СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




ВВЕДЕНИЕ

 

Баскетбол – одна из самых популярных спортивных игр. Ей присуще высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.

Эволюция игры продолжается: усложняется техника профессиональных игроков, увеличивается скорость выполнения игровых приемов, изменяются и появляются новые тактические схемы. Вместе с ростом уровня технико-тактического мастерства совершенствуется методика подготовки баскетболистов и спортивных команд.

Деятельность баскетболиста в игре – это не просто набор разнообразных технических приемов, а совокупность двигательных действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему.

 

 

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Соревновательная деятельность баскетболистов проходит в условиях быстро сменяющихся ситуаций с ограниченным временем контроля мяча, высоким темпом передвижений и т.д. Двигательные действия выполняются в условиях, требующих от игроков дифференциации мышечных усилий и временных характеристик, выполнения приемов в условиях быстрого переключения с одних действий на другие в различных условиях пространства и времени.

Современная тенденция игры определяет направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только при высоком уровне технической подготовленности игроков. Для этого баскетболист должен:

1) владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях;

2) уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры. Разнообразность действий, сочетая различные приемы в условиях единоборства с противником;

3) владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом;

4) постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения..

В техническом арсенале современных баскетболистов одно из значимых мест при- надлежит ведению мяча.

Ведение мяча – прием, дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

Существует несколько разновидностей ведения в зависимости от высоты отскока мяча и специфики контроля над ним.

В современной литературе выделяют два типа ведения:

– с высоким отскоком;

– с низким отскоком.

Ведение с высоким отскоком мяча (высокое ведение) применяется при отсутствии

плотной опеки со стороны защитника чаще всего в ситуации, требующей быстрого пере- движения с мячом в избранном направлении. Мяч при этом варианте ведения после каждого выталкивания поднимается до уровня пояса. Это скоростной вид дриблинга. Незаменимо высокое ведение и в случае необходимости замедления игры, т.е. для за- тяжки времени при удержании счета. Характерной его особенностью является отсутствие движений на укрывание мяча от соперника.

Ведение с низким отскоком мяча (низкое ведение), напротив, используется, если защитник находится в непосредственной близости и существует угроза выбивания мяча. Соответственно нападающий осуществляет активное укрывание мяча за счет поворота туловища в направлении мяча и выставления в сторону руки, свободной от ведения. Вы- сота отскока снижается в результате сгибания ног и незначительного наклона туловища вперед. Степень снижения высоты отскока мяча зависит от характера противодействия и индивидуальных особенностей техники игрока. Мяч может жестко встречаться на уровне колен или еще ниже (у самого пола). Чем ниже высота отскока, тем продолжительнее, а значит, и надежнее контроль дриблера над мячом.

В баскетболе успех команды обеспечивает точный завершающий бросок. До недавнего времени, да и в настоящие дни основное средство нападения - это бросок одной рукой сверху в прыжке. В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с различных дистанций.

Основные характеристики броска. Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности бросков. Но они не отличаются в основах техники - биомеханических принципах движений - рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов.

Классификация бросков корзину выглядит следующим образом:

1) броски двумя руками; броски одной рукой;

2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;

3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;

4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке;

5) по расстоянию: дальние, средние, ближние;

6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.

Квалифицированные игроки баскетбольной команды проводят за игру в среднем 65-70 бросков в корзину.

Точность броска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой, стабильностью и управляемостью движений, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кисти рук, ее заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращением мяча.

Кроме отмеченных факторов точность зависит от психологического состояния игрока, от конкретной ситуации на площадке, от физиологического состояния и от множества других. Наиболее просты по технике выполнения штрафные броски, поскольку существуют стандартные условия их выполнения.

В исследовании принимали участие команда и игроки команды КЧТА города Черкесска участница чемпионата первенства города среди мужчин по баскетболу 2016 года.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап. Проводился литературный поиск по теме исследования. Определялись объект и предмет исследования. Разрабатывалась гипотеза исследования.Разрабатывалась технология педагогического наблюдения.

II этап. Проводилось педагогическое наблюдение и сбор данных.

III этап. Обрабатывались и анализировались полученные данные. Оформлялась дипломная работа.

Анализ научно-методической и спортивной литературы позволил глубоко изучить исследуемую проблему соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов, занимающихся баскетболом. Очень ценными объектами исследования служат результаты соревнований. Анализ технических протоколов и статистических данных позволил определить те показатели игровой деятельности, которые необходимы тренеру для улучшения качества игры.

Для управления соревновательной деятельностью команды в спортивных играх необходимо знать объективные данные о возможностях, как отдельных игроков, так и команды в целом. Эти статистические показатели ведутся судейской коллегией на соревнованиях команд мастеров, участвующих на чемпионате России. Российская федерация баскетбола ведет учет следующих данных соревновательной деятельности в нападении и защите:

– количество атакующих передач;

– количество перехватов;

– количество подборов на своем и чужом щите;

– количество двух, трех очковых, штрафных бросков и их результативность

– количество потерь при передаче и технические;

– количество фолов;

– количество блок –шотов;

– сыгранное время игроком команды;

– максимальное количество очков подряд.

На основе вышеперечисленных показателей индивидуальных действий игрока рассчитывается коэффициент полезности игрока (КПИ).

В ходе анализа научно-методической литературы и обобщения передового опыта было установлено, что результативность технических приемов в игре не однозначна и зависит от целого ряда факторов: от действий нападающего, от действий защитника, а также их техническо-тактической, физической и психологической готовности.

Выявлена средняя результативность студенческой баскетбольной команды КЧТА в соревнованиях сезона 2005-2006г.г.: по трех очковым броскам она равняется 41.6%, по двух очковым броскам средняя результативность равняется 52.6% и 54.86% по штрафным броскам. Определены результаты технических действий команды в защите: перехваты при передачах составляют 13.5 в среднем за игру. Средние показатели технических действий команды КЧТА в защите по подбору мяча за одну игру: 10 подбора чужом щите и 22 – на своем щите.

Установлено, что средняя результативность командных действий в одном матче мужской студенческой команды КЧТА по баскетболу по результатам соревнований первенства города практически не отличается от средних показателей студенческой сборной России показанных на соревнованиях ХХ Универсиады.

Процент попадания трех очковых бросков у студенческой сборной КЧТА на 5% ниже; процент попадания двух очковых бросков на 10 % выше, результативность штрафных бросков выше у сборной России на 10% Показатели у сборной России: 9 – на чужом щите и – на своем щите 21.5 статистически достоверных различий не обнаружено.

Факт приблизительного равенства средних качественных показателей в нападении двух студенческих команд разного уровня объясняется различными количественными показателями (количество двух и трехочковых бросков), уровнем соревнований, активностью защитных действий команды соперника и занятым местом в соревнованиях.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Российской Федерации в секциях учреждений, организаций, в командах и клубах организованно занимаются баскетболом более 200 тысяч спортсменов. Для баскетбола характерны разнообразные двигательные навыки и высокий уровень развития физических качеств. В современном социуме баскетбол имеет оздоровительное, образовательное и воспитательное значение. Занятия баскетболом помогают формировать морально-волевые качества, чувство коллективизма. В современной системе образования баскетбол включён в программы физического воспитания школьников, учреждений общего среднего, среднего, профессионального, специального и высшего образования.

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Теория и методика спортивных игр / Ю. Д. Железняк, Д. И. Нестеровский, В. А. Иванов и др.; под ред. Ю. Д. Железняка. – 8-е изд., перераб. – М.: Академия, 2013. – 464 с.

2. Нестеровский, Д. И. Теория и методика баскетбола: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Д. И. Нестеровский. – 6-е изд., перераб. – М.: Академия, 2014. – 352 с.

3. 3Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. – 5-е изд., стер.  М.: Академия, 2010.  336 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: