конвергенция или дивергенция?»




 

Под новыми независимыми государствами (далее – ННГ) понимается термин, появившийся в мировой геополитике в конце XX - начале XXI веков, когда в мире появилось значительное количество новых суверенных государств новой волны. Большая часть возникла в результате распада СССР и вошла впоследствии в СНГ. Страны СНГ обычно и подразумеваются, когда речь идет о новых независимых государствах.

Их отличительными признаками является политическая и экономическая нестабильность, «цветные» революции, неоднородность внутрирегиональных и межрегиональных связей, различная степень глобальной интеграции, а также существование непризнанных или частично признанных политических режимов. При этом политический, экономический и социальный процесс в этих государствах происходило различными путями и имеет ряд существенных отличий. Данная работа делает попытку ответить на вопрос, к чему тяготеет их политическое развитие – к конвергенции или же к дивергенции?

 

В первые годы существования этих стран в них был очень силен идеологический компонент, который до этого сыграл немаловажную роль в обретении ими независимости. Местная элита, пришедшая к власти, стремилась покончить с наследием СССР. Неудивительно, что подавляющее большинство из них приняли западную, демократическую модель управления государством (то же самое справедливо и по отношению к России). По форме правления подавляющее большинство ННГ были президентскими республиками, за одним исключением (Молдавия – парламентская). В первые годы после распада Советского Союза во всех ННГ был взят курс на демократизацию, проведены всеобщие выборы, организованы национальные представительские органы. В дальнейшем пути развития новых государств сильно разошлись.

Несмотря на то, что принятие либеральных и демократических ценностей официально декларировалось всеми лидерами ННГ, фактически демократический процесс идет далеко не везде. Отсутствие административного опыта и опыта управления страной, решения возникающих государственных проблем у представителей властей многих государств в значительной степени тормозило либерализацию, и заставляло лидеров прибегать к различным способам поддержания порядка, в том числе и недемократичным.

Постепенно, во второй половине 1990-х гг. в части стран началось формирование «династий» у власти, когда вся полнота власти находилась в руках одной семьи или клана, или какой-либо группировки. Наиболее ярким примером является Азербайджан. Кроме того, в некоторых странах лидеры находились у власти очень долгое время (Туркменистан, Узбекистан), что позволяет усомниться в легитимности их правления.

Тем не менее, вряд ли возможно говорить о схожести политического развития, так как скорость развития и проведение политических реформ в ННГ различалось по уровню реформ, и по скорости их принятия. Большую роль сыграли и т.н. «цветные революции» в Грузии, Кыргызстане и Украине, в результате которых внутренний и внешнеполитический курс этих стран кардинально изменился, что еще больше усилило дивергенцию среди ННГ.

 

Еще один немаловажный аспект – внешнеполитическая стратегия ННГ на международной арене. Очевидно, что недавно появившиеся на карте мира страны по определению не обладают значительным политическим влиянием и/или экономическим потенциалом, и вынуждены искать сторонников в мировом сообществе с целью как укрепить собственные позиции, так и получить поддержку в дальнейшем развитии. В случае с ННГ эти проблемы стояли особенно остро. После распада СССР в крайней степени централизованная политическая и хозяйственная модель исчезла, что повлекло за собой кризисные явления. Лидерам новых государств необходимо было в срочном порядке выводить страны из кризиса и обеспечивать дальнейшее развитие.

В своих внешнеполитических устремлениях страны ННГ разделились на два лагеря – ориентирующиеся на Россию и ориентирующиеся на Запад. К формам пророссийской интеграции относятся в первую очередь региональные международные организации, ориентированные на укрепление связей и взаимодействия между ННГ (ЕврАЗэС, СГ Р-Б, ОДКБ и др.). Эти структуры направлены на укрепление взаимодействия и сотрудничества в сфере безопасности. Кроме того, государства-члены оказываются, в определенной степени, в сфере влияния России, и оказывают ей поддержку на международной арене. Стоит отметить, что на политическом треке были достигнуты гораздо большие успехи, нежели на экономическом. Так, в рамках ОДКБ осуществляется множество успешных проектов, связанных с вопросами безопасности.

Формы альтернативной интеграции подразумевают сближение со странами Запада, в первую очередь США и странами ЕС, а также участие в Организации Североатлантического договора. Кроме того, практикуется создание альтернативных интеграционных группировок, таких, как ГУАМ (бывший ГУУАМ), которые предпринимают попытки создать конкуренцию России и пророссийским группировкам.

Далеко не подавляющее большинство ННГ придерживается той или иной линии, некоторые страны неоднократно изменяли свой внешнеполитический курс. К примеру, Узбекистан, входивший и выходивший из ГУАМ, Украина и Грузия, в которых после победы оранжевых революций к власти пришли силы, настроенные на сотрудничество с Западом. Некоторые изначально не были склонны поддерживать Россию (Туркменистан). Таким образом, сложно говорить о конвергенции в этом вопросе.

 

Различные политические, географические, экономические и культурные условия не позволяют говорить о стандартной схема развития новых независимых государств. Также, различные цели, которые преследует руководство этих стран, вынуждают их прибегать к отличающимся, а то и полярно противоположным вариантам развития. Таким образом, для политического развития новых независимых государств характерна дивергенция.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: