Русская культура периода становления национальной культурной идентичности




(сер.14 в. – 17 вв).

 

План: 1) Основные проблемы и тенденции культурно-исторического развития России и Украины. «Московский» период развития культуры.

2) «Славянское Предвозрождение»: особенности, противоречия.

3) «Украинское казачество»: культурологические аспекты феномена.

4) Духовная жизнь России 16-17 вв..

 

Распад древнерусской государственности на отдельные княжества, начавшийся с середины 12 века, предопределил долгий, драматический период раздробленности, внутренних феодальных усобиц, раздоров и тяжелых внешних испытаний, связанных с татаро-монгольских игом. «И разъдрася вся русская земля » - говорится в хронике 1132 г.

Уже после смерти князя Владимира Мономаха ослабевает авторитет великокняжеской власти. После смерти Мстислава все княжества окончательно вышли из повиновения Киеву.

Этот сложный период лихолетья запечатлели литературные памятники, пронизанные не только болью за судьбу Отечества, но и пафосом патриотизма, идеей нового собирания русских земель. Среди них: «Слово о полку Игореве» (12в.), «Слово о погибели Земли Русской» (13 в.), «Повесть о разорении Рязани Батыем» и другие. Параллельно рождались и удивительные поэтические образы-легенды о прекрасном Беловодье, о чудесно спасшемся граде Китеже, ставшем неуязвимым для врага благодаря силе православной веры.

Период раздробленности ускорил процесс культурной локализации и размежевания территории Руси и формирования на ее основе 3-х братских восточно-славянских народностей: великорусской (российской), малорусской (украинской) и белорусской. Это нашло свое выражение в постепенной индивидуализации языков, быта, ментальности и фольклора. Однако образ «трех братьев, выпавших из общего гнезда», на долгие года останется популярной поэтической метафорой. В каждой из обособлявшихся этнических культур укреплялась идея внутреннего единства на основе православной духовной общности.

Указанный период не получил однозначного определения в истории культуры. Ряд ученых придерживаются названия «Русское Средневековье», включающее 2 этапа:

ü 1240г. - сер.14 века. Татаро-монгольская агрессия, западная экспансия.

ü Вт. пол. 14 века – конец 16 века. Завершение династии Рюриковичей. Объединение земель вокруг Москвы. Формирование великорусской народности. Подъем культуры после почти полной изоляции и начало вхождения в европейское культурное пространство.

· «Славянское Предвозрождение» (14-15 вв.)

· В 16 веке культура будет еще тесно связана с предыдущим, средневековым этапом (борьба за государственный суверенитет и объединение земель);

· 17 век – переходный период, отмеченный формированием нового типа культуры

Для Московской Руси в противостоянии с Диким Полем переломными событиями станут Куликовская битва: первое победоносное сражение войск князя Дмитрия Донского с полчищами Мамая (1380), окончательное избавление от татаро-монгольского ига в 1480 году (после знаменитого «стояния» русских войск и войск хана Ахмата на реке Угре). С 1480 г. Русь перестает платить дань Золотой Орде.

После падения Византии (1453г.) и покорения турками болгар и сербов, после подчинения Украины и Белоруссии власти Речи Посполитой Великая Русь остается единственным независимым православным государством, по существу, оплотом мирового православия (в 16 веке на Руси учреждается патриаршество, и русская православная церковь становится автокефальной). Церковь – верный «духовник» государства. Альянс светской и церковной власти, установившийся еще в Киевской Руси (Я.Мудрый – митрополит Иларион), укрепляется и далее: Дм. Донской – Сергий Радонежский. Православие утверждается в роли главной связующей силы (кроме преп. Сергия Радонежского, в числе святых отцов Русского православия: Стефан Пермский, Нил Сорский, митрополит Алексий). Троице-Сергиева Лавра, основателем которой стал Сергий Радонежский, стала оплотом собирания и духовного возрождения страны.

В территориально-государственном плане Московская Русь избирает великодержавную модель империи (идея все нового присоединения территорий и расширения сферы влияния). С 14-15 вв. начинается колонизация русского Севера и Приуралья. В 1 трети 16 века завершится процесс объединения русских земель в государство с центром в междуречье Оки и Волги.

В 16 в. получит известность теория «Москва-третий Рим», изложенная в письмах к московским царям псковским старцем Филофеем. В ней была изложена умозрительная идея преемственности власти московских князей от византийских императоров и самого римского кесаря Августа, идея греховности Запада. «Два Рима пали, - говорится там, - третий – стоит, а четвертому не быть! Блюди же и внемли, царь». Сама теория «Вечного Рима» (Roma aeterna) не была для того времени чем - то исключительным: так, средневековая столица Польши Краков также провозглашала себя третьим Римом. В «Сказании о князьях Владимирских» в свою очередь обосновывалось происхождение династии Рюриковичей от римского императора Августа, титула «царь» от «цезарь».

При Иване Грозном в 16 веке произойдет окончательное огосударствление церкви, определенный отход от прежних духовных принципов православия. Церковь утвердит идеал абсолютного повиновения человека, утверждая тем самым полное бесправие людей перед властью. В Московии сложится своеобразная маргинальная модель культуры, не встраиваемая ни в европейский, ни в восточный тип. Воцарятся признаки азиатчины, деспотизма, восточного бюрократического централизма, презрительного отношения ко всякой производительной деятельности. Утвердится холопско-подданнический тип социальных связей, «чинность» человека: его оценка не по внутренним качествам и талантам, а по положению в обществе. Как проявление своеобразной «контркультуры» характерным явлением в Московской Руси станет юродство: мнимое безумие и самоуничижение человека, которое на самом деле означало обличение пороков и вечную русскую тоску по правде. Балансируя между смешным и серьезным, смех юродивых демонстрировал всю бессмысленность и нелепость существовавших социальных отношений.

Период 14-15 вв. нередко называют «зрелым средневековьем», хотя, с другой стороны, налицо были признаки особого культурного подъема, названного Д.Лихачевым «Славянским Предвозрождением ». К сожалению, в силу особых исторических причин, последнее так и не смогло перерасти в собственно эпоху Возрождения европейского типа.

Гуманистические идеалы Возрождения прежде всего нашли свое выражение в искусстве, в котором усиливались черты душевной тонкости, психологической самоуглубленности, творческого самовыражения. Новое мироощущение рождалось под религиозной оболочкой и в пределах возможностей средневекового художественного канона. Пробудился интерес к внутренней эмоциональной жизни, переживаниям в отличие от прежнего господства византийских художественных канонов. В иконах и фресках Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека господствуют светлые, гармонические, одухотворенные жизнерадостные образы. Русь впервые отчетливо явила свой образ в искусстве. В ликах святых стал узнаваем русский национальный тип лица. «Троица» А.Рублева в символических образах, характерных для мистического реализма, воплотила идею мира, согласия и единения. К концу 14 в. возник русский иконостас.

Художники ищут новые способы выражения совершенства, божественно-человеческой гармонии. В литературе Епифания Премудрого утверждается новый метод, названный учеными «абстрактным психологизмом ».

По словам Д.Лихачева, в центре внимания писателей конца 14-нач. 15 вв. оказались отдельные психологические состояния человека, его чувства, эмоциональные отклики на события внешнего мира. Но эти чувства еще не объединялись в характеры, не складывались в психологию. Индивидуальность человека по-прежнему была ограничена прямолинейным отнесением ее в одну из двух категорий – добрых или злых, положительных или отрицательных.

Постепенно укрепляются и культурные диалоги с Западом. Так, Иван III приглашает итальянских мастеров для строительства соборов Кремля: архитекторов Аристотеля Фиораванти (Успенский собор), Марко Фрязина, Пьетро Солари (Грановитая палата) и др. Появились и образцы нового шатрового зодчества (в их числе: церковь Вознесения в Коломенском, храм Василия Блаженного на Красной площади).

Для духовной жизни 16 века большую роль сыграл Стоглавый собор (1551г.). Он регламентировал искусство. Утвердив канонические образцы (Работы А.Рублева в иконописи, Успенский собор в Кремле – в архитектуре). В середине 16 века московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своего рода историческую энциклопедию – «Никоновскую летопись» («Лицевой свод»). В 16 веке появляется «Домострой» - памятник 16 века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Славянское Предвозрождение характеризуют стремления заново переосмыслить уроки своего прошлого, вернуться к духовному опыту собственной «Античности» - культуре Киевской Руси. Так, подвергается фундаментальной редакции Киево-Печерский патерик. Автор «Задонщины», посвященной победе на Куликовом поле, постоянно обращается к тексту «Слова о полку Игореве», проводя идею: рознь и вражда ведут к поражению, а слаженность и объединение - к победе.

Славянское Предвозрождение характеризуют слабые процессы обмирщения культуры. В Западной Европе, где позиции церкви постепенно ослабевали, переход Предвозрождения в Возрождение был связан с развитием в искусстве светских жанров, усилением гуманистического пафоса, с пафосом «открытия мира» в науке. На Руси светская художественная культура еще не родилась. Поэтому все тенденции предвозрожденческого характера были обусловлены религиозной спецификой художественного мышления. Более того, в силу внутренних причин, религиозное сознание будет только укрепляться, т.к. защита национальных основ культуры будет осуществляться под эгидой отечественной православной церкви.

Так, для УКРАИНЫ, оказавшейся после Люблинской Унии в ситуации постоянного внешнего культурного диктата (насильственной полонизации и окатоличивания) защита своей веры будет вместе с тем означать и защиту родного языка, своего исконного быта, памяти. После 1569 г. В Украине активно насаждались иная система социально-политического устройства, иная вера (католичество), иная языковая культура (латынь, польский), иная светская культура (шляхетская), иезуитские коллегии в образовательной жизни, иное летоисчисление (григорианский календарь), иные католические художественные каноны (например, в иконописи)..

Украинцев убеждали в «неполноценности» православной веры их отцов. Вера, язык, обычаи становились препятствием для честолюбивой украинской молодежи, для которой закрывался путь в высшие слои общества.

16-17 вв. в Украине и России были отмечены существенным религиозно-культурным расколом.

В Украине поводом к расколу стала Брестская уния 1596 года с ее идеей т.н. «объединения» православных церквей Украины и Белоруссии с католической церковью, а также с иллюзией о равных правах с католиками, о желанном духовном согласии. Однако большинство населения и духовенства не поддержали униатскую церковь. По-существу, уния отражала постоянные закулисные интриги, сговор и соглашательство украинской церковной и светской элиты.

Уния инициировала большой всплеск религиозно-полемической литературы в Украине, одним из ярких представителей которой стал Иван Вышенский, автор знаменитого обличительного «Послания к епископам».

В Московской Руси раскол и первая мировоззренческая драма были спровоцированы реформами патриарха Никона в 17 веке. В основе лежала идея исправления церковних книг с целью восстановить чистоту священных текстов. За основу исправления были взяты греческие новопечатные книги, в которых увидели латинские влияния. Взамен прежнего двухперстного вводилось трехперстное сложение пальцев при крещении. Старообрядцы (их духовный вождь – протопоп Авакум) не понимали, чем плох пружний уклад жизни, в чем надобность перемен. Возобладали апокалиптические настроения („Время скоро есть”). Старообрядцы предпочитали добровольный уход в пустынь, лесную глушь, огненное крещение, пост до смерти.

Московское общество впервые расколется на грекофильскую партию или „старомосковскую” (возглавляля Е.Славинецкий) и западническую или „латинствующую” (С.Полоцкий), на „никонианцев” и „старообрядцев”. Оба вождя – выходцы с Украины. Только в 1971 году на Соборе Русской православной церкви была снята анафема на старообрядчество.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: