Представление групп и вопросов для обсуждения.




С ним трудно не согласиться. Вот почему мы решили сегодня на уроке рассмотреть и обсудить следующие вопросы:

1. Основной закон страны (из истории создания; плоды первого десятилетия).

2. Правовой статус гражданина России: наши права и обязанности.

3. Роль и значение Конституции в нашей жизни.

Каждый из вышеперечисленных вопросов к сегодняшнему уроку готовила отдельная группа учащихся. Перед ними была поставлена конкретная задача. Как ребята справились с ней - решать нам.

Каждый из участников «Круглого стола» имеет право задать любой интересующий его вопрос по предложенным темам и принять участие в обсуждении.

Выступления групп, вопросы участникам групп и промежуточные выводы.

Выступление I группы.

Слово руководителю первой группы Караваеву Александру.

Руководитель озвучивает цель группы и предоставляет слово ее участникам:

«В нашем выступлении мы хотели бы раскрыть само понятие «Конституция», показать историю ее развития и становления в Российской Федерации, осветить наши достижения за 10 лет строительства правового государства».

Участники группы делают краткие сообщения по темам:

- Из истории понятия «конституция».

- Взгляд на историю развития и становления Конституции.

- Плоды первого десятилетия.

Вопросы участникам I группы.

Участники круглого стола задают вопросы первой группе и приглашают к диалогу всех участников «Круглого стола».

Промежуточные выводы по проблеме I группы.

Подводя итоги сказанному, хочу еще раз подчеркнуть, что самым главным достижением этих десяти лет является то, что мы делаем первые шаги в сторону строительства правового демократического государства, основным законом которого и является наша Конституция.

Выступление II группы.

Античные мудрецы говорили: «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам». В обществе существуют разные взгляды на наши права и обязанности, да и ранее на уроках мы не раз касались этой темы. Сегодня мы решили остановиться на двух точках зрения:

1. Конституция мне дает права и свободы. И это главное.

2. Конституция не только дает нам права и свободы, но и обязывает нас.

Слово руководителю группы Крючковой Наталье: «Задача нашей группы – анализируя статьи Конституции о правах и обязанностях граждан, отдать предпочтение одной из точек зрения».

Вопросы участникам II группы.

1. Ребята, в прошлом году мы с вами разрабатывали проекты конституции гимназии. Мне интересно, какой позиции вы придерживались, разрабатывая закон нашей школьной страны?

Промежуточные выводы по проблеме II группы.

Несомненно, настоящий гражданин прекрасно осознает и свои права, и свободы, и обязанности. Известный английский писатель Самуил Смайлс говорил: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан». Я с ним полностью согласна.

Выступление III группы.

Скажите, друзья мои, можно ли, ставя перед собой задачи самовоспитания, раздумывая и рассуждая о правах и свободах, о смысле жизни и бытия, о месте твоем в этом мире, не помнить, что ты, в первую очередь, сын или дочь своей Отчизны? Конечно же, нельзя.

А почему нельзя? Почему воспитанность, как качество личности, неотделима от ощущения причастности к своей Родине? Почему «не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой»?

У поэта Е. Евтушенко есть такие строки:

«Ты, гражданственность, флаг, а не флюгер,

Флюгер слишком усердно скриплив.

Тот, кто Родину подлинно любит,

Тот в любви никогда не криклив».

«Боль гражданства – не в собственной боли.

Тот, кто истинный гражданин,

Защищает собою все поле,

Даже если он в поле один».

Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «патриот»? Что значит быть Человеком с большой буквы? Помогает ли нам в этом Конституция? Это и есть задача третьей группы.

Слово ее руководителю Кирилловой Ольге (учащиеся зачитывают литературные мини-эссе).

Вопросы участникам III группы.

Участники круглого стола задают вопросы третьей группе.

III. Финал урока.

Жизнь всегда будет ставить перед нами свои задачи. Решать их с позиции уважения к людям, к своей Родине, значит, нравственно расти, взрослеть. Послушайте, что хочет сказать вам писатель Ю. Я. Яковлев в своей статье «Как стать взрослым»:

«Все ребята мечтают стать взрослыми. Я тоже с ранних лет мечтал стать взрослым. Вот дорасту до дверной ручки, думал я, и стану взрослым. Но шло время, я вырастал из ботинок, мне сделалась мала кровать, а я все не взрослел. Я стал понимать, что дело не в росте. А в чем же? Долгое время не мог ответить на этот вопрос.

В первый раз я почувствовал себя взрослым, когда пожалел маму. Многие годы я не замечал ее усталости, ее переживаний, ее боли. А тут вдруг заметил, и пожалел маму. Она несла большую тяжелую сумку с картошкой, и я первый раз в жизни подумал: «Ей, наверное, тяжело».

Я впился в сумку и понес ее вместе с мамой. Это было очень тяжело, но я вдруг испытал радость от этой тяжести: раз мне тяжело, значит, я здорово помог маме!

Я стал внимательнее и к другим людям.

Человек взрослеет не сразу. И каждый взрослеет в разное время, независимо от возраста. Я знаю молодых людей, у которых в кармане паспорт, а они так и не стали взрослыми: когда-то таких называли недорослями.

Хорошо ли быть взрослым? Хорошо.

А легко ли? Скажу честно: трудно! Ведь взрослый человек должен быть самостоятельным, должен сам принимать решения, совершать поступки, преодолевать трудности, должен отвечать перед людьми за свою жизнь и за жизнь общества.

Да, взрослым человеком быть хорошо, даже прекрасно. Но при условии, что жизнь твоя будет наполненной и впереди у тебя будет высокая цель. Такая жизнь не приходит сама собой, ее человек может создать только сам. И готовиться к такой жизни надо уже сейчас».

И в заключение, мне хочется продолжить его мысль. И чем раньше вы это поймете, чем раньше сделаете свои первые самостоятельные шаги, тем больше будет сопутствовать вам удача, дорогие мои ученики.

Когда же мы станем взрослыми?

Какие считать года?

Себя атакуя вопросами,

Вы спрашиваете – когда?

Вы к будущему готовитесь,

И сердце стучит: пора!

И взрослыми вы становитесь

Сегодня, завтра, вчера!

Я вижу вас входящими

В грядущие времена,

Как клятву произносящими:

«Я твой гражданин, страна!».

Благодарю вас за плодотворную работу на сегодняшнем уроке, за то, что наш разговор состоялся и был полезен. Благодарю наших гостей за то, что нашли время посетить нас и за активное участие в нашем уроке.

Я предлагаю закончить наш урок замечательной песней нашего выпускника Юрия Тарана «Россия».

Звучит песня «Россия».

В конце урока – фотография на память.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: