Аргументирующая (убеждающая, агитирующая) речь




Инструкция по подготовке к публичному выступлению на занятии

 

При подготовке вы учитываете материал, который мы рассмотрели на лекции («Виды и жанры красноречия», «Условия успешного выступления», «Этапы подготовки к публичному выступлению», «Композиция речи», «Виды вступлений», «Приемы привлечения и удержания внимания аудитории»). Рекомендую прочитать «Советы лекторам» А.Ф. Кони (отправляла материал к лекции в ВК).

Тему, связанную с языком, культурой речи, вы выбираете сами. Если не можете определиться, подготовьте речь по теме из списка в конце документа. Регламент выступления, которое состоялось бы, если мы работали в аудитории, – 6-8 минут. Это соответствует примерно 2 стр.текста (не более), выразительно прочитайте вслух свою написанную речь и посмотрите, сколько времени на это ушло.

Речь нужно написать самостоятельно (а не скопировать! – такая не будет зачтена).

Как оформляем

 

ФИО, группа

Тема (о чём? название выступления)

Цель (например, убедить в… в чём?)

Основная мысль (одним предложением написать то главное, что должно остаться в голове у слушателей)

План (дать названия всем частям, в том числе вступлению и заключению)

1. Вступление.

2. Основная часть и ее составляющие:

2.1

2.2

2.3

3. Заключение

 

Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи Текст речи…

 

МАТЕРИАЛЫВ ПОМОЩЬ

 

Композиция выступления – трехчастная! (см.слайд в презентации)

 

Вступление: 1) вступление как обращение 2) формулировка и изъяснение темы речи   Основная часть: 3) описание 4) повествование 5) рассуждение, доказательство 6) опровержение   Заключение: 7) –8) резюмирование аргументов и постановка эмоциональной точки.

 

Функции вступления:

1) вызвать внимание аудитории;

2) установить взаимопонимание и доверие;

3) подготовить аудиторию к восприятию речи.

Виды вступлений:

1) естественные, когда оратор практически сразу приступает к изложению темы;

2) искусственные, внезапные:

- обращение к событию, месту, времени;

- пробуждение любопытства, парадокс;

- обращение к борьбе, конфликту, противоречиям, различиям во мнениях;

- обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно;

- демонстрация какого-либо предмета;

- рассказ о своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном или услышанном вами;

- цитирование знаменитостей, исторический эпизод;

- цитирование знакомого;

- ссылка на общедоступный и общеизвестный источник информации;

- риторический вопрос, проблемный вопрос и ответ на него.

Функции заключения:

1) суммировать сказанное, сделать выводы;

2) воодушевить чувства слушателей, призывать их к действию.

Виды заключения:

- подытоживающее повторение;

- обобщающий вывод;

- иллюстрация (сравнение, притча, аллегория, пример);

- обязывающее (побуждающее) или впечатляющее утверждение (цитата, афоризм, поговорка);

- юмористическое замечание;

- похвала аудитории.

 

Схемы речей (как можно построить)

Информирующая речь

Цель – сообщение сведений, информирование аудитории.

Задачи оратора:

- сделать речь интересной (удовлетворить запросы аудитории);

- сделать речь ясной, логичной, структурированной.

1. Введение

- привлечь внимание: неожиданное название речи, изюминка (принципы близости, конкретности и наглядности);

- объяснить слушателям, зачем им нужна та информация, которую вы дадите, как они смогут ее использовать;

- продумать план сообщения. Во введении наметить основное направление развития мысли (не надо подробно).

2. Основная часть

- подобрать к каждому пункту фактический и иллюстративный материал;

- подобрать риторический материал (сравнения, афоризмы, пословицы);

- ориентировать в речи (фразы-ориентиры: сначала поговорим…, во-первых…);

- продумать приемы управления вниманием аудитории (эффективного речевого поведения)

3. Заключение

- повторить основные положения;

- сделать вывод;

- сделать комплимент публике…

 

Аргументирующая (убеждающая, агитирующая) речь

Цель – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе:

- в правильности тезиса – убеждающая речь;

- в необходимости определенных действий – агитирующая речь

1. Вводная часть

Цель – с первых слов привлечь и расположить к себе слушателей (может быть тактичная шутка, афоризм или цитата; похвала в адрес аудитории; можно показать, что не намерены давить на аудиторию, влиять на нее, принуждать к чему-либо, что говорить будете объективно, честно (риторические вопросы: Не разумней ли предположить…?, Не естественней ли думать…?; вводные слова: вероятно, по-видимому, возможно …)

Использовать принцип близости: связать обсуждаемую проблему с насущными интересами слушателей, семейными, материальными и др. интересами, принцип конкретности: четко сформулировать обсуждаемую проблему.

2. Основная часть - т езис и доказательства.

- сначала – подбор доводов: распределение по смысловым группам, расположение в определенном порядке, проверка точности, удачности, логичности, возможны ли контраргументы? – заранее подготовить ответ (вы спросите, почему же… Отвечу…);

- методы аргументации: дедуктивный или индуктивный.

- используем топосы «причина», «следствие», «сравнение», «свидетельство»(ссылка на авторитет), «пример» и т.д.

3. Заключение

- самый яркий и сильный довод, а не повторение вышесказанных позиций;

- обратиться к чувству долга слушателей, к лучшим сторонам человеческой натуры, к чувствительным сторонам, к личным выгодам;

- в агитирующей речи – призыв к определенным действиям;

- оптимистичность.

Развлекательное выступление (такая речь должна звучать в аудитории, поэтому не рекомендую выбирать такой тип для написания речи, по которой не будет выступления)

 

1. Основная особенность развлекательной речи - бесконфликтность. Она ни в коем случае не должна никого обидеть, в ней не должно быть критики присутствующих.

2. В таком выступлении необходимо на протяжении всего рассказа удерживать внимание слушателей.

3. Речь должна быть короткой, но не однословной.

4. Она должна сочетать серьезное и шутку, юмор должен преобладать.

5. В ней эффективны примеры из личной жизни рассказчика или присутствующих

6. В ней эффективна ирония, а часто и самоирония.

7. Развлекательная речь обычно содержит преувеличения, в ней много сравнений и метафор.

8. Произносится без конспекта.

9. Она должна произноситься совершенно гладко, без запинок и остановок, в импровизированном стиле.

10. Должна иметь краткое, афористичное, заранее продуманное завершение - шутливый призыв, шутливый вывод или шутливую мораль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: