Периоды детского возраста их характеристика




Наиболее удобно в практическом отношении деление на внутриутробный период, подразделяющийся на фазу эмбриона и фазу плода, и внеутробный период, состоящий из периодов: новорожденности, грудного, преддошкольного (ясельного), дошкольного, раннего школьного, старшего школьного.

 

ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД РЕБЕНКА Для развивающегося плода организм матери является внешней средой, и состояние здоровья, условия жизни матери во время беременности имеют важнейшее значение для нормального физиологического развития плода. Внутриутробный период подразделяется на два основных этапа: эмбриональный, включающий первые 11 - 12 нед. и фетальный - до конца беременности. Первый из них характеризуется наиболее высокими темпами дифференцировки тканей, формированием органов и систем. На этом этапе зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии развития осуществляются интенсивные процессы созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к внеутробной жизни. Так, например, при сроке беременности 3 - 6 нед у него образуются зачатки важнейших органов, начинает развиваться мозг, а на 3-м месяце внутриутробной жизни уже отчетливо определяется кора большого мозга, интенсивное развитие которой продолжается в последующие месяцы жизни. К 12-й неделе мегалобластический тип кроветворения полностью заменяется нормобластическим, в периферической крови появляются лейкоциты, а при сроке гестации 13 нед начинает образовываться гемоглобин взрослого, происходит становление антигенных систем крови. С 20-й до 28-й недели вместо печеночного кроветворения устанавливается костно-мозговое. К 16- 17-й неделе развивается инспираторная часть дыхательного центра. При сроке 20 нед спонтанные движения плода настолько хорошо выражены, что ощущаются матерью и врачом. Плод 22 - 24-недельного возраста может дышать и сосать. Несколько позже в надпочечниках плода начинается синтез гидрокортизона. С 28-недельного возраста плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное развитие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают и миелинизируются ствол мозга и спинной мозг, т. е. те части мозга, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зрелости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного. В эмбриональной фазе различные заболевания женщины могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности. В фазе плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков. Поэтому вирусные заболевания матери - грипп, краснуха и др.-являются чрезвычайно опасными для плода и могут отразиться на физическом и психическом развитии новорожденного. Установлено, что плод высокочувствителен к влиянию патогенных факторов в периоды его наиболее интенсивного развития. В I триместре беременности наиболее высокими темпами происходят дифференцировка тканей и формирование органов и систем, но сроки максимального их развития неодинаковы. В зависимости от этого образуются те или иные аномалии плода. Последний триместр характеризуется наиболее выраженным увеличением массы тела. В этом периоде у плода со сформированными внутренними органами многие патогенные факторы могут вызывать как задержку созревания функций, так и дистрофические и воспалительные изменения в органах и тканях. В связи с этим представляется особенно важной так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая 4олжна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей.

 

НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Период новорожденного, или неонатальный период (лат. neonatus - новорожденный). Этот период начинается от первого вдоха ребенка и продолжается до конца 4-й недели жизни (28 дней). Длительность этого периода определяется временем адаптации новорожденного к внеутробным условиям. Переход к самостоятельному, внематочному существованию характеризуется рядом значительных морфологических, функциональных и биохимических сдвигов. Начинается легочное дыхание, включаются малый и большой круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается артериальный (боталлов) проток, устанавливается самостоятельная, но крайне несовершенная терморегуляция. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем тканей, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспомощен: свисает голова, не держится спина, он все время делает беспорядочные движения руками и ногами. При этом верхние и нижние конечности находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание в этом периоде подкорковой и спинальной регуляции. Из-за недифференцированное коры большого мозга ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, глотательный, хоботковый и др.) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна. Такие процессы, как дыхание, кровообращение, выделение, совершаются с максимальной интенсивностью (число дыханий 40 в 1 мин, пульс до 160 в 1 мин). У новорожденного быстро нарастает масса тела. За первый месяц жизни он прибавляет в весе около 800 г. Активность пластических процессов и быстрая прибавка массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желудочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), а главное - характером питания. Наиболее физиологической пищей для этого возраста является грудное молоко. Иммунологические показатели новорожденного следующие: в первые 3 - 4 нед жизни катаболизи-руются иммуноглобулины класса G, пассивно приобретенные во внутриутробном периоде. Иммуноглобулины А и М, которые не проходят в норме через плацентарный барьер, у здорового ребенка при рождении не обнаруживаются; выявление их свидетельствует о преждевременном синтезе в связи с внутриутробным инфицированием. Иммунная система созревает постепенно. Естественное вскармливание, асептика и антисептика предупреждают инфекционные заболевания ребенка с физиологически сниженной иммунной защитой, У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию. В связи с транзиторным дефицитом факторов свертывания крови и повышенной проницаемостью сосудов у детей первых дней жизни может наблюдаться повышенная кровоточивость. Здоровым новорожденным в первые сутки свойствен ацидоз. рН крови у них ниже, чем у детей старшего возраста, и составляет 7,29 - 7,34. Такой "пограничный" ацидоз обычно исчезает на 3-й сутки. Таким образом, в период новорожденное все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия и даже незначительные изменения условий окружающей среды могут быть причиной тяжелых нарушений важнейших жизненных процессов. Все это требует тщательного специального ухода за новорожденным, особых гигиенических условий его содержания, правильной организации вскармливания. В периоде новорожденности могут наблюдаться особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, физиологический мастит, транзиторная лихорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кризы). Эти состояния бывают кратковременными, никогда в дальнейшем не повторяются, но при неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс. Болезни периода новорожденности имеют свои особенности. В этом периоде чаще проявляются: внутриутробно развившиеся (врожденные) вирусный гепатит, цитомегалия, листериоз, малярия, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз; врожденные пороки развития органов и систем; разнообразные родовые травмы и нарушения мозгового кровообращения, а также последствия внутриутробной асфиксии; гемолитическая и геморрагическая болезни новорожденных; септические заболевания, вызванные чаще всего кокковой флорой, по отношению к которой новорожденный беззащитен. Заражение может произойти как внутриутробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быстрой генерализации процесса с развитием тяжелых септических и токсико-септических состояний, пневмоний. При рождении всегда производится оценка состояния здоровья новорожденного по шкале Апгар. В первую минуту жизни определяется 5 важнейших признаков: частота и ритм сердцебиений, характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, окраска кожных покровов. Каждый признак оценивается двумя возможными баллами, полученные значения складываются. Оценка состояния производится по сумме баллов. 1 - 3 балла свидетельствуют о тяжелом состоянии. Здоровые дети оцениваются в 8-10 баллов. Через 5 мин оценка по шкале Апгар повторяется. В этом случае она точнее коррелирует с неврологическим статусом ребенка первого дня жизни и может быть использована для прогноза степени неврологических расстройств.

 

ГРУДНОЙ ПЕРИОД РЕБЕНКА Грудной период.

Этот период начинается с 3-4-й недели жизни и условно заканчивается в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 25 см, окружность головы - на 12 см, а окружность груди - на 13-15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Наряду с этим организм ребенка претерпевает заметные качественные изменения. В первые месяцы жизни осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: к 2 мес ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4-5 мес переворачивается с живота на спину, далее со спины на живот; к 7 мес самостоятельно садится, а к концу года начинает ходить; к 5-6 мес начинают прорезываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов. В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2-3 нед, а особенно после месяца, происходит развитие условных рефлексов (1-я сигнальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3 - 4 мес он эмоционально гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги "ба", "па", "ма", громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого момента начинается развитие речи - вторая сигнальная система), выполняет простые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психическое. Рекомендации родителям Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Детям 2 - 3 мес надо обеспечить сон общей длительностью 16-18 ч, из них 10-11 ч ночью и 6 -7 ч днем в 3 - 4 приема; в возрасте 3 - 6 мес длительность сна - 16 ч в сут; от 6 до 10 мес - 15 - 16 ч, из них днем около 5 ч в 3 приема. После 10 мес дети переходят на двукратный дневной сон с общей продолжительностью в сутки 14,5-15 ч. После каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормления - бодрствовать. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение первого месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных условиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высокую потребность ребенка первого года жизни в основных питательных веществах и калориях. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим дефицитом тех или иных веществ. К ним относятся анемия, рахит, гипотрофия. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного тракта затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию желудочно-кишечных заболеваний. В первые 3-4 мес ребенок проявляет повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, к общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз. ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД РЕБЕНКА Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет-ясельный возраст). Он характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжающимся активным ростом. ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой развития является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас, ребенок начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы. К 2 - 3 годам предложения становятся многословными. ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Начиная с 2 лет дети спят днем около 3 ч, а ночью - 11 ч. В преддошкольном периоде также важно правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий внешней среды. В связи с увеличивающимися контактами между собой, в также с утратой к этому времени врожденного иммунитета в преддошкольном периоде увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).

 

 

ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД РЕБЕНКА Дошкольный период (от 3 до 7 лет).

В этом возрасте несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем. В 5 -6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. ребенок переходит на режим питания взрослого. Дневной сон однократный - 2ч ночной - 10-11ч. ребенок будет спать крепко и спокойно, если он перед сном не был возбужден, не играл в шумные игры. В этом возрасте развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы, усваивают чужой язык. Это возраст подражания как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна четкая организация воспитательной работы дома и в детских садах. К концу этого периода ребенок готовится к поступлению в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом периоде появляются заболевания, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм и др.).

 

 

ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД РЕБЕНКА Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет). Продолжается совершенствование функций организма ребенка. Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются постоянными. Школьный ритм жизни способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. Нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника. Период старшего школьного возраста. Он продолжается от 12 до 16 лет и является периодом полового созревания. Он характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой, нервной систем, обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой - неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.

8. внутриутробное развитие плода и факторы, влияющие на его развитие.

Внутриутробная (антенатальная) охрана плода. Из всех периодов жизни человека внутриутробный — самый ответственный и во многом определяет будущую судьбу ребёнка. Для него характерен быстрый и бурный рост и развитие организма: за время беременности из одной клетки создаётся 2 биллиона клеток, из которых построены ткани и органы плоди. Чем интенсивнее развитие, тем активнее обмен веществ в клетках и тканях, тем тяжелее и разрушительнее вредные влияния на них. Две трети заболеваний и нарушений у ребёнка после рождения и у взрослого человека в последующей жизни уходят своими корнями в этот период развития. Максимально уязвим плод в первые три месяца, когда происходят сложные процессы формирования нервной системы и закладки внутренних органов. Рождение здорового ребёнка является государственной задачей, так как больной человек — это трагедия для семьи и общества. Наукой и практикой доказано, что здоровый ребёнок рождается только от здоровых родителей при нормальном течении беременности и родов, а мировая статистика свидетельствует, что в настоящее время абсолютно здоровым рождается в среднем лишь один ребёнок из десяти. Физиологическая незрелость детей проявляется в подверженности к аллергии, бесконечным простудам, сколиозу, диатезу, астме, неврозам. Предопределённая ещё в период внутриутробного развития пониженная сопротивляемость организма вредным влияниям внешней среды обезоруживает человека перед лицом грозных болезней цивилизации. Плод в материнской утробе подчиняется двум направляющим силам: наследственной информации (от цвета глаз и тонкостей строения мозга до «чертёжика родительских неполноценностей») и тем конкретным условиям, в которых развивается. Все заболевания матери и отца, вредные воздействия окружающей среды составляют значительные факторы риска для жизни и здоровья будущего человека.

Так, под влиянием наследственных факторов возникают недоразвитие плода, уродства, мертворождение, самопроизвольные аборты, заболевания детей, связанные с групповой и резус-несовместимостью крови матери и плода. Но роль наследственности не фатальна (на долю истинно генетических повреждений плода приходится лишь 5 %), и во многих случаях можно предупредить возникновение заболевания или снизить его тяжесть, хотя иногда (в интересах и родителей, и будущего потомства) приходится отказываться от рождения заведомо больного ребёнка. Будущие родители должны знать свою родословную и выявить в ней факторы риска для ребёнка: повторяющиеся в поколениях заболевания, признаки уродства, смерть детей после рождения у кровных родственников. Долг родителей, особенно матери, посвятить взрослых детей в эти «тайны» своего рода. При наличии какого-либо неблагополучия надо посоветоваться с врачами, генетиком и гинекологом, о значении выявленных факторов для здоровья матери и потомства. Но иногда и у вполне здоровых отца и матери появляется больное потомство, что обусловливается действием во внутриутробном периоде разнообразных средовых факторов (следует иметь в виду, что для плода внешней средой служит и организм матери). Женщины должны наизусть знать вредные для будущего ребенка средовые факторы. Это, прежде всего, нарушения детородной и овариально-менструальной функции у будущей матери. Они бывают клинически выраженными (нерегулярные, скудные менструации, маточные кровотечения, бесплодие и т. д.), но могут иметь стёртую картину при внешне нормальном регулярном менструальном цикле. Такие нарушения возможны у женщин, которые сами родились с малой массой (менее 2500 грамм), от пожилых родителей (старше 35 лет), от повторных частых (с интервалом 1 год и менее) беременностей, от беременностей, протекавших с тяжёлым токсикозом, угрозой выкидыша или с другой патологией, вызывающей кислородное голодание плода. Детородная функция страдает у женщин, которые в детском возрасте часто и длительно болели инфекционно-аллергическими заболеваниями, особенно ревматизмом, хроническим тонзиллитом, туберкулёзом, заболеваниями печени, почек. Как правило, детородная система неполноценна у женщин, у которых период полового созревания (10— 18 лет) протекал с поздним (после 15 лет) появлением первой менструации, недоразвитием вторичных половых признаков, маточными кровотечениями. Факторами риска являются общее и половое недоразвитие женщины, внешне проявляющееся малой массой (на 8—10 кг меньше принятой стандартной при данном росте), низким (менее 150 см) ростом, сужением таза, инфантильным или, наоборот, «мужественным» телосложением, оволосением по средней линии живота ниже пупка, молочных желез вокруг сосков, лица. Неблагоприятное влияние на развитие плода оказывают имеющиеся у женщин хронические экстрагенитальные заболевания (сахарный диабет, зоб, болезни печени, почек, сердечно-сосудистой системы, эндокринных желез), а также острые инфекционные заболевания (грипп, корь, краснуха, тиф, сифилис) во время беременности. Хронические болезни оказывают многогранное повреждающее действие: способствуют развитию порока органа, одноимённого больному органу матери (учёные называют этот феномен «орган к органу»); нарушают маточно-плацентарное кровообращение, вызывают инфицирование плаценты и плода, что приводит к внутриутробному заболеванию последнего, к преждевременным родам, мертворожде-нию. Воспалительные заболевания и опухоли внутренних половых органов нарушают функцию матки, маточных труб, яичников непосредственно; воспаление во влагалище и шейке матки является источником инфицирования плода во время беременности и в родах — в момент прохождения его головки по родовым путям матери. Повреждающее действие на половой аппарат оказывают диатермокоагуля-ция эрозии шейки матки у нерожавших, медицинские аборты, в том числе произведённые путём вакуум-аспирации. Неблагоприятно завершённые беременности у женщины в прошлом (выкидыши, преждевременные роды, мертворождения) являются очень серьёзными факторами риска патологии плода и новорожденного при последующей беременности. Перед женщинами, готовящимися к материнству, и наблюдающими их врачами стоит задача: выявить перечисленные факторы риска патологии плода, определить, насколько существенны для состояния здоровья женщины и её потомства выявленные факторы, не могут ли они быть причиной нарушений развития беременности и плода. Сделать это можно заблаговременно, до беременности, применив несложные, необременительные, совершенно безопасные и безболезненные метопы медицинского обследования. В этом случае врач не только может ответить на вопрос о полноценности детородной функции, но при необходимости провести соответствующее лечение и подготовку женщины к беременности.

Кроме перечисленных факторов риска для беременной и будущего малыша наиболее серьёзную угрозу могут представлять ионизирующая радиация, курение, алкоголь, лекарственные препараты, кислородное голодание, неполноценное питание, низкая или высокая температура, «дары цивилизации» в виде продуктов химического производства, сгорания нефти, газа, бензина и др. Большинство средовых вредностей не «запланировано» природой вообще, поэтому и защита организма от них у человека или отсутствует, или недостаточная. Повреждающие агенты, к сожалению, беспрепятственно проходят через плаценту к плоду, они могут оказать* тератогенное (вызывающее уродства) или эмбриотоксическое (вызывающее отравление или заболевание плода) действие; страдание плода усугубляется нарушением плацентарного кровообращения вследствие повреждающего действия вредного фактора на мать. Если сегодня нельзя исключить полностью влияния факторов производственной деятельности человека (автоматизация, химизация, использование атомной энергии и т. д.), ухудшающих окружающую среду, то многие беды, приносимые курением и алкоголем, от своего ребёнка могут отвести готовящиеся к материнству-отцовству супруги. Физическое недоразвитие, физиологическая незрелость детей и преждевременные роды у беременных с сигаретой в зубах — не исключение из правил. При этом для плода опасно не только курение матери, но и её пребывание в накуренном помещении, то есть пребывание в роли «пассивного курильщика». Установлено, что никотин задерживается в плаценте, в околоплодных водах и это продлевает его вредное воздействие на плод, ухудшает снабжение плода кислородом.

Ещё опаснее алкоголь, вызывающий изменения в наследственных структурах человека, обусловливающий развитие уродств, умственной и физической отсталости, вырождение последующих поколений. Справедливо замечание древнегреческого писателя Плутарха: «Пьяница не родит ничего годного». В семьях алкоголиков чаще, чем в других, рождаются дети умственно отсталые, больные эпилепсией, имеющие уродства, предрасположенные к психическим заболеваниям. У алкоголиков каждый четвёртый ребёнок рождается мёртвым, а дети в возрасте от 1 года до 2 лет умирают в 2,5 раза чаще, чем дети непьющих родителей. Плацента также не в состоянии оградить плод и от лекарств. На некоторые из них при проникновении через плаценту и повышенной чувствительности к ним он может ответить тяжёлой реакцией несовместимости. Это не означает, однако, что медикаментозное лечение беременным абсолютно противопоказано. Тем более, что есть такие лекарства, которые в лечебных дозах не оказывают повреждающего действия на плод. Другое дело, что вопрос о применении лекарственных средств беременной должен решаться только врачом и всякое самолечение абсолютно исключается. К очень вредным факторам для плода относится дефицит кислорода в воздухе высокогорных районов и плохо проветриваемых помещениях, в организме матери при заболевании у неё сердца, лёгких, малокровии, при нарушении маточно-пла-центарного кровообращения. Последствия кислородного голодания плода — от прерывания беременности в любом сроке до развития у него уродств, заболеваний или внутриутробной гибели. Дети, перенёсшие хроническую внутриутробную недостачу кислорода (гипоксию), отстают в массе, плохо адаптируются к условиям жизни вне утробы матери, часто болеют. Девочки после хронической гипоксии представляют группу риска нарушения детородной функции в будущей взрослой жизни. Острая кислородная недостаточность при беременности и родах является основной причиной мертворождений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: