Построение генеалогического древа.




Так как же построить семейное древо и составить свою родословную? Начнем с определения некоторых понятий. Генеалогическое древо или семейное древо - это схематическое изображение родственных связей в рамках некоторого рода в виде дерева, где корнем является родоначальник, а ветвями - линии его потомков.

Семейное древо можно строить в четырех направлениях: по линии отца – два направления и по линии матери – тоже два направления. Обычно, родословные строят по линии основной фамилии – продолжателю рода, но это совсем не обязательно. Необходимо знать своих родственников по всем направлениям.

Семейное древо можно построить как по восходящей схеме, так и по нисходящей схеме. Восходящее семейное древо начинается с потомков и идет к истокам, то есть к предкам. Нисходящее семейное древо, наоборот, берет свое начало с предков и продолжается потомками.

Составить родословную семьи и построить семейное древо, начиная с далеких предков, от самых истоков - задача достаточно сложная, в полном объеме она подвластна только крупным специалистам в области генеалогии, да и то, далеко не всегда. Но составить пусть не совсем точное, не очень глубокое семейное древо, состоящее из нескольких поколений предков, при желании может каждый человек, причем абсолютно бесплатно.

Приступая к составлению родословной, начинающий исследователь, прежде всего, должен внимательно изучить семейный архив. Собрать и проанализировать документы (и их копии), сохранившиеся от родителей, бабушек, дедушек и других родственников, фотографии и воспоминания старших членов семьи. Особенно интересны семейные воспоминания и предания, старинные фотографии. Они содержат ценнейшую, уникальную информацию, которую невозможно обнаружить в официальных документах: внешний вид предков, их привычки, манеры речи и поведения, отношение к окружающему миру, работе, людям.

Первое, что для этого нужно сделать - узнать и записать биографии самых ближайших родственников и, естественно, прорисовать родственные связи на ближайших поколениях. Родственники старших поколений могут рассказать о своих ближайших предках, которых сейчас, скорее всего, уже нет в живых. Тем самым к родословной семьи добавятся еще 1-2 поколения предков. В такой цепочке обязательно появятся дальние родственники из ближайших поколений, которые также своей информацией могут пополнить звенья семейного древа. Важнейшим этапом при составлении родословной станет поиск людей, которые могут быть вашими родственниками, а, следовательно, и звеньями семейного древа.

Конечно, сейчас существует множество сервисов, особенно в Интернете, которые предлагают свои услуги по составлению родословной и созданию генеалогического или семейного древа. Но, воспользовавшись подобными услугами, человек, в лучшем случае, получает только конечный результат: своё семейное древо с информацией о предках и родословную семьи. На самом же деле наиболее интересен сам процесс построения семейного древа, само изучение истории предков и составление родословной. Ведь важно не просто нарисовать семейное древо, а важно понять, чем жили наши предки, каковы семейные традиции, характеры, присущие нашим предкам. Возможно, изучая родословную семьи, удастся определить виды деятельности, где наши предки добивались успехов, или, наоборот, терпели неудачи. Может быть, построение семейного древа покажет, что музыкальные способности детей - это не случайность, ими обладало большинство ваших предков, и именно их нужно развивать у дочери или сына. Может быть, родословная семьи подскажет какие-либо закономерности, касающиеся генетики вашего рода: продолжительность жизни ваших предков, наследственные болезни и т.д. То есть, по большому счёту, изучение родословной семьи, истории предков и построение семейного древа, - это может оказаться не только интересным и увлекательным занятием, но еще и дать весьма полезную информацию для нас и наших потомков.

При отсутствии в домашнем архиве документальных данных старшие родственники могут подсказать место и время рождения, крещения, бракосочетания и смерти предков, которые затем можно подтвердить (или опровергнуть) в государственных архивах.

И вот только тогда, когда, собрав все возможные о своих ближайших предках и огромным желанием узнать о более ранних, Вы можете отправиться в архив. Но для работы в архиве нужно знать основные понятия.

Архивы – это государственные учреждения, хранящие документальные материалы.

Исследовательская работа в архиве имеет ряд особенностей. Прежде всего, необходимо усвоить три основные понятия: фонд, опись, дело.

Все документы в архивах распределены по фондам.

Архивным фондом называется комплекс документов, образовавшихся в результате деятельности учреждения или организации. У каждого фонда имеется название и свой номер. Так, для Глазовского уезда - это фонд №134, в котором сформировано большинство документов, касающихся родословных, за период с 1750 года по 1900 год.

На документы каждого фонда составлена опись (или несколько описей), в которую и записаны заголовки конкретных дел. Опись – это архивный справочник, представляющих собой систематизированный перечень дел, раскрывающий их состав и содержание. Так, для фонда 134 – опись фонда 134, содержащая несколько сотен документов.

Дело представляет собой совокупность документов (или 1 документ), относящихся к определенному направлению или вопросу деятельности учреждения.

 

 

Фото 2. Архивные документы.

 

При составлении родословной источником могут служить документы самых разнообразных фондов. Последовательность обращения к различным документам зависит от конкретных особенностей и полноты имеющихся у вас сведений.

Для успешной работы с архивными документами, при составлении родословной необходимо четко знать: на территории какого уезда, стана, волости, сельского общества располагались интересующие Вас деревни, починки, название прихода, т.е. село и церковь в нем, прихожанами которой были Ваши предки.

Сложность заключается в том, что, не смотря на определенную стабильность административно-территориального деления, существовавшего с конца XVIII в. до начала XX в., границы уездов и волостей подвергались некоторым изменениям. Село, деревня или починок могли переходить также из прихода в приход.

И только четко представляя административно-территориальное деление, можно приступить к самому интересному – обратиться к документам, которые своеобразным почерком XVIII-XIX вв. внесены дорогие сердцу имена и фамилии. Поскольку главным населением Вятского края являлись крестьяне, то генеалогическими источниками являются в основном традиционные для данной группы населения это:

для XVI–XVII вв. - писцовые, переписные и дозорные книги;

для XVIII–XIX вв. – ревизские сказки, метрические книги, исповедные росписи, посемейные списки, учетные документы церковного происхождения, документы статистического учета, судебная документация, документы воинского учета, переселенческие документы, материалы Переписи домовладельцев, землевладельцев и владельцев лошадей Вятской губернии (1891 год) и материалы Первой Всеобщей переписи населения Российской империи (1897 год) и пр.;

для XX в. - материалы второй Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года, документы ЗАГСов, учетные документы церковного происхождения, документы статистического учета, переселенческие документы, судебная документация, документы воинского учета, похозяйственные карточки, материалы переписи населения СССР 1926 года, выписки из местных, районных и колхозных газет, особенно за период конца 1920-х – начала 1940-х годов и пр.

Едва ли не самой ценной группой источников для генеалогических исследований являются документы актов гражданского состояния. Под актами гражданского состояния в настоящее время понимается регистрация и учет в установленных законом органах (отделах ЗАГС и их заменяющих) фактов рождения, смерти, заключения и расторжения брака, усыновления, установления отцовства, перемены имени, отчества и фамилии.

Подобная регистрация раньше повсеместно находилась в ведении церкви. В России церковный учет православного населения был введен петровским указом 14 апреля 1702 года «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших».

В мае 1722 года прибавления к «духовному регламенту» установили обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской Империи. А в 1724 году Синодом была разработана форма метрических книг.

Однако правильное ведение метрических книг установилось не сразу. В 1806 году были введены печатные формы книг. А формуляр метрических книг, просуществовавших всю дальнейшую их историю, был окончательно утвержден лишь в 1838 году. Часто можно встретить как общие метрические книги (содержавшие все три части), так и отдельно метрики о рождении, о браке, о разводе (разводы в то время были редкостью и оформлялись лишь через духовную консисторию), о смерти.

К 20-м годам ХХ в. запись актов гражданского состояния была распространена практически на все население России.

Первичные метрические книги хранились по месту их возникновения. Обычно раз в год священнослужители снимали с записей копии и отсылали их в соответствующие консистории – центры управления епархией. В Православной Церкви территориальные границы епархий, как правило, совпадали с губернскими и областными. Все губернии (в церковном отношении) делились на благочиния (районы), а те – на приходы.

Три главных события в жизни человека: рождение, бракосочетание и смерть, определили деление церковных метрических книг на три части. И, несмотря на то, что формы заполнения метрических книг довольно часто менялись, в большинстве случаев записи заключали в себе следующие сведения:

1. О родившихся. Дата рождения и крещения ребенка, имя, место жительства, сословие, род деятельности, фамилия, имя, отчество отца ребенка, а также имя и отчество матери, обязательное указание на законность брака и вероисповедания обоих родителей, социальная принадлежность восприемников (крестных отца и матери), их фамилии, имена и отчества, а также место жительства; имена священника и причта, совершивших таинство; если позже выдавалось повторное свидетельство, то на полях ставилась пометка о времени его выдачи.

2. О бракосочетавшихся. Точная дата совершения таинства; место жительства, сословие, имя, отчество, фамилия жениха с указанием возраста, вероисповедания и очередности брака; место жительства, сословие, имя, отчество отца (в случае первого ее брака) невесты, ее имя с указанием возраста, вероисповедания и очередности брака (в случае повторного брака сообщается чья она вдова или разведенная жена); имена священника причта, совершивших таинство; место жительства, сословие, имя, отчество, фамилии поручителей с указанием вероисповедания и кто подписался.

3. Об умерших. Точная дата смерти и погребения; место жительства, сословие, имя, отчество и фамилия умершего (для младенцев и малолетних указывался отец, при отсутствии отца – мать, для женщин указывался статус ее мужа; возраст умершего (в разных столбцах для мужчин и женщин); причина смерти; имена священника и причта, совершивших обряд погребения и указание места погребения.

Церковные метрические книги церковного происхождения являются наиболее массовыми и важными документами для написания родословной различных социальных групп России за период XVIII – начала XX вв.

В Государственном архиве Кировской области (ГАКО), в фонде Вятской духовной консистории, первые сохранившиеся вятские метрические книги датируются 1724 годом. По большинству приходов метрические книги имеются в наличии, начиная с 1749 года.

Они описаны в 4-х описях: оп. 75 – книги за 1735–1848 годы; оп. 73 – книги за 1849–1865 годы; оп. 226 – книги за 1883–1918 годы; оп. 227 – книги за 1856 – 1938 годы.

Большинство метрических книг являются консисторским экземпляром, но встречаются и приходские, и черновые.

В Центральном государственном архиве Удмуртской республики(ЦГА УР) метрически книги не некоторым приходам имеются, начиная с 1754 года. Состав и содержание фондов архива для удобства поиска представлены согласно справочнику «Православные храмы Удмуртии ». Зная время и место проживания ваших родственников, поиск описи и фонда по этому справочнику не составит большого труда. Поиск можно вести как по названию места проживания, так и по церкви, в приход которой входил этот населенный пункт.

К сожалению, имеется «зияющий провал истории » в вятских метриках (и г. Кирове и г. Ижевске) за 1866–1890 годы, которые были уничтожены, вероятнее всего, в 1929 году (но имеются и другие версии).

 

 

Фото 3. Одна из метрических книг записи за 1862 год (ЦГА УР).

 

Фото 4. Разворот метрической книги родившихся за 1862 год.

 

Выписки из «Метрической книги прихожан по приходам Преображенского собора г. Глазова за 1803 год»

А так ранее производилась запись о рождении ребенка:

Фото 5. Запись о рождении ребенка.

Запись о рождении ребенка в метрической книге включает:

- дату рождения,

- дату крещения,

- пол ребенка,

- имя новорожденного,

- фамилию, имена и отчества отца и матери (до 1831 года только отца),

- место проживания,

- фамилии, имена и отчества восприемников (крестных),

- фамилию и имя священнослужителя, совершившего обряд крещения.

 

В метрических книгах можно встретить много интересных фактов, например:

 

Фото 6. Даже встречались долгожители.

 

 
 


Фото 7. Близнецы Гавриилы.

 

 

 

Фото 8. Все имена девочек – Матроны.

Фото 9. В январе по Святкам все Татьяны.

Фото 10. Запись в метрической книге о бракосочетающихся.

Запись о браке указывает имена, отчества и фамилии, возраст жениха и невесты, какой по счету брак, сведения о месте рождения обоих, о родителях и поручителях, какого вероисповедания, фамилию и имя священнослужителя, совершавшего обряд венчания.

Разводы были редкостью и оформлялись через духовную консисторию.

Фото 11. Запись в метрической книге об умерших.

В 1803 году так выглядела запись об умершем (обратите внимание – Петру было 99 лет!).

Фото 12. Запись в метрической книге об умершем.

В запись об умершем входят даты смерти и погребения, фамилия, имя, отчество, место жительства, социальное положение, (у женщины – указываются фамилия и имя мужа), возраст умершего и причина смерти. В старину на Руси любая немощь или болезнь звалась лихорадкой. По характеру симптомов она подразделялась на ноету, сухоту, потяготу, блевоту, слепоту, ломоту, трясовицу, жар. Весенние лихорадки назывались одним общим словом – весенницы.

В причинах смерти указывалось: от горячки, от родимца, от чахотки, от оспы, от поноса, от простуды. В метриках нередко можно было встретить записи таких причин смерти, как «старость», «кашель», «колотье», «боль в животе», «боль в груди» или рвота. Особенно большая смертность была с мая по сентябрь от поноса. А если человек доживал до 40-45 лет, то смерть его была уже «натурально».

По-видимому, диагностика часто производилась самими священниками или записывалась со слов родственников умершего, и ее итог нередко зависел от их образованности, компетенции и эрудиции.

Например, неизвестно, что подразумевали священники, записывая в графу «Причина смерти» - «от родимца» (наиболее распространенная причина детской смерти). В этимологических словарях ХIХ столетия находим следующее понятие: «Родимец, родимчик – падучая младенца, или, вернее, воспаление мозга с корчами, пострел, паралич», «родимец – «черт». В народе существовало понятие о 12 «детских родимцах»: «костеной, жиловой, сердечный, головной, внутренний, давучий, трепучий» и др. Против родимца существовали различные заговоры. В них говорилось: «Все 12 родимцев, и все 12 худимцев, и все 12 ветреных переломивцев сними с тела белого, с очей ясных, с лица белого, с легкого, с печени, с ретивого сердца и со всей алой крови, со всех внутренностей».

Скорее всего, в понятие «родимец» вкладывались различные значения. Его можно классифицировать как народное название детской болезни, связанной с поражением центральной нервной системы, эпилепсию, тяжелую форму рахита, вызванную недостатком кальция в организме. Основной причиной этого заболевания могли служить внешние факторы: плохое питание, отсутствие или недостаток света и свежего воздуха, небрежный уход за ребенком. Результатом становились судороги, младенцу было нечем дышать, и он умирал.

До 1802 года каждый священник самостоятельно вел свою метрическую книгу, вследствие чего в одном приходе за один год их может быть две или три.

Метрические книги составлялись в двух экземплярах. Первый («черновой») оставался в церкви, второй («беловой») направлялся в духовную консисторию. Оттуда беловой экземпляр передавался на постоянное хранение в госархив. Но встречала и две, и три, и даже четыре метрические книги! Сохранившиеся черновые метрические книги можно обнаружить также в районных бюро ЗАГС, музеях и библиотеках.

В конце каждой метрической книги за год составлялась таблица со сводными данными по количеству рожденных, умерших (с разбивкой по возрасту) и бракосочетавшихся.

Вот, например, данные метрической книги Свято-Троицкой церкви

(с. Верх-Парзи) Ключевской волости Глазовского уезда:

 

«Метрическая книга Свято-Троицкой церкви за 1890 год »

(ЦГА УР ф.13, оп.1, д.35, на 192 л.):

Родилось за год:

Всего - 453 человека (м. -234, ж. - 219);

незаконнорожденных – 4 человека (м. - 3, ж. -1);

браков заключило – 176 человек;

умерло: всего – 334 человека (м. -143, ж. – 191), в том числе:

 

до года всего - 160 чел. (м. -74, ж. - 86),

1-5 всего - 92 чел. (м. - 42, ж. - 50),

5-10 всего - 6 чел. (м. - 3, ж. – 3),

10-15 всего - 5 чел. (м. - 3, ж. - 2),

15-20 всего - 4 чел. (м. - 0, ж. – 4),

20-25 всего - 7 чел. (м. - 3, ж. – 4),

25-30 всего - 5 чел. (м. – 4, ж. – 1),

30-35 всего - 4 чел. (м. – 2, ж. – 2),

35-40 всего - 7 чел. (м. - 1, ж. - 6),

40-45 всего - 6 чел. (м. - 2, ж. – 4),

45-50 всего - 6 чел. (м. - 1, ж. – 5)

55-60 всего - 4 чел. (м. - 2, ж. – 2),

60-65 всего - 11 чел. (м. - 1, ж. – 10),

65-70 всего - 8 чел. (м. – 3, ж. - 5),

70-75 всего - 2 чел. (м. - 1, ж. – 1),

75-80 всего - 1 чел. (м. – 0, ж. - 1).

 

 

Вот как выглядела сводная ведомость в одной из метрической книги за год:

 

 

Фото 13. Сводная таблица метрической книги за год.

 

Писцовые, переписные и дозорные книги хранятся в РГАДА (Российский государственный архив древних актов) — крупнейшее российское хранилище русских манускриптов, документов и печатных книг средневековой Руси XI-XVII вв., XVIII в., а также XIX и начала XX веков. Расположен в Москве по улице Большая Пироговская, д. 17, в основном в фонде Поместного приказа.

В Госархиве Кировской области в фонде Вятской ученой архивной комиссии имеются копии некоторых уникальных генеалогических источников XVI – XVII вв. – писцовых и переписных книг. Среди них – дозорная книга стана Вобловичи Слободского уезда 1595 – 1596 годов, писцовые книги 1628 – 1629 годов, перепись 1678 года, опубликованные в «Трудах Вятской ученой архивной комиссии».

Различна и судьба, поступивших на хранение, консисторских и церковных экземпляров метрических книг: первые в настоящее время хранятся в фондах Духовных консисторий областных (или республиканских) архивов, вторые – в фондах церквей или местных (районных, городских) архивов.

При работе с метрическими книгами необходимо знать, что консисторский экземпляр, включающий метрические записи рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города, и достигает порой до 2000 листов. Приходский экземпляр имеет иную структуру. Он включает записи рождений, браков и смертей только одного прихода за год или за несколько лет. Объем приходской метрической книги чаще всего составляет 200-300 листов.

Еще одним документом церковного происхождения, важнейшим источником по родословию любой православной семьи, позволяющим определить близкие родственные связи, являются - исповедные росписи (ведомости) (ГАКО ф.237, оп.71) или духовные росписи (в ЦГА УР). Они сохранились с 1749 по 1875 год. Документы за более поздние годы, вероятнее всего, были уничтожены в 1929 году.

Первая инструкция о ведении исповедных ведомостей относится к 1697 году. Форма их была первоначально самой простой: каждый причт обязан был вести у себя три именных списка. В первый вносились все прихожане, бывшие на исповеди, во второй - не бывшие, в третий – раскольники. Форму исповедных ведомостей, сохранившуюся до конца их существования практически неизменной, определил указ 1737 года. Ежегодно священником каждой православной приходской церкви составлялись исповедные ведомости – именные списки прихожан, вывших и не бывших на исповеди.

Преимущественным временем исповеди был Великий пост — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста, так или иначе, связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии (так в 2016 году с 14 марта по 30 апреля, в 2017 году с 27 февраля по 15 апреля).

 

Фото 14. Так выглядит дело «Духовные росписи…» за 1849 год (лист 1).

 

Фото 15. Так выглядит дело «Духовные росписи…» за 1849 год (лист 2).

 

Тем, кто не успевал исповедоваться во время Великого поста, разрешалось сделать это в любое другое время. Как правило, это были посты Петровский, Успенский и Рождественский. Формуляр исповедных росписей был следующим: в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов, во второй – число в них людей, раздельно мужчин и женщин. Фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов семьи: для супругов указывались имя и отчество, а для их детей – только имя. Если один из супругов уже умер, то в отношении оставшегося в живых показывалось «вдовство» (это позволяло проверять факт смерти при отсутствии записи в метрической книге). Далее показывалось отдельно для мужчин и женщин количество лет на данный год каждого члена семьи. В росписи вносили имена всех детей старше года, но при этом в графе об исповеди священник ставил прочерк или писал, что по малолетству на исповеди не был. Остальные графы генеалогической информации не содержали, а касались только исповеди.

 

Фото 16. Один из листов «Духовных росписей…» за 1849 год.

Исповедную роспись подписывал не только настоятель храма, но и весь его причт. Официально исповедные росписи прекратили свое существование в 1917 году, но в отдельных храмах священники продолжали их вести, поэтому в фондах церквей, духовных правлений, епархиальных управлений и духовных консисторий сохранились Исповедные росписи за более поздний период. Особенностью исповедных ведомостей является то, что в начале записи о том или ином приходе идут священники (причт церкви) и члены их семей, затем, если есть, дворяне и члены их семей, военные и члены их семей, а потом уже остальные прихожане.

В первой половине ХVI века на Руси появляются общины, объединяющие свободных крестьян. Каждый крестьянин даже должен был принадлежать к какой-нибудь из этих общин. Вне их находились только бродяги. Форма владения земли была надельная общинная. Община делила ее по мужским душам, т.е. наделяла работоспособных мужчин с 15 лет пахотной и другой землей, за пользование которой, крестьяне платили оброк в казну. Поэтому надел земли каждой семьи зависел от количества мужского пола в семье. Если в семье родились только девочки, то приходилось родителям даже брать мальчика-приимка для того, чтобы получить дополнительный надел земли.

 

 

Фото 17. Фрагмент «Духовных росписей» за 1834 год (лист 1).

 

Если в семье рождались и мальчики, и девочки – это была самая счастливая семья: и надела земли и работы хватало для всех.

 

 

Фото 18. Фрагмент «Духовных росписей» за 1834 год (лист 2).

 

Самый достоверный документ, подтверждающий действительное проживание жителей в том или ином населенном пункте – переписная ведомость. Ранее такие переписные ведомости назывались ревизскими сказками.

Что представляет собой ревизская сказка? Это сообщение о составе жителей того или иного двора, как правило, связанных родственными отношениями. Форма сказки и состав сведений неоднократно менялся, но основные данные оставались достаточно стабильными: имя, отчество и фамилия (при ее наличии) владельца двора, его сословная принадлежность, возраст по предыдущей ревизии и текущий возраст; затем – имя и отчество членов семьи с указанием возраста (для мужчин еще и возраст по предыдущей ревизии), отношение в главе семьи (сын, зять, сноха, сестра, племянник и т.д.); причины выбытия из тягла (умер, отселен, в рекрутах и т.п.). В ряде случаев указывалась национальность (по I - V ревизиям), физические недостатки (увечен, слеп) (по I ревизии), а для некоторых категорий населения вносятся сведения о специальности (сказки VII ревизии).

Ревизская сказка – это единовременный срез четырех-пяти поколений любой семьи, имеющей отношение к податному сословию, независимо от вероисповедания. На основе внимательного изучения и сопоставления ревизских сказок за разные годы можно проследить родословную не только по мужской, но и по женской линиям. Это особенно существенно, если отсутствуют метрические книги за необходимый период. Также на основе отчеств (многие крестьянские семьи долго не имели устоявшейся фамилии) быстрее восстанавливаются «бесфамильные» родословные, что намного сложнее сделать по метрикам.

На Руси регулярный подтвержденный учет населения начался еще во времена татаро-монгольского нашествия. Учет в то время был похозяйственным: подсчитывались для обложения данью дома, или «дымы». Первая перепись, произведенная татарами относиться к 1245 году.

В период татаро-монгольского ига в 1245, 1257, 1259 и 1273, по требованию татарских ханов для определения размеров дани был произведен учет населения некоторых русских княжеств. Учитывались для обложения данью дома, или «дымы». Летописи древнейшего периода подчеркивают, что, хотя татары и «изочтоша всю русскую землю», однако «не чтоша попов, черицев и кто служил святым церквам», т.е. ту категорию населения, которая была освобождена от взимания дани.

В 1275 году князь Василий Ярославский сам отвез дань в орду, татарские «численники» перестали приезжать на Русь для переписей населения, и учитывать население стали сами русские князья.

С конца ХV в. сначала в Новгородской земле, а затем в повсюду в Московском государстве получает распространение новый вид учета - так называемое, сошное письмо - это систематизированный свод сведений с указанием наличия на описываемых землях дворов и живущих в них людей по их состояниям. Этот вид учета оставил множество документов, древнейшим из которых являются Новгородские писцовые книги. Писцовые описания выявляли только владельцев дворов. Единицей налогового обложения был земельный участок, производительно использовавшийся в хозяйстве, и учет населения носил поземельный характер.

Вслед за переписью 1245 года было произведено еще три переписи, примерно через 14 лет каждая. Меняющийся характер единиц обложения («со двора», «с мужа», «с дыма», «с плуга» и т. д.) отражался на характере собираемых сведений. Переписи не были всеобщими, так как они не включали часть населения, освобожденную от обложения. Летописи древнейшего периода подчеркивают, что, хотя татары и «изочтоша всю русскую землю», однако «не чтоша попов, черицев и кто служил святым церквам», то есть ту привилегированную категорию населения, которая была освобождена от взимания дани.

Необходимость превращения похозяйственных записей в юридический документ обуславливала собой правильность записей, подтверждением со стороны облагаемого дома-хозяйства. Далеко не всегда в «числах» правильно воспроизводились элементы хозяйства и по признанию летописца, «творяху бо себе бояре добро, а меньшим бе зло», что вызывало протесты облагаемых и необходимость повторных описаний.

В России в XIV-XVI вв. имели место земельно-хозяйственные описания. Результаты их фиксировались в так называемых писцовых книгах. Значение писцовых книг, как документов, на основе которых производиться обложение, усиливается, но они начинают носить характер поземельных описей.

Первые переписи населения учитывали только взрослое мужское население и не включали представителей сословий, которые были освобождены от обложения податями (к привилегированной категории относились, например, дворяне и служители церкви).

В ХVII в. единицей налогообложения стало хозяйство, которое называлось «двор», а учет населения получил название «подворных» переписей.

Перепись 1710 года, произведённая при Петре, носила черты подворной переписи, но результаты её, вскрыв катастрофическое сокращение податных дворов, поставили Петра перед фактом возможного резкого сокращения государственных податей. В переписи 1710 года была сделана попытка записывать оба пола. От переписи 1678 года до переписи 1710 года численность податных хозяйств сократилась на 19,5%. Пётр отверг результаты переписи 1710 года и приказал принимать подати по книгам 1678 года. Одновременно он приказал произвести новую перепись, известную под именем «ландратской» (по имени должностных лиц, стоящих во главе губернии) в течение 1716 и 1717 годов. Произведённая в ряде губерний эта перепись показала различный процесс движения дворов и населения. Если раньше, с целью относительного сокращения налогов, были замечены массовые случаи формального объединения дворов, то ландратская перепись числовой характеристикой доказала это: процесс изменения хозяйств в сторону увеличения или уменьшения шёл значительно медленнее, нежели процесс изменения численности населения.

Сама перепись предопределяла резко отрицательное отношение со стороны населения, и даже жесточайшие наказания за утайку не давали правительству желаемых результатов. Множество ошибок происходило из-за невежества и небрежности переписчиков, а также из-за взяток переписчикам за пропущенные дворы. С другой стороны, за не дачу взятки пустые дворы записывались как жилые, были случаи пропусков целых деревень или одно и то же село переписывалось дважды. Фискальная цель переписи и злоупотребления писцов приводили иногда к восстаниям, например, в 1678 году в «украйных» городах.

26 ноября 1718 года Пётр Великий издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола…». Указ положил начало новой системе учета населения – «подушной» переписи. Новая система учета стала называться «ревизией», а составлявшиеся в ходе ревизии списки податных сословий – «ревизскими сказками». Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трёх лет были подвергнуты проверке — «ревизии».

С тех пор учёты населения в России стали называться «ревизиями». Они давали очень неточные сведения о населении, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписных» из податных сословий — людей, числившихся в списках для уплаты подати налога. По этой же причине они тянулись очень долго: помещики не торопились делиться с государством трудом податного населения и задерживали подачу ревизских «сказок».

Прямая цель ревизий состояла в учете мужского населения, знание численности которого было необходимо для соображений фискально-финансового характера. Активная внешняя политика Петра I, преображение армии, создание флота, строительство заводов, городов требовали проведения рекрутских наборов и огромных денежных затрат. Ревизии проводились на протяжении почти полутора веков. Всего в России прошло десять ревизий, последняя – в 1856 году. Иногда проводились и дополнительные, по отдельным территориям.

По годам переписи можно распределить следующим образом:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: