементы росписи.

Сквозное письмо — роспись по бронзовым, серебряным и золотым порошкам, поталям и сусальному золоту.

Смешанное письмо - роспись, в которой соединяются прозрачность сквозного письма и долгие, упругие мазки плотного письма.

Технология

Изготовляются жостовские подносы из листового железа. Ковка подносов осуществляется на механических прессах. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.

Роспись выполняется в несколько приемов.

Начинается она с " замалевка ": разбеленными красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен. "Замалеванные" подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Следующим приемом на просохшем замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием " тенежка " погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений.

Затем следует " прокладка " - плотное корпусное письмо яркими красками, наиболее ответственный этап живописи. Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции.

После этого следует " бликовка ", то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все объемы - операция завершает лепку форм, их условную материальность.

Последующая операция " чертежка " размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись.

Завершает письмо " привязка " - тонкие травка и усики, объединяющие все изображение в букете и мягким переходом связывающие его с фоном.

Затем идет " уборка "-борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.

И в конце, на изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.

Описание изделия, композиция, цвет

Моя экзаменационная работа выполнена на подносе классической формы, сделанной специальным штампом из листа металла.

На подносе я изобразила традиционную композицию «собранный букет» - в такой композиции все цветы располагаются в центре подноса и между элементами почти не наблюдается промежутков. Букет я сделала не средних размеров, так, чтобы мне хватило места для крупного раскидистого орнамента, который располагается по всей ширине бортика, его внутренней части и затрагивает непосредственно основную поверхность подноса. Дополнили мою композицию небольшие элементы в виде полевых насекомых, которые несомненно оживили мое изделие.

Выбирая цветовую гамму для своего изделия, я опиралась на образец. Фон подноса сделала зеленым цветом изумрудного оттенка, который напоминает цвет сосновых иголок. Для цветов в букете я взяла яркие плотные краски бело-зеленоватых, желто-оранжевых и сине-фиолетовых оттенков, а листочки, сделанные прозрачными красками по порошкам и потали, светятся красно-коричневым и зеленоватым светом. Такая цветовая палитра напоминает мне позднее лето, когда природа только начинает подготовку к встрече с осенью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: