Ребенок имеет право на собственный выбор, на собственный поиск, в котором ему можно помочь, но на котором не стоит настаивать.




ШАГОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1.

Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких

требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Такой способ профориентации - не самый точный, но он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2.

Расширяйте знания ребенка о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Многие подростки знают лишь название профессии, а сведения о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут.

Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше ребенок подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

Попробуйте вместе с вашим сыном или дочерью проанализировать содержание разных профессий. Начать можно с профессии матери, отца, ближайших родственников. При этом надо помнить, что нет плохих и хороших профессий. Плохими или хорошими они могут быть лишь в оценках разных людей. Часто люди дают положительную или отрицательную характеристику профессий с учетом собственного профессионального опыта: положительного или отрицательного.

ШАГ 3.

Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных профессиях (специальностях).

ШАГ 4.

От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Предложите подростку поработать во время каникул по выбранной профессии, если есть такая возможность. Или дайте ребенку задание связанное с выбранной им профессией.

ШАГ 5.

Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Получить государственную услугу по профессиональной ориентации вы и ваш ребенок можете в центре занятости населения по месту жительства.

Специалисты службы занятости населения помогут вашему ребенку:

- обсудить проблемы и планы выбора профессии

- с помощью тестов определить склонность ребенка к определенной профессии;

- получить информацию о профессиях, специальностях, учебных заведениях;

- узнать информацию о востребованных профессиях рынка труда Магаданской области.

ШАГ 6.

В учебное заведение - на экскурсию. Многие учебные заведения устраивают Дни открытых дверей. Неплохо сходить туда с вашим выпускником. Так ваш ребенок познакомится с учебным заведением, преподавателями и со старшекурсниками.

ШАГ 7.

Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.

Дорогие родители!

Не старайтесь выбирать за детей жизненный путь, так как выбор, сделанный другими, приведет в скором будущем к неудачам, неудовлетворенности, разочарованиям.

Разговаривайте со своим ребенком на темы, связанные с выбором профессии, стараясь рассказывать как можно больше о том, что представляет собой выбираемый им жизненный путь.

Ребенок имеет право на собственный выбор, на собственный поиск, в котором ему можно помочь, но на котором не стоит настаивать.

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Предлагаемая анкета поможет определить степень вашего участия в подготовке детей к труду и выбору профессии.

Инструкция:

Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет вам оценить свое участие в профессиональной ориентации вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».

Текст анкеты

1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.

2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.

3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).

4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.

5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.

6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).

7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.

8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.

9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.

10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.

11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.д.)

12. Я не хочу советовать ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.

13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) еще успеет в жизни наработаться.

14. Я знаю, какие учебные предметы нравятся моему ребенку, а какие нет.

15. Я считаю, что можно наказывать трудом за поступок и поощрять деньгами за хорошо выполненную работу.

16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: